Правила Коммуникативного Боя (КБ)
Рефери следит за регламентом, темпом, интенсивностью боя и выносит окончательное решение.
Дуэлянты несут всю ответственность перед соперником, рефери, болельщиками и аудиторией.
Цель КБ — победить при помощи ЛЮБЫХ коммуникативных технологий.
Критерии оценки КБ:
- информационно-динамический (отточенность, убедительность, аргументированность);
- коммуникационное мастерство (умения выкручиваться, превращать «минус» в «плюс»)
Регламент боя (определить до начала КБ).
После остановки боя впечатлением, кто победил, делятся секунданты (если они имеются), рефери выносит решение через 5 минут после проведения КБ (публика комментирует всё, что посчитает нужным — после вынесения решения со стороны рефери).
Бой — всего лишь бой. После окончания боя бойцы пожимают друг другу руки.
Правила Коммуникативного Боя (КБ)
Рефери следит за регламентом, темпом, интенсивностью боя и выносит окончательное решение.
Дуэлянты несут всю ответственность перед соперником, рефери, болельщиками и аудиторией.
Цель КБ — победить при помощи ЛЮБЫХ коммуникативных технологий.
Критерии оценки КБ:
- информационно-динамический (отточенность, убедительность, аргументированность);
- коммуникационное мастерство (умения выкручиваться, превращать «минус» в «плюс»)
Регламент боя (определить до начала КБ).
После остановки боя впечатлением, кто победил, делятся секунданты (если они имеются), рефери выносит решение через 5 минут после проведения КБ (публика комментирует всё, что посчитает нужным — после вынесения решения со стороны рефери).
Бой — всего лишь бой. После окончания боя бойцы пожимают друг другу руки.
Возникновение сознания. Структура сознания
Сознание – высшая способность психического отражения, присущая только человеку, целенаправленное отображение действительности, на основе которого осуществляется регулирование поведения. Носителем сознания является отдельный человек, обладающий особым органом – мозгом.
Сознание человека складывается на основе психики высших животных. Для формирования сознания необходимы определенные биологические (увеличение размеров, структурное усложнение мозга древних антропоидных обезьян) и социальные (общение, трудовая деятельность) предпосылки. Сознание возникает в деятельности и общении людей. Предполагается, что древние люди постепенно научились выделять и фиксировать обьективные свойства и отношения предметов природы, т. е. производить простейшую сознательную операцию – обобщение. Результат обобщения закреплялся в определенном знаке и мог быть передан другим представителям первобытного сообщества. Очевидно, что процессы формирования сознания и языка происходили параллельно. Первоначально сознание древних людей было наглядно-действенным, внутренняя логика идеальных манипуляций с образами вещей отсутствовала, ее место занимала логика внешнего предметного действия. Качественное изменение характера труда, его усложнение и дифференциация привели к трансформации сознания первобытных людей. Постепенно логика внешних манипуляций с предметами сменилась идеальной логикой манипуляций с обобщенными образами этих вещей. Такое мышление называют наглядно-образным. Наглядно-образное мышление становится тем основанием, на котором формируются примитивные верования, первобытное искусство и мифология. Наглядно-образное мышление исторически предшествует абстрактно-логическому – способности оперировать понятиями, суждениями и умозаключениями, которая считается высшей сознательной способностью человека.
В науке и философии существуют различные описания структуры сознания и входящих в нее элементов. Набор элементов, который выделяется в целостной системе сознания, зависит от мировоззренческих предпочтений исследователя и тех задач, которые он стремится решить. Так, А.Г. Спиркин предлагает выделять в структуре сознания три основные сферы:
• когнитивную (познавательную); • эмоциональную; • волевую.
Возникновение сознания. Структура сознания
Сознание – высшая способность психического отражения, присущая только человеку, целенаправленное отображение действительности, на основе которого осуществляется регулирование поведения. Носителем сознания является отдельный человек, обладающий особым органом – мозгом.
