СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по астрономии 11 класс

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по астрономии разработан в соответствии с ФГОС  с презентацией

Просмотр содержимого документа
«Урок по астрономии в 11 классе Головко ОН»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г. Углегорска Сахалинской области









СЦЕНАРИЙ УРОКА ПО АСТРОНОМИИ В 11 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ «СОЛНЦЕ»












Головко Ольга Николаевна

учитель физики, астрономии, изобразительного искусства и МХК
























г. Углегорск

2019 год

Тип урока: урок исследования и освоения новых знаний

Класс: 11

Предметная область: астрономия

Учебно методический комплекс: 1. Астрономия. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / В. М. Чаругин. – М. : Просвещение, 2018 – 144с.

Цель урока: создать условия для формирования представления о методах и результатах наблюдений Солнца, его основных характеристиках; о строении солнечной атмосферы; о законах излучения абсолютно твёрдого тела и температуры фотосферы и пятен; о проявлении солнечной активности и её влиянии на климат и биосферу Земли; о том, как астрономы узнали о внутреннем строении Солнца и как наблюдения солнечных нейтрино подтвердили наши представления о процессах внутри Солнца.

Задачи урока:

Образовательные: формирование понятий:

основные физические характеристики Солнца: - масса, - размеры, - температура; - схему строения Солнца и физические процессы, происходящие в его недрах и атмосфере; - основные проявления солнечной активности, их причины, периодичность и влияние на Землю; уметь применять основные положения ведущих физических теорий при объяснении природы Солнца

Развивающая: продолжить развитие информационных компетентностей учащихся (умение работать с информацией: искать нужную информацию в опубликованных источниках и с помощью ПК, отбирать главное, анализировать, обобщать, систематизировать) и коммуникационных умений в ходе групповой работы по вопросам заданной темы и защиты темы в ходе представления.

Воспитательная: продолжить формирование научного мировоззрения, системы взглядов на мир.


Планируемые образовательные результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

На основе знаний законов физики самостоятельно уметь описывать и объяснять явления и процессы, наблюдаемые на Солнце. Учувствовать в обсуждении полученных знаний; проявлять заинтересованность в самостоятельном наблюдении за Солнцем

Познавательные:

Умение работать с разными источниками информации.

Регулятивные:

Умение определять главную учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы, ставить цель деятельности, формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели, оптимизируя материальные и нематериальные затраты

Коммуникативные:

Развивать умения вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств: задавать вопросы; работать в группе, при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.).

Знать и понимать: основные физические характеристики Солнца: - масса, - размеры, - температура; - схему строения Солнца и физические процессы, происходящие в его недрах и атмосфере; - основные проявления солнечной активности, их причины, периодичность и влияние на Землю; - основные характеристики звёзд в сравнении с Солнцем: - спектры, - температуры, - светимости.

Уметь

применять основные положения ведущих физических теорий при объяснении природы Солнца.


Межпредметные связи:

История, физика, математика, литература, МХК

Ресурсы

Информационный материал: Видеофильм «Солнце. Строение Солнца. Физические характеристики. Природа энергии»

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=5443621431912602873&text=урок+по+астрономии+солнце+внутреннее+строение+и+источник+энергии+солнца+чаругин&noreask=1&path=wizard&parent-reqid=1573268763007828-342320214922186667900133-man1-3558&redircnt=1573268774.1

карточки с заданием для работы в группах.


ТСО (оборудование)

Компьютер, проектор, экран, колонки

Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет)



Ход урока

Этап урока

Время, мин

Образовательные задачи, планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Используемые ресурсы

Мотивационно — побудительный

1

Организовать детей.

Проверить готовность к уроку.

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.








Целеполагание






4

Формулирование темы и цели урока обучающимися

Заранее загрузить фильм 1.Что общего у этих изображений?


Вспоминают богов Солнца:

1.Сурья (индуизм)

2.Ра (Древний Египед)

3.Инти (Майя)

4.Ярило (славяне)

5.Уицилопочтли (ацтеки)

6.Гелиос (Греция)


Презентация: слайд 2


2. Что означают эти знаки? Почему они встречаются в культуре разных народов?


