МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 Г. КИЗИЛЮРТ
РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО ФИЗИКЕ В 8 КЛАССЕ
«Решение задач на тему
«Изменение агрегатных состояний вещества»
Подготовила и провела: Раджабова Асия Кадиевна
учитель математики и физики
МКОУ «СОШ№8» г. Кизилюрт
2021 год
Пояснительная записка.
Данная разработка урока предназначена для проведения урока физики в 8 классе общеобразовательной школы.
Учебным планом в год запланировано 68 уроков физики, в неделю - 2 часа.
Используемый учебник: Физика. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /А.В. Перышкин. – 17-е изд., М.: Дрофа, 2017.
Тема урока: Решение задач по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Цель урока: развивать умение применять теоретические знания при решении задач по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»; отработать навык решения типовых задач на расчет количества теплоты; развивать логическое мышление учеников, их пространственное воображение; Совершенствовать рефлексию учащихся о собственных способах решения задач, воспитывать аккуратность, внимание.
Технологии: здоровьесберегающие, информационно – коммуникационные, разноуровневой дифференциации, исследовательские .
Виды деятельности (элементы содержания, контроль): формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: коллективная работа с использованием интерактивной доски; индивидуальная и парная работа с текстами задач; самостоятельная работа с дидактическим материалом и таблицами, взаимопроверка по алгоритму проведения взаимопроверки; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться решать задачи, используя формулы для нахождения количества теплоты, полученного или отданного телом в процессе теплообмена, плавления, кристаллизации, испарения и конденсации; научиться применять знание математики в процессе решения уравнений, овладеть научным подходом к решению различных задач.
Метапредметные:
Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной точностью.
Регулятивные: выполнять действия по образцу, оценивать и корректировать их.
Познавательные: искать информацию, формировать навыки смыслового чтения.
Личностные УУД: формирование умения перевода единиц измерения в единицы СИ и обратно.
Оборудование: - компьютер, экран, мультимедийный проектор; презентация «Решение задач. Изменение агрегатных состояний вещества»; раздаточный материал (для каждого ученика): карточки с задачами, таблица со справочными данными.
Ход урока:
Этап урока (время) | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Организационный момент (1 мин) | Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. | Настраиваются на учебную деятельность. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (4 мин) | . Мы продолжаем разговор о тепловых явлениях, то есть тех явлениях, которые связаны с изменением температуры или изменениях агрегатных состояний вещества. Чтобы работа была более продуктивной, объединитесь в пары. Молодцы. Давайте сейчас откроем тетради, на полях запишем сегодняшнее число и тему нашего урока: Решение задач на тему «Изменение агрегатных состояний вещества». Подумайте и скажите, какие цели вы могли бы сформулировать для нашего урока. | Тема: решение задач. Решать задачи Чтобы подготовиться к контрольной работе, ликвидировать пробелы в теме, закрепить знания по пройденным темам. |
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. (5мин) | Для решения задач нам понадобятся знания формул, обозначений и единиц измерений. Возьмите листы с таблицами, которые вам нужно заполнить. Работу выполняйте парами в течении 3 – 5 минут. Потом проверим. (Приложение 1) | Заполняют таблицы Осуществляют проверку. |
Практическое применение знаний. (10 мин) | 1. Какое количество теплоты необходимо для плавления 0,5кг льда. Начальная температура льда -100С. Дано: m = 0,5 кг t1 = -100C cл = 2100 λ = 3,4 . 105 t2 = 00С | Решение: Q1= cл. m (t1 – t2) – количество теплоты, которое идет на нагрев льда. Q2= λ.m – количество теплоты, которое идет на плавление льда Q = Q1 + Q2 – общее количество теплоты, которое идет на то, чтобы лёд расплавить Q = 2100 . 0,5 . 10 + 3,4 . 105 . 0,5 = = 180,5 кДж Ответ: Q = 180,5 кДж | Q -? | | Решают задачу |
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (20 мин) | А сейчас мы с вами вспомним о самом удивительном веществе на Земле. Что это за вещество? (вода) Что вы можете рассказать об агрегатных состояниях воды? Молодцы. А назовите, как называются в природе различные виды воды в твердом состоянии (снег, иней, лед и т.д.) Что вы знаете о снеге? Почему плотность льда отличается от плотности снега? Почему значения плотности снега нет в справочных материалах по физике в школьном учебнике? Как определить плотность снега? В каких жизненных ситуациях нам могут понадобиться знания о снеге? Давайте вместе придумаем физическую задачу, где будет смоделирована такая жизненная ситуация. Учитель корректирует формулировку задачи. Пример возможной задачи: Сколько снега нужно растопить, чтобы получить 6 литров воды? Какая масса дров потребуется, если этот снег нужно растопить и вскипятить? (потери энергии составляют 40%). Класс делится на 3 группы: 1 группа решает для свежевыпавшнего снега; 2 группа - для снега через 3 дня; 3 группа – для снега через 6 дней. Данные берутся из справочных материалов к уроку (Приложение 2). Учитель принимает отчеты групп, комментирует выполненную работу. | Отвечают на вопросы. Моделируют ситуацию. Придумывают задачу. Проводят мини исследовательскую работу. Группы отчитываются о проделанной работе. |
Рефлексия (4 мин) | Обучающиеся активно работающие на уроке получают отметки в журнал по усмотрению учителя. Подводя итоги урока, учитель предлагает обучающимся заполнить лист самооценки (Приложение 3). Затем собирает листы и благодарит обучающихся за работу на уроке. | Высказывают свое мнение, оценивают свою работу и работу одноклассников. |
Информация о домашнем задании (1 мин) | Молодцы. В качестве домашнего задания я вам предлагаю решить 2 задачи по данной теме. Количество задач вы выбираете самостоятельно. Условия задач и их решение вы оформляете в тетрадях. (Приложение 4.) Всем спасибо за урок. До свидания. | Записывают домашнее задание |
Список литературы
Интерактивный курс «Физика, 7-11 классы». - М.: Физикон, ЗАО «Новый диск», 2005.
