|
Разработка урока по биологии на тему: |
"Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви." |
для 7 класса |
Учитель биологии Бюлбюл Елена Александровна |
|
Место урока:
Урок в теме "Многообразие представителей подцарства Многоклеточные животные"
Кодификатор ОГЭ/ЕГЭ: 4.6
Урок изучения нового материала.
Материально-техническое оснащение урока.
Компьютер. Смарт-доска (проектор). Слайд-фильм. Раздаточные учебные материалы для четырёх групп: брусок пластилина, салфетки, бумажная модель планарии, красные нитки.
Цель урока (для учителя):
Формирование системы научных знаний о живой природе, формирование основ экологической грамотности, формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем здоровья человека, осваивание приёмов выращивания, ухода за животными.
Задачи урока:
1) Образовательные: познакомить учащихся с характерными особенностями строения, жизнедеятельности свободноживущих плоских червей на примере Белой планарии; умение обосновывать особенности строения в связи с образом жизни; выявить черты усложнения организации Плоских червей по сравнению с Кишечнополостными; ввести понятие "двусторонняя симметрия тела", "трехслойные животные", "мезодерма","эпителиальная ткань", "кожа", "мышечная ткань", "нервная ткань", "кожно-мускульный мешок", "глотка", "нервные узлы-ганглии, "лестничный тип нервной системы", система протонефридиального типа, "паренхима".
2) Развивающие: продолжить работу по созданию условий для развития их познавательного интереса, речи, памяти, воображения, умений мыслительной деятельности (описывать, сравнивать, анализировать, обобщать), умения работы с текстовым материалом.
3) Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе и сохранению биологического разнообразия, продолжить работу по формированию научного мировоззрения учащихся.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
В ходе работы в группах с учебным материалом учащиеся, выявляя и обсуждая его, смогут выйти за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности и общения, осознают личную причастность и ответственность за достигнутый результат.
Метапредметные:
В ходе работы с текстовым и ауиовизуальным материалом учащиеся смогут совершенствовать навыки установления аналогии и причнно-следственных связей, создания обобщений, построения логического рассуждения, умозаключения (индуктивного, дедуктивного, трансдуктивного) и делать выводы.
Предметные:
В ходе работы с текстовыми материалами, обсуждения в группе, представления результатов групповой работы, учащиеся смогут уточнить значение понятий "ткань", "орган", "система органов" и привести не менее одного примера по каждому из видов. Получат опыт применения полученных знаний и умений в жизненных ситуациях.
Задачи урока (для учителя):
Для достижения личностного результата:
Стимулирование учащихся к самостоятельному выбору и использованию различных способов выполнения задания, поощрение инициативы. за счёт постановок проблемных задач.
Для достижения метапредметного результата:
Организовать и сопровождать работу в группах, за счет постановок проблемных задач способствовать овладению общими способами получения знаний.
Для достижения предметного результата:
Определить понятие "двусторонняя симметрия тела", "трехслойные животные", "мезодерма","эпителиальная ткань", "кожа", "мышечная ткань", "нервная ткань", "кожно-мускульный мешок", "глотка", "нервные узлы-ганглии, "лестничный тип нервной системы", система протонефридиального типа, "паренхима".
Цель учащихся:
Выяснить каким образом экологическая грамотность и биологическое знание морфологических особенностей строения белой планарии может помочь в различных жизненных ситуациях.
ЭТАПЫ УРОКА
Организационнный момент (1 мин.)
Актуализация знаний (4 мин.)
Тест - гугл форма "Характеристика Кишечнополостных".
Задания альтернативных ответов.
(см. Приложение 1).
ссылка на тест https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfMiXGbh02eEUBuwwAJoOHbpVtRcc45vW-06QYJDe0EotnXFg/viewform?usp=sf_link
Необходимые ресурсы: компьютер, доступ к интернет ресурсам.
Проблематизация (5 минут)
Постановка проблемной ситуации.
Приём "Нестандартный вход в урок".
Учитель зачитывает проблему, с которой сталкиваются разводчики креветок.
