СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по биологии на тему: "Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви."

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по биологии на тему:  "Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви."

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по биологии на тему: "Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви."»


Разработка урока по биологии на тему:

"Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви."

для 7 класса

Учитель биологии Бюлбюл Елена Александровна


























Москва, 2018 год.



Место урока:

Урок в теме "Многообразие представителей подцарства Многоклеточные животные"

Кодификатор ОГЭ/ЕГЭ: 4.6

Урок изучения нового материала.

Материально-техническое оснащение урока.

Компьютер. Смарт-доска (проектор). Слайд-фильм. Раздаточные учебные материалы для четырёх групп: брусок пластилина, салфетки, бумажная модель планарии, красные нитки.



Цель урока (для учителя):

Формирование системы научных знаний о живой природе, формирование основ экологической грамотности, формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем здоровья человека, осваивание приёмов выращивания, ухода за животными.

Задачи урока:

1) Образовательные: познакомить учащихся с характерными особенностями строения, жизнедеятельности свободноживущих плоских червей на примере Белой планарии; умение обосновывать особенности строения в связи с образом жизни; выявить черты усложнения организации Плоских червей по сравнению с Кишечнополостными; ввести понятие "двусторонняя симметрия тела", "трехслойные животные", "мезодерма","эпителиальная ткань", "кожа", "мышечная ткань", "нервная ткань", "кожно-мускульный мешок", "глотка", "нервные узлы-ганглии, "лестничный тип нервной системы", система протонефридиального типа, "паренхима".

2) Развивающие: продолжить работу по созданию условий для развития их познавательного интереса, речи, памяти, воображения, умений мыслительной деятельности (описывать, сравнивать, анализировать, обобщать), умения работы с текстовым материалом.

3) Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе и сохранению биологического разнообразия, продолжить работу по формированию научного мировоззрения учащихся.



Ожидаемые результаты:

Личностные:

В ходе работы в группах с учебным материалом учащиеся, выявляя и обсуждая его, смогут выйти за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности и общения, осознают личную причастность и ответственность за достигнутый результат.

Метапредметные:

В ходе работы с текстовым и ауиовизуальным материалом учащиеся смогут совершенствовать навыки установления аналогии и причнно-следственных связей, создания обобщений, построения логического рассуждения, умозаключения (индуктивного, дедуктивного, трансдуктивного) и делать выводы.

Предметные:

В ходе работы с текстовыми материалами, обсуждения в группе, представления результатов групповой работы, учащиеся смогут уточнить значение понятий "ткань", "орган", "система органов" и привести не менее одного примера по каждому из видов. Получат опыт применения полученных знаний и умений в жизненных ситуациях.

Задачи урока (для учителя):

Для достижения личностного результата:

Стимулирование учащихся к самостоятельному выбору и использованию различных способов выполнения задания, поощрение инициативы. за счёт постановок проблемных задач.

Для достижения метапредметного результата:

Организовать и сопровождать работу в группах, за счет постановок проблемных задач способствовать овладению общими способами получения знаний.

Для достижения предметного результата:

Определить понятие "двусторонняя симметрия тела", "трехслойные животные", "мезодерма","эпителиальная ткань", "кожа", "мышечная ткань", "нервная ткань", "кожно-мускульный мешок", "глотка", "нервные узлы-ганглии, "лестничный тип нервной системы", система протонефридиального типа, "паренхима".



Цель учащихся:

Выяснить каким образом экологическая грамотность и биологическое знание морфологических особенностей строения белой планарии может помочь в различных жизненных ситуациях.



ЭТАПЫ УРОКА

  1. Организационнный момент (1 мин.)

  2. Актуализация знаний (4 мин.)

Тест - гугл форма "Характеристика Кишечнополостных".

Задания альтернативных ответов.

(см. Приложение 1).

ссылка на тест https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfMiXGbh02eEUBuwwAJoOHbpVtRcc45vW-06QYJDe0EotnXFg/viewform?usp=sf_link

Необходимые ресурсы: компьютер, доступ к интернет ресурсам.

  1. Проблематизация (5 минут)

Постановка проблемной ситуации.

