СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии : "Плесневые грибы и дрожжи."

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для достижения поставленных целей и задач использовала индивидуальный ответ у доски с применением наглядных пособий; фронтальную беседу с классом; групповые задания,различные приемы , рассказ с элементами беседы; демонстрацию натуральных объектов: гриб мукор на хлебе, гриб трутовик, дрожжи сухие, сырые, распущенные в воде с добавлением сахара; самостоятельная работа учащихся с учебником, заполнение таблицы "Роль грибов в природе и жизни человека". Так как изучаемые объекты микроскопически малы, презентации  видеофрагменты фильма "Плесень" помогают наглядно показать их в увеличенном виде, узнать много интересного о "проклятье фараонов", изготовлении сыра "рокфор", открытии пенициллина в России.В качестве закрепления и самостоятельной работы учащиеся выполняют определенные задания с последующей проверкой. 

Цель урока: расширить представления о многообразии царства грибов с помощью технологии развития критического мышления учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии : "Плесневые грибы и дрожжи."»

Биология

6 класс

Тема урока: Плесневые грибы и дрожжи.


Цель: расширить представления о многообразии царства грибов с помощью технологии развития критического мышления учащихся.


Обучающие: актуализировать и расширить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей, о роли их в природе и жизни человека.

Развивающие:  формировать умения и навыки работы с информацией, формирования и решения проблем: развивать творческие и коммуникативные способности обучать активному восприятию изучаемого материала, умению соотносить старые знания с новыми, самостоятельно обобщать и классифицировать изученный материал.

Воспитательные: воспитание учащихся как людей критически думающих; формирование представлений о необходимости соблюдения гигиенических норм в повседневной жизни.


Тип урока: урок изучения нового материала

Вид  занятия: урок – исследование


Оборудование: Дидактический материал, оборудование: микроскопы, культура плесени и дрожжей, микропрепараты «Мукор», «Дрожжи»


ХОД УРОКА.

1.Организационный момент

(введение в тему)

На  столах у учащихся стоят чашки Петри с выращенной заранее плесенью и дрожжами (учитель предлагает рассмотреть предложенные образцы).

II. Проверка д/з


Учитель: Подумайте над  следующими вопросами и дайте ответы на следующие вопросы:

- Что это?

- Относится это к живой или неживой природе?

- Маленькие или большие?

- Много ли их в мире?

- Приносят вред или пользу?


Учитель:  Какая тема сегодняшнего нашего урока? Зачем нам нужно изучать данные объекты?

«КОРЗИНА  ИДЕЙ»


Учитель:  Она появилась на Земле 200 миллионов лет назад. Она убивает и спасает от смерти. Ее называют "хлебом дьявола" и "плевком Бога". Она сказочно красива, но вызывает отвращение - это всё говорят  про плесень.

В 1680 году голландский натуралист Антони Ван Левенгук впервые увидел дрожжи в оптический микроскоп, однако не распознал в них, из-за отсутствия движения, живых организмов.                                                                                                       И лишь в 1857 году французский микробиолог Луи Пастер доказал, что спиртовое брожение — не просто химическая реакция, как считалось ранее, а                                                        биологический процесс, производимый дрожжами.

 

Каждой паре учащихся  выдаются вопросы, на которые они должны ответить: согласны - поставить плюс, не согласны - минус, сомневаются - знак вопрос (на работу отводится 3 минуты, а результат озвучивается и выносится на доску)

3 Презентация и видеофрагменты фильма "Плесень" .

4.« ПЯТЬ УТВЕРЖДЕНИЙ «ВЕРЮ-НЕ ВЕРЮ»


ВОПРОСЫ


1.  Плесень и дрожжи - микроскопические  грибы.

2.Размножаются только спорами.

3.Плесень и дрожжи питаются только за счёт других живых организмов. Они паразиты.

4.Плесень и дрожжи живут только там, где тепло, влажно, много питательных веществ

5.Плесень и дрожжи приносят только вред.


Сохраняются на столах весь урок.

 

5.Приём « Корзина идей»  

Учитель: «Почему  плесень и дрожжи это микроскопические грибы?»

Вспомните  особенности грибов (все предложенные ответы записываются на доске в              « Корзину идей»):  малые размеры, нет зелёного цвета, неподвижны, имеют плодовые тела, грибницу.

Учитель: Какой прибор нам поможет их рассмотреть? (микроскоп)

Учащиеся выполняют лабораторную работу по инструктивной карточке.

Лабораторная работа

1.Инструктаж по технике безопасности.

2. Рассмотрите микропрепараты  при малом и большом увеличении. Найдите грибницу, плодовое тело и споры.

3.Зарисуйте их строение

                                                                            

Учитель: Чем отличаются рассматриваемые объекты от ранее изученных грибов? Есть ли сходства? Совместно формулируется вывод.

Вывод: Плесневые грибы   и дрожжи не имеют плодового тела. Мукор имеет грибницу. Дрожжи состоят из множества клеток.

Учитель предлагает учащимся индивидуально поработать с текстом учебника

Статьи «Гриб Мукор» стр. 42-43, « Дрожжи» стр.44.

Учащиеся читают текст, используя

ПРИЁМ «ИНСЕРТ» по ходу чтения ставятся значки:

«V»-уже знал;

«+»-новое для меня;

«- «-думал иначе;

«?»-не понятно, хочу разобраться (эти места в тексте нужно подчеркнуть)

6. Подведение итогов

-Что нового узнали из текста?

-Что было непонятно (возможно какие – либо термины)?

Учитель предлагает учащимся выписать непонятные слова себе в тетрадь и дома найти  их значение в словарях.

Учитель: Давайте вернёмся к нашей таблице с утверждениями. Какие факты являются верными? (фронтально)

Учащиеся проверяют свои первоначальные ответы в таблице, корректируют их.

Вывод: 1.Плесень и дрожжи  имеют малые размеры. Их  строение можно рассмотреть в микроскоп.

2. Размножаться плесень не только спорами, но и обрывками грибницы. Дрожжи  почкованием.

3.  Дрожжи и  отдельные виды плесени по способу питания сапрофиты.

4. Для развития им нужно тепло, влага и питательная среда.

Прочитайте текст «Гриб пеницилл» стр. 43 и ответьте на вопрос

-Приносят ли только  вред  человеку  плесень  и дрожжи? 

Вывод: получают антибиотики.

Вывод: дорогим сортам сыра с плесень придаёт  пикантный вкус 


7.Составить «СИНКВЕЙН»                                                                                                          Структура:

1-я строка - одно существительное

2-я строка- 2 прилагательных

3-я строка-3 глагола

4-я строка - вывод из слов

5-я строка завершающее слово.

Учащиеся составляют в паре  и выносят их на  всеобщее обсуждение.

Пример  синквейна:

1 .Грибница

2. Микроскопическая, ветвящиеся

3. Портит, размножается, лечит

4. Приносит вред и пользу человеку.

5. Плесень


8. Домашнее задание: поработать с непонятными словами, найти их значение в словарях и записать их в тетрадь.

Найти следующую информацию: 

1. Возможно, вы слышали о "Проклятье Фараонов"? Какие организмы и почему получили такое название?

2. В природе можно увидеть растения, которые словно покрыты сажей или обуглились. Почему они так выглядят?

3. Могут ли растения ржаветь?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!