СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока открытия нового знания в 8 классе по теме "Теплопроводность"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока открытия нового знания в 8 классе по теме "Теплопроводность"

Сопровождающие видеосюжеты:

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока открытия нового знания в 8 классе по теме "Теплопроводность"»

Тема урока: «Виды теплопередачи. Теплопроводность»

Тип урока: Урок открытия нового знания

Цели урока:

Образовательная:

Предметные УУД: сформировать понятие о теплопроводности как одном из видов теплопередачи.

Развивающая:

Метапредметные УУД: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, проводить синтез, умение поставить цель, работать с учебником.

Личностные УУД: развитие умения вести диалог, отстаивать свою точку зрения.

Воспитательная:

Личностные УУД: воспитание уважения мнения окружающих, умения

Метапредметные УУД: воспитание бережного отношения к собственному здоровью опираясь на знания о теплопроводности различных материалов.

Предметные УУД: воспитание аккуратности на рабочем месте.

Оборудование: мультимедийная презентация, видеофайлы «Теплопроводность металлов», «Теплопроводность жидкостей и газов».

Этапы урока

  1. Самоопределение к деятельности

  2. Актуализация опорных знаний

Повторим строение веществ в различных агрегатных состояниях.

Что такое внутренняя энергия? Какими способами можно изменить внутреннюю энергию.

Существуют 3 способа теплопередачи: теплопроводность, конвекция и излучение.

  1. Постановка цели деятельности.

Узнать, что такое теплопроводность, дать понятие теплопроводности, как проводят тепло вещества в разных агрегатных состояниях, какую практическую роль играют знания о теплопроводности в повседневной жизни.

  1. Ход урока

Изучая любое явление, необходимо начинать со строения вещества, потому что, зная об особенностях протекания внутренних процессов, можно понять физический смысл явления.

В каком направлении передается тепло от одного тела другому? (От более нагретого менее нагретому). Рассмотрим на примере трех агрегатных состояний.

Как проводят тепло твердые тела. Например, металлы. Строение металлов. При нагревании свободные электроны движутся быстрее, в узлах кристаллической решетки ионы колеблются сильнее при повышении температуры. Свои колебания они передают «соседним» ионам. Металлический стержень прогревается равномерно от более нагретого конца к менее нагретому. В металлах тепло передается достаточно быстро. Однако не все твердые тела нагреваются одинаково быстро. Чугун в 5 раз хуже передает тепло, чем алюминий. С чем это связано? Стекло и пластик.

Смотрим видео.

Как тепло проводится в жидкостях? Видеофайл

Как тепло проводится в газах? Видеофайл.

Заполняем таблицу.

Формулируем определение теплопроводности.

Теплопроводность – это явление передачи энергии от одной части тела к другой или от одного тела к другому при их контакте, осуществляется без переноса энергии. Смотрите определение на стр. 11.

Проанализируем таблицу. В каком агрегатном состоянии вещества теплопроводность выше? Лучшими проводниками тепловой энергии являются…, худшими - …

  1. Закрепление материала.

1) Какой из кирпичей - обыкновенный или пористый - обеспечивает лучшую теплоизоляцию здания? Почему? 
2) На каком из участков поля - покрытом снегом или льдом- лучше сохраняются озимые посевы? Почему? 
3) Двойные рамы предохраняются от холода потому что воздух, находящийся между ними обладает.....теплопроводностью.

  1.  Именно наличие меха позволяет отдельным животным переносить зимнюю стужу. Почему?

  2. «Жители Крайнего Севера используют снег для строительства очень теплых жилищ. Эти снежные жилища называются иглу. Внутри стены жилища завешиваются сукном, шкурами, на пол кладут шкуры оленя, устраивают очаг для варки пищи. Несмотря на очень большие морозы (50-60ºС), внутри помещения из снега тепло, как в обычной комнате. Почему тепло в снежном доме?

  3. Хороший или плохой снег теплопроводник?

  4. Для чего используют шкуры, сукно?

  5. Ножницы и карандаш, лежащие на столе, имеют одинаковую температуру. Почему же на ощупь ножницы кажутся холоднее?  Задумывались ли вы, почему некоторые предметы, находящиеся в совершенно одинаковых условиях ( а, следовательно, имеющие одинаковую температуру), кажутся при прикосновении к ним более холодными, чем остальные. Чтобы ответить на этот вопрос, проделайте такой опыт. Положите рядом на столе деревянную доску и зеркало. Между ними положите комнатный термометр. Будем считать, что спустя некоторое, довольно долгое, время температуры деревянной доски и зеркала сравнялись. Термометр показывает температуру воздуха – такую же, какая должна быть и у доски, и у зеркала. Дотроньтесь ладонью до зеркала – вы почувствуете холод стекла. Тут же дотроньтесь до доски – она покажется значительно теплее. В чём дело? Ведь температуры воздуха, доски и зеркала одинаковы. Почему же стекло оказалось холоднее дерева?

  6. Почему нагретые детали в воде охлаждаются быстрее, чем на воздухе?

  7. Зачем водопроводные и канализационные трубы зарывают в землю на значительную глубину? От каких факторов зависит значительность этой глубины?

  8. Если температура в комнате 16°C, то нам не холодно, но если войти в воду, температура которой 20°C, то мы ощущаем довольно сильный холод. Почему?

  9. Почему при варке ягодного варенья предпочитают пользоваться деревянной мешалкой?

  10. Прежде чем налить в фарфоровую чашку кипяток, в него опускают чайную ложку. Объясните, для чего это делают?

  11. Как поступают на кухне, чтобы не обжечься о горячую посуду? Ответ прокомментируйте.

  12. Как защищены от холода теплокровные животные, живущие в очень холодных водах полярных морей, но лишённые густого волосяного покрова (например: моржи, тюлени, киты и т.д.)

  13. Зачем в южных широтах местные жители во время сильной жары носят тюрбаны (чалму) и ватные халаты?

  14. В какой обуви: просторной или тесной, больше мёрзнут зимой ноги? Почему?

  15. Славящиеся своим высоким качеством оренбургские платки вяжутся из пряжи, изготовленной из тончайших волокон козьего пуха. Почему такой платок особенно хорошо защищает от холода?

  16. Некоторые птицы, например, воробьи, голуби в холодную погоду сидят, нахохлившись, т.е. распушив оперение. Почему при этом птица легче переносит холод?

  1. Подведение итогов урока.

Определяем, достигли ли поставленной цели. Определяем цели на следующий уроки.

  1. Домашнее задание

Параграф 4.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!