СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по биологии на тему «Фотосинтез» 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок: «Фотосинтез»6 класс

   Цель:  Ознакомление учащихся с понятием о питании

растений, о функциях листа, развивать навыки постановки и проведения опытов и наблюдений по изучению и объяснению   фотосинтеза; формировать научное мировоззрение на примере фотосинтеза.

  Оборудование: комнатное растение пеларгонии, выдержанное в темноте и на свету, спирт, стакан с водой, йод, спиртовка, спички, таблица « Клеточное строение листа», пробирки с раствором крахмала, рисунки или гербарии листьев.

                                 Ход урока:

Организационный момент.

Опрос домашнего задания:

       Рассказ с биологическими ошибками:

  Давайте вспомним, какие по строению и жилкованию бывают листья. У вас на партах рассказ с биологическими ошибками. Найдите ошибки и прокомментируйте их

 « Незнайка писал Звездочке письмо:

- Я люблю собирать разные листья. Красивые листья у клена, они имеют много листовых пластинок. Такое же строение и у листьев

земляники, липы, каштана. Называются эти листья сложными. Интересно и расположение жилок на листьях – известно до 10 видов жилкования. Например, у листьев березы оно дуговое, у ландыша – параллельное. У листьев яблони – сетчатое .».

     Комментарии ошибок:

  • Клен – простой лист, одна листовая пластинка на черешке.
  •  Липа – такое же строение.
  •  Земляника и каштан – листья сложные, несколько листовых пластинок на черешке.
  • У листьев бывает всего три типа жилкования.
  • Листья березы и яблони имеют сетчатое жилкование, листья ландыша – дуговое.

Демонстрация наборов листьев. Учащиеся называют: простые и сложные листья; типы жилкования : параллельное, дуговое, сетчатое.

Подготовка к восприятию новой темы :

Учитель: Итак, ребята, мы с вами сегодня познакомимся с питанием растений и с основной функцией зеленого листа.

Новая тема: « Фотосинтез».

  Учитель: Открытие основной функции зеленого листа шло очень медленно и с большими трудностями. Считается, что функцию листьев обнаружил английский ученый Д. Пристли в конце 17 века. Дополнили это открытие швейцарские ученые Сенебье и Сосюр, большой вклад внес русский ученый К. А. Тимирязев.

 Сегодня мы попробуем повторить это открытие. Но для этого нам нужно выяснить, какие вещества нужны листьям зеленых растений для жизни?

  Листьям для жизни нужны четыре компонента:

  • Для получения первого компонента растения приспособились специально располагать листья в виде мозаики, поворачивая листья. ( свет).
  • Большинство растений имеют листья зеленого цвета. Благодаря какому веществу они имеют такую окраску? (хлорофилл).
  • Третий компонент – газ, который выделяют в атмосферу при дыхании все живые существа. (углекислый газ ).
  • Вещества, которые поднимаются по сосудам корня, стебля и попадают в сосуды жилок листа ? ( вода с

Растворенными веществами ).

Учащиеся отгадывают их и записывают в тетради.

  Учитель: Итак, листу необходимы свет, углекислый газ и вода с растворенными веществами, а в листе должен быть хлорофилл, придающий ему зеленую окраску.

Листья – это своеобразные лаборатории, в которых на свету образуется органическое вещество – крахмал.

  Чтобы это доказать, проведем опыт :

 

  Для этого нужно взять обесцвеченный в горячем спирте лист герани. Перед обесцвечиванием лист поглотил все, о чем мы сейчас говорили. Нам нужно определить, что в нем образовалось.

  Обесцвеченный лист герани, окунем в раствор йода, затем положим его на белый лист бумаги . Какого цвета он стал? ( сине-фиолетовым).

  Для того, чтобы проверить, что это действительно крахмал, в пробирку с раствором крахмала тоже капнем раствор йода . Он посинеет. Следовательно , какое вещество образуется в листе ? (крахмал ). Кроме крахмала в листьях образуются белки. Все эти вещества

Называются органическими веществами.

  Учащиеся записывают в тетрадь новые слова, поясняют их значения.

  Учитель: Итак, что же такое фотосинтез?

  Ученик: Фотосинтез – это процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа, под действием света.

  Учитель: Что выделяется из листьев в атмосферу , когда в зеленом листе идет процесс фотосинтеза?

  Ученик: Кислород.

  Учитель: Во время фотосинтеза происходит обогащение воздуха кислородом. Однако выделение кислорода идет только на свету.

  За год растения выделяют в атмосферу 400 млрд. тонн

Кислорода, поглощают 600 млрд. тонн углекислого газа и образуют в листьях 450 млрд. тонн органических веществ.

  Куда же эти вещества поступают?

  Ученик: В стебель, корень, корневище и накапливаются в плодах, семенах, корнеплодах, клубнях

  Учитель: Какие растительные продукты на вкус?

  Ученик: Сладкие, потому что накапливаются органические вещества.

Закрепление: задание на смекалку :

  « Перенесемся в 17 век . Голландский ученый ЯН Ван -Гельмонт в своей лаборатории поместил в глиняный сосуд 80 кг. Высушенной почвы, смочил ее и посадил побег ивы весом 2 кг. Почву он поливал только дождевой водой. Через 5 лет дерево, выросшее из побега, весило почти 68 кг. Он вынул растение из сосуда, собрал и просушил почву, и получил те же 80 кг.

  Ученый сделал вывод, что увеличение массы за 5 лет произошло за счет воды. Прав ли он ?

  Учащиеся высказывают свои точки зрения.

  Рефлексия:                                                                                             Учитель: Что нового мы сегодня узнали на уроке?

 Домашнее задание: параграф № 16, ( вопросы в конце

 параграфа).

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!