Тема: Урок-путешествие. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
Практическая работа: проведение опытов, показывающих загрязнение воды и ее очистку
Цели:
Образовательные:
-познакомить детей с природными источниками воды, используемые в быту;
- сформировать у детей представления о том, как в наш дом приходит вода;
- сформировать умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- развивать способность понимать знаки, символы, модели, приведённые в учебных пособиях;
-с помощью опытов показать процесс очистки воды.
Планируемые результаты.
Предметные результаты:
Знать:
- значение воды для жизни; что такое загрязнение и очистка воды; о пользе чистой воды для здоровья.
Уметь:
- прослеживать по рисунку - схеме путь воды; очищать воду через фильтр.
Личностные УУД
-формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
-формирование нравственно – этического оценивания;
-развитие личной ответственности за свои поступки;
-развитие доброжелательности, внимания к людям.
Тип урока: урок- путешествие, «открытия» нового знания.
Технологии обучения: личностно – ориентированное деятельностного типа, здоровье – сберегающего направления.
Методы и формы обучения: частично-поисковый, проблемный, сочетание индивидуальной работы, работы в парах и группах.
Оборудование: учебник "Окружающий мир" А. А. Плешаков / 1 класс, глобус, шаблоны из бумаги "капельки", иллюстрации растений, животных, человека, рисунок Злючки – Грязнючки, карточки для закрепления, картинка – облако, для опыта - мерный стакан, стакан, воронка, фильтр, телевизор, компьютер, презентация «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?»
Ход урока
I. Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, но очень важный. Улыбнитесь друг другу и полайте хорошого настроения.
II. Подготовка к восприятию.
Слушание стихотворения
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане, И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовется, Лентой серебристой вьется.
Мы привыкли, что вода - Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться.
Смею я вам доложить: Без нее нам не прожить!
- Объясните, почему так говорят: Пока есть хлеб да вода – всё не беда!
2. Ведение в тему
- О чём сегодня пойдёт речь на уроке?
- Уточним тему урока. Откройте учебник на с. 60. Прочитайте, какой вопрос задаёт вам любопытный Муравьишка. (Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?)
- Что вы сами знаете по теме урока?
- Всё ли нам известно? Хотите узнать больше?
- Прочитайте, что Мудрая Черепаха предлагает нам узнать по теме урока и чему научиться. Вы согласны с ней?
- Итак, что мы будем делать на уроке?
III. Актуализация опорных знаний.
- Посмотрите на глобус. Каким цветом на глобусе изображена вода? Почему?
-Да, вода занимает большую часть земного шара. Ребята, что вы знаете о воде? Какая она?
1. Составление ассоциативного куста
- Ребята, кому нужна вода? (человеку, растениям, животным). Давайте составим «Ассоциативный куст» (схему-кластер).
- Посмотрите на картинки на доске, выберите те из них, кому нужна вода для существования.
Вывод: - Вода нужна животным, растениям и конечно человеку.
А как мы используем воду
- Ребята послушайте, кто так сказал:
«Надо, надо умываться по утрам и вечерам.
А нечистым, трубочистам стыд и срам,
Из какого произведения этот отрывок? (К.И.Чуковский «Мойдодыр»)
– Для чего моется человек? (Вода очищает кожу, смывая с нее грязь, пот и болезнетворные микробы.)
– Почему плохо быть грязнулей? (Никто не захочет дружить с грязнулей. Грязные уши – человек плохо слышит. Грязная кожа – организм плохо дышит. Грязные руки – появляются микробы в организме)
Для чего нужна чистота?
Вывод:– Правильно, чистота – залог здоровья.
Мотивация учащихся.
Послушаем разговор двух мальчиков.
- Привет, Ваня! А что ты такой веселый?
-Да я сейчас с другом здорово играл. Набрали целую ванну воды и пускали кораблики!! А потом пошли на улицу.
-А кран закрыли?