Ресурсы, необходимые для реализации этого приёма: смарт-доска (проектор), компьютер, доступ к интернет ресурсам.
Первичное ознакомление (5-10 мин.)
В ходе групповой формы организации реализуется методический приём "До и после".
Ресурсы, необходимые для реализации этого приёма: смарт-доска (проектор), компьютер, доступ к интернет ресурсам.
Этап усвоения нового материала (15-20 мин.)
Реализуется путем постановки проблемных задач, методом эвристической беседы, учитель организует и сопровождать работу в группах.
Ресурсы, необходимые для реализации этого приёма: смарт-доска (проектор), компьютер, доступ к интернет ресурсам, раздаточные учебные материалы для четырёх групп: брусок пластилина, салфетки, бумажная модель планарии, красные нитки.
Обобщение, систематизация, применение (10 мин.)
Приём "До и после".
Постановка проблемной задачи.
Необходимые ресурсы: компьютер, доступ к интернет ресурсам, заготовки описаний, составленные группами на этапе "Первичное ознакомление".
Обратная связь: рефлексия. (до 5 мин.)
Ресурсы, необходимые для реализации этого приёма: смарт-доска (проектор), компьютер, доступ к интернет ресурсам.
Содержательная часть конспекта. (Ход урока)
Опирается на слайд-презентацию (Приложение 2).
Ссылка на слайд-презентацию:
https://docs.google.com/presentation/d/1-hKn314DFwlADBZ2ipn5T6RYy02X4DKhssi1Z6VbOOs/edit?usp=sharing
Название урока (для учащихся): "Следствие ведут знатоки".
Модуль: Тип плоские черви.
Раздел: Ресничные черви. Белая планария.
Постановка проблемной ситуации.
У - Ребята разделяются на группы.
На форуме аквариумистов, разводчиков креветок: https://www.aqa.ru/forum/planarii-edyat-krevetok---62847-page1
Участник форума1:
У меня в аквариуме живут вишневые креветки. Все складывалось замечательно, самки носили икру, появлялись маленькие креветки. Однако, через некоторое время стала пропадать молодь, хотя самки вынашивали икру. И стал наблюдать, что взрослые особи с неохотой бродили по зарослям растений, все чаще собирались в углу аквариума. Что происходит?
Р - Предлагают свои варианты: изменение температуры, освещения, мало растений, может быть кого-то бояться, потому что молодые креветки пропадают.
У - продолжение после выслушивания ответов ребят.
Участник форума 1:
Поздно вечером подошел с включенным фонарем, увидел, что по стенкам аквариума ползают эти существа. Затем даже дневного света спокойно ползали по всему аквариуму и их количество быстро увеличивалось. Стали гибнуть креветки.
Отрывок из видео
https://www.youtube.com/watch?v=uiSljx0tz6o
Если это животное недавно побывало на растении, а затем на это же место в течение 5-7 минут приходила креветка, то её начинала бить дрожь и она погибала через несколько минут . Затем на её трупик сбегались все и начинали трапезу. Вот такие дела ...
Грунт стал частично прилипать к пальцам.
Видео https://www.youtube.com/watch?v=3YltHRJeF38
У - Сделайте предположение, что это за организм? Какие выводы и предположения можно сделать, прочитав пост в форуме?
Р- Варианты ответов групп учащихся:
1. Червяк, многоклеточное
2. Ползает на дне, прячется в зарослях, под камнями, в грунте..
3. Крупного размера (можно наблюдать без микроскопа), плоский, форма червяка - длинное вытянутое тело, ползёт быстро, выделяет ядовитую слизь.
4. Питается икрой, маленькими креветочками - хищник (паразит). Нападет на крупную добычу. Активный образ жизни
5. Не любит свет.
6. Быстро размножается.
7. Сложно организованное, сложно поведение.
У - Если в ваших группах воспользовались планом, зачитайте его.
У - Составьте список вопросов, позволяющих изучить и понять как устроен червь.
Р - Учащиеся в группах составляют и зачитывают вопросы
У - Наводящие вопросы: Какие характеристики объекта надо выяснить?