Приём "Нестандартный вход в урок".

Учитель зачитывает проблему, с которой сталкиваются разводчики креветок.

Ресурсы, необходимые для реализации этого приёма: смарт-доска (проектор), компьютер, доступ к интернет ресурсам.

  1. Первичное ознакомление (5-10 мин.)

В ходе групповой формы организации реализуется методический приём "До и после".

Ресурсы, необходимые для реализации этого приёма: смарт-доска (проектор), компьютер, доступ к интернет ресурсам.

  1. Этап усвоения нового материала (15-20 мин.)

Реализуется путем постановки проблемных задач, методом эвристической беседы, учитель организует и сопровождать работу в группах.

Ресурсы, необходимые для реализации этого приёма: смарт-доска (проектор), компьютер, доступ к интернет ресурсам, раздаточные учебные материалы для четырёх групп: брусок пластилина, салфетки, бумажная модель планарии, красные нитки.

  1. Обобщение, систематизация, применение (10 мин.)

Приём "До и после".

Постановка проблемной задачи.

Необходимые ресурсы: компьютер, доступ к интернет ресурсам, заготовки описаний, составленные группами на этапе "Первичное ознакомление".

  1. Обратная связь: рефлексия. (до 5 мин.)

Ресурсы, необходимые для реализации этого приёма: смарт-доска (проектор), компьютер, доступ к интернет ресурсам.



Содержательная часть конспекта. (Ход урока)

Опирается на слайд-презентацию (Приложение 2).

Ссылка на слайд-презентацию:

https://docs.google.com/presentation/d/1-hKn314DFwlADBZ2ipn5T6RYy02X4DKhssi1Z6VbOOs/edit?usp=sharing

Название урока (для учащихся): "Следствие ведут знатоки".

Модуль: Тип плоские черви.

Раздел: Ресничные черви. Белая планария.

Постановка проблемной ситуации.

У - Ребята разделяются на группы.

На форуме аквариумистов, разводчиков креветок: https://www.aqa.ru/forum/planarii-edyat-krevetok---62847-page1

Участник форума1:

  • У меня в аквариуме живут вишневые креветки. Все складывалось замечательно, самки носили икру, появлялись маленькие креветки. Однако, через некоторое время стала пропадать молодь, хотя самки вынашивали икру. И стал наблюдать, что взрослые особи с неохотой бродили по зарослям растений, все чаще собирались в углу аквариума. Что происходит?

Р - Предлагают свои варианты: изменение температуры, освещения, мало растений, может быть кого-то бояться, потому что молодые креветки пропадают.

У - продолжение после выслушивания ответов ребят.

Участник форума 1:

  • Поздно вечером подошел с включенным фонарем, увидел, что по стенкам аквариума ползают эти существа. Затем даже дневного света спокойно ползали по всему аквариуму и их количество быстро увеличивалось. Стали гибнуть креветки.

  • Отрывок из видео

https://www.youtube.com/watch?v=uiSljx0tz6o

  • Если это животное недавно побывало на растении, а затем на это же место в течение 5-7 минут приходила креветка, то её начинала бить дрожь и она погибала через несколько минут . Затем на её трупик сбегались все и начинали трапезу. Вот такие дела ...

  • Грунт стал частично прилипать к пальцам.


Видео https://www.youtube.com/watch?v=3YltHRJeF38



У - Сделайте предположение, что это за организм? Какие выводы и предположения можно сделать, прочитав пост в форуме?

Р- Варианты ответов групп учащихся:

1. Червяк, многоклеточное

2. Ползает на дне, прячется в зарослях, под камнями, в грунте..

3. Крупного размера (можно наблюдать без микроскопа), плоский, форма червяка - длинное вытянутое тело, ползёт быстро, выделяет ядовитую слизь.

4. Питается икрой, маленькими креветочками - хищник (паразит). Нападет на крупную добычу. Активный образ жизни

5. Не любит свет.

6. Быстро размножается.

7. Сложно организованное, сложно поведение.

У - Если в ваших группах воспользовались планом, зачитайте его.

