УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1-А КЛАССЕ
Тема .Звуки [н], [н`] и буква «эн».
Дидактическая задача урока: знакомство обучающихся с согласными звуками [н,], [н], буквами Н, н, формирование у учащихся понимания смысла различительной функции звуков.
Цели урока:
Образовательные:
способствовать развитию фонематического слуха; умению находить и выделять звуки [н,], [н] в словах, давать им характеристику;
научить читать слоги и слова с буквой «эн»
формировать графический навык письма буквы «эн» .
Развивающие:
корригировать и развивать пространственную ориентировку;
развитие логического мышления, внимания, памяти;
развивать навык самоконтроля.
Воспитательные:
воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, содействовать воспитанию навыков культуры общения и развитию интереса к родному языку.
Личностные УУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.
Метапредметные задачи:
Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результат; учить целеполаганию как постановке учебной задачи.
Познавательные: способствовать умению строить речевые высказывания; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка).
Коммуникативные: учиться слушать и слышать учителя, одноклассников, совместно обсуждать проблему, уважительно относиться к мнению собеседника.
Обучение УУД: владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение); умение работать с информацией; объяснять значение слов.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Методы обучения: игровой, частично-поисковый, беседа, диалог, объяснительно - иллюстративный, репродуктивный .
Цель урока: Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [н
Оборудование: тетради по печатанию , «свеча»-карточка для дыхательной гимнастики, карточки с буквами, модели звуков, предметные картинки, карточки со словами, плакат «Буква эн», сказочный герой Незнайка.
Ход урока
1.Организационный момент
Начинается урок ,
Он пойдёт вам впрок
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать
И на уроке не зевать.
2.Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.
- На уроках обучения грамоте мы знакомимся с буквами , читаем и пишем. Сегодня у нас урок - праздник: именины буквы «эн». К нам пришёл гость. Кто же это?
Послушайте стихотворение.
В одной веселой книжке
Живет смешной мальчишка.
Он многого не знает,
Учиться не желает.
(Незнайка.)
- Поможем Незнайке понять, что нужно учиться и обязательно научиться читать и писать.
-Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить.
«Семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – малыш.
«Апельсин».
Мы делили апельсин
Много нас
А он один.
Эта долька для чижа,
Эта долька для ежа,
Эта долька для ,
это долька для ,
Эта долька для .
А для волка кожура.
Он сердит на нас беда,
Разбегайтесь кто куда.
«Веселый язычок»
Жил- был весёлый язычок
Длинный- длинный, вот такой.
Проснулся утром язычок
Начал делать зарядку.
Почистил зубки,
Побелил потолок,
Подмёл пол-
Навёл порядок.
Сел у окошечка,
Взял чашечку,
Стал чай пить.
Выбежал на улицу искать ребят,
Посмотрел направо,
Посмотрел налево,
Обежал кругом,
Увидел ребят- защелкал от радости.
Стали играть в футбол,
Наигрался, пришел домой,
Закрыл дверь и лег спать.
II. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.
- У Незнайки в сундуке есть загадки.
- Поможем их отгадать?
1) На листочке, на страничке
То ли точки, то ли птички,
Все сидят на лесенке
И щебечут песенки ( ноты )
2)Я длинная и тонкая
И смотана в клубок,
Сбежала от котенка я
В укромный уголок. (Нитки)
3)Сильный очень, и большой,
Не шути, дружок со мной.
Острый рог мне вместо носа,
Скудноватая прическа. (Носорог)
- Какой звук мы слышим первым?
- Какой это звук? (Согласный).
- Почему? (При произношении встречаем преграду).
- Произнесите слово ноты по слогам.
Но-ты ( 2 слога)
-Определите первый звук в этом слове ([н ]),
-Определим гласный он или согласный? ( согласный, при произнесении язык и зубы мешают нам его пропеть).
- Как мы произносим этот звук: твёрдо или мягко? ( Мы произносим этот звук твёрдо).
Покажите фишку – синюю.
- Произносим слово по слогам: нит-ки.
- Определите первый звук в слове нитки [ н,],
Произносим хором !
- Согласный твёрдый или мягкий? (Мягкий).
Показываем зелёную фишку.
- Если в словах есть звук [н ] хлопайте.
Слова: нитки, парта, конфета, стол, лимон, книга, ручка, пенал.
Где стоит звук н? (В начале, в середине, в конце).
- Звук Звуки [н], [н`] обозначаются буквой «эн»
- На что похожа буква «эн»?
1) Буква «эн» тебя я знаю
Буква крепкая,стальная,
У тебя огромный рост
Буква похожа на ….(мост) (КАРТИНКА)
2) Эн- натянутая сетка
Сетку держат очень крепко
Приходите к нам во двор,
Поиграем в волейбол ( волейбольная сетка)
Физкультминутка.
У жирафов пятна , пятна
Пятнышки везде
У жирафов пятна , пятна
Пятнышки везде
На лбу ,на ушах,
На шее, на локтях,
На носах, на животах
На коленях и носках.
-В каком домике живет буква «эн»: в красном или синем? В синем.
- Скажите, какие буквы живут в красном домике? Как они называются? (Гласные)
- А в синем? Как они называются? (Согласные)
-Давайте вспомним, какие буквы мы учили.
Игра «Волшебный мешочек»
В мешочке изученные буквы.
Достать букву, назвать, определить, какая буква - гласная или согласная?
-В каком домике живет буква «эн»: в красном или синем? В синем.
- Значит дружит она с буквами из красного домика.
- Прочитаем слоги с новой буквой (буквы мы читаем и пишем):
АН НА
ОН НО
УН НУ
ЫН НЫ
ИН НИ
- Прочитаем слова с буквой эн:
НИ-НА ОН
ИН-НА О-НА
НОН-НА О-НО
АН-НА О-НИ
III.Закрепление знаний, умений и навыков
- Найти и показать букву «эн» среди различных букв на листке бумаги.
- Найдите на картинке слова,в которых есть звуки [н], [н`] .
Показ, рассматривание и изучение письменной буквы.
- Из скольких элементов состоит буква? Как называются эти элементы? Обведем букву в воздухе.
- Откройте тетради.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою-
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Письмо элементов буквы н, образец на доске.
IV. Подведение итогов урока
Беседа:
- Придумайте слова с этим звуком.
- Что вам больше всего понравилось?
9