СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока обучения грамоте незрячих младших школьников по системе Л. Брайля

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Письмо буквы и.

Цели: научить правильно писать букву и, закрепить написание букв а и о, развивать фонематический слух, развивать ориентировку в малом пространстве, развивать осязание пальцев рук.

Оборудование: колодка-шеститочие, приборы прямого письма и чтения, письменные приборы Брайля, грифели, тетради.

Комментарии к уроку

В ходе данного урока учитель переносит методический акцент на методы обучения написания буквы, выделяя среди них практические и наглядные методы обучения. При этом применение упомянутых методов строится на использовании таких средств обучения, как колодка-шеститочие, прибор прямого письма и письменный прибор Брайля.

Ход урока

  1. Организационная часть.

    Закрепление правил пользования прибором прямого письма и чтения. Привитие бережливого отношения к технике, формирование элементарной технической грамотности.

  2. Актуализация знаний о звуке [и].

    -С каким звуком вы познакомились на уроке чтения?

    -Какой это звук гласный или согласный? (гласный).

    -Почему этот звук гласный?

    -Чем звук отличается от буквы?

    -Послушайте слова и укажите в них звук [и] (Инна, игла, изба, изверг, изделие, изумление, икона, икра, иллюстрация, инженер, инкубатор).

    -Поясните смысл этих слов.

    -Назовите по два слова, содержащих звук [и] в начале и в конце слова.

  3. Письмо буквы о на колодке-шеститочии.

    -Правильно расположите колодку-шеститочие для письма (поясните как это сделать).

    -Из каких точек состоит буква и? (2 4).

    -Укажите стержнем грифеля места этих точек

    -Поясните словами места этих точек при письме.

    -Напишите на колодке-шеститочии точки 2 и 4.

    -Что обозначает эта комбинация точек?

    -Прочитайте грифелем запись точек и поясните ее.

    -Переверните колодку «через бочок».

    -Прочитайте написанную букву.

    -Что значит прочитать букву?

    -Сотрите точки. Уберите колодку-шеститочие.

    -Возьмите дидактические карточки. Расположите их правильно.

    -Как это сделать?

    -Прочитайте первую строку записей.

    -Что значит прочитать букву и?

  4. Письмо буквы и на приборе прямого письма и чтения.

    Приготовьте прибор для письма (поясните как это сделать).

    Найдите первую рабочую строку, ее начало.

    Напишите в первой клеточке букву и с пояснениями.

    Проверьте правильность написания буквы на панели для чтения.

  5. Письмо буквы и на письменном приборе Брайля.

    Приготовьте письменный прибор для письма. Проверьте крепление листа в приборе.

    Найдите рабочую строку и укажите грифелем ее первую клетку.

    Как написать в ней букву и? (подробно объясните действия).

    Напишите букву и еще в девяти клетках.

    Поясните как это делается.

    Напишите букву и в остальных клетках с пропуском по две пробельные клетки.

    Прочитайте буквы грифелем второй половины строки и поясните чтение.

    Найдите следующую рабочую строку.

    Напишите в ней четыре раза сочетание букв иа, ио, ои.

    Достаньте лист из прибора. Прочитайте вслух двумя руками записанные сочетания.

  6. Самостоятельное письмо букв.

    Диктант.

    Послушайте произносимые слова и запишите буквы, обозначающие первые звуки слов (иголка, арбуз, осы, окуни, аист, иней, апельсин, инжир).

    И а о о а и а и

    На новой рабочей строке напишите сочетания букв и и о, обозначающие соответствующие звуки в словах: иголка, окуни, осина, пилот.

  7. Итог.

    Какую букву вы научились писать сегодня?

    Какими точками записывается буква и?

    Что обозначает буква и?

    Что значит прочитать букву и?  

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока обучения грамоте незрячих младших школьников по системе Л. Брайля»

Методы и приемы обучения чтению и письму слепых детей младшего школьного возраста

Для подготовки слепого к систематическому обучению чтению и письму необходимо развить его слух. Мы должны помочь ребенку разобраться в том многообразии звуков и шумов, которые окружают его, и не только разобраться, но и научиться копировать их.

