СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока окружающего мира по теме "Как в дом попадает вода?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема»

Тема: Урок-путешествие. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Практическая работа: проведение опытов, показывающих загрязнение воды и ее очистку

Цели:

Образовательные:

-познакомить детей с природными источниками воды, используемые в быту;

- сформировать у детей представления о том, как в наш дом приходит вода;

- сформировать умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

- развивать способность понимать знаки, символы, модели, приведённые в учебных пособиях;

-с помощью опытов показать процесс очистки воды.


Планируемые результаты.

Предметные результаты:

Знать:

- значение воды для жизни; что такое загрязнение и очистка воды; о пользе чистой воды для здоровья.

Уметь:

- прослеживать по рисунку - схеме путь воды; очищать воду через фильтр.


Личностные УУД

-формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

-формирование нравственноэтического оценивания;

-развитие личной ответственности за свои поступки;

-развитие доброжелательности, внимания к людям.


Тип урока: урок- путешествие, «открытия» нового знания.

Технологии обучения: личностноориентированное деятельностного типа, здоровьесберегающего направления.

Методы и формы обучения: частично-поисковый, проблемный, сочетание индивидуальной работы, работы в парах и группах.


Оборудование: учебник "Окружающий мир" А. А. Плешаков / 1 класс, глобус, шаблоны из бумаги "капельки", иллюстрации растений, животных, человека, рисунок Злючки – Грязнючки, карточки для закрепления, картинка – облако, для опыта - мерный стакан, стакан, воронка, фильтр, телевизор, компьютер, презентация «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?»



Ход урока

I. Организационный момент.

- Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, но очень важный. Улыбнитесь друг другу и полайте хорошого настроения.

II. Подготовка к восприятию.

  1. Слушание стихотворения

Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане, И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовется, Лентой серебристой вьется.
Мы привыкли, что вода - Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться.
Смею я вам доложить: Без нее нам не прожить!

- Объясните, почему так говорят: Пока есть хлеб да вода – всё не беда!

2. Ведение в тему

- О чём сегодня пойдёт речь на уроке?

- Уточним тему урока. Откройте учебник на с. 60. Прочитайте, какой вопрос задаёт вам любопытный Муравьишка. (Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?)

- Что вы сами знаете по теме урока?

- Всё ли нам известно? Хотите узнать больше?

- Прочитайте, что Мудрая Черепаха предлагает нам узнать по теме урока и чему научиться. Вы согласны с ней?

- Итак, что мы будем делать на уроке?


III. Актуализация опорных знаний.

- Посмотрите на глобус. Каким цветом на глобусе изображена вода? Почему?

-Да, вода занимает большую часть земного шара. Ребята, что вы знаете о воде? Какая она?

1. Составление ассоциативного куста

- Ребята, кому нужна вода? (человеку, растениям, животным). Давайте составим «Ассоциативный куст» (схему-кластер).

- Посмотрите на картинки на доске, выберите те из них, кому нужна вода для существования.



Вывод: - Вода нужна животным, растениям и конечно человеку.

А как мы используем воду

- Ребята послушайте, кто так сказал:

«Надо, надо умываться по утрам и вечерам.
А нечистым, трубочистам стыд и срам,


Из какого произведения этот отрывок? (К.И.Чуковский «Мойдодыр»)
Для чего моется человек? (Вода очищает кожу, смывая с нее грязь, пот и болезнетворные микробы.)

– Почему плохо быть грязнулей? (Никто не захочет дружить с грязнулей. Грязные ушичеловек плохо слышит. Грязная кожаорганизм плохо дышит. Грязные руки – появляются микробы в организме)

Для чего нужна чистота?
Вывод:– Правильно, чистота – залог здоровья.

  1. Мотивация учащихся.

Послушаем разговор двух мальчиков.

- Привет, Ваня! А что ты такой веселый?

-Да я сейчас с другом здорово играл. Набрали целую ванну воды и пускали кораблики!! А потом пошли на улицу.

-А кран закрыли?

-А зачем? Воды и так много. Пусть течет, потом закроем

-Как вы оцениваете поведение друзей? Хорошо ли они поступили?

Вывод: -Воду нужно экономить.

- Действительно, воды на Земле много. А какая вода бывает на вкус?

3.Игра «Ревизор» (определение воды на вкус)

(Чай – сладкий, а если соль добавить в воду - то солёная.

- Где ещё вода солёная?

Кто-нибудь летом отдыхал на море? Можно пить морскую воду?

А много ли пресной воды, то есть той, которую мы пьем, на Земле? Её оказывается мало, ведь в морях и океанах вода соленая.

Вывод: Значит что нужно делать с пресной водой? (беречь)


Физминутка (слайд- имитация движений)

Немного отдохнём.

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и
умылись.
А
теперь поплыли дружно,
Вместе раз – это брасс,
Одной, другойэто кроль.
Вышли на берег,
Обтерлись полотенцем
Так,
чтоб каждый был сухой
И
отправились домой.