Высказывают мнение о важности Солнца для жизни на Земле.

Слайд 3






О чем пойдет речь на уроке?

Чему вы хотели бы научиться?

Что хотели бы узнать?

Формулируют тему и цель урока

Слайд 4

https://mp3cc.biz/m/44428-marina-cvetaeva/27749541-solnce-odno-a-shagaet-po-vsem-gorodam/

Марина Цветаева

«Солнце - одно, а шагает по всем городам»


Согласуются ли наши цели?

Вы узнаете: Основные характеристики Солнца, строение солнечной атмосферы; что такое солнечная активность



Слайд 5

Актуализация знаний

2

Формулирование гипотезы и плана действий

Организует опрос учащихся: Что мы знаем о Солнце?

Знания, полученные ранее на уроках астрономии, физики, географии.

(Солнце - центр Солнечной системы. Солнце - самая близкая к нам звезда. На Солнце есть пятна. Солнечные вспышки вызывают магнитные бури на Земле и т.д.)

Слайд 5

Постановка учебной задачи

3

Обсуждение способов получения знаний.

Организует команды по 4 человека с инструкцией выполнения заданий

Разбиваются на группы по 4 человека. Каждый выбирает задание

1. Слайды 6 – 9

2. листы-задания на каждого ученика Приложение 2

«Открытие нового знания»

7

Получение новых знаний и способов действий

Контролирует выполнение заданий, в случае необходимости помогает

Записи выполняются в тетради



Первичное осмысление

закрепление

8

Подготовка к просмотру фильма

Контролирует процесс просмотра видеоурока: останавливает просмотр, нажимая на паузу, для пояснений или обсуждения

Просмотр фильма. Во время просмотра небольшого фильма дополняют свои записи.

Видеофильм «Солнце. Строение Солнца. Физические характеристики. Природа энергии»


5

Составление общей картины

Проверка выполнения задания 4


Обсуждение в группе всех вопросов, записи в тетрадь важных сведений

Слайд 10

Первичная проверка понимания

3

Проверка обязательного уровня знаний

Раздает задания.

Тест выполняют все. Ответы записывают на листочках, выданных учителем.


Приложение 3

Тест


7

Выполнение самостоятельной работы

Собирает листочки с ответами на тест

Выбирают задания по уровню и выполняют их с помощью своих записей в тетради

Приложение 3

Самоанализ и самоконтроль

2

Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и группы

Собирает листы с ответами. Какие трудности вы встретили при выполнении заданий? Почему?

Обсуждают результаты работы в группе


П. слайд 7-11

Задание

на дом

1


П. 20. Вопросы и задания, «Мои астрономические исследования»

записывают домашнее задание в дневники

Слайд 1

Рефлексия (подведение итогов)

2

Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет и знает

Ставит вопросы:

- Что нового узнали?

- Что еще хотели бы узнать?

Составляют синквейн

1. Солнце

2. _ _

3._ _ _

4. ___________.

5.

Слайд 11


Список литературы

  1. Астрономия. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / В. М. Чаругин. – М. : Просвещение, 2018 – 144с.

Ресурсы сети Интернет:

  1. Астрономия. Задачник. 10-11классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций : базовый уровень /_О.С.Угольников. – М. : Просвещение, 2018. – 79 с. : ил. – (Сферы 1 – 11). file:///C:/Users/днс/Desktop/учебники%20астрономии/Астрономия.%20Задачник.%2010-11кл._Угольников_2018%20-80с.pdf

  2. Астрономия. Разноуровневые самостоятельные работы с примерами решения задач.— 3-е изд., перераб.— М.: ИЛЕКСА, 2018. file:///C:/Users/днс/Desktop/учебники%20астрономии/Астрономия.%20Разноур.%20самост.%20раб.%20с%20прим.%20решен._Кирик_2018%20-80с.pdf