Сознание человека складывается на основе психики высших животных. Для формирования сознания необходимы определенные биологические (увеличение размеров, структурное усложнение мозга древних антропоидных обезьян) и социальные (общение, трудовая деятельность) предпосылки. Сознание возникает в деятельности и общении людей. Предполагается, что древние люди постепенно научились выделять и фиксировать обьективные свойства и отношения предметов природы, т. е. производить простейшую сознательную операцию – обобщение. Результат обобщения закреплялся в определенном знаке и мог быть передан другим представителям первобытного сообщества. Очевидно, что процессы формирования сознания и языка происходили параллельно. Первоначально сознание древних людей было наглядно-действенным, внутренняя логика идеальных манипуляций с образами вещей отсутствовала, ее место занимала логика внешнего предметного действия. Качественное изменение характера труда, его усложнение и дифференциация привели к трансформации сознания первобытных людей. Постепенно логика внешних манипуляций с предметами сменилась идеальной логикой манипуляций с обобщенными образами этих вещей. Такое мышление называют наглядно-образным. Наглядно-образное мышление становится тем основанием, на котором формируются примитивные верования, первобытное искусство и мифология. Наглядно-образное мышление исторически предшествует абстрактно-логическому – способности оперировать понятиями, суждениями и умозаключениями, которая считается высшей сознательной способностью человека.
В науке и философии существуют различные описания структуры сознания и входящих в нее элементов. Набор элементов, который выделяется в целостной системе сознания, зависит от мировоззренческих предпочтений исследователя и тех задач, которые он стремится решить. Так, А.Г. Спиркин предлагает выделять в структуре сознания три основные сферы:
• когнитивную (познавательную); • эмоциональную; • волевую.
Социальное и биологическое в человеке. Индивид, личность, индивидуальность
Современное естествознание стремится обойти крайности «биологизации» и «социологизации» в понимании природы человека. Тем не менее в истории науки существуют примеры и панбиологизма, и пансоциологизма. Панбиоло-гизм выводит все особенности человека из его биологической природы и настаивает на полной зависимости индивидуального развития человека от генетических факторов. Пансоциологизм, напротив, утверждает, что генетические задатки у всех людей одинаковы, а личность и характер формируются только под влиянием общества, под действием воспитания и образования. Очевидно, что эти крайние позиции неадекватны и даже ущербны. В современной науке наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой генетически наследуются не способности человека, а только их задатки, развитие же способностей во многом зависит от условий жизни и общения. Понятно, что в этом случае особую роль приобретают первые годы жизни индивида, первоначальный этап социализации, который «запускает» или, напротив, «блокирует» генетические механизмы.
В комплексе естественно-научных дисциплин о человеке одно из главных мест занимает социобиология. Термин «социо-биология» происходит от латинского слова socialis – общественный и греческих слов biо – жизнь и logos – учение. Социобиология представляет собой синтез популяционной генетики, этологии и экологии. О популяционной генетике и экологии мы говорили в предыдущей теме (5.6, 5.7, 5.8). Этология – это наука о биологических основах, генетически обусловленных компонентах и закономерностях поведения животных. Основы этологии были сформулированы еще в конце XIX в. В качестве современной научной дисциплины этология сформировалась в 1930-е гг. благодаря усилиям К. Лоренца и Н. Тинбергена.
Социобиология – научная дисциплина, изучающая генетические основы социального поведения животных и человека, их эволюцию под действием естественного отбора. Возникновение социобиологии связывается с выходом в 1975 г. книги американского ученого Э. Уилсона «Социо-биология: новый синтез». Социобиология выявляет сходство между социальным поведением животных и человека, проясняет механизмы генетической детерминации поведения человека. В частности, одной из проблем является проблема генетических, биологических основ морального поведения. В рамках социобиологической парадигмы для объяснения этического поведения и мышления человека достаточно использовать эволюционную теорию Ч. Дарвина, никаких других механизмов морального поведения, кроме биологических, социобиологи не предполагают. По мнению Э. Уилсона, сознание вообще, а не только моральное сознание, «является устройством для выживания и воспроизводства, а разум – всего лишь один из инструментов для биологического воспроизводства». Особый предмет интереса социобиологии – альтруистическое поведение, которое также описывается сугубо биологическими механизмами. Наиболее популярными являются модели «родственного отбора» и «взаимного альтруизма». Согласно первой модели эволюционное значение имеет не индивидуальное выживание, а трансляция генов, поэтому для индивида эволюционно выгодным может оказаться собственная гибель, способствующая воспроизводству родственных индивидов. Вторая модель предполагает, что, оказывая помощь другим, неродственным индивидам, человек в свою очередь может рассчитывать на ответную помощь с их стороны, что в конечном счете также способствует трансляции генетической информации.
