СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока. Окружающий мир. 1 класс. "Рыбы и их многообразие".

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке e учащихся формируется представление о рыбах и их многообразием. Об обитателях пресных и солёных водоёмах. Формируется умение работать с разными источниками информации: таблицы, рисунки, модели. Учащиеся работают на нетбуках в программе ArtRage.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока. Окружающий мир. 1 класс. "Рыбы и их многообразие".»

Учителя МБОУ «Школа №1 имени В.И. Муравленко»

В.В. Плотникова

Программа «Гармония», 1 класс.

Окружающий мирю

Тема: Рыбы и их многообразие.

Цели: формирование представления о рыбах, их разнообразии; формирование у школьников умения учиться;

  • Задачи: формировать представления о рыбах, их разнообразии, об обитателях пресных и солёных водоёмов; пробудить познавательную активность;

  • формировать у учащихся умения работать с разными источниками информации: рисунок, модель, учебник;

  • формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умения оценивать и контролировать свои действия;

  • формировать умение работать в паре;

  • развивать умение сравнивать предметы, анализировать и обобщать информацию;

  • расширять кругозор учащихся, развивать речь, наблюдательность; развивать критическое мышление, самостоятельность учащихся;

  • воспитывать интерес к животному миру;

Технологическая карта урока. Окружающий мир. 1 класс.


Тема

Рыбы, их многообразие (Удивительный подводный мир)

Цель темы

Дать общее представление рыбах (строение тела, питание, передвижение, среда обитания и др.); познакомить с разнообразием рыб.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Личностные

- формулировать основные понятия темы;

-узнавать рыб по строению их тела;

- называть отличительные признаки рыб;

- вести наблюдения за объектами живой природы


Личностные:

 - принятие социальной роли обучающегося;

- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;

- формирование готовности к саморазвитию, стремление преодолевать возникающие затруднения;

Регулятивные: 

- формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приемов;

- умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- умение планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия;

- умение действовать согласно плану, инструкциям;

- умение оценивать результаты решения поставленной задачи;

Познавательные: 

- умение определять понятие;

- умение находить нужную информацию в различных источниках,

-анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями;

- Коммуникативные: 

- умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых группах;

- умение вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения

- навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;


Основные понятия

Рыбы, части тела (голова, хвост, чешуя, плавники, жабры), среда обитания, способы передвижения, питания и защиты.

Организация пространства

Межпредметные связи

Литературное чтение, музыка, изобразительное искусство.

Формы работы:

  • фронтальная

  • парная

Виды деятельности:

  • самостоятельная работа с текстом, учебником, таблицами;

  • исследовательская деятельность - эксперимент;

  • решение познавательных задач, проблемных ситуаций;

Ресурсы:

  • учебник «Окружающий мир» Поглазова О.Т

  • методическое пособие «Окружающий мир» Поглазова О.Т., Миронова М.В.;

  • Развитие исследовательских умений младших школьников. Под редакцией Н.Б. Шумаковой. Серия «Работаем по новым стандартам», 2011;

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор

  • познавательные мультфильмы

  • - онлайн - энциклопедия


Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 - 2сл.

Психологический настрой на урок

- Сегодня у нас вами на уроке гости, поприветствуйте их.



3-4сл.













5 сл.

Введение в новый материал

- Посмотрите, кто сегодня на урок пришёл к нам в гости? Кто это? (пират, из кинофильма «Пираты Карибского моря»).

- Предположите, а почему именно он сегодня пожаловал к нам на урок?

- Да, вы правы. Джек воробей всю жизнь путешествовал по морям и океанам, но оказалось, что о подводном мире ничего не знает. И поэтому он нас приглашает в подводное путешествие. Но, чтобы отправиться в путешествие нам нужно разгадать ребус.

На слайде высвечивается ребус.

- Задаёт вопросы. Ведёт диалог с учащимися.

- Предлагает задание Джека – воробья.






Задаёт вопросы.

- Что же такое батискаф,

где об этом можно узнать?


Слушают речь учителя; психологический настрой на продуктивную работу.

Отвечают на вопрос.

Выполняют задания, разгадывают ребус.

- Батискаф.


Отвечают на вопрос.

(Словарь, энциклопедия, научный фильм)



Образовательные мультфильмы минуты с 2.24 по 4.10 про батискаф.

Но, есть ещё и образовательные мультфильмы, и я вам предлагаю посмотреть отрывок. Предположите, а чём мы с вами будем сегодня говорить на уроке.