-А зачем? Воды и так много. Пусть течет, потом закроем…
-Как вы оцениваете поведение друзей? Хорошо ли они поступили?
Вывод: -Воду нужно экономить.
- Действительно, воды на Земле много. А какая вода бывает на вкус?
3.Игра «Ревизор» (определение воды на вкус)
(Чай – сладкий, а если соль добавить в воду - то солёная.
- Где ещё вода солёная?
Кто-нибудь летом отдыхал на море? Можно пить морскую воду?
А много ли пресной воды, то есть той, которую мы пьем, на Земле? Её оказывается мало, ведь в морях и океанах вода соленая.
Вывод: Значит что нужно делать с пресной водой? (беречь)
Физминутка (слайд- имитация движений)
Немного отдохнём.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
А теперь поплыли дружно,
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Вышли на берег,
Обтерлись полотенцем
Так, чтоб каждый был сухой
И отправились домой.
4.Рассказ учителя
Вода - добрый друг и помощник человека. Она - удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли. Она побеждает засуху, повышает урожай полей и садов. Вода послушно вращает турбины на электростанциях. Вода минеральных источников используется не только как лечебное средство, но и для питья.
IV. Творческая работа в микрогруппах.
1.Повторение правил работы в группе
Сейчас вам надо проявить фантазию и умение. У каждого на столе лежит лист бумаги, где изображена капля. Чтобы она у нас появилась на уроке, надо ее оживить.
- Оживите её. (Дети рисуют каплю воды так, как её представляют: в виде аппликации, рисунка, лепки. Вывешиваем капли на доску. Обсуждаем полученные изображения.)
Вывод: И вот к нам пришла Капелька. Она нам будет помогать.
V. Постановка проблемы урока. ( слайд )
- Капелька спрашивает, знаете ли вы, откуда в кране вода? (ответы детей)
- Все знаете, как вода попала в дом?
Текла речка. С незапамятных времён течёт. Бывало, кончится в доме вода, хозяйки скорее бегут к реке с вёдрами и низко кланяются ей: "Здравствуй, речка-матушка, водицы нам набрать!" И идут домой с полными вёдрами. Тяжело нести. Вот и решили люди "Хватит к речке на поклон ходить!" Проложили от берега трубы, поставили насосы. Повернёшь дома кран - льётся холодная прозрачная вода.
Так пришёл в дом водопровод. Но в деревнях ещё сохранились колодцы, да вёдра с коромыслами.
1. Работа по теме урока с учеником (с.60-61)
-Давайте посмотрим, как показан в учебнике «путь воды».
- Где же начало пути «Капельки»?
-Каким цветом обозначена чистая вода на рисунке?
-Проследите: куда именно попадает вода? А для чего вода попадает на станцию очистки? (вода грязная, в ней может быть мусор, в ней живут рыбы, растут водоросли, в ней микробы)
- Можно пить воду из реки? (нет, можно заболеть)
- А какую нужно пить воду? (чистую) (
Для того чтобы вода стала пригодной для питья и для общего использования, из нее должны быть удалены микробы, а также вещества, придающие воде неприятный вкус или внешний вид.
Воду забирают из озер, рек или водохранилищ с помощью насосов, и по огромным трубам она поступает на водоочистные сооружения. Здесь воду фильтруют, чтобы удалить крупные инородные вещества – мусор, ветки. После этого воду очищают химическими веществами, потом пропускают через слои камня и песка, затем в воду добавляют особые бактерии, которые уничтожают микробы если они ещё присутствуют в воде и хлорируют воду. И только после этого, она по трубам идёт в дома.
-Если воду не очищать, наша голубая Капелька превратится вот в такую Злючку-Грязнючку. (слайд)
-Откуда ещё может прийти в дом вода? (из подземных родников)
Она проходит через камни и песок и становится чистой.
-А какой она становится после применения, после стирки, мытья рук, мытья посуды?
