Тема | Рыбы, их многообразие (Удивительный подводный мир)
|
Цель темы | Дать общее представление рыбах (строение тела, питание, передвижение, среда обитания и др.); познакомить с разнообразием рыб. |
Планируемый результат | Предметные умения | УУД | Личностные |
- формулировать основные понятия темы; -узнавать рыб по строению их тела; - называть отличительные признаки рыб; - вести наблюдения за объектами живой природы | Личностные: - принятие социальной роли обучающегося; - положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; - формирование готовности к саморазвитию, стремление преодолевать возникающие затруднения; Регулятивные: - формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приемов; - умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - умение планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия; - умение действовать согласно плану, инструкциям; - умение оценивать результаты решения поставленной задачи; Познавательные: - умение определять понятие; - умение находить нужную информацию в различных источниках, -анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями; - Коммуникативные: - умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых группах; - умение вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения | - навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе; |
Основные понятия | Рыбы, части тела (голова, хвост, чешуя, плавники, жабры), среда обитания, способы передвижения, питания и защиты. |
Организация пространства |
Межпредметные связи Литературное чтение, музыка, изобразительное искусство. | Формы работы: Виды деятельности: самостоятельная работа с текстом, учебником, таблицами; исследовательская деятельность - эксперимент; решение познавательных задач, проблемных ситуаций; -
| Ресурсы: учебник «Окружающий мир» Поглазова О.Т методическое пособие «Окружающий мир» Поглазова О.Т., Миронова М.В.; Развитие исследовательских умений младших школьников. Под редакцией Н.Б. Шумаковой. Серия «Работаем по новым стандартам», 2011; компьютер; мультимедийный проектор познавательные мультфильмы - онлайн - энциклопедия |
№ | Этапы урока | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 - 2сл. | Психологический настрой на урок | - Сегодня у нас вами на уроке гости, поприветствуйте их. | | |
3-4сл. 5 сл. | Введение в новый материал | - Посмотрите, кто сегодня на урок пришёл к нам в гости? Кто это? (пират, из кинофильма «Пираты Карибского моря»). - Предположите, а почему именно он сегодня пожаловал к нам на урок? - Да, вы правы. Джек воробей всю жизнь путешествовал по морям и океанам, но оказалось, что о подводном мире ничего не знает. И поэтому он нас приглашает в подводное путешествие. Но, чтобы отправиться в путешествие нам нужно разгадать ребус. На слайде высвечивается ребус. | - Задаёт вопросы. Ведёт диалог с учащимися. - Предлагает задание Джека – воробья. Задаёт вопросы. - Что же такое батискаф, где об этом можно узнать? | Слушают речь учителя; психологический настрой на продуктивную работу. Отвечают на вопрос. Выполняют задания, разгадывают ребус. - Батискаф. Отвечают на вопрос. (Словарь, энциклопедия, научный фильм) |
Образовательные мультфильмы минуты с 2.24 по 4.10 про батискаф. | Но, есть ещё и образовательные мультфильмы, и я вам предлагаю посмотреть отрывок. Предположите, а чём мы с вами будем сегодня говорить на уроке. | - Смотрят мультфильм. - Подводный мир и его обитатели. |
6сл. | Открытие темы урока | На слайде высвечивается тема сегодняшнего урока. Тема нашего урока: « Рыбы и их многообразие». | - Правильно. О подводном мире и его обитателях. - А точнее о рыбах. | - Учащиеся читают. |
7сл. | Проблемные вопросы. | На слайде появляются вопросы, на которые нам предстоит ответить на уроке. | - На какие вопросы вы хотели бы ответить сегодня на уроке, и помочь, нашему герою? - Правильно ли я сформулировала ваши вопросы? | - Чем покрыто тело рыбы? - Где рыбы обитают? – Почему рыбы плавают и не тонут? – как рыбы дышат? – Из каких частей состоит тело рыбы? Чем питаются? – Как размножаются? |
8сл. | Ментальная карта. Поиск информации. | На слайде появляется ментальная карта в виде рыбки. Джек Воробей плохо умеет читать и предлагает нам всю информацию, которую мы узнаем занести на вот такую ментальную карту, чтобы он мог забрать ее с собой и постоянно пользоваться. Да и нам эта информация пригодиться. | - Сегодня на уроке мы будем свами работать с такой ментальной картой, которую нужно будет по ходу урока каждому из вас заполнить. Ее изобрел Тони Бьюзен – английский психолог. Ментальные карты (Mind Mapping) – это способ систематизации знаний с помощью схем. Уникальность этого способа в том, что он одновременно включает в работу левое и правое полушарие головного мозга, тем самым, позволяя использовать в полной мере наш потенциал. - Ребята, а где же нам взять информацию, чтобы ответить на все вопросы и заполнить ментальную карту. | - Рассматривают ментальную карту. - В учебнике, энциклопедии. |
9сл. | Работа с Источниками информации | На данный момент сегодня три варианта информации в таблице в учебнике, и статья с Интернета о рыбах. | На данном уроке у нас с вами 3 вида информации: учебник, текст, таблицы. - Как мы можем извлечь информацию из данных источников? - Всё, что вы найдёте в текстах и таблице, в учебнике о рыбах, запишите в свою ментальную карту | - Рассматривают информацию, читают и извлекают и заполняют ментальную карту. |
Физминутка |
Образовательный фильм: жабры (03.36-04.03), строение, чешуя . 4 мин. 2 47. -3.07 – чешуя. 3.36 – 5.14 – жабры, икра, боковая линия, плавательный пузырь. | - А я вам хочу предложить еще один вид информации. Если у вас остались не заполненные ячейки в ментальной карте или на схеме рыбки, то вы можете дополнить карту. | Слушают, и заполняю свои карты. |
10сл. | | Эксперимент: плавательный пузырь 5 мин. | - Сегодня мы проведём эксперимент. Плавательный пузырь - это такой мешочек с воздухом, находящийся в животе у рыбы. Если рыбка хочет опуститься на дно, она выпускает немножко воздуха из этого пузыря, становится тяжелее и тонет. А если ей надо всплыть, то она опять надувает его воздухом. Давайте поставим эксперимент и посмотрим на этот процесс собственными глазами. Для этого нам понадобится емкость с водой и резиновая игрушка Положите ее в емкость - она будет плавать на поверхности. Если из нее выжать весь воздух, то уточка утонет и ляжет на дно. Но самое, интересное попробовать добиться такого эффекта, чтобы она и не плавала и не тонула, а зависла в толще воды как рыба. После долгих попыток добавлять и убирать воздух из уточки нам это удалось! | Смотрят эксперимент, 1 ученик проводит его. |
12 – 13, 14 сл. | | Проверка карты. Возвращаемся к вопросам. | - Остались ли у вас ещё вопросы? | - Да остались. |
15 сл. | Закрепление изученного материала | Синквейн Рыбы Чешуйчатые, разноцветные, пресноводные, морские, аквариумные. Размножаются, плавают, спят, дышат Рыбный мир разнообразен Животные | - Давайте попробуем с вами составить синквейн. Синквейн — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). | |
| Домашнее задание. | Подготовить информацию об необычных рыбах. | | |
| Рефлексия | Раскрашиваем рыбок. | Если у вас сегодня всё получилось рыбку и раскрасьте зеленым цветом, если были затруднения - желтым, если не закончил работу, нужно ещё время, то красным. | |