В методологическом плане социобиология экстраполирует выводы, полученные при изучении поведения животных, на человека, утверждая ведущую роль биологических факторов в развитии личности. Конечно, роль культурных влияний не отрицается, однако они отходят на второй план. Социобиология выступает с идеей синтеза биологического и социального знания, но на основе биологии. Безусловно, Э. Уилсон и его последователи получили интересные данные, объективность и эвристическую ценность которых не следует отрицать. Однако прояснение методологических оснований самой социобиологии ставит вопрос о том, правомерна ли полная аналогия между поведением животных и человека, тем более сомнительно выглядит тотальная экстраполяция данных биологии на человеческое общество. Конечно, человек – часть живой природы, он подчиняется биологическим закономерностям, однако объяснение поведения человека только в биологических терминах вряд ли правомерно.
На человека можно взглянуть с трех точек зрения: биологической, психологической, социальной. Человека можно рассматривать как физическое тело, принадлежащее биологическому миру и подчиняющееся его законам. Такой взгляд выражается в понятии «индивид», т. е. конкретный представитель человеческого рода, носитель психофизиологических качеств. В понятии «индивид» собственные индивидуальные особенности человека не принимаются во внимание, речь идет только об общих с другими людьми свойствах: как представитель вида человек лишь один из многих.
Человек рождается с не до конца сформированными анатомо-морфологическими системами, которые продолжают свое развитие в условиях социума. В отличие от других видов животных он плохо «укоренен» в природе. Животное от рождения имеет большой набор инстинктивных форм поведения, наделено всеми свойствами, необходимыми для выживания. Человек же, если рассматривать его только как биологическое тело, существо недостаточное. В качестве животного он был бы обречен на гибель в природном царстве. Однако в процессе антропогенеза человек выработал гибкую систему надынстинктивных ориентиров, превратив свое биологическое несовершенство в благодатное свойство. С момента рождения индивид является носителем специфической биологии, сформированной предшествующим развитием человеческого рода, он обнаруживает биологическую готовность усваивать культурно-исторические достижения общества. Именно поэтому, как писал философ М. Шелер, «человек всегда может быть лишь чем-то большим или меньшим, чем животное, но животным – никогда».
КЛАСС: ________ Состав группы: _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ | Имеющиеся вопросы: 1) 2) | Что было самым интересным в сюжете фильма: | 3 ассоциации с ключевой концепцией фильма: |
Противоречия: |
Продолжите фразы: 1) Все человечество заблуждается, потому что 2) Если бы я был на месте Ч. Дарвина, то |
Кто принял участие в коммуникативном бое от группы: ______________________________________________ Как успешно справился с заданием: _______________________________________________________________ |
Секретарь группы: _________________ | САМООЦЕНКА: | Отдельно отметить учащихся группы: _________________ __________________ | ОТМЕТКА: ___________ |
У меня сегодня хорошее настроение, потому что……………………..
Меня огорчает в последнее время ситуация ………………………………..
Мои друзья думают, что ………………………..
Я бы очень хотел (а) научиться летать, так как ……………………….
В ближайшее время я очень жду………………………………
У меня сегодня хорошее настроение, потому что……………………..
Меня огорчает в последнее время ситуация ………………………………..
Мои друзья думают, что ………………………..
Теория -Панспермия
(космическое вмешательство)
Теория эволюции
Теория инволюции
Божественное сотворение
Иная точка зрения