4.Рассказ учителя

Вода - добрый друг и помощник человека. Она - удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли. Она побеждает засуху, повышает урожай полей и садов. Вода послушно вращает турбины на электростанциях. Вода минеральных источников используется не только как лечебное средство, но и для питья.


IV. Творческая работа в микрогруппах.

1.Повторение правил работы в группе

Сейчас вам надо проявить фантазию и умение. У каждого на столе лежит лист бумаги, где изображена капля. Чтобы она у нас появилась на уроке, надо ее оживить.

- Оживите её. (Дети рисуют каплю воды так, как её представляют: в виде аппликации, рисунка, лепки. Вывешиваем капли на доску. Обсуждаем полученные изображения.)

Вывод: И вот к нам пришла Капелька. Она нам будет помогать.

V. Постановка проблемы урока. ( слайд )

- Капелька спрашивает, знаете ли вы, откуда в кране вода? (ответы детей)

- Все знаете, как вода попала в дом?

Текла речка. С незапамятных времён течёт. Бывало, кончится в доме вода, хозяйки скорее бегут к реке с вёдрами и низко кланяются ей: "Здравствуй, речка-матушка, водицы нам набрать!" И идут домой с полными вёдрами. Тяжело нести. Вот и решили люди "Хватит к речке на поклон ходить!" Проложили от берега трубы, поставили насосы. Повернёшь дома кран - льётся холодная прозрачная вода.

Так пришёл в дом водопровод. Но в деревнях ещё сохранились колодцы, да вёдра с коромыслами.

1. Работа по теме урока с учеником (с.60-61)

-Давайте посмотрим, как показан в учебнике «путь воды».

- Где же начало пути «Капельки»?



-Каким цветом обозначена чистая вода на рисунке?

-Проследите: куда именно попадает вода? А для чего вода попадает на станцию очистки? (вода грязная, в ней может быть мусор, в ней живут рыбы, растут водоросли, в ней микробы)

- Можно пить воду из реки? (нет, можно заболеть)

- А какую нужно пить воду? (чистую) (

Для того чтобы вода стала пригодной для питья и для общего использования, из нее должны быть удалены микробы, а также вещества, придающие воде неприятный вкус или внешний вид.

Воду забирают из озер, рек или водохранилищ с помощью насосов, и по огромным трубам она поступает на водоочистные сооружения. Здесь воду фильтруют, чтобы удалить крупные инородные веществамусор, ветки. После этого воду очищают химическими веществами, потом пропускают через слои камня и песка, затем в воду добавляют особые бактерии, которые уничтожают микробы если они ещё присутствуют в воде и хлорируют воду. И только после этого, она по трубам идёт в дома.

-Если воду не очищать, наша голубая Капелька превратится вот в такую Злючку-Грязнючку. (слайд)

-Откуда ещё может прийти в дом вода? (из подземных родников)

Она проходит через камни и песок и становится чистой.

-А какой она становится после применения, после стирки, мытья рук, мытья посуды?

-Куда же она девается?

-Темным цветом на рисунке проследите путь грязной воды (опять в очистные сооружения и только потом опять в реку).

Вывод: Почему нельзя спускать грязную воду в реку? (чтобы не навредить жителям водоёма)

2. Сказка о «больной» речке.

Среди полей и лесов, окружённая травами да кустарниками, текла речка – чистая и прозрачная. К реке спешили животные, чтобы напиться; дети – чтобы купаться; рыбаки наловить рыбы. Все любили эту реку. Но вот однажды река загрустила, потому что стала она разноцветной: серой, жёлтой, красной, чёрной…

Плачет малая речонка,одолел речонку страх.

Стала речка тонкой – тонкой, обмелела на глазах.

Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут. - Соседка, почему ты такая красная?

- На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной…

- А ты почему жёлтая, как лимон?

- Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей с берега принёс мутный поток. Чего только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы.

- А ты, подружка, чего такая фиолетовая? Видела бы ты, какой на мне лежал груз? Банки, брёвна, даже колёса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела. Вот и стала фиолетовой, еле – еле выбралась из мусора.

- Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы, только почернела от нефти, которую возили по нашей речке. Нефть тонкой плёнкой покрыла воду, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и умирают. Их крылья слиплись от нефти.

- Как же мы можем помочь обитателям этой реки?


3.Постановка проблемы на уроке

- Ребята, посмотрите, я вам принесла 2 стакана с водой.

- Какая вода в 1 стакане? Как вы думаете, откуда она? (с родникаона чистая)

- А эта вода какая, откуда она?

-Кто поселился в этом стакане? (Злючка – Грязнючка)

-Подумайте, почему у нее такое имя? Кому она может принести вред?

-Что мы можем сделать с этой водой?

-Давайте проведем Злючку-Грязнючку через «лечебницу» - через фильтр, и когда, она очистится и подобреет, отпустим ее в реку. Согласны?