Р - Внешнее и внутреннее строение.
У- Запись в тетрадь "Тип Плоские черви".
Представители: Белая планария, (оставить место (3 строки) в тетради для последующей записи).
У - Из списка, предложенного учениками выбрать описание формы, размера, характера движения.
Почему плоская форма? Почему вытянутая? Почему не "лепешка"?
У - Почему медуза не может ползать?
Р - Форма тела удобна для движения, удобно прятаться по камнями.
Р - Вывод - форма тела, движение и местообитание находятся во взаимосвязи.
Выдать модель "круг" и модель планарии из бумаги. Задание: проведите ось симметрии. Сколько осей получилось?
Р- Круг- много. У планарии - одна ось симметрии.
У - На сколько частей ось симметрии делит планарию? ( Ответ-2). Ввести термин "двусторонняя симметрия" .
Р- Двусторонняя симметрия, плоская форма тела определила характер движения - ползание - активный образ жизни, а медузы лучевая симметрия характер движения реактивный
У - Сторону на которой ползает как назовем -------(брюхо), сверху сторона - _________(Спина).
У - Запись в тетрадь. Заполнение таблицы.
Озаглавьте и заполните таблицу, используя информацию на стр. 68.
Название_____________________________________________________
Хар-ки сравнения | Тип Кишечнополостные | Тип Плоские Черви. На примере Белой планарии. | Общие черты |
Место обитание. | Водная среда. Морская или пресная. В толще воды, на дне. | Водная среда. Морская или пресная. на дне. Влажные тропич.леса., по поверхности почвы. | |
Образ жизни | Сидячий, малоподвижн. | Активный |
Симметрия тела | лучевая | двусторонняя |
Размеры тела | От неск. мм до | От неск. мм до 60 см. |
Форма тела | | Уплощенное в спинно-брюшном направлении |
У- Что является материалом в многоклеточном организме? Вспомните пищевое поведение планарии и сравните с кишечнополостными.
У- Реализация этих задач как может эффективнее и целесообразнее осуществиться? На сколько эффективнее это должно получаться у плоских червей, чем у кишечнополостных?
Аналогия: Цель - высоко и качественно построить здание. Архитекторы - проектировщики. Материалы. Электрики и т.д. Это отдельные люди или группы людей).
Р - Клетки. Их объединение для выполнения различной "работы" (различных функций). Дифференциация клеток - из неработающей сделать специальную, и их объединение для выполнение определенной работы.
У - Вспомните, какой биологический термин для этого используется?
Р - Ткань.
ТКАНЬ (лат. textus, греч. histós) — совокупность клеток, сходных по происхождению, строению и функциям, образующих вместе единую систему.
У- Откуда брать огромное количество строительного материала для такого количества ткани?
Р- Клетки умеют делиться. "Размножить" клетки.
У- В какой момент лучше начать увеличивать количество клеток?(Когда лучше запастись материалом для построения ткани, заранее или нет, размножать в процессе?)
Р- До того как начнется специализация, формирование тканей.
У- Поясните иллюстрацию 1. Сделайте предположение
Р - Предлагают свои варианты
У - Сколько слоев получается? Назовите два уже известных вам.
Р - 3 слоя. Эктодерма. Энтодерма.
У - Слой "размножившихся" клеток образует 3 слой - мезодерму (др.-греч. μέσος — средний, промежуточный + δέρμα — кожа). Обратите внимание! Количество слоев - это у организма еще до образования тканей. Во взрослом состоянии 3 слоя не увидим.
Продолжить запись в таблицу.
Хар-ки сравнения | Тип Кишечнополостные | Тип Плоские Черви. На примере Белой планарии. | Общие черты |
Место обитание. | Водная среда. Морская или пресная. В толще воды, на дне. | Водная среда. Морская или пресная. на дне. Влажные тропич.леса. | |
Образ жизни | Сидячий, малоподвижн. | Активный |
Симметрия тела | лучевая | двусторонняя |
Размеры тела | От неск. мм до | От неск. мм до 60 см. |
Форма тела | | Уплощенное в спинно-брюшном направлении |
Сколько слоев выделяют. | 2 (эктодерма, энтодерма) | 3 (эктодерма, мезодерма, энтодерма) |
Клетки, объединены в ткани. Какие? | Нет | Да |
У - Какими способами изучать?
