Урок 38/3 класс 10 дата _________________________
Тема урока: Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла
Цели и задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: вывод формул зависимости между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла (числа); обучение применению этих формул для вычисления значений синуса, косинуса, тангенса числа по заданному значению одного из них.
РАЗВИВАЮЩАЯ: учить анализировать, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия..
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитание добросовестного отношения к труду и положительного отношения к знаниям.
Оборудование: учебник, тетрадь, плакаты по теме урока, таблицы, компьютер, диски, экран, проектор.
ХОД УРОКА
Организационный момент: приветствие, проверка явки учащихся, заполнение журнала.
Актуализация знаний учащихся
РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА.
Д/з. | Диктант. Теория по теме. | Формулы. Проверка знания формул. | Самостоятельная работа. Решение упражнений | Кроссворд. | Оценка учителя. | Итог урока. |
С/о | С/о | С/о | О/т | С/о | С/о | | |
| | | | | | | | |
С/о – самооценка.
О/т – оценка товарища.
1. Дайте определение:
синуса острого угла А прямоугольного треугольника;
косинуса острого угла В прямоугольного треугольника;
тангенса острого угла А прямоугольного треугольника;
котангенса острого угла В прямоугольного треугольника;
какие ограничения накладываем мы на синус и косинус при определении тангенса и котангенса острого угла прямоугольного треугольника.
2. Дайте определение :
синуса угла a через координату (какую) точки, полученной поворотом точки (1;0) вокруг начала координат на угол a.
косинуса угла a через координату (какую) точки, полученной поворотом точки (1;0) вокруг начала координат на угол a.
тангенса угла a.
котангенса угла a.
3. Записать знаки синуса, косинуса, тангенса, котангенса для углов, полученных поворотом точки Р(1;0) на угол
4. Для всех этих углов указать четверти координатной плоскости.
Ребята проверяют диктант по слайду вместе с учителем, объясняя каждое высказывание и выставляя себе оценку в рабочую карту урока.
5. Из истории тригонометрии. Современный вид тригонометрии придал крупнейший математик 18 столетия Леонард Эйлер – швейцарец по происхождению, долгие годы работавший в России и являвшийся членом Петербургской академии наук. Он ввел известные определения тригонометрических функций, сформулировал и доказал формулы приведения, с которыми вам еще предстоит встретиться, выделил классы четных и нечетных функций.
Изучение нового материала
Класс разбивается по вариантам на первый и второй вариант – на экране слайд с условием и чертежами, решения пока нет.
1 вариант устанавливает зависимость между синусом и косинусом через уравнение окружности с центром в начале координат и радиусом, равным 1x2+y2=1; sin2+cos2=1.
2 вариант устанавливает зависимость между синусом и косинусом через теорему Пифагора – в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов: OB2+AB2=OA2 - и получаем sin2+cos2=1.
Сравнивают результаты, делают выводы: главный – равенство выполняется при любых значениях входящих в него букв? Ученики должны ответить, что это тождество
(на слайде показывается верное решение, как для первого, так и для второго вариантов).
Мы получили равенство справедливое при любых значениях входящих в него букв. Как называются такие равенства? Правильно – тождества.
Вспомним – какие еще тождества мы с вами знаем в алгебре – формулы сокращенного умножения:
a2-b2=(a-b)(a+b),
(a-b)2=a2-2ab+b2,
(a+b)3=a3+3a2b+3ab2+b2,
(a-b)3=a3-3a2b+3ab3-b3,
a3-b3=(a-b)(a2+ab+b2),
a3+b3=(a+b)(a2-ab+b2).
Следующая проблема – а для чего мы вывели основное тригонометрическое тождество – sin2+cos2=1.
Правильно – для нахождения по одному известному нам значению синуса, косинуса или тангенса – значений всех остальных функций.
Вот теперь мы с вами всегда сможем пользоваться основным тригонометрическим тождеством, но главное – для одного и того же аргумента.
Выясним теперь зависимость между тангенсом и котангенсом………………………
Идет новое исследование на тему – каким может быть угол во втором тригонометрическом тождестве?
ГЛАВНОЕ – ВЫЯСНЕНИЕ МНОЖЕСТВА, НА КОТОРОМ ЭТИ РАВЕНСТВА ВЫПОЛНЯЮТСЯ. ОТМЕТИТЬ НА РИСУНКЕ ТОЧКИ, В КОТОРЫХ ТАНГЕНС И КОТЕНГЕНС УГЛА НЕ СУЩЕСТВУЕТ.
Закрепление изученного материала
1 ВАРИАНТ – выразить синус через косинус угла.
2 вариант – выразить косинус через синус угла. На слайде верный ответ
Вопрос учителя – никто не забыл проставить знаки +и - ? Каким может быть угол? – любым.
В этих формулах знак перед корнем зависит от чего? от того, в какой четверти расположен угол (аргумент) тригонометрической функции, которую мы определяем.
Выполняем у доски 2 ученика №457. – 1 – й вариант - 1, 2-й вариант - 2.
На слайде – верное решение.
3-й ученик у доски. Равенства справедливы при……………………….
ЗАДАЧА3. Вычислить………, если………………………….
ЗАДАЧА 4. Вычислить…………….. если ………………………………………………………………
Остальные учащиеся работают у себя в тетрадях.
1 ОПОРА………………………………………………………………………………………………
2 ОПОРА………………………………………………………………………………………………
3 ОПОРА. Применение основного тригонометрического тождества к решению задач.
6. Закрепление нового материала ( по технологии Г.Е.Хазанкина – технология опорных задач).
ЗАДАЧА 1. Вычислить ……….., если ………………………………………………………………….
1 ученик у доски самостоятельно – затем слайд с правильным решением.
ЗАДАЧА 2. Вычислить……………., если………………………………………………………………..
2-й ученик у доски, затем слайд с верным решением.
Самостоятельная работа на узнавание основного тригонометрического тождества
1. найти значение выражения:
2. выразить число 1 через угол a, если
Идет взаимопроверка – по готовому слайду и оценивание работ – как самооценкой, так и оценкой товарища.
Итог урока:
Кроссворд. Анатоль Франс сказал как-то: “Учиться надо весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”.
Для проверки знаний по данной теме вам предлагается кроссворд.
Раздел математики, изучающий свойства синуса, косинуса, тангенса…
Абсцисса точки на единичной окружности.
Отношение косинуса к синусу.
Синус – это…..точки на единичной окружности.
Равенство не требующее доказательства и верное при любых значениях входящих в него букв. Называется……
Проверив кроссворд, ребята выставляют себе оценки в рабочую карту урока. Учитель выставляет оценки тем ученикам, которые особенно активно проявили себя на уроке. Итог – средний балл за работу на уроке.
Домашнее задание: параграф 25 (до задачи 5), №459 (четные), 460 (четные), 463*(4).