СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по алгебре в 11 классе по теме " Иррациональные уравнения " ( традиционные , нетрадиционные и оригинальные способы их решения"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип занятия : урок комплексного применения знаний и способов действий учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по алгебре в 11 классе по теме " Иррациональные уравнения " ( традиционные , нетрадиционные и оригинальные способы их решения"»

МОУ КАЛИНОВСКАЯ СОШ РАДИЩЕВСКОГО РАЙОНА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ БАБАКОВА Е.А. Урок алгебры в 11 классе по теме : «Иррациональные уравнения»

(традиционные, нетрадиционные и оригинальные способы их решения)

Тип занятия : Урок комплексного применения знаний и способов действий уч-ся.

Цель занятия:

1. Организация деятельности уч-ся по углубленному самостоятельному переносу знаний и способов действий в измененную и новую ситуации.

2.Формирование у старшеклассников умений определять проблемы и находить пути их решения.

Технология занятия: Традиционное обучение в сочетании с элементами технологии личностно ориентированного развивающего обучения.



ХОД УРОРКА

ЭПИГРАФЫ: (прикреплены над доской)

Мне приходится делить свое время между политикой и уравнениями . Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее потому, что политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно.

А. Энштейн.

Что означает владение математикой? Это есть умение решать задачи, притом не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности , изобретательности.

Д.Пойя.



Организация начала занятий.

Психологический настрой ( Игра- рассуждалки «Устами младенца» )

Вопрос: О чем идет речь?

  • Это такая штука, в которой что-то не знаешь, а потом вдруг узнаешь, если захочешь это сделать-и сделаешь.( пауза, ответы уч-ся)

  • Иногда задачи решаются только с его помощью. Я не люблю их решать, потому, что плохо умею это. ( пауза, ответы уч-ся)

  • Не знаю, есть ли у него листья и стебли, но корни у него есть. Может один, а может и больше. И только у некоторых нет корней. ( пауза, ответы уч-ся).

  • Во 2 классе они –простые, в 7-линеиные, в 8-квадратные, в 10-тригонометрические, а в11-иррациональные.

Ответ: уравнения



Содержание знаний и способов действий:

Учитель: На этом уроке будем решать иррациональные уравнения.

Основные методы решения уравнений и систем уравнений, содержащих радикалы: возведение в степень, метод подстановки, применение своиств функции к решению уравнений и использование монотонности функции при решении уравнений; исследование функций с помощью производной; использование формул площади прямоугольного треугольника; зависимость радиуса вписанной окружности от сторон треугольника; теоремы Пифагора; формулы расстояния между точками; Рассмотрим сегодня некоторые из них.



Перед вами стоит задача - прорешав уравнения, показать знания и умения по решению иррациональных уравнений. Желаю всем удачи!



ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ: 1. Какие уравнения называются иррациональными.

2. Способы решения иррациональных уравнений.



Определение. Уравнения, в которых под знаком корня содержится переменная, называют иррациональными.

IV. Алгоритм решения уравнений

1. Решение иррациональных уравнений сводится к переходу от иррационального к рациональному уравнению путем возведения в степень обеих частей уравнения или замены переменной.

2. При возведении обеих частей уравнения в четную степень возможно появление посторонних корней. Поэтому при использовании указанного метода следует проверить все найденные корни подстановкой в исходное уравнение.

3. Иногда удобнее решать иррациональные уравнения, определив область допустимых значений неизвестного и используя равносильные переходы.



Закрепление. Работа по таблицам (у каждого ученика имеется таблица, по которой они решают устно названное учителем уравнение, проговаривая ход решения).

Самостоятельная работа



Математика, как и другие науки, дала миру огромное количество ученых от древности до наших дней, смысл жизни которых состоял в продвижении науки вперёд, в открытии новых закономерностей, формул, доказательств теорем.

Выполнив задание теста, вы назовете имя видного немецкого учёного, который внёс огромный вклад в развитие геометрических пространств.



1 вариант 2 вариант



1.=3 1.=2

Б)12 Е)81 Р)64 Б)7 Е)9 Р)8

2.=5 2.=7

И)0 О)5 В)-1 И)7 О)0 В)- 1

3.=1 3.=1

М)-23 Г)23 Я)14 М)6 Г)18 Я)11

4.= 4.=

Д)25 А)-100 Ж)100 Д)20 А)152 Ж)-15

5.=-Х 5.=-Х

К)-10 Н)-8 Ф)9 К)-10 Н)-8 Ф)-9

Верные ответы дают год рождения Георга Римана

Работа у доски .Применение знаний и способов действий уч-ся.

РАЗБОР И ОБСУЖДЕНИЕ МЕТОДОВ РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ УЧ-СЯ.

МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ.



ПРИМЕНЕНИЕ СВОЙСТВ ФУНКЦИИ.

  • Использование области определения уравнения.

Решить уравнение: -+=2

Решение : выпишем условия, при которых выражения, входящие в левую часть данного уравнения, имеют смысл:

Система решений не имеет. Поэтому и исходное уравнение не имеет решения.

  • Использование монотонности функции.

Решить уравнение: ++

Решение ОДЗ: х, т.к.

У=++-возрастающая функция(как сумма возрастающих функций).

Найдем подбором корень, х=1.В СИЛУ ТЕОРЕМЫ О КОРНЕ, ИМЕЕМ, ЧТО ОН ЕДИНСТВЕННЫЙ.

  • Метод оценки левой и правой части (метод мажорант)

Решить уравнение: + =3-5х2

Решение: ОДЗ: 3-5х2, , Оценим левую часть уравнения:

,, + +=3.

Оценим правую часть уравнения: 3-5х2, следовательно, левая часть исходного уравнения может быть равна правой части, только если обе части одновременно равняются 3.





, решая 2 уравнение, получаем х=0. Ответ х=0.

Метод подстановки

Решите уравнение:+=4

Решение :

Введем обозначения:, =b, тогда 9-х=, 7+х=.

Почленно сложим обе части уравнения: 16=+

Имеем систему уравнений: . решая систему, получаем, что а=2,b=2. Возвращаемся к замене: ,  х=1.

Ответ: х=1



«Искусство» ИЛИ НЕСТАНДАРТНЫЙ ПОДХОД

Решите уравнение: +=2Х.

РАЗДЕЛИМ ОБЕ ЧАСТИ УРАВНЕНИЯ НА х, получим уравнение:+=2.

Пусть =t, тогда t+=2, t2-2t+1=0, t=1,

Тогда =1 ; =1; =х; -2х-15=0; =5;=-3;

Ответ: =5;=-3;

Домашнее задание. Решите уравнение:-2=1.

Подведение итогов урока.

.

Итог урока.




























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!