У - Составьте список вопросов, позволяющих изучить и понять как устроен червь.

Р - Учащиеся в группах составляют и зачитывают вопросы

У - Наводящие вопросы: Какие характеристики объекта надо выяснить?

Р - Внешнее и внутреннее строение.

У- Запись в тетрадь "Тип Плоские черви".

Представители: Белая планария, (оставить место (3 строки) в тетради для последующей записи).

У - Из списка, предложенного учениками выбрать описание формы, размера, характера движения.

Почему плоская форма? Почему вытянутая? Почему не "лепешка"?

У - Почему медуза не может ползать?

Р - Форма тела удобна для движения, удобно прятаться по камнями.

Р - Вывод - форма тела, движение и местообитание находятся во взаимосвязи.

Выдать модель "круг" и модель планарии из бумаги. Задание: проведите ось симметрии. Сколько осей получилось?

Р- Круг- много. У планарии - одна ось симметрии.

У - На сколько частей ось симметрии делит планарию? ( Ответ-2). Ввести термин "двусторонняя симметрия" .

Р- Двусторонняя симметрия, плоская форма тела определила характер движения - ползание - активный образ жизни, а медузы лучевая симметрия характер движения реактивный

У - Сторону на которой ползает как назовем -------(брюхо), сверху сторона - _________(Спина).

У - Запись в тетрадь. Заполнение таблицы.

Озаглавьте и заполните таблицу, используя информацию на стр. 68.

Название_____________________________________________________

Хар-ки сравнения

Тип Кишечнополостные

Тип Плоские Черви.

На примере Белой планарии.

Общие черты

Место обитание.

Водная среда.

Морская или пресная.

В толще воды, на дне.

Водная среда.

Морская или пресная. на дне.

Влажные тропич.леса., по поверхности почвы.


Образ жизни

Сидячий, малоподвижн.

Активный

Симметрия тела

лучевая

двусторонняя

Размеры тела

От неск. мм до

От неск. мм до 60 см.

Форма тела


Уплощенное в спинно-брюшном направлении



У- Что является материалом в многоклеточном организме? Вспомните пищевое поведение планарии и сравните с кишечнополостными.

У- Реализация этих задач как может эффективнее и целесообразнее осуществиться? На сколько эффективнее это должно получаться у плоских червей, чем у кишечнополостных?

Аналогия: Цель - высоко и качественно построить здание. Архитекторы - проектировщики. Материалы. Электрики и т.д. Это отдельные люди или группы людей).

Р - Клетки. Их объединение для выполнения различной "работы" (различных функций). Дифференциация клеток - из неработающей сделать специальную, и их объединение для выполнение определенной работы.

У - Вспомните, какой биологический термин для этого используется?

Р - Ткань.

ТКАНЬ (лат. textus, греч. histós) — совокупность клеток, сходных по происхождению, строению и функциям, образующих вместе единую систему.

У- Откуда брать огромное количество строительного материала для такого количества ткани?

Р- Клетки умеют делиться. "Размножить" клетки.

У- В какой момент лучше начать увеличивать количество клеток?(Когда лучше запастись материалом для построения ткани, заранее или нет, размножать в процессе?)

Р- До того как начнется специализация, формирование тканей.

У- Поясните иллюстрацию 1. Сделайте предположение

Р - Предлагают свои варианты

У - Сколько слоев получается? Назовите два уже известных вам.

Р - 3 слоя. Эктодерма. Энтодерма.

У - Слой "размножившихся" клеток образует 3 слой - мезодерму (др.-греч. μέσος — средний, промежуточный + δέρμα — кожа). Обратите внимание! Количество слоев - это у организма еще до образования тканей. Во взрослом состоянии 3 слоя не увидим.

Продолжить запись в таблицу.

Хар-ки сравнения

Тип Кишечнополостные

Тип Плоские Черви.

На примере Белой планарии.

Общие черты

Место обитание.

Водная среда.

Морская или пресная.

В толще воды, на дне.

Водная среда.

Морская или пресная. на дне.

Влажные тропич.леса.


Образ жизни

Сидячий, малоподвижн.