- Смотрят мультфильм.

- Подводный мир и его обитатели.

6сл.

Открытие темы урока

На слайде высвечивается тема сегодняшнего урока. Тема нашего урока: « Рыбы и их многообразие».

- Правильно. О подводном мире и его обитателях.

- А точнее о рыбах.

- Учащиеся читают.

7сл.

Проблемные вопросы.

На слайде появляются вопросы, на которые нам предстоит ответить на уроке.

- На какие вопросы вы хотели бы ответить сегодня на уроке, и помочь, нашему герою?

- Правильно ли я сформулировала ваши вопросы?

- Чем покрыто тело рыбы? - Где рыбы обитают? – Почему рыбы плавают и не тонут? – как рыбы дышат? – Из каких частей состоит тело рыбы? Чем питаются? – Как размножаются?

8сл.

Ментальная карта. Поиск информации.

На слайде появляется ментальная карта в виде рыбки. Джек Воробей плохо умеет читать и предлагает нам всю информацию, которую мы узнаем занести на вот такую ментальную карту, чтобы он мог забрать ее с собой и постоянно пользоваться. Да и нам эта информация пригодиться.


- Сегодня на уроке мы будем свами работать с такой ментальной картой, которую нужно будет по ходу урока каждому из вас заполнить.

Ее изобрел Тони Бьюзен – английский психолог.
Ментальные карты (Mind Mapping) – это способ систематизации знаний с помощью схем. Уникальность этого способа в том, что он одновременно включает в работу левое и правое полушарие головного мозга, тем самым, позволяя использовать в полной мере наш потенциал.

- Ребята, а где же нам взять информацию, чтобы ответить на все вопросы и заполнить ментальную карту.

- Рассматривают ментальную карту.

- В учебнике, энциклопедии.

9сл.

Работа с Источниками информации

На данный момент сегодня три варианта информации в таблице в учебнике, и статья с Интернета о рыбах.

На данном уроке у нас с вами 3 вида информации: учебник, текст, таблицы.

- Как мы можем извлечь информацию из данных источников?

- Всё, что вы найдёте в текстах и таблице, в учебнике о рыбах, запишите в свою ментальную карту

- Рассматривают информацию, читают и извлекают и заполняют ментальную карту.


Физминутка

Образовательный фильм: жабры (03.36-04.03), строение, чешуя . 4 мин.

2 47. -3.07 – чешуя.

3.36 – 5.14 – жабры, икра, боковая линия, плавательный пузырь.


- А я вам хочу предложить еще один вид информации. Если у вас остались не заполненные ячейки в ментальной карте или на схеме рыбки, то вы можете дополнить карту.

Слушают, и заполняю свои карты.

10сл.



Эксперимент: плавательный пузырь

5 мин.

- Сегодня мы проведём эксперимент.

Плавательный пузырь - это такой мешочек с воздухом, находящийся в животе у рыбы. Если рыбка хочет опуститься на дно, она выпускает немножко воздуха из этого пузыря, становится тяжелее и тонет. А если ей надо всплыть, то она опять надувает его воздухом.

Давайте поставим эксперимент и посмотрим на этот процесс собственными глазами. Для этого нам понадобится емкость с водой и резиновая игрушка Положите ее в емкость - она будет плавать на поверхности. Если из нее выжать весь воздух, то уточка утонет и ляжет на дно. Но самое, интересное попробовать добиться такого эффекта, чтобы она и не плавала и не тонула, а зависла в толще воды как рыба. После долгих попыток добавлять и убирать воздух из уточки нам это удалось!

Смотрят эксперимент, 1 ученик проводит его.

12 – 13, 14 сл.


Проверка карты. Возвращаемся к вопросам.

- Остались ли у вас ещё вопросы?


- Да остались.

15 сл.

Закрепление изученного материала

Синквейн

Рыбы

Чешуйчатые, разноцветные, пресноводные, морские, аквариумные.

Размножаются, плавают, спят, дышат

Рыбный мир разнообразен

Животные

- Давайте попробуем с вами составить синквейн. Синквейн — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).



Домашнее задание.

Подготовить информацию об необычных рыбах.




Рефлексия

Раскрашиваем рыбок.

Если у вас сегодня всё получилось рыбку и раскрасьте зеленым цветом, если были затруднения - желтым, если не закончил работу, нужно ещё время, то красным.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!