СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Разработка урока окружающего мира по теме "Зачем строят корабли?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

I.Вводная часть.

1)
Организационный момент.

Цель: установить в классе рабочее настроение, мобилизовать внимание учащихся.


-Здравствуйте, ребята!

На уроке мы совершим необычное путешествие. Для этого, в свой багаж мы с собой возьмём хорошее настроение и стремление постигать новые знания.

2)
Постановка проблемной ситуации.
Цель: самостоятельное определение учащимися темы урока, его цели и задачи. Мотивация на учебную деятельность

-Перед тем, как мы начнем урок, попробуем отгадать загадку:
Презентация. Слайд 1.

Обманывать не стану,
- Я меньше океана,
Но я большое, всё же,
На океан похоже.
Могу спокойным быть,
Могу и заштормить.
Есть у меня всегда
Солёная вода.

— Как вы думаете, куда мы отправимся сегодня на уроке?


-Правильно, на море.


Презентация. Слайд 2.


- На чём мы туда поплывём?


-Услышав слова «море», многие вспоминают приключенческие повести, в которых мужественные морские путешественники бесстрашно вступают в противоборство с морской стихией на ветхих парусных судёнышках и выходят победителями благодаря физической силе и природной смекалке. Но со времён писателей Жюля Верна и Киплинга многое изменилось на море. Практически не осталось необитаемых островов, а океанские просторы бороздят десятки тысяч стальных кораблей, приводимых в движение мощными дизелями и паровыми турбинами и не подвластных капризам морской стихии.


- Отправляемся в путешествие на корабле.

- Муравей задаёт нам вопрос. Прочитайте его.
Презентация. Слайд 3




-Ответить на этот вопрос вы должны в конце урока. А сейчас мы отправляемся в наше морское путешествие.






II. Основная часть.
3) Изучение нового материала.
Цель:
формирование новых представлений и понятий.


- История передвижения человека по воде насчитывает несколько тысяч лет. Как всё это начиналось? Послушайте небольшой рассказ и постарайтесь запомнить названия средств передвижения по воде.

- Ещё с давних времён люди использовали деревья для передвижения по воде. Так, связывая между собой бревна, получали плот.
Презентация. Слайд 4
Жители далёкого Севера — эскимосы и чукчи — сооружали из гибких веток каркас и натягивали на него звериные шкуры. Готова лёгкая лодочка — каяк.




Презентация. Слайд 5

Наши предки — славяне, жившие на берегах Днепра и Невы, выдалбливали середину древесного ствола, заостряли его концы — получался чёлн.
Презентация. Слайд 6

— На чём плавали люди раньше?

- Как строили челн?


- Поставив на челн парус, люди получили ладью.
Презентация. Слайд 7

Ладья была оснащена вёслами для управления судном. Позже появились и сами парусники — красивые корабли, движущиеся по воде с помощью парусов и ветра.

Презентация. Слайд 8

Парус — большой кусок толстой ткани на мачте, его надувает ветер, приводя в движение корабль.

-На таких парусниках передвигались викинги – скандинавские мореходы.
Презентация. Слайд 9




Вот так выглядело римское торговое судно.
Презентация. Слайд 10


- На слайде перепутались все слова, обозначающие главные части парусного корабля, нам нужно самим определить, где находится корпус, мачта, парус и вёсла для его управления.
Презентация. Слайд 11


- ___ выйдет к доске и покажет нам где находится корпус корабля - его основная часть.

- Ребята, что такое мачта?

Мачта – это высокий столб парусного судна.
- Для чего кораблю нужна мачта? Как вы думаете?

Мачта служит для крепления и постановки паруса.

___ выйдет к доске и покажет нам где находится мачта корабля.

-___ выйдет к доске и покажет нам где находятся паруса корабля.

___ выйдет к доске и покажет нам где находятся весла для управления судном.

-Посмотрите, мы верно указали устройство парусного корабля.

- Шло время. Люди давно научились пользоваться силой ветра. Много веков назад они задумались над тем, как усмирить ветер и сделать его своим помощником. Надувая паруса, ветер нёс через моря и океаны все те суда, которые вы сейчас видели. В давние времена других кораблей, кроме парусников, не было. Сейчас они тоже существуют. Есть большие и маленькие, используются они для спортивных соревнований и отдыха.



