СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Разработка урока окружающего мира по теме "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«pochemu_my_ne_budem_ravat_tsvety»

2


Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Цель урока: подвести учащихся к выводу, почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек.

Задачи урока:

Образовательные:

  • знакомство первоклассников с цветами и бабочками; посредством мыслительных операций в ходе фронтальной и групповой формы работы аргументировано ответить на проблемный вопрос;

  • формирование у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы с экологической стороны вопроса;

  • расширение кругозора и мировозрения детей;

Развивающие:

  • развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся;

  • совершенствование мыслительных операций: анализа, обобщения, сопоставления;

  • развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия;

  • развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.

Воспитательные:

  • воспитание чувства ответственности и бережного отношения к природе, осознанию своей значимости в решении экологических проблем;

  • воспитание у детей интереса к изучению природы родного края;

  • воспитание усидчивости, аккуратности, любознательности

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний

Формы урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Технологии:

- здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии;

- АМО (активные методы обучения) «Кластер», синквейн;

- технология формирования универсальных учебных действий.

Продолжительность урока: 40 минут

Ресурсы урока: учебник (А.А. Плешаков «Окружвющий мир», 1 класс); слайды с изображением цветущего луга, цветов, бабочек; карточки с названием растений и бабочек, смайлики для оценивания достижений на уроке;

Материально-техническое оснащение:

мультимедийное оборудование и презентация, выставка книг, энциклопедия о насекомых и растениях, карточки с заданием.

Универсальные учебные действия

Предметные: познакомиться с разнообразием цветов и бабочек, устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек, формировать необходимость сохранения природного окружения человека ,знакомиться с правилам пове­дения на лугу.

Личностные: формировать интерес к учению; осваивать роль ученика; формировать эстетические потребности, ценности и чувства.

Познавательные: определять цветы и бабо­чек, их взаимосвязь с помощью атласа-определителя, рассматривать и сравнивать рисунки учеб­ника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, форму­лировать правила поведения в природе, сопо­ставлять их с эталоном; работать в группе.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Организационный

момент

(мотивация к учебной деятельности)















Основная часть


Актуализация

(стадия вызова)



















Осмысление






























Постановка проблемного вопроса




Осмысление
















































Физкультминутка












Размышление
















































Физкультминутка





Итог


Рефлексия.


Звучит МР3 запись «Звуки леса» Дети заходят в класс

-Мы с вами отправимся на прогулку, на зеленую лужайку. Давайте возьмемся за руки, пожелаем друг другу хорошего настроения и приятных впечатлений.

Когда встречаем мы рассвет
Мы говорим ему - привет.
С улыбкой солнце дарит, вслед
Нам посылая свой привет.
И вы запомните совет:
Дарите всем друзьям привет.
При встрече через много лет
Вы скажете друзьям - привет.
Давайте дружно все в ответ
Друг другу скажем мы привет.

- Всем ли мы можем сказать – привет?

- Как нужно приветствовать взрослых?

- Что означает слово «здравствуйте»?


Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.



Ребята, предположите, что это может быть?

Составляем кластер.


Летающий цветок?


Сегодня мы с вами поговорим о бабочках.

Рассказ

- Вы, конечно, не раз наблюдали, как в тёплый летний день порхают над лужайкой разноцветные бабочки. Люди придумали о бабочках много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. Красота бабочки в лёгкости и крыльях. А что вы знаете о бабочке?


(сообщают все что знают о насекомом- заполняется карта «Кластер»)

- Действительно, бабочки одни из самых восхитительных живых существ, радующих нас красотой крыльев. В природе огромное количество бабочек, они все разные и не похожи друг на друга.


Всякий раз, когда мы видим бабочку, нам хочется сохранить её на память, или для того, чтобы показать друзьям.

А знаете ли вы, что, поймав бабочку, вы можете нарушить закон? Некоторые бабочки редкие и занесены в Красную книгу. Поймать бабочку, это значит погубить её! Как же всё-таки сохранить бабочку, не навредив ей?

- Давайте на секунду закроем глаза и прислушаемся.(звуки природы)

-Что вы услышали?

- Действительно, это звуки природы. Их издают животные, которые обитают на лугу: шмель, кузнечик, божья коровка, пчела.

А как Вы думаете, есть ли правила поведения на лугу?


-Откройте учебники. Прочитайте, на какой вопрос мы будем отвечать в ходе урока?



А знаете ли вы, как появляется бабочка на свет?

Этот процесс называется - метаморфоз.

