СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока окружающего мира по теме "Экологическое равновесие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока окружающего мира в 4 классе

Тема урока: Экологическое равновесие.

Цель: Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии

Задачи урока:

1. Сформировать у учащихся понятие «экологическое равновесие».установление связи между состоянием окружающей среды и человеком; влияние человека на окружающую среду, какую пользу и вред наносит природе человек совершенствовать умение использовать в работе ранее получен­ные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения;

2. Способствовать развитию приёмов умственной деятельности учащихся: классификации, сравнение, анализ, обобщение; развивать умение делать выводы, рассуждать и объяснять, развивать познавательную активность и речь учащихся.

3.Создать условия для формирования:

-коммуникативной компетентности: умение организовывать и поддерживать диалог, способность слушать;

-социальной компетентности: взаимное сотрудничество.

4.Воспитывать толерантное отношение друг к другу, умение выслушивать собеседника и принимать его точку зрения.

5. Формировать систему ценностей, направленную на максимальный личный вклад в коллективную деятельность в процессе урока;

создать эмоционально-положительный комфорт на уроке;

прививать интерес к окружающему миру.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока окружающего мира по теме "Экологическое равновесие"»

Конспект урока окружающего мира в 4 классе

Тема урока: Экологическое равновесие.

Цель: Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии

Задачи урока:

1. Сформировать у учащихся понятие «экологическое равновесие».установление связи между состоянием окружающей среды и человеком; влияние человека на окружающую среду, какую пользу и вред наносит природе человек совершенствовать умение использовать в работе ранее получен­ные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения;

2. Способствовать развитию приёмов умственной деятельности учащихся: классификации, сравнение, анализ, обобщение; развивать умение делать выводы, рассуждать и объяснять, развивать познавательную активность и речь учащихся.

3.Создать условия для формирования:

-коммуникативной компетентности: умение организовывать и поддерживать диалог, способность слушать;

-социальной компетентности: взаимное сотрудничество.

4.Воспитывать толерантное отношение друг к другу, умение выслушивать собеседника и принимать его точку зрения.

5. Формировать систему ценностей, направленную на максимальный личный вклад в коллективную деятельность в процессе урока;

создать эмоционально-положительный комфорт на уроке;

прививать интерес к окружающему миру.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Педагогические технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

-ИКТ - технология (презентация).


Ход урока

  1. Организационный момент.

- Повернитесь друг к другу лицом, посмотрите в глаза своего соседа, улыбнитесь. Я вижу у вас отличное настроение и надеюсь оно останется таким к концу урока.

- А сейчас закройте глаза и послушайте сказку.

В некотором царстве в некотором государстве жила – была одна мудрая матушка. Звали её Землёй. Было у неё много детей. И чем больше у неё их становилась, тем сильнее она радовалась.  Трудно ей было за всеми уследить.

И сказала она одним: «Вам даю крылья, лапы, плавники, чтобы вы могли бегать, плавать, прыгать, ползать».

- Как вы думаете, кому она это сказала?

А другим сказала: «Вы будете жить всегда на одном месте там, где родились, а двигаться будете только вглубь, ввысь и вширь». 

- Кому так говорила матушка Земля?

«А вы – сказала она третьим, - будете самые мудрые, будете делать всё разумно, и по-доброму относится ко всем жителям природы».

- К кому она обратилась с такими словами? (Человеку)

- Но не зря назвали матушку Землю мудрой. Придумала она всем детям работу, каждому -  свою и сказала: «Живите все дружной семьёй и помогайте друг другу».


- О чём эта сказка?

- Почему Матушка природа так сказала?

- Предположите, о чём мы сегодня будем говорить?

  1. Проверка домашнего задания

- Но сначала выполним небольшой тест. (по предыдущей теме урока)

- Какое ключевое слово мы получили, выполнив тест? (Экология)

3. Целеполагание

- Сегодня вы на уроке будете исследователями. А что мы будем исследовать, вы узнаете, прочитав стихотворение.

- На какой вопрос нам сегодня предстоит дать ответ?

- Назовите тему сегодняшнего урока?

- Предположите, на какие вопросы нам предстоит ответить, изучая эту тему?

- Предлагаю поработать по такому плану:

1. Что такое «экологическое равновесие»?

2. Исследование связей экологического равновесия.

3. Экологическое равновесие – это важно или нет?

4. Человек и экологическое равновесие.

4. Физкультминутка.

5. Работа над темой урока.

- Сначала выясним, что обозначают слова “экологическое” и “равновесие”.

- От какого слова образовано прилагательное “экологическое”? (От слова “экология”)

- А что такое экология? (Экология - это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеками природой.)

- Что изучает экология? (Экология изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с другими растениями и животными, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями.)

- Что же такое “равновесие”? (Это значит “равное по весу”)

-Рассмотрим на примере.

- Поработаем в группах. Прочитайте экологическую сказку. Обсудите, как взаимосвязаны между собой живая и неживая природа.


«Там где нет песен,- жёлудей не бывает».

В укромном лесном уголке бил из-под земли Родничок. Вода чистая, прозрачная, как воздух… Днем и ночью бормотала вода: «Подходите, пейте на здоровье! Всем хватит, всем достанется!»

Усталый путник хлебнет водицы – усталость как рукой снимет. Зверь жажду утолит – сила появится. У птицы после нескольких глоточков голос чистым и звонким становится… Но не всем в лесу нравилось птичье пение. Оно мешало спать Очень Дикой Свинье. Наелась Свинья желудей под Развесистым Дубом, разлеглась в тени и никак заснуть не может: птицы на ветвях своими песнями мешают спать. И что же она сделала? Прибежала к Родничку и завалила его камнями, землей, гнилыми сучьями и ушла. А через год пришла она к Дубу. Ищет желуди, а найти ни одного не может.

