СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по драме А.Н.Островского "Гроза" Тема "Город Калинов и его обитатели"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока ; "Город Калинов и его обитатели" по драме А.Н.Островского "Гроза". Урок усвоения новых знаний по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по драме А.Н.Островского "Гроза" Тема "Город Калинов и его обитатели"»

Урок литературы в 10 классе по драме А.Н. Островского «Гроза»

Тема: Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Нравственные устои и быт купечества.

УМК: учебник под редакцией В.В.Коровиной. Русская литература. 10 класс.

Тип урока: Усвоение нового материала.

Оборудование: тексты, таблица, презентация.

Методы: проблемное изложение материала. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Цели: обучающая - продолжить формирование умения анализировать драматичесское произведение; на основе анализа пьесы дать характеристику городу Калинову, выяснить, кто его обитатели и как живут здесь люди; ответить на вопрос: «Прав ли Добролюбов, называя этот город „темным царством“»?

развивающая – способствовать развитию критического мышления; формированию коммуникативной компетентности: умения высказывать и аргументировать свое мнение, учитывать мнение других.

воспитывающая – воспитывать непримиримость к человеческим порокам, чувство собственного достоинства, нравственность и чувство уважения к классической литературе.



Ход урока.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Оргмомент.
Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность.

Приветствие учащихся.

Мы входим в город Калинов со стороны общественного сада. На минуту задержимся, посмотрим на Волгу, на берегу которой раскинулся сад. Красиво! Глаз не оторвать! Вот и Кулигин говорит тоже: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» Люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые. Так ли это? Каким показан город Калинов?

- Над чем мы сегодня на уроке будем работать?

-

Выводят самостоятельно цель урока. Ответы: сегодня на уроке будем работать с текстом пьесы, узнаем каким рисует автор город Калинов и его обитателей.

2.Актуализация знаний. Цель: готовность мышления и осознание прочитанного.

- Какое настроение возникло после чтения пьесы?

- Что нам необходимо сделать, чтобы выяснить, как автору удается передать это настроение?

Ответ: после чтения пьесы возникло настроение грусти, печали, жалости, сожаления.

- необходимо найти в речи героев их мнение о своем городе и его жителях. .

3.Стадия «Вызов»

Цель: формирование умения аргументировать свое мнение и учитывать мнение других.

Предлагает работу с текстом.

Работа над двумя монологами Кулигина (действие 1, явл. 3; действие 3, явл. 3).

1. Выделите слова, которые особенно характеризуют жизнь в городе.






2. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в семье.
















- Если в Калинове так плохо, то почему вначале — чудесный вид, Волга, такая же прекрасная природа и в сцене свидания Катерины и Бориса?




Работа в парах. Учащиеся находят в тексте слова и выражения, которые характеризуют жизнь в городе.

1.«Жестокие нравы»; «грубость да бедность нагольная»; «честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба»; «старается бедного закабалить»; «на труды даровые еще больше денег наживать»; «не доплачу копейку»; «торговлю подрывают из зависти»; «враждуют» и т. п. — это принципы жизни в городе.

2. «Бульвар делали, а не гуляют»; «ворота заперты и собаки спущены»; «чтобы люди не видали, как они своих домашних едят поедом, да семью тиранят»; «слезы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые»; «за этими замками разврату темного да пьянства» и т. п. — это принципы жизни в семье.

Учащиеся делают вывод:  город Калинов противоречив. С одной стороны — чудесное место, где располагается город. С другой — ужасная жизнь в этом городе. Красота в том, что не зависит от хозяев города, они не могут подчинить себе природу.


4. Стадия «Осмысление»

Цель: построение и фиксация нового знания

Предлагает обсудить следующие вопросы:

1. Как можно оценить монологи Феклуши (действие 1, явл. 2; действие 3, явл. 1)? Каким предстает город в ее восприятии? 

- Какой прием использует автор, рассказывая о жизни в городе? 

- Каковы жители, обитающие здесь?

4. Из каких источников черпают калиновцы знания о мире?





5. Каковы основные черты странницы Феклуши?














Чем отличается от жителей города Кулигин? 



























Кого мы можем считать «хозяевами города»? Как появляются эти герои на сцене? 

6. Кто подготавливает их появление? 



Учитель предлагает проанализировать образы Дикого и Кабанихи.

Дикой

  1. Кто он по своему материальному и общественному положению?

  2. В чем сказывается его стремление к наживе? Каким способом он добывает деньги?

  3. Какие поступки и суждения Дикого указывают на его грубость, невежество, суеверие?

  4. Как вел себя Дикой при столкновении с гусаром и после него?

  5. Покажите, как в речи Дикого раскрывается его характер?

  6. Какие приемы использует Островский для создания образа Дикого?

Кабаниха

  1. Кто она по своему общественному и материальному положению?

  2. На чем, по ее мнению, должны основываться семейные отношения?

  3. В чем проявляется ее ханжество и лицемерие?

  4. Какие поступки и высказывания Кабанихи свидетельствуют о жестокости и бессердечии?

  5. Что общего и в чем различия в характерах Дикого и Кабанихи?

  6. Каковы особенности речи Кабанихи?