Презентация. Слайд 12

- От строительства лодок и плотов человек перешёл к более сложным кораблям. Их ещё называют судами. Существует множество кораблей: торговые, пассажирские, боевые.

-Откройте учебник на станице 64.
Рассмотрите изображения.

-Что изображено на иллюстрациях в учебнике?

- Прочитайте названия судов. Как вы думаете: для чего необходимо каждое из них? Давайте разберемся.
Презентация. Слайды 13,14,15,16,17.

-Рыболовное судно. Каково его назначение?


-Да. Рыболовное судно человек использует для отлова и перевозки рыбы.

- Военный корабль. Каково его назначение?

-Судно, принадлежащее к вооруженным силам какого либо государства, предназначенное для выполнения боевых операций.

-Исследовательское судно.

- Это судно, используемое для исследования вод, дна и атмосферы. Его еще называют экспедиционным судном. Не мало открытий было сделано именно благодаря таким кораблям.

-Грузовое судно.



-Судно для перевозки грузов.

- Пассажирское судно.

- Судно, перевозящее пассажиров.

Физкультминутка.

От зелёного причала

Оттолкнулся теплоход.

Раз, два. (встать из-за парт)

Он назад поплыл сначала.

Раз, два. ( шаги назад)

А потом поплыл вперёд.

Раз, два. ( шаги вперёд)

И поплыл, поплыл по речке, ( волнообразные движения руками)

Набирая полный ход. (ходьба на месте )


- Мы рассмотрели основные виды судов, выяснили их назначение. А какие корабли видели вы? Может быть, кто-то из вас плавал на корабле?

- Как вы думаете, какие из этих судов используются в мирных целях?

- Молодцы, вы правильно определили те суда, которые люди используют именно в мирных целях. А сейчас, я хочу познакомить вас ещё с одним судном, помогающим людям. Это ледокол.

— Само название «ледокол» говорит о назначении этого корабля. Что вы можете предположить, услышав это название?

- А для чего это нужно?

- Ледокол — специально построенный корабль для поддержания плавания в замерзающих морях. Первый в мире атомный ледокол «Ленин» спас много кораблей, попавших в ледовый плен в Арктике.


Презентация. Слайд 18,19


-Ребята, как вы думаете, какое судно люди используют в немирных целях?

- Современную армию нельзя представить без военных кораблей. Они решают много задач: сторожевые корабли охраняют государственные границы, десантные корабли перевозят технику и морских пехотинцев, торпедные катера поражают суда противников торпедами, противолодочные корабли ищут и уничтожают атомные подводные лодки.

— Но сейчас, мы с вами, конечно, можем оказаться только на пассажирском судне. Может быть, некоторые из вас плавали с родителями на таких кораблях. Вспомните и расскажите, что вы там видели?

- Хотя корабли разные, но устроены они похоже.
Рассмотрите рисунок на странице 65 в учебнике, прочитайте названия частей корабля.

- Давайте разберем устройство корабля.
Презентация. Слайд 20 (с гиперссылками).
Палуба — сплошное горизонтальное перекрытие в корпусе судна.

Корма — задняя часть судна, противоположная носу.

Нос — передняя часть судна.

Якорь — приспособление для удержания на месте судов в виде металлического стержня с лапами, которое зацепляется за грунт.

Борт — верхний край боковой стенки судна, а также сам бок судна.

Руль и гребной винт— устройство для управления движением в заданном направлении.

Надстройка –сооружение, расположенное на верхней палубе судна.

Днище -
нижняя часть корабля.

— Сейчас, откройте страницу 91 в учебнике. Найдите там такой же рисунок корабля, но уже без подписей. Назовите части корабля, которые вы запомнили своему соседу и наоборот.


-Поднимите руку те, кто смог без ошибок назвать все части корабля.


-Молодцы. Теперь вы знаете устройство корабля. И я уверенна, что вы сможете легко назвать его части.


- Но помимо этого, на корабле обязательно должны быть спасательные средства.

-Для чего?

-А какие спасательные средства хранят на борту корабля, как вы думаете?