  3. Видеофильм «Солнце. Строение Солнца. Физические характеристики. Природа энергии» https://yandex.ru/video/preview/?filmId=5443621431912602873&text=урок+по+астрономии+солнце+внутреннее+строение+и+источник+энергии+солнца+чаругин&noreask=1&path=wizard&parent-reqid=1573268763007828-342320214922186667900133-man1-3558&redircnt=1573268774.1

  4. Кирик Л.А., Захожай В.А., Бондаренко К.П. К43 Астрономия. Методическое пособие 10–11 классы. Базовый уровень : учеб пособие для учителей общеобразоват. организаций. — М. : Просвещение, 2017.

file:///C:/Users/днс/Desktop/учебники%20астрономии/Астрономия.%2010-11кл.%20Метод.%20пос._Чаругин_2017%20-32с.pdf

  1. Марина Цветаева «Солнце - одно, а шагает по всем городам» https://mp3cc.biz/m/44428-marina-cvetaeva/27749541-solnce-odno-a-shagaet-po-vsem-gorodam/

  2. Сайт «Астрономия интерактивные проекты на уроке» http://seninvg07.narod.ru/004_astron.htm



Приложение 2

Задание 1.


Основные физические характеристики Солнца

Обозначение

Численное значение

1. Среднее расстояние до Земли



2.Средний диаметр



3.Масса



4.Ускорениесвободного падения



5.Период обращения вокруг своей оси на экваторе



-на полюсе



6.Линейная скорость движения экватора



7.Солнечная постоянная – это…



-равна



8.Светимость – это…



-равна



9.Температура ядра



10. Температура короны



11.Средняя плотность




Задание 2. Строение Солнца и солнечной атмосферы




Задание 3.


Что такое солнечная активность?

Ее периодичность.

Какие явления связаны с солнечной активностью?




Задание 4. Основные параметры звезд (Солнца)

  1. Химический состав в %.

  2. Способ определения химического состава и температуры Солнца (звёзд)

  3. Решить задачу



Приложение 3

Солнце — ближайшая звезда. Проверка полученных знаний


Решите устно и запишите правильные ответы и утверждения.

1. Какие химические элементы особенно распространены на Солнце?

A. Водород.

Б. Гелий.

B. Углекислый газ.

2. Солнечную атмосферу можно условно разделить на несколько слоев.

A. Конвекционная зона.

Б. Фотосфера.

B. Хромосфера

3. Какой слой Солнца является основным источником видимого излучения?

A. Хромосфера.

Б. Фотосфера.

B. Солнечная корона.

4. Какие явления на Земле связаны с проявлением солнечной активности?

A. Полярное сияние.

Б. Магнитные бури.

B. Радуга.

5. Какова цикличность солнечной активности?

A. 7 лет.

Б. 11 лет.

B. 15 лет

6. Какая температура в центре Солнца?

A. 6 ООО К.

Б. 100 ООО К.

B. 15 ООО ООО К.

Первый уровень

1. Какие основные химические элементы, и в каком соотношении входят в состав Солнца?

2. В каком физическом состоянии находится вещество на Солнце? Почему?

3. Что такое солнечный ветер?

4. Что такое фотосфера Солнца?

5. Почему солнечные пятна выглядят темнее, чем фотосфера?

6. Какие явления на Земле связаны с солнечной активностью?

Второй уровень

1. а) За счет каких источников энергии излучает Солнце? Какие при этом происходят изменения с его веществом? б) Какова протяженность короны и физические условия в ней?

2. а) Каков период вращения Солнца вокруг оси и в чем состоит особенность этого вращения? б) Что такое солнечная активность, и какова ее цикличность?

3. а) При каких процессах на Солнце возникают корпускулярные потоки и космические лучи? б) О чем свидетельствует появление солнечных пятен?

4. а) Какие проявления солнечной активности наблюдаются в различных слоях атмосферы Солнца? б) В каких пределах изменяется температура Солнца от его центра до фотосферы?

5. а) Какие слои различают внутри Солнца и в его атмосфере? б) Какие наблюдения позволяют определить химический состав Солнца?

6. а) Где на Солнце температура выше: в фотосфере или в короне? В чем причина этого явления? б) Какие виды солнечного излучения вам известны? Какие из них не достигают поверхности Земли?

