МОУ КАЛИНОВСКАЯ СОШ РАДИЩЕВСКОГО РАЙОНА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ БАБАКОВА Е.А. Урок алгебры в 11 классе по теме : «Иррациональные уравнения»
(традиционные, нетрадиционные и оригинальные способы их решения)
Тип занятия : Урок комплексного применения знаний и способов действий уч-ся.
Цель занятия:
1. Организация деятельности уч-ся по углубленному самостоятельному переносу знаний и способов действий в измененную и новую ситуации.
2.Формирование у старшеклассников умений определять проблемы и находить пути их решения.
Технология занятия: Традиционное обучение в сочетании с элементами технологии личностно ориентированного развивающего обучения.
ХОД УРОРКА
ЭПИГРАФЫ: (прикреплены над доской)
Мне приходится делить свое время между политикой и уравнениями . Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее потому, что политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно.
А. Энштейн.
Что означает владение математикой? Это есть умение решать задачи, притом не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности , изобретательности.
Д.Пойя.
Организация начала занятий.
Психологический настрой ( Игра- рассуждалки «Устами младенца» )
Вопрос: О чем идет речь?
Это такая штука, в которой что-то не знаешь, а потом вдруг узнаешь, если захочешь это сделать-и сделаешь.( пауза, ответы уч-ся)
Иногда задачи решаются только с его помощью. Я не люблю их решать, потому, что плохо умею это. ( пауза, ответы уч-ся)
Не знаю, есть ли у него листья и стебли, но корни у него есть. Может один, а может и больше. И только у некоторых нет корней. ( пауза, ответы уч-ся).
Во 2 классе они –простые, в 7-линеиные, в 8-квадратные, в 10-тригонометрические, а в11-иррациональные.
Ответ: уравнения
Содержание знаний и способов действий:
Учитель: На этом уроке будем решать иррациональные уравнения.
Основные методы решения уравнений и систем уравнений, содержащих радикалы: возведение в степень, метод подстановки, применение своиств функции к решению уравнений и использование монотонности функции при решении уравнений; исследование функций с помощью производной; использование формул площади прямоугольного треугольника; зависимость радиуса вписанной окружности от сторон треугольника; теоремы Пифагора; формулы расстояния между точками; Рассмотрим сегодня некоторые из них.
Перед вами стоит задача - прорешав уравнения, показать знания и умения по решению иррациональных уравнений. Желаю всем удачи!
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ: 1. Какие уравнения называются иррациональными.
2. Способы решения иррациональных уравнений.
Определение. Уравнения, в которых под знаком корня содержится переменная, называют иррациональными.
IV. Алгоритм решения уравнений
1. Решение иррациональных уравнений сводится к переходу от иррационального к рациональному уравнению путем возведения в степень обеих частей уравнения или замены переменной.
2. При возведении обеих частей уравнения в четную степень возможно появление посторонних корней. Поэтому при использовании указанного метода следует проверить все найденные корни подстановкой в исходное уравнение.
3. Иногда удобнее решать иррациональные уравнения, определив область допустимых значений неизвестного и используя равносильные переходы.
Закрепление. Работа по таблицам (у каждого ученика имеется таблица, по которой они решают устно названное учителем уравнение, проговаривая ход решения).
Самостоятельная работа
Математика, как и другие науки, дала миру огромное количество ученых от древности до наших дней, смысл жизни которых состоял в продвижении науки вперёд, в открытии новых закономерностей, формул, доказательств теорем.
Выполнив задание теста, вы назовете имя видного немецкого учёного, который внёс огромный вклад в развитие геометрических пространств.
1 вариант 2 вариант
1.=3 1.=2
Б)12 Е)81 Р)64 Б)7 Е)9 Р)8
2.=5 2.=7
И)0 О)5 В)-1 И)7 О)0 В)- 1
3.=1 3.=1
М)-23 Г)23 Я)14 М)6 Г)18 Я)11
4.= 4.=
Д)25 А)-100 Ж)100 Д)20 А)152 Ж)-15
5.=-Х 5.=-Х
К)-10 Н)-8 Ф)9 К)-10 Н)-8 Ф)-9
Верные ответы дают год рождения Георга Римана
Работа у доски .Применение знаний и способов действий уч-ся.
РАЗБОР И ОБСУЖДЕНИЕ МЕТОДОВ РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ УЧ-СЯ.
МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ.
ПРИМЕНЕНИЕ СВОЙСТВ ФУНКЦИИ.
Решить уравнение: -+=2
Решение : выпишем условия, при которых выражения, входящие в левую часть данного уравнения, имеют смысл:
Система решений не имеет. Поэтому и исходное уравнение не имеет решения.
Решить уравнение: ++
Решение ОДЗ: х, т.к.
У=++-возрастающая функция(как сумма возрастающих функций).
Найдем подбором корень, х=1.В СИЛУ ТЕОРЕМЫ О КОРНЕ, ИМЕЕМ, ЧТО ОН ЕДИНСТВЕННЫЙ.
Решить уравнение: + =3-5х2
Решение: ОДЗ: 3-5х2, , Оценим левую часть уравнения:
,, + +=3.
Оценим правую часть уравнения: 3-5х2, следовательно, левая часть исходного уравнения может быть равна правой части, только если обе части одновременно равняются 3.
, решая 2 уравнение, получаем х=0. Ответ х=0.
Метод подстановки
Решите уравнение:+=4
Решение :
Введем обозначения:, =b, тогда 9-х=, 7+х=.
Почленно сложим обе части уравнения: 16=+
Имеем систему уравнений: . решая систему, получаем, что а=2,b=2. Возвращаемся к замене: , х=1.
Ответ: х=1
«Искусство» ИЛИ НЕСТАНДАРТНЫЙ ПОДХОД
Решите уравнение: +=2Х.
РАЗДЕЛИМ ОБЕ ЧАСТИ УРАВНЕНИЯ НА х, получим уравнение:+=2.
Пусть =t, тогда t+=2, t2-2t+1=0, t=1,
Тогда =1 ; =1; =х; -2х-15=0; =5;=-3;
Ответ: =5;=-3;
Домашнее задание. Решите уравнение:-2=1.
Подведение итогов урока.
.
Итог урока.