- Спасательных средств должно быть столько, чтобы их хватило для помощи всем людям, находящимся на борту.
На кораблях хранятся такие спасательные средства как :
шлюпки, спасательные плота, круги и жилеты.


Презентация. Слайды 21,22,23,24.



- Будем надеяться, что спасательный круг нам никогда не понадобится и наше путешествие будет спокойным и приятным.



III. Заключительная часть.
4) Закрепление изученного материала.
Цель:
систематизация и обобщение изученного.

Презентация. Слайд 25.


-Что такое корабль?



— Что вы сегодня узнали о кораблях?


- Как устроен корабль? Назовите основные его части.


- Зачем строят корабли?



— Прочитайте вывод, сделанный Черепахой в конце параграфа учебника.



-Как видите, мы правильно ответили на главный вопрос урока, выяснили, зачем людям нужны корабли и для чего их строят.


- Откройте страницу 45 вашей рабочей тетради. Посмотрите на задание под номером 2. Если вам приходилось когда-либо плавать на каком-либо судне, то дома , вы можете нарисовать его в этом окошке, или даже вклеить фотографию своего путешествия. А если вы еще никогда не плавали на корабле, то вы можете побывать в роли художника, и самим нарисовать корабль, на котором вам хотелось бы поплыть.


5) Рефлексия

- На этом, наше морское путешествие подходит к концу. У вас на партах лежат маленькие лодочки. Выберите ту, которая соответствует вашему настроению, и отправьте её в дальнейшее плавание.





Учащиеся проверяют наличие учебных предметов на парте.










.
























-Сегодня на уроке мы отправимся на море.














-Мы поплывем на корабле.


















- Зачем строят корабли?
















































































-На плотах, челнах, каяках.




-Выдалбливали середину ствола дерева и заостряли его концы.













































































Ученик выходит к доске и показывает указкой корпус корабля.




Учащиеся высказывают свои предположения.




Ученик выходит к доске и показывает указкой мачту корабля.



Ученик выходит к доске и показывает указкой паруса.


Ученик выходит к доске и показывает указкой вёсла.

















































-Корабли, суда.






-Рыбный промысел.






-Используется для военных целей, защиты государства.






-Для научных наблюдений, исследований.







-Для перевозки каких-либо вещей.





-Для перевозки людей .






















-Рыболовное судно, исследовательское, грузовое, пассажирское.








-Он нужен людям для того, чтобы колоть лед в заледенелом море.


-Для того, чтобы корабли могли передвигаться по воде.



















-Военные корабли.









Если в классе есть учащиеся, которые бывали на кораблях, то они рассказывают всему классу о своих впечатлениях.


























































-В случае чрезвычайных, аварийных ситуаций.



Учащиеся высказывают свои предположения.
































-Это водный транспорт.



- О том, что они помогают людям во многих отраслях; корабли бывают разных видов; выяснили назначение этих видов.


-Корабль состоит из палубы, бортов, кормы, носа и надстройки.


-Для различных целей, нужных человеку.

09:30












09:32















































































09:37






























































































































































































































































































































































































10:05












































10:15



Просмотр содержимого документа
«титульный лист»

Конспект урока окружающего мира

УМК: «Школа России».

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Тема: «Зачем строят корабли?»

Цель: создать благоприятные условия для осмысления информации.


Задачи урока.

1.Предметные

- формирование представлений о различных видах кораблей.

- формирование умения различать основные виды судов, объяснять их назначение.

- формирование понятий: плот, каяк, чёлн, парусный корабль, судно , ледокол.

2.Метапредметные

А) познавательные:

- формирование умения отвечать на вопросы;
- формирование умения осознанно и произвольно отвечать в устной форме;
- формирование умения извлекать необходимую информацию из различных источников (рассказ учителя, жизненный опыт, иллюстрации учебника и слайдов презентации, текст учебника);
- формирование умения ориентироваться в учебнике;
- формирование умения анализировать иллюстрации;
- развивать умение сравнивать , классифицировать, обобщать;

Б)коммуникативные:

- развивать умение уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- развивать умение аргументировать свою точку зрения;

В)регулятивные

- формирование умения принимать учебную задачу;
- определять эффективные способы ее достижения;
- контролировать и оценивать результаты своих действий и действий одноклассников.