-Куда же она девается?
-Темным цветом на рисунке проследите путь грязной воды (опять в очистные сооружения и только потом опять в реку).
Вывод: Почему нельзя спускать грязную воду в реку? (чтобы не навредить жителям водоёма)
2. Сказка о «больной» речке.
Среди полей и лесов, окружённая травами да кустарниками, текла речка – чистая и прозрачная. К реке спешили животные, чтобы напиться; дети – чтобы купаться; рыбаки наловить рыбы. Все любили эту реку. Но вот однажды река загрустила, потому что стала она разноцветной: серой, жёлтой, красной, чёрной…
Плачет малая речонка,одолел речонку страх.
Стала речка тонкой – тонкой, обмелела на глазах.
Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут. - Соседка, почему ты такая красная?
- На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной…
- А ты почему жёлтая, как лимон?
- Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей с берега принёс мутный поток. Чего только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы.
- А ты, подружка, чего такая фиолетовая? Видела бы ты, какой на мне лежал груз? Банки, брёвна, даже колёса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела. Вот и стала фиолетовой, еле – еле выбралась из мусора.
- Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы, только почернела от нефти, которую возили по нашей речке. Нефть тонкой плёнкой покрыла воду, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и умирают. Их крылья слиплись от нефти.
- Как же мы можем помочь обитателям этой реки?
3.Постановка проблемы на уроке
- Ребята, посмотрите, я вам принесла 2 стакана с водой.
- Какая вода в 1 стакане? Как вы думаете, откуда она? (с родника – она чистая)
- А эта вода какая, откуда она?
-Кто поселился в этом стакане? (Злючка – Грязнючка)
-Подумайте, почему у нее такое имя? Кому она может принести вред?
-Что мы можем сделать с этой водой?
-Давайте проведем Злючку-Грязнючку через «лечебницу» - через фильтр, и когда, она очистится и подобреет, отпустим ее в реку. Согласны?
VII. Первичное закрепление
Чтобы вода снова стала чистой, она проходит через множество фильтров.
- Многие из вас с родителями бывают в походах. А представьте, что у вас закончилась питьевая вода? Как поступить?
-Можно ли пить такую воду?
-Что нужно сделать?
ФИЗМИНУТКА
- Я - мама Тучка, а вы - детки - Капельки, и вам пора отправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели Капельки на землю...
- Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались, они по двое и потекли маленькими веселыми ручейками.
- Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку).
- Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла - текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали - плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка говорила им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке (дети садятся за парты).
VIII . Закрепление учебного материала.
Посмотрите фрагмент мультфильма «Над нами не каплет» и подумайте, почему он так называется?
-Ребята, почему мультфильм называется «Над нами не каплет»?
- Как нужно относиться к воде?
X. Итог урока.
- Ребята, наш урок подходит к концу. На какие вопросы Муравьишки мы смогли сегодня ответить?
-А давайте прочитаем, какой вывод по уроку сделала Мудрая Черепаха. (Читают по учебнику с. 61 внизу).
-Сравните выводы. Что вы можете сказать.
Вода – наше богатство. К ней надо относиться бережно, разумно, экономно.
6 капель за 10 секунд дают 12 литров потерянной воды в день, за неделю 80 - литров, а в год – 4000 литров хорошей воды уходит в канализацию. Проверьте дома, не капает ли у вас из кранов вода? Плотно ли закрыты краны в школе? Не расходуй зря воду!
Посмотрите на глобус. Какого цвета на глобусе больше? Вода занимает большую часть поверхности земного шара. Но лишь малая часть всей воды пригодна для питья. Для сравнения: если взять 10 литров океанской воды, то пресной воды - только 1 стакан.
Рефлексия
С каким настроением вы закончили урок?
-Как надо относиться к воде?
-Мудрая Черепаха очень рада, что помогла вам найти ответы на вопросы.
8