СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока открытия нового знания в 7 классе по теме "Взаимодействие тел. Инерция"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока открытия нового знания в 7 классе по теме "Взаимодействие тел. Инерция"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока открытия нового знания в 7 классе по теме "Взаимодействие тел. Инерция"»

Тема урока: «Взаимодействие тел. Инерция»

Цели урока:

Предметные:

- Сформировать представление об инерции в окружающем мире.

Метапредметные:

- Развитие умения анализировать, сравнивать, выдвигать гопотезы, обобщать, делать выводы.

Личностные:

- Воспитание аккуратности записи в тетрадь, умения слушать выступление одноклассников.

Оборудование:

Лист бумаги, стакан с водой, ведерко с водой на нити, штатив с подвешенной гирькой на нити, металлический шар, открытка с монетой и стаканом.

Актуализация

Мы познакомились с различными видами движения. Перечислите виды движения.

Почему возникает движение? (Потому что на тело оказывается влияние со стороны другого тела). А если на тело не действуют другие тела? (Оно находится в состоянии покоя). Так ситал и Аристотель. И на протяжение 2000 лет существовал закон: «Если на тело не действуют другие тела, то оно находится в состоянии покоя».

Но замечали лив ы, когда вы едите в школу на автобусе и он резко термозит или увеличивает свою скорость, что происходит с людьми в автобусе? Они тоже начинают отклоняться от положения равновесия. Предлагаю вам изобразить поведение пассажиров во время поездки в троллейбусе. Представьте, что я — водитель. Я:

• Резко трогаюсь с места. Куда отклоняетесь? (Назад). Почему? 

• Поворачиваю направо. (Налево). Почему? 

• Поворачиваю налево. (Направо).

• Резко торможу. (Вперёд). 

То есть существует и такое движение, которое возникает, когда на тело не действуют другие тела.

В 17 веке итальянский ученый Галилео Галилей первый показал, что тело может не только покоиться в отсутствии внешнего воздействия, как утверждал Аристотель, но может ещё и двигаться. 

Теперь попробуем выяснить, как будет двигаться тело при отсутствии внешнего воздействия.  Галилей  использовал опыт. Наблюдал за движением шара по наклонной плоскости. В случае большого трения (песок) скорость шарика уменьшилась очень быстро, движение было неравномерным, но если уменьшим трение, т.е. уберем песок, шарик катится дальше, т.к. скорость шарика изменяется медленнее, т.е. дольше сохраняется, а движение шарика становится ближе к равномерному прямолинейному, но шарик снова останавливается. Почему?Подумайте и скажите, как бы двигался шарик, если бы трения не было совсем. 

Вспомните, если движение равномерное и прямолинейное, то скорость тела изменяется или сохраняется постоянной?  

Обобщим мысленно эксперимент Галилео Галилея и наши наблюдения и ответим на вопрос:  Как же будет двигаться тело, если на него не будут действовать другие тела? Тело, на которое не действуют другие тела, движется с постоянной скоростью.

Демонстрация закона Галилео.

Явление сохранения скорости тела, при отсутствии действия на него других тел называется инерцией.   

«Инерция» в переводе с латинского — бездеятельность или бездействие.

Движением по инерции называется движение тела при отсутствии действия на него других тел.

Проявление инерции мы наблюдаем постоянно и настолько привыкли, что даже не замечаем её.

Постановка цели урока

На уроке мы познакомимся с движением тела по инерции. Узнаем, что является причиной движения тела по инерции. Найдем примеры инерции в окружающем мире. Какое значение она играет в повседневной жизни для нас.

«Движение по инерции» понимается так, что неподвижные тела сохраняют неподвижность, а движущиеся – сохраняют своё движение.


Постановка проекта выхода из затруднения

Изучение любого явления начинается с наблюдения. Чтобы ответить на поставленные вопросы, будем наблюдать инерцию.

Самый простой пример инерции – летящий мяч, или стальной шар, который движется по поверхности стола. Действительно, при движении этих тел, не нужно постоянок на них действовать, чтобы они двигались. Что же заставляет их двигаться? Благодаря инерции мы движемся на велосипеде, стоит только несколько раз прокрутить педали, а затем велосипед преодолеет достаточное расстояние без внешнего действия. Или, катаясь на коньках, мы также можем двигаться по инерции. С инерцией мы встречаемся при движении на автомобиле и наверняка вы знаете, что саме опасные участки дороги – это крутые повороты. Что должен делать водитель, чтобы преодолеть эти участки? А какому из автомобилей при одинаковой скоростью движения сложнее приспособиться к повороту, грузовику, или легковому автомобилю.

Тела, имеющие большую массу приспосабливаются к изменению скорости сложнее, чем тела с меньшей массой. Поэтому инерция возникает благодаря наличию у тел массы.

Для чего в светофоре необходим желтый сигнал? Что бы произошло, если бы не было данного сигнала? Почему так важно перед переходом дороги посмотреть налево, а потом направо.

Оказывается с инерцией мы встречаемся не только на дороге. Явление инерции учитывается во многих видах спорта. Именно инерция помогает устанавливать мировые рекорды. Инерция помогает и в толкании ядра: спортсмен отталкивает ядро, и оно летит дальше по инерции.

Опишите следующий слайд. (инерция в мире животных). В тропических зонах Атлантического и Индийского океанов часто наблюдают полёт так называемых летучих рыб, которые, спасаясь от морских хищников, выскакивают из воды и совершают по инерции при благоприятном ветре планирующий полёт, покрывая расстояние до 200-300 м на высоте 5-7 м.

Инерция в быту, дома.

Учащиеся приводят свои примеры инерции в окружающем мире.

Перечислим преимущества и недостатки инерции.

Объясните эксперимент со стаканом с водой и листом бумаги, с ведерком и водой, с гирькой подвешанной на штативе.

Водитель микроавтобуса, увидев стоящий на дороге автомобиль, нажал на тормоза, но не избежал столкновения. Объясните, почему?

Почему необходимо закреплять грузы в кузове грузовика?

Объясните назначение ремней безопасности в автомобиле.

Что произойдёт с наездником, если лошадь, прыгая через препятствие, споткнётся?

Почему лиса делает резкие прыжки в сторону, если её догоняет волк?

Почему при прополке не следует выдёргивать сорняки из земли слишком резким движением, даже если они слабо удерживаются в почве?

Почему в конце прыжка спортсмены опускаются на согнутые ноги?


Просмотр фрагмента мультфильма «Ну, погоди» - найди примеры инерции.

Подведение итогов урока

Нами был изучен еще один вид движения – движение по инерции. Какое движение мы называем движением по инерции? Какова причина такого движения? Какова роль инерции в окружающем мире?

Рефлексия

Какие затруднения возникли во время урока?

Домашнее задание

Написать рассказ на любую из выбраных тем: «Инерция вокруг нас», «Если бы инерция исчезла…»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!