Просмотр содержимого презентации
«к уроку СОЛНЦЕ»

Головко О.Н. МБОУ СОШ № 1 г. Углегорска Сахалинской области АСТРОФИЗИКА И ЗВЕЗДНАЯ АСТРОНОМИЯ СОЛНЦЕ. Домашнее задание  У: § 20; вопросы и задания.

Головко О.Н. МБОУ СОШ № 1 г. Углегорска Сахалинской области

АСТРОФИЗИКА И ЗВЕЗДНАЯ АСТРОНОМИЯ

СОЛНЦЕ.

Домашнее задание У: § 20; вопросы и задания.

Из истории, ИЗО и МХК ВСПОМНИТЕ:

Из истории, ИЗО и МХК

ВСПОМНИТЕ:

  • что общего между этими изображениями?
ВСПОМНИТЕ

ВСПОМНИТЕ

  • Что означают эти знаки?
  • Почему они встречаются в культуре разных народов?
Подумайте :

Подумайте :

  • О чем пойдет речь на уроке?
  • Чему вы хотели бы научиться?
  • Что хотели бы узнать?
Цель нашего урока Солнце — источник жизни на Земле. Оно даёт свет, тепло и обеспечивает жизнедеятельность всего растительного и животного мира. ВЫ УЗНАЕТЕ: Каковы основные характеристики Солнца. Каково строение солнечной атмосферы. Что такое солнечная активность.  Работа в группах. Каждый выполняет свое задание. Обсуждение. Результат - ответы на все вопросы Учебник § 20 стр. 80-85.

Цель нашего урока

Солнце — источник жизни на Земле. Оно даёт свет, тепло и

обеспечивает жизнедеятельность всего растительного и животного мира.

ВЫ УЗНАЕТЕ:

  • Каковы основные характеристики Солнца.
  • Каково строение солнечной атмосферы.
  • Что такое солнечная активность.

Работа в группах. Каждый выполняет свое задание.

Обсуждение. Результат - ответы на все вопросы

Учебник § 20 стр. 80-85.

Задание 1 Основные физические характеристики Солнца Обозначение 1. Среднее расстояние до Земли 2.Средний диаметр Численное значение   3.Масса         4.Ускорениесвободного падения     5.Период обращения вокруг своей оси на экваторе  -на полюсе         6.Линейная скорость движения экватора     7.Солнечная постоянная – это…     -равна 8.Светимость – это…     -равна         9.Температура ядра     10. Температура короны     11.Средняя плотность       решение

Задание 1

Основные физические характеристики Солнца

Обозначение

1. Среднее расстояние до Земли

2.Средний диаметр

Численное значение

 

3.Масса

 

 

 

 

4.Ускорениесвободного падения

 

 

5.Период обращения вокруг своей оси на экваторе

-на полюсе

 

 

 

 

6.Линейная скорость движения экватора

 

 

7.Солнечная постоянная – это…

 

 

-равна

8.Светимость – это…

 

 

-равна

 

 

 

 

9.Температура ядра

 

 

10. Температура короны

 

 

11.Средняя плотность

 

 

 

решение

Задание 2 Строение Солнца и солнечной атмосферы .

Задание 2

Строение Солнца и солнечной атмосферы .

Задание 3. Солнечная активность Что такое солнечная активность? Ее периодичность. Какие явления связаны с солнечной активностью?

Задание 3. Солнечная активность

Что такое солнечная активность?

Ее периодичность.

Какие явления связаны с солнечной активностью?

Задание 4. Основные параметры звезд (Солнца) 1. Химический состав в %. 2. Способ определения химического состава и температуры Солнца (звёзд) 3. Решить задачу

Задание 4. Основные параметры звезд (Солнца)

1. Химический состав в %.

2. Способ определения химического состава и температуры Солнца (звёзд)

3. Решить задачу

Задание 4. решение

Задание 4.

решение

Рефлексия 1. Солнце 2. _ _ 3._ _ _ 4. ___________. 5._

Рефлексия

1. Солнце

2. _ _

3._ _ _

4. ___________.

5._


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!