Развитие бабочек тесно связано с растениями. Бабочка откладывает яйца на листья растений. Из яйца довольно скоро появляется маленькая гусеница. Она очень прожорливая – грызет листья и быстро растет. Когда гусеница вырастает, она прячется под листик и превращается в куколку, обматываясь тонкими нитями. Внутри куколки – домика происходит чудо. Похожая на червяка гусеница превращается в одно из самых красивых существ на Земле – бабочку.


Бабочек на земном шаре очень много. Некоторых из увиденных бабочек мы никогда не увидим на нашей поляне, так как они живут в дальних тропических странах.

За их красоту люди дали бабочкам красивые названия. Попробуйте отгадать сами, почему так названа та или иная бабочка:


1. голубянка

2. павлиний глаз 

3. лимонница

4. пестрянка

5. зорька

- Если мы не знаем названия бабочки, нужнообратиться к специальным атласам-определителям бабочек.

-Что мы называем природой? Что растет на лугу? Зачем цветут цветы?


Физкультминутка «Бабочка»


Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее)
И вдруг проснулся,
(Поморгать глазами)
Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох,посмотреть на руки)
Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты в стороны, выдох)
Взвился вверх и полетел.
(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево)

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!



На лугу растёт ромашка,

Лютик едкий, клевер-кашка!

Что ещё?

Гвоздика, смолка,

Колокольчик,

Хвощ - как ёлка.

А ещё?

Кошачьи лапки.

Одуванчиковы шапки.

Подорожник, васильки,

Граммофончики – вьюнки,

Ещё много разных травок

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых!

- Возьмите картинку с изображением луга. Красив ли луг?

- Давайте раскрасим цветы. Но не спешите, сейчас вы узнаете, какой цветок надо раскрасить. (стихи-загадки о цветах, которые надо раскрасить)


-Определить изображенных бабочек, напоминая, что название может подсказать, кто его «хозяин».

- Почему на лугах так много бабочек?Почему бабочки не могут жить без цветов? Как мы называли бабочку в начале урока?

Можно ли сказать что летающий цветок и земной не могут жить друг без друга?

Докажите. Возвращение к кластеру.


У вас на партах лежат карточки с памяткой «Как вести себя на лугу?»


Работа в группе, обсуждение ситуаций.


Физминутка для глаз (появляется бабочка)


Глазами вместе с бабочкой полетайте над цветочной полянкой

Послушаем советы Мудрой Черепахи: «Наблюдать, рисовать, фотографировать в природе очень интересно. Так можно узнать многие секреты природы. Например, почему цветы и бабочки всегда рядом, как будто дружат? Кто из вас, ребята, знает?»

-Давайте ещё раз ответим на главный вопрос нашего урока.

-Значит, если мы рвем цветы, мы не только цветам, но и бабочкам делаем плохо. А если ловим бабочек, делаем плохо и бабочкам, и цветам. Ведь они не могут жить друг без друга! Помните, как нужно вести себя на лугу.

Подводя итог, составим синквейн

-С чем мы сравниваем бабочку?

-Какая она?

-Какую пользу приносит, что делает?

-Как нужно относиться к бабочкам и всему живому?

-Как ещё можно назвать?

-Чем занимались на уроке? Что нового узнали?


Молодцы! Заканчиваем наш урок стихотворением:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок…

Если все: и я, и ты –

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты…

И не будет красоты

И не будет доброты.


Оцените свою работу на уроке. Если -вы узнали много нового и интересного - прикрепите радостный смайлик; если не очень что-то получалось , было трудно- грустный смайлик.

Спасибо за урок!



Дети становятся в круг, взявшись за руки


Повторяют хором вслух








Рассаживаются в мини-группы



Предполагают,

отвечая на вопрос:

Одуванчик

Фейерверк

Воздушный шарик

Бабочка




Отвечают

-Летающий цветок

-Нужно охранять

-Опыляют растения

-Удивляют , восхищают

-Питаются пыльцой

-Безобидные

-Насекомые


















Дети отвечают на вопрос.

- фотографировать,

- нарисовать.


Слушают звуки.

Отвечают: шум трав,

жужжание насекомых,

стрекот кузнечиков


Работа в группах

Дети называют известные правила

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?



















Догадываются,

сопоставляют


Дети объясняют названия бабочек, соединяют линиями бабочек и их названия.








Работа в группах

Дети читают и  анализируют названия (голубянка — голубого цвета ; лимонница  — желтая, как лимон; пестрянка — пестрая), находят каждую бабочку, раскрашивают такую же. Правильность определения бабочек дети проверяют с помощью атласа-определителя «Oт земли до неба»



(питаются нектаром)



Летающий цветок

Обсуждение в парах.