Активный

Симметрия тела

лучевая

двусторонняя

Размеры тела

От неск. мм до

От неск. мм до 60 см.

Форма тела


Уплощенное в спинно-брюшном направлении

Сколько слоев выделяют.

2 (эктодерма, энтодерма)

3 (эктодерма, мезодерма, энтодерма)

Клетки, объединены в ткани. Какие?

Нет

Да



У - Какими способами изучать?

Р - Рассматривать без микроскопа и под микроскопом, с лупой.

У - Что видно без микроскопа?

Р - Внутри тела что-то есть.

У  - Покровы тела - достаточно прозрачный чтобы через него разглядывать, что внутри планарии.

У - Можно взять живую планарию и посмотреть ее под микроскопом.

При малом увеличении рассмотрите передний край ползающего червя. Здесь хорошо заметно мерцание (Движение) каких-то структур.

Какие структуры способны к движению?

Р - Жгутики

У - Если очень длинные - это жгутик, а короткие - это?

Р - Реснички.

У - Зачем нужны реснички?

Р - для движения.

У - Какие структуры позволяют плавно скользить?

У -  Через плотный покров - ничего невидно, через тонкий  - видно?

Как устроен покров, чтобы оставаться прозрачным?

(Наводящие вопросы: Какой покров у Одноклеточных и Кишечнополостных?)

Р - Точно не мембрана, организм многоклеточный.

У -  Предложите возможные конструкции.

Слой клеток.

Сколько слоев?

Р - Команды предлагают свои варианты.

У - Обсудить возможные варианты.





У - Какую особенность покрова стала очевидно при большом увеличении?

Р - Один слой клеток с ресничками, они все похожи.

У - Это КЛАСС РЕСНИЧНЫЕ ЧЕРВИ.

Фрагмент видео "Креветку уплывает с места кормёжки"

https://www.youtube.com/watch?v=tHFJq0pIQK8

У - Из какого слоя будет образовываться ресничный слой клеток, выделяющих слизь?

Р - Из эктодермы.

Клетки все сходны по строению и по происхождению, выполняют одну функцию. Это ткань? Как будет называться ткань?

Р - Покров - покровная

У - У животных - покровная=эпителиальная ткань. Внесите данные в таблицу.

У - Чем занимается покровная ткань?

Р- Защищает, помогает плавно передвигаться по дну.

У - Ресничный эпителий - ИНСТРУМЕНТ защиты и движения, будет являться частью тела планарии?

Р- Да.

У - Др.греч. слово "инструмент" - "ОРГАН"

У - ОРГАН- часть тела животного, состоящая из нескольких типов клеток и тканей, выполняющая определенное значение (функцию). Деление на органы довольно условно.

У - Назовите ОРГАН, являющийся частью тела планарии, состоящий из покровной ткани - ресничного эпителия и ИНСТРУМЕНТОМ защиты и передвижения.

Р - Кожа - это орган.

У- Что должно быть у планарии, чтобы совершать сложные движения во время охоты?

  • Участник форума:
    "...в
    чера наблюдал нападение большей планарии на большую креветку. Никогда не ожидал, что черви могут совершать такие прыжки. Взрослая креветка отбилась. А вот малышу бы не поздоровилось. А я... все понять никак не мог, почему уже полгода  маленьких креветок не вижу, хотя с икрой взрослые ходят регулярно".

Р - Мышцы

У- Мышечная ткань образует мышцы. Из учебника стр. 70 выпишите название мышц. Используя модель планарии из пластилина и красные нитки, показать схему расположения каждой группы мышц.

Название______________________________________________________


К/П

Плоские черви



Ткани

Органы. Значение


Клетки. Ткани.

Органы

Спец. кл.

1.Покровная (эпителиальная) тк.

2.Мышечная тк.


1. Кожа -защита, движение

2. Мышцы (кольцевые, косые, продольные, спинно-брюшные)




У - Какие органы, совместно участвуют в Движении?

Р - Кожа и мышцы.

У - Объединение нескольких органов для выполнения одной общей задачи в биологии называют - СИСТЕМА ОРГАНОВ. Используя информацию со стр. 70.