Р - Рассматривать без микроскопа и под микроскопом, с лупой.
У - Что видно без микроскопа?
Р - Внутри тела что-то есть.
У - Покровы тела - достаточно прозрачный чтобы через него разглядывать, что внутри планарии.
У - Можно взять живую планарию и посмотреть ее под микроскопом.
При малом увеличении рассмотрите передний край ползающего червя. Здесь хорошо заметно мерцание (Движение) каких-то структур.
Какие структуры способны к движению?
Р - Жгутики
У - Если очень длинные - это жгутик, а короткие - это?
Р - Реснички.
У - Зачем нужны реснички?
Р - для движения.
У - Какие структуры позволяют плавно скользить?
У - Через плотный покров - ничего невидно, через тонкий - видно?
Как устроен покров, чтобы оставаться прозрачным?
(Наводящие вопросы: Какой покров у Одноклеточных и Кишечнополостных?)
Р - Точно не мембрана, организм многоклеточный.
У - Предложите возможные конструкции.
Слой клеток.
Сколько слоев?
Р - Команды предлагают свои варианты.
У - Обсудить возможные варианты.
У - Какую особенность покрова стала очевидно при большом увеличении?
Р - Один слой клеток с ресничками, они все похожи.
У - Это КЛАСС РЕСНИЧНЫЕ ЧЕРВИ.
Фрагмент видео "Креветку уплывает с места кормёжки"
https://www.youtube.com/watch?v=tHFJq0pIQK8
У - Из какого слоя будет образовываться ресничный слой клеток, выделяющих слизь?
Р - Из эктодермы.
Клетки все сходны по строению и по происхождению, выполняют одну функцию. Это ткань? Как будет называться ткань?
Р - Покров - покровная
У - У животных - покровная=эпителиальная ткань. Внесите данные в таблицу.
У - Чем занимается покровная ткань?
Р- Защищает, помогает плавно передвигаться по дну.
У - Ресничный эпителий - ИНСТРУМЕНТ защиты и движения, будет являться частью тела планарии?
Р- Да.
У - Др.греч. слово "инструмент" - "ОРГАН"
У - ОРГАН- часть тела животного, состоящая из нескольких типов клеток и тканей, выполняющая определенное значение (функцию). Деление на органы довольно условно.
У - Назовите ОРГАН, являющийся частью тела планарии, состоящий из покровной ткани - ресничного эпителия и ИНСТРУМЕНТОМ защиты и передвижения.
Р - Кожа - это орган.
У- Что должно быть у планарии, чтобы совершать сложные движения во время охоты?
Участник форума:
"...вчера наблюдал нападение большей планарии на большую креветку. Никогда не ожидал, что черви могут совершать такие прыжки. Взрослая креветка отбилась. А вот малышу бы не поздоровилось. А я... все понять никак не мог, почему уже полгода маленьких креветок не вижу, хотя с икрой взрослые ходят регулярно".
Р - Мышцы
У- Мышечная ткань образует мышцы. Из учебника стр. 70 выпишите название мышц. Используя модель планарии из пластилина и красные нитки, показать схему расположения каждой группы мышц.
Название______________________________________________________
| К/П | Плоские черви |
| | Ткани | Органы. Значение | |
Клетки. Ткани. Органы | Спец. кл. | 1.Покровная (эпителиальная) тк. 2.Мышечная тк. | 1. Кожа -защита, движение 2. Мышцы (кольцевые, косые, продольные, спинно-брюшные) | |
У - Какие органы, совместно участвуют в Движении?
Р - Кожа и мышцы.
У - Объединение нескольких органов для выполнения одной общей задачи в биологии называют - СИСТЕМА ОРГАНОВ. Используя информацию со стр. 70.