VII. Первичное закрепление

Чтобы вода снова стала чистой, она проходит через множество фильтров.

- Многие из вас с родителями бывают в походах. А представьте, что у вас закончилась питьевая вода? Как поступить?

-Можно ли пить такую воду?

-Что нужно сделать?



ФИЗМИНУТКА

- Я - мама Тучка, а вы - детки - Капельки, и вам пора отправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели Капельки на землю...

- Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались, они по двое и потекли маленькими веселыми ручейками.

- Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку).

- Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла - текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали - плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка говорила им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке (дети садятся за парты).


VIII . Закрепление учебного материала.

Посмотрите фрагмент мультфильма «Над нами не каплет» и подумайте, почему он так называется?

-Ребята, почему мультфильм называется «Над нами не каплет»?

- Как нужно относиться к воде?


X. Итог урока.

- Ребята, наш урок подходит к концу. На какие вопросы Муравьишки мы смогли сегодня ответить?

-А давайте прочитаем, какой вывод по уроку сделала Мудрая Черепаха. (Читают по учебнику с. 61 внизу).

-Сравните выводы. Что вы можете сказать.

Вода – наше богатство. К ней надо относиться бережно, разумно, экономно.

6 капель за 10 секунд дают 12 литров потерянной воды в день, за неделю 80 - литров, а в год – 4000 литров хорошей воды уходит в канализацию. Проверьте дома, не капает ли у вас из кранов вода? Плотно ли закрыты краны в школе? Не расходуй зря воду!

Посмотрите на глобус. Какого цвета на глобусе больше? Вода занимает большую часть поверхности земного шара. Но лишь малая часть всей воды пригодна для питья. Для сравнения: если взять 10 литров океанской воды, то пресной воды - только 1 стакан.

Рефлексия

С каким настроением вы закончили урок?

-Как надо относиться к воде?

-Мудрая Черепаха очень рада, что помогла вам найти ответы на вопросы.

8


Просмотр содержимого презентации
«Откуда_в_наш_дом_приходит_вода_и_куда»

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?   1 класс

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

1 класс

24.11.20

24.11.20

КОМУ НУЖНА ВОДА? 24.11.20

КОМУ НУЖНА ВОДА?

24.11.20

ОТКУДА В КРАНЕ ВОДА? 24.11.20

ОТКУДА В КРАНЕ ВОДА?

24.11.20

РЕЧНАЯ ВОДА СТАНЦИЯ ОЧИСТКИ ВОДЫ ОЧИСТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ОТ ДРУГИХ ДОМОВ ПОДЗЕМНАЯ ВОДА К ДРУГИМ ДОМАМ ПУТЬ ВОДЫ

РЕЧНАЯ ВОДА

СТАНЦИЯ ОЧИСТКИ ВОДЫ

ОЧИСТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ

ОТ ДРУГИХ ДОМОВ

ПОДЗЕМНАЯ

ВОДА

К ДРУГИМ ДОМАМ

ПУТЬ ВОДЫ

Капля воды под микроскопом 24.11.20

Капля воды под микроскопом

24.11.20

РЕЧНАЯ ВОДА СТАНЦИЯ ОЧИСТКИ ВОДЫ ОЧИСТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ОТ ДРУГИХ ДОМОВ ПОДЗЕМНАЯ ВОДА К ДРУГИМ ДОМАМ ПУТЬ ВОДЫ

РЕЧНАЯ ВОДА

СТАНЦИЯ ОЧИСТКИ ВОДЫ

ОЧИСТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ

ОТ ДРУГИХ ДОМОВ

ПОДЗЕМНАЯ

ВОДА

К ДРУГИМ ДОМАМ

ПУТЬ ВОДЫ

24.11.20

24.11.20

ФИЛЬТР

ФИЛЬТР

РАБОТА В ПАРАХ 24.11.20

РАБОТА В ПАРАХ

24.11.20

ПУТЬ ВОДЫ ОТ РЕКИ В ДОМА 24.11.20

ПУТЬ ВОДЫ ОТ РЕКИ В ДОМА

24.11.20

ВЫХОД ВОДЫ ИЗ ДОМОВ 24.11.20

ВЫХОД ВОДЫ ИЗ ДОМОВ

24.11.20

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?   Сегодня на уроке я узнал … Я научился … Мне понравилось …

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

  • Сегодня на уроке я узнал …
  • Я научился …
  • Мне понравилось …

ВОДА – ЭТО ЖИЗНЬ 24.11.20

ВОДА – ЭТО ЖИЗНЬ

24.11.20

Презентацию составила:   Лубяная Людмила Николаевна учитель начальных классов высшей квалификационной категории, старший учитель ГБОУ ЛНР «Алчевская средняя общеобразовательная школа № 6»  24.11.20

Презентацию составила:

Лубяная Людмила Николаевна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории,

старший учитель

ГБОУ ЛНР «Алчевская средняя общеобразовательная школа № 6»

24.11.20


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!