I.Вводная часть. 1) Организационный момент. Цель: установить в классе рабочее настроение, мобилизовать внимание учащихся. -Здравствуйте, ребята! На уроке мы совершим необычное путешествие. Для этого, в свой багаж мы с собой возьмём хорошее настроение и стремление постигать новые знания. 2) Постановка проблемной ситуации. Цель: самостоятельное определение учащимися темы урока, его цели и задачи. Мотивация на учебную деятельность -Перед тем, как мы начнем урок, попробуем отгадать загадку: Презентация. Слайд 1. Обманывать не стану, - Я меньше океана, Но я большое, всё же, На океан похоже. Могу спокойным быть, Могу и заштормить. Есть у меня всегда Солёная вода. — Как вы думаете, куда мы отправимся сегодня на уроке? -Правильно, на море. Презентация. Слайд 2. - На чём мы туда поплывём? -Услышав слова «море», многие вспоминают приключенческие повести, в которых мужественные морские путешественники бесстрашно вступают в противоборство с морской стихией на ветхих парусных судёнышках и выходят победителями благодаря физической силе и природной смекалке. Но со времён писателей Жюля Верна и Киплинга многое изменилось на море. Практически не осталось необитаемых островов, а океанские просторы бороздят десятки тысяч стальных кораблей, приводимых в движение мощными дизелями и паровыми турбинами и не подвластных капризам морской стихии. - Отправляемся в путешествие на корабле. - Муравей задаёт нам вопрос. Прочитайте его. Презентация. Слайд 3 -Ответить на этот вопрос вы должны в конце урока. А сейчас мы отправляемся в наше морское путешествие. II. Основная часть. 3) Изучение нового материала. Цель: формирование новых представлений и понятий. - История передвижения человека по воде насчитывает несколько тысяч лет. Как всё это начиналось? Послушайте небольшой рассказ и постарайтесь запомнить названия средств передвижения по воде. - Ещё с давних времён люди использовали деревья для передвижения по воде. Так, связывая между собой бревна, получали плот. Презентация. Слайд 4 Жители далёкого Севера — эскимосы и чукчи — сооружали из гибких веток каркас и натягивали на него звериные шкуры. Готова лёгкая лодочка — каяк. Презентация. Слайд 5 Наши предки — славяне, жившие на берегах Днепра и Невы, выдалбливали середину древесного ствола, заостряли его концы — получался чёлн. Презентация. Слайд 6 — На чём плавали люди раньше? - Как строили челн? - Поставив на челн парус, люди получили ладью. Презентация. Слайд 7 Ладья была оснащена вёслами для управления судном. Позже появились и сами парусники — красивые корабли, движущиеся по воде с помощью парусов и ветра. Презентация. Слайд 8 Парус — большой кусок толстой ткани на мачте, его надувает ветер, приводя в движение корабль. -На таких парусниках передвигались викинги – скандинавские мореходы. Презентация. Слайд 9 Вот так выглядело римское торговое судно. Презентация. Слайд 10 - На слайде перепутались все слова, обозначающие главные части парусного корабля, нам нужно самим определить, где находится корпус, мачта, парус и вёсла для его управления. Презентация. Слайд 11 - ___ выйдет к доске и покажет нам где находится корпус корабля - его основная часть. - Ребята, что такое мачта? Мачта – это высокий столб парусного судна. - Для чего кораблю нужна мачта? Как вы думаете? Мачта служит для крепления и постановки паруса. ___ выйдет к доске и покажет нам где находится мачта корабля. -___ выйдет к доске и покажет нам где находятся паруса корабля. ___ выйдет к доске и покажет нам где находятся весла для управления судном. -Посмотрите, мы верно указали устройство парусного корабля. - Шло время. Люди давно научились пользоваться силой ветра. Много веков назад они задумались над тем, как усмирить ветер и сделать его своим помощником. Надувая паруса, ветер нёс через моря и океаны все те суда, которые вы сейчас видели. В давние времена других кораблей, кроме парусников, не было. Сейчас они тоже существуют. Есть большие и маленькие, используются они для спортивных соревнований и отдыха. Презентация. Слайд 12 - От строительства лодок и плотов человек перешёл к более сложным кораблям. Их ещё называют судами. Существует множество кораблей: торговые, пассажирские, боевые. -Откройте учебник на станице 64. Рассмотрите изображения. -Что изображено на иллюстрациях в учебнике? - Прочитайте названия судов. Как вы думаете: для чего необходимо каждое из них? Давайте разберемся. Презентация. Слайды 13,14,15,16,17. -Рыболовное судно. Каково его назначение? -Да. Рыболовное судно человек использует для отлова и перевозки рыбы. - Военный корабль. Каково его назначение? -Судно, принадлежащее к вооруженным силам какого либо государства, предназначенное для выполнения боевых операций. -Исследовательское судно. - Это судно, используемое для исследования вод, дна и атмосферы. Его еще называют экспедиционным судном. Не мало открытий было сделано именно благодаря таким кораблям. -Грузовое судно. -Судно для перевозки грузов. - Пассажирское судно. - Судно, перевозящее пассажиров. Физкультминутка. От зелёного причала Оттолкнулся теплоход. Раз, два. (встать из-за парт) Он назад поплыл сначала. Раз, два. ( шаги назад) А потом поплыл вперёд. Раз, два. ( шаги вперёд) И поплыл, поплыл по речке, ( волнообразные движения руками) Набирая полный ход. (ходьба на месте ) - Мы