НАЙДИТЕ НАЗВАНИЕ Системы органов движения. Запишите в таблицу.
| К/П | Плоские черви |
| Клетки | Ткани | Органы. Значение. | Система органов. (Её значение). |
Клетки. Ткани. Органы | Спец. кл. | 1.Покровная (эпителиальная) тк. 2.Мышечная тк. | 1. Кожа (защита, движение). 2. Мышцы (кольцевые, косые, продольные, спинно-брюшные) | 1. Кожно-мускульный мешок (Движение). |
У - Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр.69. Из какого слоя будут образовываться мышечная ткань?
Р - Из мезодермы.
У - Почему у планарии такое сложное поведение во время охоты?
У - Какого типа клетки должны быть у планарии, чтобы выполнять "работу". Ищет корм, нападает, прячется.
Р- Нервные клетки
У - Чем они занимаются?
Р - Обрабатывают информацию.
У - Обратите на характер движения. Почему ползет в одну строну (Наводящие вопросы: Какой формы животное? (Плоской формы). Как двигается по дну? (Ползет) В какую сторону (в какие стороны) удобнее ползти?) На какие части условно можно разделить планарию? (Ответ: Голова и хвост)
У - Где должен быть компьютер, чтобы обработать собранную информацию?
Р - Впереди.
У - ПОЯВЛЯЕТСЯ ГОЛОВНОЙ ОТДЕЛ. Чтобы собранную информацию обработать лучше в одиночку или компанией собраться?
Р - Собраться вместе и подумать, принять решение.
У - У планарий скопление нервных клеток - нервный узел (нервный ганглий)
У - Какая неточность в рисунке на стр. 71, рис. 52.
Р - Не видно скопления, только тяжи ("полосы")
У - Показать иллюстрацию. Записать данные в таблицу.
| | Ткани | Органы. | Система органов. (Её значение). |
Клетки. Ткани. Органы | Спец. кл. | 1.Покровная (эпителиальная) тк. 2.Мышечная тк. 3. Нервная тк. - Невные узлы и тяжи. | 1. Кожа. - защита, движение. 2. Мышцы (кольцевые, косые, продольные, спинно-брюшные). 3. Нервы (нервные узлы, стволы). Органы чувств (глаза, осязания, равновесия) | 1. Кожно-мускульный мешок (Движение). 3 |
У - Почему изменяется вид нервной системы у планарии, по сравнению с кишечнополостными?
Р - Активный образ жизни, много информации получает, быстрая скорость реакции.
У - Почему тяжи (стволы) лучше, чем диффузная система гидры?
Р - Надо быстро доставить информацию к заднему отделу.
У - Чтобы быстрее собирать информацию какие органы появились?
У - Найдите в учебнике (стр. 72) как называется этот новый более совершенный вид нервной системы. Заполните таблицу.
| | Ткани | Органы. | Система органов. (Её значение). |
Клетки. Ткани. Органы | Спец. кл. | 1.Покровная (эпителиальная) тк. 2.Мышечная тк. 3. Нервная тк. - Невные узлы и тяжи. | 1. Кожа. 2. Мышцы (кольцевые, косые, продольные, спинно-брюшные). 3. Нервы (нервные узлы, стволы). Органы чувств (глаза, осязания, равновесия) | 1. Кожно-мускульный мешок (Движение). 3. Нервная система лестничного типа и органы чувств. (Восприятие, анализ, проведение, реакция) |
У - Зачем планария охотится?
Фрагмент видео https://www.youtube.com/watch?v=Xod7LLHBHb4
Р - Добывает еду, чтобы получить энергию.
У - О какой системе пойдет речь?
Р - Пищеварительная система.
У - Кому больше нужно энергии Кишечнополостным или Планарии? Поясните ответ.
Р - Планарии ведут более активный образ жизни, им надо больше ЭНЕРГИИ.
У - Посмотрите на схему пищеварительной системы рис. 50, стр. 70. Опишите ее.
Р - Похожа на дерево, ветвится
У - Чего позволяет добиться данная особенность в строении кишечника?
Р - Доставить побыстрее до каждой клеточки питательные вещества.
У - Вспомните определение системы органов.
Р - Это объединение органов.