Дуб, где же твои желуди? – хрюкнула Очень Дикая Свинья.

У речки спроси.

А при чем тут речка?

Она пересыхает, и моим корням нечего пить.

А при чем тут корни?

Они качают воду по всем ветвям, а на ветвях желуди растут.

Прибежала Очень Дикая Свинья к Речке.

Эй, речка! Ты чего это пересыхаешь?

Кто-то Родничок завалил.

А при чем тут Родничок?

Я из него вытекаю.

И поняла тогда Свинья: там, где нет песен, там и желудей не бывает.


- О какой связи рассказывается в сказке?

- Что нарушилось между живой и неживой природой?

-Какой мы можем сделать вывод?

- Важно ли экологическое равновесие между живой и неживой природой?

- Откройте стр.55 учебника. Рассмотрите рисунок-схему, обсудите в группах, что она может обозначать?

- Сколько звеньев изображено на рисунке?.

- Какие?

- Что о них можно сказать?

- Сравните кол-ворастений и животных на схеме.

- Они зависят друг от друга?

- Как?

- Эту зависимость изображают в виде пирамиды, которую называют экологической пирамидой. Такие пирамиды есть во всех природных сообществах.

- Что может произойти, если нарушить хотя бы одно звено этой цепочки.

- А что произойдет, если змей будет очень много?

- Какой вывод мы можем сделать?

- Какая связь изображена на рисунке?

- Сейчас людям известно много примеров опасного нарушения экологического равновесия. Послушайте небольшой рассказ.

Рассказ о лесничем, который хотел навести порядок в лесу.

Вот история о том, как в давние времена люди вздумали навести порядок в одном большом лесу.

Главный лесничий рассуждал так. Лес — это деревья, всё остальное — лишнее. И по его приказу вырубили кустарники. Чисто и просторно стало в лесу...

Прошёл год, второй, третий. И видит главный лесничий, что в его чистом, аккуратном лесу что-то неладно. Куда ни посмотришь, везде торчат вы­сохшие, голые деревья. Призадумался лесничий: «Что же тут случилось? Отчего деревья сохнут?»

- Предположите, что произошло дальше?

А случилось вот что. Когда вырубили кустарники, улетели в другие края птицы, которые гнездились и прятались в зарослях. Зато для жуков и гусениц, которых поедали птицы, началось привольное житьё. Развелось их видимо-невидимо. Вот деревья и стали сохнуть оттого, что насекомых развелось слишком много: одни листья едят, другие корни грызут. Пожалел лесничий, что приказал кустарники вырубить. Не срубили бы их, не улетели бы птицы, не развелось бы много опасных для леса насекомых...


- О какой связи говорится в рассказе?

- Важно ли экологическое равновесие между растениями?

- Как человек нарушает это равновесие? К каким последствиям привела вырубка кустарников в лесу?

-Вырубка леса может привести к экологической катастрофе?

- Сейчас предлагаю поработать группами. Внимательно прочитайте тексты на карточках и обсудите ответы на вопросы.

Карточка 1

В районе станции Уваровка, под Москвой, в начале XX в. один помещик, чтобы увеличить в своих лесах численность дичи, на которую хотел охотиться, платил крестьянам премию за уничтожение хищных птиц. В результате резко сократилось поголовье рябчиков, тетеревов, глухарей. Хищники — естественные санитары. Уничтожая больных и слабых птиц, они препятствуют распространению среди них разных заболеваний, от которых погибает много птиц и их становиться меньше.

- О каком происшествии под Москвой вы прочитали?

- О какой связи говорится в рассказе?

- Кто же нарушил это равновесие?

- К чему это привело?

Карточка 2

Однажды рыбаки заметили, что в их улове стало попадаться много больных рыб. Причина оказалась простой: в реке выловили всех раков. А ведь раки уничтожают останки погибших животных, служат санитарами. И когда раков не стало, от погибших рыб заражались и здоровые...

- О каком происшествии в реке вы прочитали?

- О какой связи говорится в рассказе?

- Кто нарушил равновесие в реке?

- К чему это может привести?

Карточка 3

Кроликов завезли в Австралию в 1859 году ради мяса. За 50 лет кролики расплодились в невероятных количествах, за счёт своей плодовитости и практически полного отсутствия хищников, которые бы на них охотились. Последствия оказались весьма плачевными. Кролики поедали растительность, которой питаются кенгуру. Там, где расселялись кролики, до 1900 года вымерло несколько видов кенгуру. Потому, что им не хватало еды.

- О каком происшествии в Австралии вы прочитали?

- О какой связи говорится в рассказе?

- Что сказали бы о произошедшем в Австралии ученые-экологи?

- Важно ли экологическое равновесие между животными?

6. Подведение итогов урока. Выставление отметок.

- Итак, подведём итоги.

- Что такое «экологическое равновесие»?

- Какие связи экологического равновесия мы исследовали?

- Экологическое равновесие – это важно или нет?

- Почему важно экологическое равновесие?

- Влияет ли человек на экологическое равновесие?

- Что делать, если экологическое равновесие уже нарушено?

7. Рефлексия

«Лесенка успеха» – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось;

 средняя ступенька – у меня были проблемы; 

верхняя ступенька – мне всё удалось.

8. Домашнее задание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!