Гальперштейн Л.Я. Занимательная физика. Школьнику для развития интеллекта. - М.: Издательский дом «РОСМЭН», 2000.
Ланина И.Я. «Не уроком единым. Развитие интереса к физике» - М.: Просвещение, 1991.
Мультимедийное учебное пособие нового образца. Электронная библиотека. Физика. Основная школа. 7-9 классы. Ч. I. - М.: Просвещение. 2003.
Перышкин А.В. Физика. 8 класс. - М.: Дрофа, 2017.
Приложение 1.
№ | Процесс | Формула для расчета количества теплоты |
1 | Нагревание | |
2 | Плавление | |
3 | Парообразование | |
4 | Сгорание | |
5 | Конденсация | |
6 | Отвердевание | |
7 | Охлаждение | |
№ | Название физических величин | Обозначение физических величин | Единицы измерения физических величин в СИ |
1 | Количество теплоты | | |
2 | Масса | | |
3 | Температура | | |
4 | Удельная теплоемкость | | |
5 | Удельная теплота плавления | | |
6 | Удельная теплота сгорания топлива | | |
7 | Удельная теплота парообразования | | |
Приложение 2.
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Удельная теплота сгорания сухих дров - 8,4 * 106 Дж/кг
Удельная теплоемкость некоторых веществ Дж/кг* 0С
Вода | 4200 |
Лед | 2100 |
Водяной пар | 2050 |
Удельная теплота плавления некоторых веществ, Дж/кг
Лед | |
Удельная теплота парообразования некоторых веществ, Дж/кг
Вода | |
Вещество | Температура плавления, 0С | Температура кипения, 0С |
Вода | 0 | 100 |
Приложение 3
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
ученика 8 класса _____________________________________________
№ п/п | Наименование | Знаю | Понимаю | Применяю | Умею | Испытываю трудности | Не понимаю |
1. | Теоретический материал по плавлению и кристаллизации | | | | | | |
2. | Основные формулы | | | | | | |
3. | Задачи на расчет количества теплоты при плавлении | | | | | | |
Необходимо провести консультацию по теме: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 4.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
(НА ВЫБОР – ОДНУ ИЛИ ДВЕ ЗАДАЧИ)
Задача № 1
Какое количество теплоты выделит 1 кг пара при 1000С, если его обратить в воду и затем охладить полученную воду до 00С?
Схема решения задачи
Анализ:
О каких телах идет речь в задаче?
Какие процессы с ними происходят?
Решение:
Запишите формулы для расчета:
1) Количества теплоты, выделяющегося при конденсации пара
2) Количества теплоты, выделяющегося при охлаждении жидкости
Запишите формулу нахождения общего количества теплоты, выделяемого при этих процессах
Подставьте числовые значения в формулы, выполните расчеты.
Запишите ответ.
Задача № 2
Какое количество теплоты требуется, чтобы лед массой 2 кг, взятый при температуре – 100С, обратить в пар при 1000С?
Схема решения задачи
Анализ:
О каких телах идет речь в задаче?
Какие процессы с ними происходят?
Решение:
Запишите формулы для расчета:
1) Количества теплоты, необходимого для нагревания твердого тела
2) Количества теплоты, необходимого для плавления твердого тела
3) Количества теплоты, необходимого для нагревания жидкости
4)Количества теплоты, необходимого для превращения жидкости в пар
Запишите формулу нахождения общего количества теплоты, необходимого при этих процессах
Подставьте числовые значения в формулы, выполните расчеты.
Запишите ответ.