У - Рот - присасывается, глотка - проталкивает пищу.
У - А как планария переваривает пищу? Почему там выгоднее?
Р- В Кишечнике пищеварительные ферменты "измельчают" пищу. Внутри клеток - медленно, а энергия нужна быстро.
У - Основное переваривание в кишечнике, но отстётся внутриклеточное.
У- Из какого зародышевого слоя будет формироваться кишечник?
Р - Из энтодермы.
У - Рот и глотка - начальные отделы формируются из эктодермы.
У - Как выделяются непереваренные остатки (Н-О) - твердые отдходы?
Р - Так же как у Кишечнополостных - через рот.
У - Такой тип кишечника - называется замкнутым.
Р - Заполняют таблицу.
| | Ткани | Органы. | Система органов. (Её значение). |
Клетки. Ткани. Органы | Спец. кл. | 1.Покровная (эпителиальная) тк. 2.Мышечная тк. 3. Нервная тк. - Невные узлы и тяжи. | 1. Кожа. - защита, движение. 2. Мышцы (кольцевые, косые, продольные, спинно-брюшные). 3. Нервы (нервные узлы, стволы). Органы чувств (глаза, осязания, равновесия) 4. Рот, глотка, кишечник. (замкнутый) | 1. Кожно-мускульный мешок (Движение). 3. Нервная система лестничного типа и органы чувств. (Восприятие, анализ, проведение, реакция) 4. Пищевар-ная система. (Захват, проталкивание, переваривание, выделение Н-О). |
У - В результате химических превращений веществ образуется ЭНЕРГИЯ. Вспомним обобщающую формулу.
Углевод (глюкоза) + ? = Энергия + Вода + ? |
Чем должна быть обогащена внешняя среда, чтобы стало возможно получать энергию от съеденной пищи?
Р - Кислород
У - Что будет образовываться в результате? Какой газ образуется?
Р - Углекислый газ.
У - Кислород должен поступать, углекислый газ даляться. Как происходит газообмен?
Р - Всей поверхностью тела.
У - Какой орган покрывает тело? Его значение?
Р - Кожа осуществляет газообмен.
У - Добавьте в таблицу информацию о газообмене.
| | Ткани | Органы. | Система органов. (Её значение). |
Клетки. Ткани. Органы | Спец. кл. | 1.Покровная (эпителиальная) тк. 2.Мышечная тк. 3. Нервная тк. - Невные узлы и тяжи. | 1. Кожа. (движение, защита, газообмен) 2. Мышцы (кольцевые, косые, продольные, спинно-брюшные). 3. Нервы (нервные узлы, стволы). Органы чувств (глаза, осязания, равновесия) 4. Рот, глотка, кишечник. (замкнутый) | 1. Кожно-мускульный мешок (Движение). 3. Нервная система лестничного типа и органы чувств. (Восприятие, анализ, проведение, реакция) 4. Пищевар-ная система. (Захват, проталкивание, переваривание, выделение Н-О). |
и образуются продукты распада. Они могут приносить вред. Что с ними делает организм?
Р - Должен "выбросить".
У - "ВЫДЕЛЕНИЕ". Давайте обратимся к учебнику и прочитаем на стр. 71. о выделительной системе.
Органами выделения являются протонефридии.
Протонефридий – это тонкий каналец, вдающийся глубоко в паренхиму, где он слепо заканчивается терминальной клеткой. Это крупная клетка с одним или несколькими длинными жгутиками, обращёнными в полость канальца (пучок колеблющихся жгутиков под микроскопом напоминает мерцающее пламя свечи, поэтому терминальные клетки протонефридиев называют "клетками ресничного пламени"). Между терминальной клеткой и первой клеткой канальца есть промежутки, образованные только базальной пластинкой – она и служит фильтром. Жидкость из тканевая жидкость у паренхиматозных животных фильтруется через эти промежутки в полость канальца. Биение жгутиков терминальной клетки создаёт ток жидкости в канальце, направленный вовне. У плоских червей протонефридиальные канальцы ветвятся и образуют сложную сеть, мелкие канальцы сливаются в крупные выделительные протоки.