  7. Как относятся к поучениям Кабанихи Тихон, Варвара и Катерина?


На основе ответов на вопросы составлена таблица (примерная):


1.Учащиеся размышляют, анализируют речь героев и строят свои рассуждения.

Ответы:

(Бла-алепие, красота дивная, обетованная земля, рай и тишина.)


Ответ: контраст.














Ответы: (Верят рассказам Феклуши, которые показывают ее темноту и невежество: рассказ об огненном змее; о ком-то с черным лицом; о времени, которое становится короче, — действие 3, явл. 1; о других странах — действие 2, явл. 1. Боятся грозы — действие 4, явл. 4. Верят, что Литва упала с неба, — действие 4, явл. 1.)


Образованный человек, механик-самоучка — фамилия напоминает фамилию Кулибин. Чувствует красоту природы. Эстетически стоит выше других героев: поет песни, цитирует Ломоносова. Ратует за улучшение города, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод. Пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы. Таким образом, Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях, поэтому его считают чудаком. Вечный мотив горя от ума.)

(Подготовленное появление — вначале о них говорят другие, а потом они сами выходят на сцену.)

(Кудряш вводит Дикого, Феклуша — Кабаниху.)








Учащиеся анализируют пьесу и попутно составляют таблицу.














































На основе ответов на вопросы составлена таблица (примерная):







Дикой

Кабаниха


О нем:

«ругатель»; «как с цепи сорвался»

Он сам:

«дармоед»; «проклятый»; «провались ты»;

«глупый человек»; «поди ты прочь»; «что

я тебе — ровный что ли»; «с рылом-то и лезет

разговаривать»; «разбойник»; «аспид»; «дурак»

и др.

Вывод. Дикой — ругатель, грубиян, чувствует

свою власть над людьми, самодур.



О ней:

«все под видом благочестия»; «ханжа, нищих оделяет,а домашних заела совсем»; «бранится»; «точит, как ржа железо»

Она сама:

«вижу, что вам воли хочется»; «тебя не станет бояться, меняи подавно»; «хочешь своей волей жить»; «дурак»; «приказывай жене»; «должен исполнять, что мать говорит»; «куда воля-то ведет» и др.

Вывод. Кабаниха — ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом.

Общий вывод. Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой — ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить по-своему, своей волей.

5. Рефлексия

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.





































































Каковы результаты действий этих героев?







































Вывод учителя: Зависть, вражда, кляузы, суды — вот мир города Калинова, в который погружает читателя А.Н. Островский. И это не сказочный город ужасов, а реальный мир, который существует не только в каждом уездном городке, но и в купеческом Замо­скворечье, быт и нравы которого писатель хорошо изучил. На просьбу Бориса изобразить эти нравы в литературе Кулигин заявляет, что боится: «Съедят, живого проглотят. Мне уж и гак. сударь, за мою болтовню достается». Герой хочет найти иной, более реалистичный и действенный выход из создав­шейся ситуации: он мечтает изобрести перпетуум-мобиле («вечный двигатель», который обеспечил бы мещанство рабо­той).

Большую часть времени калиновцы просиживают дома. В городе сделали бульвар, но народ по нему не гуляет: все сидят за заборами, «чтобы люди не видели, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят».

Из газет читают только «Биржевые ведомости», да и то не во всех домах. Свои представления о жизни калиновцы чер­пают из рассказов странниц-богомолок. Они готовы поверить, что есть земли, где все люди с песьими головами. Странница Феклуша для них не просто разносчик новостей. Она мысли­тель, поставляющий в купеческие дома духовную пищу.

Стремясь нагнать на капиновцев побольше страху, Феклуша не жалеет фантазии, рассказывая разные небылицы о Москве и дальних странах. На ее примере А.Н. Островский разоблача­ет убогое мировоззрение представителей мещанской среды.



Учащиеся отвечают на поставленный вопрос:

— талантливый Кулигин считается чудаком и говорит: «Нечего делать, надо покориться!»;

— добрый, но безвольный Тихон пьет и мечтает вырваться из дома: «...а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь»; он полностью подчинен матери;

— Варвара приспособилась к этому миру и стала обманывать: «И я раньше не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало»;

— образованный Борис вынужден приспосабливаться к самодурству Дикого, чтобы получить наследство.

Так ломает «темное царство» неплохих людей, заставляя их терпеть и молчать.




















































6. Итог

Цель: обобщение изученного.



Предлагает сделать вывод по теме урока:

Прием «Незаконченное предложение». На доске записаны два предложения, вставить подходящие по смыслу слова:

Урок мне -------- понравился.

Я _____ доволен своей работой на уроке.


Домашнее задание:

1.составить синквейн на Дикого и Кабаниху.

2. Выписать характеристику Катерины (вн. вид, характер, поведение, какая была в детстве, как изменилась в доме Кабановых). Определить основные этапы разви­тия внутрен­него кон­фликта Ка­терины. Подготовить выразитель­ное чтение наизусть монологов Катерины (действие 2 явле­ние 10 и дей­ствие 5 явле­ние 4).


Учащиеся вставляют подходящие по смыслу слова и дополняют предложение.









Записывают в дневник домашнее задание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!