СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по физике на тему: "Сообщающиеся сосуды" 7 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение приборов для объяснения темы: "Сообщающиеся сосуды"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по физике на тему: "Сообщающиеся сосуды" 7 класс»

СООБЩАЮЩИЕСЯ СОСУДЫ

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда и изучение закона Паскаля на природе однородных и разнородных жидкостей.

Задачи урока:

  • сформировать понятие о сообщающихся сосудах и их свойствах

  • развивать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе;

  • воспитывать культуру поведения при проведении экспериментов.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, записи на доске, различные виды сообщающихся сосудов, лейка, чайник, презентация к уроку.

Ход урока

I Организационный момент (1 мин)

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.

II Мотивация (5 мин)

Наш город Ковылкино – город Воинской Славы, поражает жителей и гостей города своей современной красотой, чистотой и благоустроенностью. А в последнее время Ковылкино стали называть «Город Фонтанов».

Взгляните на экран

Первые фонтаны появились в древней Греции. Они имели очень простое устройство, и совсем не были похожи на пышные фонтаны современности. Назначение их было сугубо практичным. Снабжать города и поселки водой. Вслед за древними Греками, фонтаны начали строить в Риме. Само слово фонтан имеет римские корни. Происходит от латинского фонтис, что означало источник. Римляне значительно усовершенствовали устройство фонтанов.

Опишите устройство фонтана. На чем основано?

III Изучение нового материала (15 мин)

Фонтан является ярким примером применения в быту и технике сосудов, которые вы сейчас можете наблюдать на демонстрационном столе и на экране

Перед вами находятся сосуды разной формы.

  • Что общего у этих сосудов?

  • Сколько таких соединений может быть?

  • Как бы вы назвали такие сосуды?

Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о сообщающихся сосудах. Запишите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока (записывают тему урока).

Какие сосуды мы можем назвать сообщающимися? (предлагают формулировки, записывают определение).

Эксперимент: перед вами сообщающийся сосуд, в одно колено которого налита жидкость. Нижняя часть сосуда закреплена зажимом. Будет ли переливаться жидкость из одного сосуда в другой, если открыть зажим? Почему? (выдвигают гипотезы). Давайте проверим ваши предположения (открываю зажим).

Мы пришли к важному выводу. Сформулируем его: в сообщающихся сосудах поверхность покоящейся жидкости находится на одном уровне.

Можно ли это обосновать теоретически? (на одном и том же уровне по закону Паскаля давление во всех точках жидкости одинаковое, т.е. р12. Давление p1=ρgh1 и p2=ρgh2. Приравниваем их ρgh1= ρgh2. Сократим общие множители ρg и получим h1=h2, что и требовалось доказать)

Запишите вывод (записывают).

Приведите примеры применения сообщающихся сосудов в быту и технике (фонтаны, шлюзы, сифон под раковиной, гидравлический пресс, водопровод с водонапорной башней

Первые простейшие водопроводы были обнаружены несколько тысяч лет назад. В Древнем Египте подземная вода из глубоких колодцев поднималась водоподъемниками и по керамическим или деревянным трубам подавалась потребителям. В Вавилоне строительство водопровода было начато в 1501 г., в Париже в конце 18 в. Первый водопровод с деревянными трубами был сооружен в Англии в 18 в., в Москве – в 1804 г.

О бъясните устройство водопровода.

Зависит ли положение уровня жидкости в сообщающихся сосудах от ширины сосуда?

Давайте это проверим на эксперименте. Для этого нальем воду в эти сосуды. Эксперимент: опыт с сосудами разной ширины и разной формы.

Какой вывод мы можете сделать? (на основании опыта учащиеся делают вывод: в сосудах любой ширины и формы однородная жидкость устанавливается на одном уровне)

Ребята! Мы с вами уже провели несколько экспериментов по исследованию сообщающихся сосудов. Что же еще можно пронаблюдать? (предлагают опыты с разными жидкостями, выдвигают гипотезы о том, как установятся уровни жидкостей)

Каким образом начнем исследование: теоретически или экспериментально? (учащиеся выбирают)

Э ксперимент: один сосуд заполняется водой, другой маслом. Опыт с 2-я другими жидкостями – керосином и водой – изображен у вас в учебниках на стр. 94, рис. 110


А теперь попытайтесь обосновать теоретически.

IV Развитие знаний при решении творческих задач (5 мин)

А теперь, попытайтесь определить неизвестную жидкость, налитую в сообщающийся сосуд, если известно, что:

– в правом колене вода;

– обе жидкости неизвестны

V Подведение итогов, выставление оценок (2 мин)

Мы вместе прошли трудный путь от гипотез, догадок, к подлинно научной теории и поучаствовали в своем открытии уже известного и открытого закона сообщающихся сосудов.

Я попрошу еще раз повторить выводы по нашему исследованию. Учащиеся дают ответы.

Все цели нашего исследования достигнуты. В организации нашего исследования мы использовали все этапы научного творчества, показали себя хорошими, наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.

VI Рефлексия (1 мин)

Если вам понятен материал сегодняшнего урока, то поднимите левую руку; если интересен – то правую. Только что вы все поучаствовали в создании импровизированного фонтана.

VI Домашнее задание (1 мин)

Я предлагаю дома продолжить работу с фонтаном. Посмотрите на слайд: продумайте и изобразите в тетрадях схему устройства данного фонтана, объясните его действие. В этом вам поможет параграф 39 учебника.

На следующем уроке вы вновь узнаете много нового о природе и ее законах. Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!