НАЙДИТЕ НАЗВАНИЕ Системы органов движения. Запишите в таблицу.


К/П

Плоские черви


Клетки

Ткани

Органы. Значение.

Система органов. (Её значение).

Клетки. Ткани.

Органы

Спец. кл.

1.Покровная (эпителиальная) тк.

2.Мышечная тк.


1. Кожа (защита, движение).

2. Мышцы (кольцевые, косые, продольные, спинно-брюшные)

1. Кожно-мускульный мешок (Движение).




У - Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр.69. Из какого слоя будут образовываться мышечная ткань?

Р - Из мезодермы.



У - Почему у планарии такое сложное поведение во время охоты?

У - Какого типа клетки должны быть у планарии, чтобы выполнять "работу". Ищет корм, нападает, прячется.

Р- Нервные клетки

У - Чем они занимаются?

Р - Обрабатывают информацию.

У - Обратите на характер движения. Почему ползет в одну строну (Наводящие вопросы: Какой формы животное? (Плоской формы). Как двигается по дну? (Ползет) В какую сторону (в какие стороны) удобнее ползти?) На какие части условно можно разделить планарию? (Ответ: Голова и хвост)

У - Где должен быть компьютер, чтобы обработать собранную информацию?

Р - Впереди.

У - ПОЯВЛЯЕТСЯ ГОЛОВНОЙ ОТДЕЛ. Чтобы собранную информацию обработать лучше в одиночку или компанией собраться?

Р - Собраться вместе и подумать, принять решение.

У - У планарий скопление нервных клеток - нервный узел (нервный ганглий)

У - Какая неточность в рисунке на стр. 71, рис. 52.

Р - Не видно скопления, только тяжи ("полосы")

У - Показать иллюстрацию. Записать данные в таблицу.



Ткани

Органы.

Система органов. (Её значение).

Клетки. Ткани.

Органы

Спец. кл.

1.Покровная (эпителиальная) тк.

2.Мышечная тк.



3. Нервная тк. - Невные узлы и тяжи.


1. Кожа. - защита, движение.

2. Мышцы (кольцевые, косые, продольные, спинно-брюшные).

3. Нервы (нервные узлы, стволы). Органы чувств (глаза, осязания, равновесия)

1. Кожно-мускульный мешок (Движение).



3



У - Почему изменяется вид нервной системы у планарии, по сравнению с кишечнополостными?

Р - Активный образ жизни, много информации получает, быстрая скорость реакции.

У - Почему тяжи (стволы) лучше, чем диффузная система гидры?

Р - Надо быстро доставить информацию к заднему отделу.

У - Чтобы быстрее собирать информацию какие органы появились?

У - Найдите в учебнике (стр. 72) как называется этот новый более совершенный вид нервной системы. Заполните таблицу.



Ткани

Органы.

Система органов. (Её значение).

Клетки. Ткани.

Органы

Спец. кл.

1.Покровная (эпителиальная) тк.

2.Мышечная тк.



3. Нервная тк. - Невные узлы и тяжи.


1. Кожа.

2. Мышцы (кольцевые, косые, продольные, спинно-брюшные).

3. Нервы (нервные узлы, стволы). Органы чувств (глаза, осязания, равновесия)

1. Кожно-мускульный мешок (Движение).



3. Нервная система лестничного типа и органы чувств. (Восприятие, анализ, проведение, реакция)



У - Зачем планария охотится?

Фрагмент видео https://www.youtube.com/watch?v=Xod7LLHBHb4

Р - Добывает еду, чтобы получить энергию.

У - О какой системе пойдет речь?

Р - Пищеварительная система.

У - Кому больше нужно энергии Кишечнополостным или Планарии? Поясните ответ.

Р - Планарии ведут более активный образ жизни, им надо больше ЭНЕРГИИ.

У - Посмотрите на схему пищеварительной системы рис. 50, стр. 70. Опишите ее.

Р - Похожа на дерево, ветвится

У - Чего позволяет добиться данная особенность в строении кишечника?

Р - Доставить побыстрее до каждой клеточки питательные вещества.