- Бабочки питаются нектаром цветов

-Опыляют цветы, чтобы у них были плоды и семена


Повторяют стихи и делают движения







Этого делать нельзя.

Обсуждают.

. Дают советы ребятам.


Учащиеся рассматривают рисунки, сравнивают поведение детей





Цветы не раскрашены,

луг не нарядный.



















Высказывают свои мысли:

Бабочки не могут жить без цветов, потому что …-

Цветам плохо без бабочек, потому что …

-Не нужно рвать цветы и ловить бабочек, потому что они не могут существовать друг без друга.











Летающий цветок.

Красивая, удивительная

Летает, опыляет, радует!

Береги и охраняй бабочек!

Бабочка, мотылёк.


отвечают



Читает ученик наизусть




Прикрепляют к доске

смайлики-магниты.


Личностные:

самоопределение

к деятельности;















Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи;










































Регулятивные : понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить


























Коммуникативные:

умение договариваться, выслушивать соседа







Регулятивные: осущест­влять самопроверку
















































Познавательные рассматривают и сравнивать рисунки учеб­ника



Регулятивные:

оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, форму­лировать правила поведения в природе, сопо­ставлять их с эталоном;






Коммуникативные:

сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку;

Предметные:

формулируют правила поведения в природе





Регулятивные:

оценивать свои достижения на уроке


После изучения темы «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?» учащиеся смогут:

- указать в полученном списке не менее 3 названий тех цветов и бабочек, которых видели в природе;

- выделить не менее двух причин взаимосвязи цветов и бабочек в природе;

- перечислить последствия, к которым приводит исчезновения цветов и бабочек в природе;

- составить фотоальбом с луговыми цветами и бабочками.

Просмотр содержимого презентации
«Почему мы не будем ловить бабочек и рвать цветы»

Презентация к уроку окружающего мира,  1 класс УМК «Школа России» « Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?»

Презентация к уроку окружающего мира, 1 класс УМК «Школа России»

« Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?»

Мы по ковру идём с тобой, Его никто не ткал. Он разостлался сам собой, Лежит у речки голубой И жёлт, и синь, и ал! Поутру росой умыт, Раз в году косой побрит. Ребята! Мудрая Черепаха сказала, что мы сегодня отправимся в одно место, а какое, нужно узнать, отгадав загадку. жми на вопрос

Мы по ковру идём с тобой,

Его никто не ткал.

Он разостлался сам собой,

Лежит у речки голубой

И жёлт, и синь, и ал!

Поутру росой умыт,

Раз в году косой побрит.

Ребята!

Мудрая Черепаха сказала, что мы сегодня отправимся в одно место,

а какое, нужно узнать,

отгадав загадку.

жми на вопрос

Это луг

Это луг

Мы с вами сегодня окажемся на  лугу. Весной он особенно красив. Как надо вести себя на лугу, чтобы после нашего ухода он не стал тусклым и бесцветным? Сегодня на уроке мы ответим на вопрос: почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?

Мы с вами сегодня окажемся на

лугу. Весной он особенно красив.

Как надо вести себя на лугу, чтобы после нашего ухода он не стал тусклым и бесцветным? Сегодня на уроке мы ответим на вопрос: почему не нужно рвать цветы

и ловить бабочек?

Ребята! Предлагаю вам познакомиться с растениями луга. Выбирайте любую маленькую картинку, нажимайте на неё.

Ребята!

Предлагаю вам познакомиться с растениями луга. Выбирайте любую маленькую картинку, нажимайте на неё.

Выбирайте любую картинку

Выбирайте любую картинку

Все знают эти простые цветы, похожие на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. Одуванчик

Все знают эти простые цветы, похожие на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами.

Одуванчик

Окраска цветков может быть разной: голубой, синей, фиолетовой. Цветы обычно собраны в кисти или метёлки, но бывают виды с одиночными цветками. Колокольчик

Окраска цветков может быть разной: голубой, синей, фиолетовой. Цветы обычно собраны в кисти или метёлки, но бывают виды с одиночными цветками.

Колокольчик

Ромашка – это однолетнее растение семейства астровых. У него очень много названий — поповник, белюшка, нивяник. Ромашка

Ромашка – это однолетнее растение семейства астровых. У него очень много названий — поповник, белюшка, нивяник.

Ромашка

Цветки клевера можно видеть с конца мая до осени. В них очень много сладкого нектара, поэтому его часто навещают пчёлы. Клевер

Цветки клевера можно видеть с конца мая до осени. В них очень много сладкого нектара, поэтому его часто навещают пчёлы.

Клевер

Лютик — самое обычное растение, но оно ядовитое. Животные это знают и не едят его. Лютик

Лютик — самое обычное растение, но оно ядовитое. Животные это знают и не едят его.

