СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока по физике на тему "Взаимодействие тел. Сила. Единица силы." (7 класс)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит план-конспект урока по физике 7 класс на тему "Взаимодействие тел. Сила. Единица силы." согласно ГОС КР

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по физике на тему "Взаимодействие тел. Сила. Единица силы." (7 класс)»

Предмет: физика

Класс: 7.

Тема урока: «Взаимодействие тел. Сила. Единица силы.»

Учебник: Э. Мамбетакунов, Б.Б. Мурзаибраимова «Физика: Учеб. для 7 класс». Бишкек, ОАО «Учкун» 2023 г.

Цели урока:

Предметные: Выяснить, что означает понятие «взаимодействие тел» с точки зрения физики, дать понятие деформации, сформировать представления о понятиях «сила», «явление тяготения», «сила тяжести».

Метапредметные: развивать логическое мышление; развивать интерес к учению и исследовательским процессам; развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры.

Личностные: воспитывать внимательность, сосредоточенность, любознательность; помочь учащимся увидеть практическую пользу знаний.

Задачи:

Образовательная: сформировать знания о деформации, раскрыть сущность физического понятия «сила»; способствовать формированию умений практического приложения полученных знаний в новой ситуации – в повседневной жизни; помочь осмыслить практическую значимость и полезность приобретённых знаний и умений.

Развивающая: формировать навыки исследовательской деятельности, производить наблюдения, обобщать, выделять главное, делать выводы.

Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к предмету и как следствие – позитивному отношению к учению; создание ситуаций для самостоятельного поиска решений проблемных ситуаций; воспитывать навыки культуры общения и умения работать в парах;

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать и понимать смысл понятий «сила», «сила тяжести», «явление тяготения».

Метапредметные:

Регулятивные: ставить цель, оценивать свою работу; исправлять и объяснять свой ошибки.

Коммуникативные: вступать в диалог, уметь слушать и слышать, выражать свой мысли, строить высказывания, участвовать в коллективном обсуждении проблем, учитывать позиций других.

Познавательные: анализировать учебную ситуацию; развивать операции мышления; ставить задачу на основе соотнесения того, что известно.

Личностные: сформировать интерес и практические умения, самостоятельность в приобретении знаний о силе и силе тяжести, ценностное отношении друг к другу, к учителю, к результату обучения, развивать инициативу.

Используемые технологии: технология критического мышления, технология обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникационная технология.

Методы: исследовательские, словесные, проблемно-поисковый.


Этап урока

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный, мотивация

1. Включить детей в учебную деятельность.

2. Организовать самооценку предстоящей деятельности.

Приветствие. Проверка готовности к уроку

  • Физика сложна,

  • Но скажу с почтением –

  • Физика нужна

  • Всем без исключения. (Слайд 2)

- Здравствуйте, ребята! Как ваше осеннее настроение? Надеюсь, что все настроены на урок позитивно. И в знак приветствия и пожелания успешной работы, давайте пожмем друг другу руки



2. Постановка учебной задачи

1. Актуализировать знания.

2. Создание проблемной ситуации. 3.Фиксация новой учебной задачи.

- Молодцы! Пожимая друг другу руки, вы действовали друг на друга, то есть взаимодействовали. А когда пожимали руки, немного сдавливали?

- То есть применили силу.

- Кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока?

-Правильно. Тема нашего урока: Взаимодействие тел. Сила. Единица силы.»

- Откройте тетради, запишите число и тему.

-Ребята. Сейчас осень. Люди убирают урожай. Собирают яблоки. Когда мы срываем яблоки с дерева, мы взаимодействуем?

- Посмотрите, пожалуйста. Вот у нас тоже такая красивая яблонька. Давайте соберем урожай. Я и корзинки приготовила. Да только необычные. Они называются «Корзинка ожидания» и «Корзинка страха».

- В «Корзинку ожидания» мы будем складывать яблоки на которых напишем, что хорошего мы ожидаем от урока.

- В «Корзинку страха» мы будем складывать яблоки на которых напишем, что мы боимся на уроке.



- Давайте постараемся провести урок так, чтобы развеять страхи и получить от урока только всё самое хорошее. Итак, цели нашего урока: Выяснить, что означает понятие «взаимодействие тел» с точки зрения физики, дать понятие деформации, сформировать представления о понятиях «сила», «явление тяготения», «сила тяжести».








Высказывают мнение.








Записывают



Отвечают










Пишут на яблоках –стикерах ожидания и страхи и приклеивают – «складывают в соответствующие корзинки.


3. Решение учебной задачи.

1.Организовать деятельность по исследованию проблемной ситуации.

2.Обеспечить усвоение способов, средств, которые привели к решению учебной задачи.

- В природе все тела и явления тесно взаимосвязаны между собой. Такая связь характеризуется через действия тел друг на друга. Определение: «Действие тел друг на друга называется взаимодействием». Рассмотрим взаимодействие тел на следующих опытах:

Опыт 1: Сломалась машина и не может ехать. Её с помощью троса привязали к другой машине. Когда рабочая машина начала двигаться, что произошло со сломанной машиной? Прибуксированная машина тоже поехала. Рабочая машина взаимодействовала на трос, а трос на сломанную машину. Значит действие рабочей машины изменила скорость и придало ускорение нерабочей машине.

