СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по ФГОС (технологическая карта урока по химии)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по ФГОС (технологическая карта урока по химии)»

Технологическая карта урока.

Тема занятия: «Химические (явления) реакции».

Цель: изучить признаки химических реакций.

Задачи:

  • Обобщить знания о физических и химических явлениях в химии.

  • Рассмотреть основные признаки химических реакций на конкретных опытах.

  • Выяснить условия возникновения и течения химических реакций.

Тип урока: Урок открытия нового знания, урок – практикум.

Планируемые УУД.

Предметные:

Знать / понимать понятия «физическое явление», «химическое явление», «признаки химических реакций», «условия возникновения и протекания химических реакций».

Уметь отличать физические процессы от химических; описывать признаки химических реакций; приводить примеры химических процессов в природе, в быту; обращаться с лабораторным оборудованием, проводить эксперимент с учетом ТБ.

Метапредметные:

Умения наблюдать, анализировать и делать выводы по ходу эксперимента; сравнивать физические и химические явления по разным признакам; формулировать гипотезы и оценивать их верность с точки зрения полученной информации в ходе исследования; умение устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные:

Развивать коммуникативные функции работы в паре; познавательный интерес к предмету; осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе химических знаний.

Технологии: проблемного диалога, исследовательская.

Методы: репродуктивный (беседа), продуктивный (лабораторная работа).

Форма: фронтальная, работа в парах.

Средства: лабораторное оборудование, реактивы, учебник, карточки с описанием опытов, таблица ПТБ.

Межпредметные связи: физика, литература, биология.





Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

1. Мотивационный.

Читает отрывок стихотворения Б. Пастернака «Зимняя ночь».

Слушают, наблюдают за горящей свечой.

На столе у учителя стоит зажженная свеча.

2. Актуализация знаний.

Задает вопросы.

1. Дайте определение науке «химия».

2. Какие явления вы наблюдаете при горении свечи?

3. Как называются такие явления?

4. Выберите только физические явления:

• кипение воды;

• образование на деревьях инея;

• скисание молока;

• ржавление гвоздя;

• таяние льда;

• горение бенгальских огней;

• гниение растений;

• приготовление сахарного сиропа;

• приготовление сахарной пудры из сахара;

5. Что общего у этих явлений?

Отвечают на вопросы, опираясь на ранее полученные знания и жизненный опыт.

Выполняют задание.



3. Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия.

(Постановка проблемного вопроса)

1. К каким явления относятся оставшиеся изменения?

Что общего у этих явлений?

2. Какова наша сегодняшняя тема урока?

Отвечают на вопросы. Делают вывод, что для ответа на вопрос 2 знаний не хватает.

Формулируют и записывают тему урока в тетрадь.


4. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

Что мы сегодня с вами будем изучать?

На какие вопросы мы должны ответить?

Подводит к целям и задачам урока.

Составляет последовательность шагов для достижения цели урока в совместной беседе с учащимися.

Делают записи в тетради. Выходят к доске по очереди и записывают свой вопрос.

Определяют цель, задачи урока.


5. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.


Ежеминутно в мире протекает миллионы химических реакций – в нашем желудке, когда мы едим, в выпекающемся пироге или в двигателе автомобиля. Но как определить происходит химическая реакция или нет?

Для ответа на вопрос вам необходимо открыть учебник на стр.135 и прочитать первый абзац п.26

Давайте теперь на практике изучим признаки химических реакций.

ТБ

Организует и контролирует лабораторную работу.

Просит озвучить увиденные и записанные признаки химических реакций.

Возвращает детей к началу урока. Горящая свеча.

А какой признак мы еще не назвали?

При каких условиях происходят химические реакции?

Запишите в тетрадь.

Проверьте правильность вашего ответа с помощью учебника стр. 138. Исправьте ошибки, если они есть.

Открывают учебник, читают и выписывают ответ.

Отвечают на вопрос.

Повторяют правила техники безопасности работы с химическим оборудованием и реактивами.

Выполняют лабораторные опыты и заносят в тетрадь увиденные признаки реакции.

Отвечают по желанию, проверяют записи в тетради.

Отвечают на вопрос. И записывают недостающий признак.

Отвечают на вопрос, исходя из полученных знаний во время лабораторной работы.

Проверяют правильность ответа при помощи учебника.

Дорабатывают свои ответы письменно в тетради.

Индивидуальная работа.

Работа в парах

На столах у учеников подносы с лабораторным оборудованием и карточки с описанием опытов.

6. Первичное закрепление нового знания.


Где человек в своей повседневной жизни может встретиться с химическими реакциями и наблюдать за их признаками, какие химические реакции происходят в природе и какими признаками они сопровождаются.

Обсуждают вопрос в парах.

Отвечают на вопрос.

Дополняют ответы друг друга.


7. Включение в систему знаний и умений.


Предлагает выполнить задание на закрепление.

1. При физическом явлении меняется: а) цвет б) форма в) агрегатное состояние г) запах.

2. При химическом явлении меняется: а) цвет б) форма в) агрегатное состояние г) запах.

3. Перемалывание зерна в муку – это явление: а) химическое б) физическое.

4. Отбеливание белья при стирке – это явление: а) химическое б) физическое.


Выполняют задание индивидуально.

Организуют взаимопроверку по выданным критерия.

Критерии для проверки записаны на доске.

8. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Анализирует работу класса.

Закончите предложения:

  • Сегодня на уроке я узнал…

  • Вызвало затруднение…

  • Мне это пригодится…

Выставляет оценки.

Предлагает разноуровневые домашние задания.

Выражают собственное мнение о работе и полученном результате.

Выслушивает других.

Записывает Д/з




Карточка:

Опыт №1– В пробирку к кусочку мрамора прилить 1 мл соляной кислоты (HCI). Что вы видите? Запишите признак этой реакции.

Опыт №2– В пробирку налить 1 мл раствора хлорида меди (II) (CuCl2) и прилить к нему 1 мл раствора гидроксида натрия (NaOH). Что вы видите? Запишите признак этой реакции.

Опыт №3– В пробирку налить 1 мл раствора хлорида железа (III) (FeCl3) и прилить к нему несколько капель роданида калия (KNCS). Что вы видите? Запишите признак этой реакции.

Опыт №4– В пробирку налить 1 мл раствора сульфита натрия (Na2SO3) и прилить к нему 1 мл соляной кислоты (HCI). Что вы видите, чувствуете? Запишите признак этой реакции.

Отрывок стихотворения Б. Пастернака «Зимняя ночь»

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе, свеча горела…

…Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе, свеча горела…




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!