У - Запишите информацию в таблицу.
| | Ткани | Органы. | Система органов. (Её значение). |
Клетки. Ткани. Органы | Спец. кл. | 1.Покровная (эпителиальная) тк. 2.Мышечная тк. 3. Нервная тк. - Невные узлы и тяжи. | 1. Кожа. 2. Мышцы (кольцевые, косые, продольные, спинно-брюшные). 3. Нервы (нервные узлы, стволы). Органы чувств (глаза, осязания, равновесия) 4. Рот, глотка, кишечник. (замкнутый). 5. Протонефридий | 1. Кожно-мускульный мешок (Движение). 3. Нервная система лестничного типа и органы чувств. (Восприятие, анализ, проведение, реакция) 4. Пищевар-ная система. (Захват, переваривание, выделение Н-О). 5. Выделительная ситема (протонефридий, канальцы) (Выделение жидкостей). |
У - Какое незнакомое слово появляется?
Р- Паренхима
У - Прочитаем на стр. 70. определение “паренхима”.
Какой новый вид ткани появляется? Почему это ткань?
Р - соединительная ткань, по определению.
У - Из какого слоя образуется соединительная ткань? Какое ее значение?
Р - Из мезодермы. Опора, за счёт того что заполняет.
| | Ткани. | Органы. Значение | Система органов. (Её значение). |
Клетки. Ткани. Органы | Спец. кл. | I. Покровная (эпителиальная) тк. II.Мышечная тк. III. Нервная тк. - Невные узлы и тяжи. IV. Соединительная ткань - паренхима | 1. Кожа. 2. Мышцы (кольцевые, косые, продольные, спинно-брюшные). 3. Нервы (нервные узлы, стволы). Органы чувств (глаза, осязания, равновесия) 4. Рот, глотка, кишечник. (замкнутый). 5. Протонефридий | 1. Кожно-мускульный мешок (Движение). 3. Нервная система лестничного типа и органы чувств. (Восприятие, анализ, проведение, реакция) 4. Пищевар-ная система. (Захват, переваривание, выделение Н-О). 5. Выделительная ситема (протонефридий, канальцы) (Выделение жидкостей). |
У - Как планарии появляются в аквариуме?
Р - Выслушать предположения. Яйца. С растениями или грунтом.
У - Найдите ответ в учебнике на стр.72
Молочная планария откладывает яйца в коконах. Развитие прямое.
Видео https://www.youtube.com/watch?v=WEAU7CbniUg
У - Какой это тип размножения?
Р - Половое размножение.
Молочная планария – обоеполое животное - гермафродит. Мужская половая система включает в себя два семенника, два семяпровода, семяизвергательный канал и пенис. Каждый семенник состоит из семенных мешочков с семявыносящими каналами. Семяизвергательный канал пронизывает пенис. Пенис открывается в половую клоаку. Женская половая система представлена парными яичниками и яйцеводами. Яйцеводы окружены многочисленными желточниками. В желточниках образуются особые клетки с желтком, необходимым для развития яиц. Яйцеводы впадают во влагалище, влагалище – в половую клоаку. В половую клоаку открывается также семяприемник, в котором хранится сперма партнера. Оплодотворение яйцеклеток происходит после спаривания.
У - Какой еще тип размножения есть у планарии?
Р - Бесполое - поперечное деление пополам.
У - Регенерация (ВОССТАНОВЛЕНИЕ). если планарию разделить на 279 частей, то каждая часть сможет восстановиться до новой особи.
ПРОБЛЕМНАЯ ЗАДАЧА: Почему именно регенерация планарий интересует учёных больше, чем регенерация других животных?
Переход на следующий урок:
Задание: "Исправь ошибки"
Планарии - паразиты, очень нежелательные гости в аквариумах. Попадают они с живым кормом в аквариум. Заметить их можно, если ночью включить неожиданно свет. Пищеварение у планарий происходит вне организма( та слизь которой опрыснули креветку кислота!) кислотность воды повышается. Рыбы их едят, но очень неохотно, только если голодны.