рассмотрели основные виды судов, выяснили их назначение. А какие корабли видели вы? Может быть, кто-то из вас плавал на корабле? - Как вы думаете, какие из этих судов используются в мирных целях? - Молодцы, вы правильно определили те суда, которые люди используют именно в мирных целях. А сейчас, я хочу познакомить вас ещё с одним судном, помогающим людям. Это ледокол. — Само название «ледокол» говорит о назначении этого корабля. Что вы можете предположить, услышав это название? - А для чего это нужно? - Ледокол — специально построенный корабль для поддержания плавания в замерзающих морях. Первый в мире атомный ледокол «Ленин» спас много кораблей, попавших в ледовый плен в Арктике. Презентация. Слайд 18,19 -Ребята, как вы думаете, какое судно люди используют в немирных целях? - Современную армию нельзя представить без военных кораблей. Они решают много задач: сторожевые корабли охраняют государственные границы, десантные корабли перевозят технику и морских пехотинцев, торпедные катера поражают суда противников торпедами, противолодочные корабли ищут и уничтожают атомные подводные лодки. — Но сейчас, мы с вами, конечно, можем оказаться только на пассажирском судне. Может быть, некоторые из вас плавали с родителями на таких кораблях. Вспомните и расскажите, что вы там видели? - Хотя корабли разные, но устроены они похоже. Рассмотрите рисунок на странице 65 в учебнике, прочитайте названия частей корабля. - Давайте разберем устройство корабля. Презентация. Слайд 20 (с гиперссылками). Палуба — сплошное горизонтальное перекрытие в корпусе судна. Корма — задняя часть судна, противоположная носу. Нос — передняя часть судна. Якорь — приспособление для удержания на месте судов в виде металлического стержня с лапами, которое зацепляется за грунт. Борт — верхний край боковой стенки судна, а также сам бок судна. Руль и гребной винт— устройство для управления движением в заданном направлении. Надстройка –сооружение, расположенное на верхней палубе судна. Днище - нижняя часть корабля. — Сейчас, откройте страницу 91 в учебнике. Найдите там такой же рисунок корабля, но уже без подписей. Назовите части корабля, которые вы запомнили своему соседу и наоборот. -Поднимите руку те, кто смог без ошибок назвать все части корабля. -Молодцы. Теперь вы знаете устройство корабля. И я уверенна, что вы сможете легко назвать его части. - Но помимо этого, на корабле обязательно должны быть спасательные средства. -Для чего? -А какие спасательные средства хранят на борту корабля, как вы думаете? - Спасательных средств должно быть столько, чтобы их хватило для помощи всем людям, находящимся на борту. На кораблях хранятся такие спасательные средства как : шлюпки, спасательные плота, круги и жилеты. Презентация. Слайды 21,22,23,24. - Будем надеяться, что спасательный круг нам никогда не понадобится и наше путешествие будет спокойным и приятным. III. Заключительная часть. 4) Закрепление изученного материала. Цель: систематизация и обобщение изученного. Презентация. Слайд 25. -Что такое корабль? — Что вы сегодня узнали о кораблях? - Как устроен корабль? Назовите основные его части. - Зачем строят корабли? — Прочитайте вывод, сделанный Черепахой в конце параграфа учебника. -Как видите, мы правильно ответили на главный вопрос урока, выяснили, зачем людям нужны корабли и для чего их строят. - Откройте страницу 45 вашей рабочей тетради. Посмотрите на задание под номером 2. Если вам приходилось когда-либо плавать на каком-либо судне, то дома , вы можете нарисовать его в этом окошке, или даже вклеить фотографию своего путешествия. А если вы еще никогда не плавали на корабле, то вы можете побывать в роли художника, и самим нарисовать корабль, на котором вам хотелось бы поплыть. 5) Рефлексия - На этом, наше морское путешествие подходит к концу. У вас на партах лежат маленькие лодочки. Выберите ту, которая соответствует вашему настроению, и отправьте её в дальнейшее плавание. | Учащиеся проверяют наличие учебных предметов на парте. . -Сегодня на уроке мы отправимся на море. -Мы поплывем на корабле. - Зачем строят корабли? -На плотах, челнах, каяках. -Выдалбливали середину ствола дерева и заостряли его концы. Ученик выходит к доске и показывает указкой корпус корабля. Учащиеся высказывают свои предположения. Ученик выходит к доске и показывает указкой мачту корабля. Ученик выходит к доске и показывает указкой паруса. Ученик выходит к доске и показывает указкой вёсла. -Корабли, суда. -Рыбный промысел. -Используется для военных целей, защиты государства. -Для научных наблюдений, исследований. -Для перевозки каких-либо вещей. -Для перевозки людей . -Рыболовное судно, исследовательское, грузовое, пассажирское. -Он нужен людям для того, чтобы колоть лед в заледенелом море. -Для того, чтобы корабли могли передвигаться по воде. -Военные корабли. Если в классе есть учащиеся, которые бывали на кораблях, то они рассказывают всему классу о своих впечатлениях. -В случае чрезвычайных, аварийных ситуаций. Учащиеся высказывают свои предположения. -Это водный транспорт. - О том, что они помогают людям во многих отраслях; корабли бывают разных видов; выяснили назначение этих видов. -Корабль состоит из палубы, бортов, кормы, носа и надстройки. -Для различных целей, нужных человеку. | 09:30 09:32 09:37 10:05 10:15 |