У - Вспомните определение системы органов.

Р - Это объединение органов.

У - Рот - присасывается, глотка - проталкивает пищу.

У - А как планария переваривает пищу? Почему там выгоднее?

Р- В Кишечнике пищеварительные ферменты "измельчают" пищу. Внутри клеток - медленно, а энергия нужна быстро.


У  - Основное переваривание в кишечнике, но отстётся внутриклеточное.

У- Из какого зародышевого слоя будет формироваться кишечник?

Р - Из энтодермы.

У - Рот и глотка - начальные отделы формируются из эктодермы.

У - Как выделяются непереваренные остатки (Н-О) - твердые отдходы?

Р - Так же как у Кишечнополостных - через рот.

У - Такой тип кишечника - называется замкнутым.

Р - Заполняют таблицу.



Ткани

Органы.

Система органов. (Её значение).

Клетки. Ткани.

Органы

Спец. кл.

1.Покровная (эпителиальная) тк.

2.Мышечная тк.



3. Нервная тк. - Невные узлы и тяжи.


1. Кожа. - защита, движение.

2. Мышцы (кольцевые, косые, продольные, спинно-брюшные).

3. Нервы (нервные узлы, стволы). Органы чувств (глаза, осязания, равновесия)



4. Рот, глотка, кишечник.

(замкнутый)

1. Кожно-мускульный мешок (Движение).



3. Нервная система лестничного типа и органы чувств. (Восприятие, анализ, проведение, реакция)

4. Пищевар-ная система. (Захват, проталкивание, переваривание, выделение Н-О).



У - В результате химических превращений веществ образуется ЭНЕРГИЯ. Вспомним обобщающую формулу.

Углевод (глюкоза) + ? = Энергия + Вода + ?


Чем должна быть обогащена внешняя среда, чтобы стало возможно получать энергию от съеденной пищи?

Р - Кислород

У - Что будет образовываться в результате? Какой газ образуется?

Р - Углекислый газ.

У - Кислород должен поступать, углекислый газ даляться. Как происходит газообмен?

Р - Всей поверхностью тела.

У - Какой орган покрывает тело? Его значение?

Р - Кожа осуществляет газообмен.

У - Добавьте в таблицу информацию о газообмене.



Ткани

Органы.

Система органов. (Её значение).

Клетки. Ткани.

Органы

Спец. кл.

1.Покровная (эпителиальная) тк.

2.Мышечная тк.



3. Нервная тк. - Невные узлы и тяжи.


1. Кожа. (движение, защита, газообмен)

2. Мышцы (кольцевые, косые, продольные, спинно-брюшные).

3. Нервы (нервные узлы, стволы). Органы чувств (глаза, осязания, равновесия)


4. Рот, глотка, кишечник.

(замкнутый)

1. Кожно-мускульный мешок (Движение).



3. Нервная система лестничного типа и органы чувств. (Восприятие, анализ, проведение, реакция)



4. Пищевар-ная система. (Захват, проталкивание, переваривание, выделение Н-О).





и образуются продукты распада. Они могут приносить вред. Что с ними делает организм?

Р - Должен "выбросить".

У - "ВЫДЕЛЕНИЕ". Давайте обратимся к учебнику и прочитаем на стр. 71. о выделительной системе.

Органами выделения являются протонефридии.

Протонефридий – это тонкий каналец, вдающийся глубоко в паренхиму, где он слепо заканчивается терминальной клеткой. Это крупная клетка с одним или несколькими длинными жгутиками, обращёнными в полость канальца (пучок колеблющихся жгутиков под микроскопом напоминает мерцающее пламя свечи, поэтому терминальные клетки протонефридиев называют "клетками ресничного пламени"). Между терминальной клеткой и первой клеткой канальца есть промежутки, образованные только базальной пластинкой – она и служит фильтром. Жидкость из тканевая жидкость у паренхиматозных животных фильтруется через эти промежутки в полость канальца. Биение жгутиков терминальной клетки создаёт ток жидкости в канальце, направленный вовне. У плоских червей протонефридиальные канальцы ветвятся и образуют сложную сеть, мелкие канальцы сливаются в крупные выделительные протоки.