3.Личностные

-формирование целостного представления об окружающем мире в его органичном единстве и разнообразии;
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.



Средства обучения: презентация, учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, пособия для рефлексии.



Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

Обманывать не стану,  - Я меньше океана,  Но я большое, всё же,  На океан похоже.  Могу спокойным быть,  Могу и заштормить.  Есть у меня всегда  Солёная вода.

Обманывать не стану, - Я меньше океана, Но я большое, всё же, На океан похоже. Могу спокойным быть, Могу и заштормить. Есть у меня всегда Солёная вода.

Море

Море

Зачем строят корабли?

Зачем строят корабли?

Ещё с давних времён люди использовали деревья для передвижения по воде. Так, связывая между собой бревна, получали плот. Плот

Ещё с давних времён люди использовали деревья для передвижения по воде. Так, связывая между собой бревна, получали плот.

Плот

Жители далёкого Севера — эскимосы и чукчи — сооружали из гибких веток каркас и натягивали на него звериные шкуры. Готова лёгкая лодочка — каяк. Каяк

Жители далёкого Севера — эскимосы и чукчи — сооружали из гибких веток каркас и натягивали на него звериные шкуры. Готова лёгкая лодочка — каяк.

Каяк

Чёлн

Чёлн

Ладья

Ладья

Парусник

Парусник

Парусник  викингов

Парусник викингов

Римское торговое судно

Римское торговое судно

паруса устройство парусника корпус вёсла мачта

паруса

устройство парусника

корпус

вёсла

мачта

Байдарка Яхта

Байдарка

Яхта

Рыболовное судно

Рыболовное судно

Военный корабль

Военный корабль

Исследовательское судно

Исследовательское судно

Грузовое судно

Грузовое судно

Пассажирское судно

Пассажирское судно

Ледокол

Ледокол

Ледокол «Ленин»

Ледокол «Ленин»

Десантный корабль Сторожевой корабль Торпедный катер Противолодочный корабль

Десантный корабль

Сторожевой корабль

Торпедный катер

Противолодочный корабль

ПАЛУБА НАДСТРОЙКА НОС ПРАВЫЙ БОРТ КОРМА ЛЕВЫЙ БОРТ РУЛЬ ГРЕБНОЙ ВИНТ ДНИЩЕ ЯКОРЬ

ПАЛУБА

НАДСТРОЙКА

НОС

ПРАВЫЙ БОРТ

КОРМА

ЛЕВЫЙ БОРТ

РУЛЬ

ГРЕБНОЙ ВИНТ

ДНИЩЕ

ЯКОРЬ

Палуба сплошное горизонтальное перекрытие в корпусе судна.

Палуба

сплошное горизонтальное перекрытие в корпусе судна.

Корма задняя часть судна, противоположная носу

Корма

задняя часть судна, противоположная носу

Нос передняя часть судна.

Нос

передняя часть судна.

Якорь приспособление для удержания на месте судов в виде металлического стержня с лапами, которое зацепляется за грунт.

Якорь

приспособление для удержания на месте судов в виде металлического стержня с лапами, которое зацепляется за грунт.

Борт верхний край боковой стенки судна, а также сам бок судна.

Борт

верхний край боковой стенки судна, а также сам бок судна.

Руль и гребной винт устройство для управления движением в заданном направлении.

Руль и гребной винт

устройство для управления движением в заданном направлении.

Надстройка сооружение, расположенное на верхней палубе судна.

Надстройка

сооружение, расположенное на верхней палубе судна.

Днище нижняя часть корабля.

Днище

нижняя часть корабля.

Шлюпка

Шлюпка

Спасательный плот

Спасательный плот

Спасательный круг

Спасательный круг

Спасательный жилет

Спасательный жилет

Что такое корабль?   Что вы сегодня узнали о кораблях?   Как устроен корабль? Назовите основные его части.   Зачем строят корабли?
  • Что такое корабль?
  • Что вы сегодня узнали о кораблях?
  • Как устроен корабль? Назовите основные его части.
  • Зачем строят корабли?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!