Наш родной язык имеет огромные возможности для передачи различных звуков окружающей жизни – пения и щелкания птиц, кваканья лягушек, журчания ручейка и т.д. Подражание, а в дальнейшем и дифференциация этих звуков способствуют развитию фонематического слуха при подготовке ребенка к школе. Развитие фонематического слуха нельзя рассматривать вне связи его с речедвигательными процессами, которыми сопровождается произношение и выделение звуков речи. Возникающие при этом слуховые и кинестетические ощущения выступают в качестве взаимно определяющих друг друга компонентов. Поэтому необходимо привлекать внимание детей не только к звучанию слов, но и к их артикуляции.

Дети упражняются в различении и воспроизведении звуков окружающей действительности (летит самолет, шуршат под ногами сухие листья). Эти упражнения проводятся в связи с наблюдениями во время экскурсий, на прогулках, на занятиях и в процессе соответствующих игр (“Узнай по голосу”, “Узнай по слуху”, “Что я делаю?”). Дети учатся соотносить звуки с предметами и явлениями окружающего мира и объяснять: “Это упали ножницы”, “Это играют мячом”, “Шумит ветер” и т.д.

Проводя упражнения, рассчитанные на общее развитие слуховых восприятий детей, необходимо должное внимание на выделение в окружающей действительности звуков, совпадающих со звуками нашей речи, например, гудок гудит: “у-у-у”; гусь шипит: “ш-ш-ш”; собака рычит: “р-р-р” и т. д.

После того как дети в достаточной мере научатся различать и воспроизводить звуки и звукосочетания, воспринимаемые ими в окружающей природе, следует перейти к анализу звукового состава речи. Сначала дети учатся делить простое по структуре предложение, состоящее из двух слов (без предлогов и союзов), на слова. Если речь их и развита недостаточно, можно проводить эти упражнения сначала на группах слов с показом конкретных предметов, а затем без показа. Выделять отдельные слова в предложении помогает отбивание такта на каждое слово.

Основой деления речи на слова на данном этапе обучения является произнесение предложений с паузой после каждого слова, т. е. ориентировка на интонационное деление речи, как на более доступный для слепых детей признак. Следующие этапы работы: различение слов, сходных по звуковому составу (шапка – папка, стол – стул, мишка – мышка, уши – усы, коза – коса); деление слов на слоги с отбиванием такта на каждый слог; выделение некоторых гласных и согласных звуков (без ознакомления с буквами).

При обучении письму слепого ребенка очень важно подготовить, развить осязающую руку. Специальное внимание уделяется упражнениям, способствующим развитию координации движений кисти и пальцев руки. В качестве первоначальных упражнений следует использовать различные виды ручного труда: лепку из пластилина, вырезывание из бумаги, шитье по проколам или по контуру, а также игры с мозаикой и т. д. Надо научить ребенка легко и нежно ощупывать предметы, прикасаясь к ним кончиками пальцев, не надавливая и не нажимая.

В школе мы знакомим детей с прибором Брайля, шеститочием. Они учатся узнавать различные сочетания точек как на увеличенной колодке со вставными штифтами, так и на специальной бумаге. Для этого, например, детям даются наколотые на листке буквы брайлевского алфавита и предлагается выложить их на колодках. Или учитель предлагает среди наколотых на карточке букв отыскать такую, которую дети предварительно выложили на своих колодках. Такие игры позволяют научить детей воспринимать брайлевские буквы на осязание. Во время этих занятий воспитатель имеет возможность научить детей правильным приемам чтения двумя руками. Одновременно ведется изучение нумерации точек при письме и чтении.

Опыт работы показал, что долго задерживаться на нумерации точек не следует. Дети легко запоминают место точек в шеститочии после нескольких занятий. Следует больше заниматься с брайлевскими колодками и настоящим, уменьшенным шеститочием, обучая детей целостно охватывать сочетание точек, а не определять место каждой точки. Слишком длительная задержка на счете точек влечет за собой увеличение срока обучения чтению, так как дети при чтении отдельных букв воспринимают не их целостную структуру, а отыскивают каждую точку внутри буквы, производя множество лишних движений. Навыки быстрого чтения формируются прочными лишь при условии схватывания всего сочетания точек в букве, что требует от ребенка минимального количества движений.