У - Запишите информацию в таблицу.



Ткани

Органы.

Система органов. (Её значение).

Клетки. Ткани.

Органы

Спец. кл.

1.Покровная (эпителиальная) тк.

2.Мышечная тк.



3. Нервная тк. - Невные узлы и тяжи.


1. Кожа.

2. Мышцы (кольцевые, косые, продольные, спинно-брюшные).

3. Нервы (нервные узлы, стволы). Органы чувств (глаза, осязания, равновесия)



4. Рот, глотка, кишечник.

(замкнутый).


5. Протонефридий

1. Кожно-мускульный мешок (Движение).



3. Нервная система лестничного типа и органы чувств. (Восприятие, анализ, проведение, реакция)

4. Пищевар-ная система. (Захват, переваривание, выделение Н-О).

5. Выделительная ситема (протонефридий, канальцы)

(Выделение жидкостей).



У - Какое незнакомое слово появляется?

Р- Паренхима

У - Прочитаем на стр. 70. определение “паренхима”.

Какой новый вид ткани появляется? Почему это ткань?

Р -  соединительная ткань, по определению.

У - Из какого слоя образуется соединительная ткань? Какое ее значение?

Р - Из мезодермы. Опора, за счёт того что заполняет.




Ткани.

Органы. Значение

Система органов. (Её значение).

Клетки. Ткани.

Органы

Спец. кл.

I. Покровная (эпителиальная) тк.

II.Мышечная тк.



III. Нервная тк. - Невные узлы и тяжи.


IV. Соединительная ткань - паренхима

1. Кожа.

2. Мышцы (кольцевые, косые, продольные, спинно-брюшные).

3. Нервы (нервные узлы, стволы). Органы чувств (глаза, осязания, равновесия)



4. Рот, глотка, кишечник.

(замкнутый).


5. Протонефридий

1. Кожно-мускульный мешок (Движение).



3. Нервная система лестничного типа и органы чувств. (Восприятие, анализ, проведение, реакция)

4. Пищевар-ная система. (Захват, переваривание, выделение Н-О).

5. Выделительная ситема (протонефридий, канальцы)

(Выделение жидкостей).



У - Как планарии появляются в аквариуме?

Р - Выслушать предположения. Яйца. С растениями или грунтом.

У - Найдите ответ в учебнике на стр.72

Молочная планария откладывает яйца в коконах. Развитие прямое.

Видео https://www.youtube.com/watch?v=WEAU7CbniUg

У - Какой это тип размножения?

Р - Половое размножение.

Молочная планария – обоеполое животное - гермафродит. Мужская половая система включает в себя два семенника, два семяпровода, семяизвергательный канал и пенис. Каждый семенник состоит из семенных мешочков с семявыносящими каналами. Семяизвергательный канал пронизывает пенис. Пенис открывается в половую клоаку. Женская половая система представлена парными яичниками и яйцеводами. Яйцеводы окружены многочисленными желточниками. В желточниках образуются особые клетки с желтком, необходимым для развития яиц. Яйцеводы впадают во влагалище, влагалище – в половую клоаку. В половую клоаку открывается также семяприемник, в котором хранится сперма партнера. Оплодотворение яйцеклеток происходит после спаривания.

У - Какой еще тип размножения есть у планарии?

Р - Бесполое - поперечное деление пополам.

У - Регенерация (ВОССТАНОВЛЕНИЕ). если планарию разделить на 279 частей, то каждая часть сможет восстановиться до новой особи.

ПРОБЛЕМНАЯ ЗАДАЧА: Почему именно регенерация  планарий интересует учёных больше, чем регенерация других животных?

Переход на следующий урок:

Задание: "Исправь ошибки"

Планарии - паразиты, очень нежелательные гости в аквариумах. Попадают они с живым кормом в аквариум. Заметить их можно, если ночью включить неожиданно свет. Пищеварение у планарий происходит вне организма( та слизь которой опрыснули креветку кислота!) кислотность воды повышается. Рыбы их едят, но очень неохотно, только если голодны.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!