Лютик

Цветки мака крупные, одиночные, как правило, красного цвета (реже встречаются белые или жёлтые), на длинных цветоносах, Мак

Цветки мака крупные, одиночные, как правило, красного цвета (реже встречаются белые или жёлтые), на длинных цветоносах,

Мак

Чабрец – многолетнее растение. Листочки мелкие, тонкие, зелёного цвета. Цветки также небольшие, розовато-фиолетовые, очень красивые. Чабрец 5

Чабрец – многолетнее растение. Листочки мелкие, тонкие, зелёного цвета. Цветки также небольшие, розовато-фиолетовые, очень красивые.

Чабрец

5

Тысячелистник представляет собой многолетнее, сложноцветное, невысокое, душистое растение. Тысячелистник

Тысячелистник представляет собой многолетнее, сложноцветное, невысокое, душистое растение.

Тысячелистник

Ребята! Кроме ярких и красивых цветов на нашем лугу много разных бабочек. Рассмотрите их изображения. Нажмите на бабочку и прочитайте название.

Ребята!

Кроме ярких и красивых цветов на нашем лугу много разных бабочек. Рассмотрите их изображения. Нажмите на бабочку и прочитайте название.

лимонница пестрянка голубянка адмирал крапивница зорька

лимонница

пестрянка

голубянка

адмирал

крапивница

зорька

жми на вопрос Ребята! На лужайку пришли дети. Они нарвали цветов и поймали бабочку. Как вы думаете, что произошло с ними через некоторое время Через некоторое время цветы завяли, а бабочка умерла.

жми на

вопрос

Ребята!

На лужайку пришли дети. Они нарвали

цветов и поймали бабочку. Как вы думаете, что произошло с ними через некоторое время

Через некоторое время цветы

завяли, а бабочка умерла.

Ребята! Даже если просто подержать бабочку в руках, то она уже не сможет летать. Её крылья покрыты мелкими цветными чешуйками. Взяв бабочку в руки, мы повреждаем эти чешуйки, они остаются у нас на пальцах, поэтому бабочка уже не полетит.

Ребята!

Даже если просто подержать бабочку в руках, то она уже не сможет летать. Её крылья покрыты мелкими цветными чешуйками. Взяв бабочку в руки, мы повреждаем эти чешуйки, они остаются у нас на пальцах, поэтому бабочка уже не полетит.

жми на вопрос Бабочки не могут жить без цветов, потому что питаются нектаром. Но и цветам плохо без бабочек, потому что бабочки опыляют их. Без этого у цветов не будет плодов и семян. Ребята! Так почему же нельзя рвать цветы на лугу и ловить бабочек?

жми на вопрос

Бабочки не могут жить без цветов,

потому что питаются нектаром. Но и

цветам плохо без бабочек, потому что бабочки

опыляют их. Без этого у цветов не будет плодов и семян.

Ребята!

Так почему же нельзя рвать цветы на лугу и ловить бабочек?

Не рвите полевые цветы! Цветы украшают луга и леса Но это не только природы краса- В них пчёлы находят целительный дар, И бабочки пьют из них сладкий нектар.

Не рвите полевые цветы!

Цветы украшают луга и леса

Но это не только природы краса-

В них пчёлы находят целительный дар,

И бабочки пьют из них сладкий нектар.

Не надо, друзья, их бессмысленно рвать, не надо букеты из них составлять… Завянут букеты…Погибнут цветы… И больше не будет такой красоты!  Не рвите редкие цветы!

Не надо, друзья, их бессмысленно рвать, не надо букеты из них составлять…

Завянут букеты…Погибнут цветы…

И больше не будет такой красоты!

Не рвите редкие цветы!

Не ловите бабочек и стрекоз!   Бабочка цветная  Над тобой порхает…  Стрекоза резвится,  Пляшет, веселится…  Лету все так рады!  Их ловить не надо…  Пусть себе летают,  Землю украшают…

Не ловите бабочек и стрекоз!

Бабочка цветная

Над тобой порхает…

Стрекоза резвится,

Пляшет, веселится…

Лету все так рады!

Их ловить не надо…

Пусть себе летают,

Землю украшают…

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ЛУГУ Не рвите полевые цветы Не ловите бабочек, стрекоз. Не шумите на лугу. Не бросайте мусор. Не топчите цветы.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ЛУГУ

  • Не рвите полевые цветы
  • Не ловите бабочек, стрекоз.
  • Не шумите на лугу.
  • Не бросайте мусор.
  • Не топчите цветы.

Спасибо, дети, за урок!

Спасибо, дети,

за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!