1. Организационный, мотивация | 1. Включить детей в учебную деятельность. 2. Организовать самооценку предстоящей деятельности. | Приветствие. Проверка готовности к уроку - Здравствуйте, ребята! Как ваше осеннее настроение? Надеюсь, что все настроены на урок позитивно. И в знак приветствия и пожелания успешной работы, давайте пожмем друг другу руки | |
2. Постановка учебной задачи | 1. Актуализировать знания. 2. Создание проблемной ситуации. 3.Фиксация новой учебной задачи. | - Молодцы! Пожимая друг другу руки, вы действовали друг на друга, то есть взаимодействовали. А когда пожимали руки, немного сдавливали? - То есть применили силу. - Кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока? -Правильно. Тема нашего урока: Взаимодействие тел. Сила. Единица силы.» - Откройте тетради, запишите число и тему. -Ребята. Сейчас осень. Люди убирают урожай. Собирают яблоки. Когда мы срываем яблоки с дерева, мы взаимодействуем? - Посмотрите, пожалуйста. Вот у нас тоже такая красивая яблонька. Давайте соберем урожай. Я и корзинки приготовила. Да только необычные. Они называются «Корзинка ожидания» и «Корзинка страха». - В «Корзинку ожидания» мы будем складывать яблоки на которых напишем, что хорошего мы ожидаем от урока. - В «Корзинку страха» мы будем складывать яблоки на которых напишем, что мы боимся на уроке. - Давайте постараемся провести урок так, чтобы развеять страхи и получить от урока только всё самое хорошее. Итак, цели нашего урока: Выяснить, что означает понятие «взаимодействие тел» с точки зрения физики, дать понятие деформации, сформировать представления о понятиях «сила», «явление тяготения», «сила тяжести». | Высказывают мнение. Записывают Отвечают Пишут на яблоках –стикерах ожидания и страхи и приклеивают – «складывают в соответствующие корзинки. |
3. Решение учебной задачи. | 1.Организовать деятельность по исследованию проблемной ситуации. 2.Обеспечить усвоение способов, средств, которые привели к решению учебной задачи. | - В природе все тела и явления тесно взаимосвязаны между собой. Такая связь характеризуется через действия тел друг на друга. Определение: «Действие тел друг на друга называется взаимодействием». Рассмотрим взаимодействие тел на следующих опытах: Опыт 1: Сломалась машина и не может ехать. Её с помощью троса привязали к другой машине. Когда рабочая машина начала двигаться, что произошло со сломанной машиной? Прибуксированная машина тоже поехала. Рабочая машина взаимодействовала на трос, а трос на сломанную машину. Значит действие рабочей машины изменила скорость и придало ускорение нерабочей машине. Опыт 2: Когда одно тело действует на другое, то оно может не полностью прийти в движение, а движется только его часть. Например, на стальную линейку положим какой-нибудь груз. Что произошло с линейкой? Под тяжестью груза линейка искривится, другими словами изменится форма линейки. -Запишите определение в тетради: «Изменение формы или объёма тела под внешним воздействием называется деформацией». Деформация означает искажение, изменение формы тела. Опыт 3: раздать учащимся губку, пластилин, надутый воздушный шарик, резинку. И предлагается сжать их и отпустить. Что произошло с телами? - Если деформированное тело самостоятельно возвращается в своё исходное положение, такая деформация называется упругой. Если деформированное тело не возвращается в своё исходное положение, такая деформация называется необратимой (пластической). ФИЗМИНУТКА. - Ребята, а вы знаете такой вид спорта – армрестлинг? Это вид борьбы на руках между двумя участниками. Проведите армрестлинг со своим соседом или соседкой по парте. А теперь поменяйтесь руками. - Что вы делали сейчас? Вы взаимодействовали только в одну сторону? -Значит тела взаимодействуют друг с другом в разных направлениях и их воздействие бывает разной величины. Примеры взаимодействий -Ребята, во время физминутки, вы легко положили руку соперника? Правильно, вы использовали силу. Кто-то чуть-чуть, а кто-то старался очень. Определение: «Физическая величина, количественно характеризующая действие одного тела на другое, называется силой. Сила обозначается буквой F [F] = 1Н сила измеряется в ньютонах. Взаимодействие тел друг с другом в разных направлениях означает, что сила имеет направление. Физические величины, имеющие направление, называются векторными величинами. | Записывают в тетради определение взаимодействия. Прибуксированная машина тоже поехала. Линейка изменила форму (прогнулась) Записывают в тетради определение деформации. Выполняют опыты. Выполняют действия. Взаимодействовали. Меняли руки, значит в разные стороны. Нет. Со всей силой Записывают в тетрадь |
4. Первичная проверка | 1. Установить правильность и осознанность изученного материала 2. выявить пробелы, провести коррекцию пробелов | Из опытов мы узнали, что взаимодействующие тела приходят в движение, имеют ускорение или деформируются. Они являются результатами действия силы. Результат действия силы зависит от направления действия, его величины и точки приложения силы. Результат действия силы зависит: -От модуля силы. - От точки приложения силы. -От направления силы. | Под действием силы видим разный результат. Результат действия силы зависит от численного значения ,направления и точки приложения |
5. Самостоятельная и творческая деятельность учащихся | 1.Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания | Проявление силы мы встречаем не только в природе, характере людей, но и в русских сказках и баснях. Басня И.А. Крылова "Лебедь, щука, рак" Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись, И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав - судить не нам; Да только воз и ныне там. Ребята, как вы думаете почему воз и ныне там? Исходя из морали этой басни какая сила важнее? Физическая или сила разума? Вывод: очень важно, когда обе силы идут в одном направлении. Сила разума, сила мысли направляет физическую силу. Ребята приведите пример литературного творчества, где эти силы действовали сообща. Сказка про репку. Возвратимся к задачам нашего урока. Решили мы их? Наши страхи исчезли? | Читают Высказывают мнение. Обсуждают. |
7.Рефлексия. | 1. Организовать рефлексию деятельности на уроке. 2. Организовать процесс самооценки учениками собственной деятельности на уроке. | Наш урок подходит к концу. Надеюсь, что знания, умения и навыки, полученные сегодня, помогут вам лучше ориентироваться в окружающем вас мире, а физические явления станут для вас более понятными. Ребята, У нас за окнами замечательная пора золотая осень. В стихотворении Константина Дмитриевича Бальмонта имеются такие строки: «Все деревья блистают В разноцветном уборе». А наша яблонька совсем опустела. Ей холодно и неуютно. Давайте мы тоже её оденем в разноцветный убор. У вас на столах есть стикеры-листья. Напишите, пожалуйста на них, понравился вам урок или нет. Может какой-то один момент понравился. И наклейте эти листья на нашу яблоню. Ребята, подумайте, на сколько ценен для вас этот урок, что он вам дал. Перед вами три вектора сил, направленные в разные стороны. Выберите свой вектор силы стремления к знаниям. Зеленый вектор ОА имеет направление на приобретение новых знаний на уроке. Выбирая это направление, отметьте на сколько ньютонов вы поднялись к знаниям. Желтое направление – ничего не приобрели, а красный вектор- я не продвинулся в изучении физики. А я прощаюсь с вами до следующего урока. Кто сегодня работал, те получат соответствующие отметки. Желаю вам удачи и успехов в выполнении домашнего задания. | Заполняют рефлексивное дерево листьями - стикерами. |