На занятиях следует познакомить детей с грифелем, научить правильно его держать, обхватив сверху указательным пальцем, а большим и средним по бокам, научить накалывать точки с определенным нажатием на грифель. При этом большое внимание нужно обращать на то, как дети сидят: не опускают ли низко голову, не искривляют ли позвоночник. Нужно научить детей правильно располагать прибор на столе, а в дальнейшем, планомерно передвигая левую руку одновременно с правой, справа налево, следить за строчкой. Писать отдельные точки шеститочия нужно, ориентируясь на их местоположение.

Для упражнения руки в написании точек на приборе Брайля проводятся также занятия по накалыванию различных узоров из комбинаций точек (линии, рамочки, орнаменты). Это касается добукварного периода обучения грамоте.

Далее приведем пример урока букварного периода обучения грамоте.

Тема: Письмо буквы и.

Цели: научить правильно писать букву и, закрепить написание букв а и о, развивать фонематический слух, развивать ориентировку в малом пространстве, развивать осязание пальцев рук.

Оборудование: колодка-шеститочие, приборы прямого письма и чтения, письменные приборы Брайля, грифели, тетради.

Комментарии к уроку

В ходе данного урока учитель переносит методический акцент на методы обучения написания буквы, выделяя среди них практические и наглядные методы обучения. При этом применение упомянутых методов строится на использовании таких средств обучения, как колодка-шеститочие, прибор прямого письма и письменный прибор Брайля.

Ход урока

  1. Организационная часть.

    Закрепление правил пользования прибором прямого письма и чтения. Привитие бережливого отношения к технике, формирование элементарной технической грамотности.

  2. Актуализация знаний о звуке [и].

    -С каким звуком вы познакомились на уроке чтения?

    -Какой это звук гласный или согласный? (гласный).

    -Почему этот звук гласный?

    -Чем звук отличается от буквы?

    -Послушайте слова и укажите в них звук [и] (Инна, игла, изба, изверг, изделие, изумление, икона, икра, иллюстрация, инженер, инкубатор).

    -Поясните смысл этих слов.

    -Назовите по два слова, содержащих звук [и] в начале и в конце слова.

  3. Письмо буквы о на колодке-шеститочии.

    -Правильно расположите колодку-шеститочие для письма (поясните как это сделать).

    -Из каких точек состоит буква и? (2 4).

    -Укажите стержнем грифеля места этих точек

    -Поясните словами места этих точек при письме.

    -Напишите на колодке-шеститочии точки 2 и 4.

    -Что обозначает эта комбинация точек?

    -Прочитайте грифелем запись точек и поясните ее.

    -Переверните колодку «через бочок».

    -Прочитайте написанную букву.

    -Что значит прочитать букву?

    -Сотрите точки. Уберите колодку-шеститочие.

    -Возьмите дидактические карточки. Расположите их правильно.

    -Как это сделать?

    -Прочитайте первую строку записей.

    -Что значит прочитать букву и?

  4. Письмо буквы и на приборе прямого письма и чтения.

    Приготовьте прибор для письма (поясните как это сделать).

    Найдите первую рабочую строку, ее начало.

    Напишите в первой клеточке букву и с пояснениями.

    Проверьте правильность написания буквы на панели для чтения.

  5. Письмо буквы и на письменном приборе Брайля.

    Приготовьте письменный прибор для письма. Проверьте крепление листа в приборе.

    Найдите рабочую строку и укажите грифелем ее первую клетку.

    Как написать в ней букву и? (подробно объясните действия).

    Напишите букву и еще в девяти клетках.

    Поясните как это делается.

    Напишите букву и в остальных клетках с пропуском по две пробельные клетки.

    Прочитайте буквы грифелем второй половины строки и поясните чтение.

    Найдите следующую рабочую строку.

    Напишите в ней четыре раза сочетание букв иа, ио, ои.

    Достаньте лист из прибора. Прочитайте вслух двумя руками записанные сочетания.

  6. Самостоятельное письмо букв.

    Диктант.

    Послушайте произносимые слова и запишите буквы, обозначающие первые звуки слов (иголка, арбуз, осы, окуни, аист, иней, апельсин, инжир).

    И а о о а и а и

    На новой рабочей строке напишите сочетания букв и и о, обозначающие соответствующие звуки в словах: иголка, окуни, осина, пилот.

  7. Итог.

    Какую букву вы научились писать сегодня?

    Какими точками записывается буква и?

    Что обозначает буква и?

    Что значит прочитать букву и?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!