Опыт 2: Когда одно тело действует на другое, то оно может не полностью прийти в движение, а движется только его часть. Например, на стальную линейку положим какой-нибудь груз. Что произошло с линейкой? Под тяжестью груза линейка искривится, другими словами изменится форма линейки.

-Запишите определение в тетради: «Изменение формы или объёма тела под внешним воздействием называется деформацией». Деформация означает искажение, изменение формы тела.

Опыт 3: раздать учащимся губку, пластилин, надутый воздушный шарик, резинку. И предлагается сжать их и отпустить. Что произошло с телами?

- Если деформированное тело самостоятельно возвращается в своё исходное положение, такая деформация называется упругой.

Если деформированное тело не возвращается в своё исходное положение, такая деформация называется необратимой (пластической).

ФИЗМИНУТКА.

- Ребята, а вы знаете такой вид спорта – армрестлинг? Это вид борьбы на руках между двумя участниками. Проведите армрестлинг со своим соседом или соседкой по парте. А теперь поменяйтесь руками.

- Что вы делали сейчас?

Вы взаимодействовали только в одну сторону?



-Значит тела взаимодействуют друг с другом в разных направлениях и их воздействие бывает разной величины.

Примеры взаимодействий

-Ребята, во время физминутки, вы легко положили руку соперника? Правильно, вы использовали силу. Кто-то чуть-чуть, а кто-то старался очень.

Определение: «Физическая величина, количественно характеризующая действие одного тела на другое, называется силой.

Сила обозначается буквой F

[F] = 1Н сила измеряется в ньютонах.

Взаимодействие тел друг с другом в разных направлениях означает, что сила имеет направление. Физические величины, имеющие направление, называются векторными величинами.


Записывают в тетради определение взаимодействия.



Прибуксированная машина тоже поехала.









Линейка изменила форму (прогнулась)









Записывают в тетради определение деформации.




Выполняют опыты.
























Выполняют действия.



Взаимодействовали.


Меняли руки, значит в разные стороны.


Нет. Со всей силой




Записывают в тетрадь

4. Первичная проверка

1. Установить правильность и осознанность изученного материала

2. выявить пробелы, провести коррекцию пробелов

Из опытов мы узнали, что взаимодействующие тела приходят в движение, имеют ускорение или деформируются. Они являются результатами действия силы. Результат действия силы зависит от направления действия, его величины и точки приложения силы.


Результат действия силы зависит:

-От модуля силы.

- От точки приложения силы.

-От направления силы.

Под действием силы видим разный результат.


Результат действия силы зависит от численного значения ,направления и точки приложения

5. Самостоятельная и творческая деятельность учащихся

1.Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания


Проявление силы мы встречаем не только в природе, характере людей, но и в русских сказках и баснях.

Басня И.А. Крылова "Лебедь, щука, рак"

Когда в товарищах согласия нет,

на лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;

Да только воз и ныне там.

Ребята, как вы думаете почему воз и ныне там?


Исходя из морали этой басни какая сила важнее? Физическая или сила разума?

Вывод: очень важно, когда обе силы идут в одном направлении. Сила разума, сила мысли направляет физическую силу.


Ребята приведите пример литературного творчества, где эти силы действовали сообща. Сказка про репку.


Возвратимся к задачам нашего урока. Решили мы их?

Наши страхи исчезли?





Читают













Высказывают мнение.










Обсуждают.

6.Домашнее задание

1.Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

§19 читать, отвечать на вопросы в конце параграфа.

Найти и записать пять пословиц и поговорок о силе.

Записывают в дневники домашнее задание

7.Рефлексия.

1. Организовать рефлексию деятельности на уроке.

2. Организовать процесс самооценки учениками собственной деятельности на уроке.


Наш урок подходит к концу. Надеюсь, что знания, умения и навыки, полученные сегодня, помогут вам лучше ориентироваться в окружающем вас мире, а физические явления станут для вас более понятными.

Ребята, У нас за окнами замечательная пора золотая осень. В стихотворении Константина Дмитриевича Бальмонта имеются такие строки:

«Все деревья блистают
В разноцветном уборе».

А наша яблонька совсем опустела. Ей холодно и неуютно. Давайте мы тоже её оденем в разноцветный убор. У вас на столах есть стикеры-листья. Напишите, пожалуйста на них, понравился вам урок или нет. Может какой-то один момент понравился. И наклейте эти листья на нашу яблоню.


Ребята, подумайте, на сколько ценен для вас этот урок, что он вам дал.

Перед вами три вектора сил, направленные в разные стороны. Выберите свой вектор силы стремления к знаниям. Зеленый вектор ОА имеет направление на приобретение новых знаний на уроке. Выбирая это направление, отметьте на сколько ньютонов вы поднялись к знаниям. Желтое направление – ничего не приобрели, а красный вектор- я не продвинулся в изучении физики.

А я прощаюсь с вами до следующего урока. Кто сегодня работал, те получат соответствующие отметки. Желаю вам удачи и успехов в выполнении домашнего задания.

Заполняют рефлексивное дерево листьями - стикерами.



Разработка открытого

урока по физике

в 7 классе на тему:

«Взаимодействие тел.

Сила. Единица силы».


Подготовила учитель

математики и физики

Хайруллина Руфина Хамитовна.






2023 год.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!