-Посмотрите на экран и назовите предметы, которые на нём изображены?(слайд 1) -Назовите новые звуки, которые вы услышали в словах. -Сформулируйте первую часть темы нашего сегодняшнего урока. -Рассмотрите изображения букв.(слайд 2) -Выделите одну из них от других . -Какая она по счёту, если считать слева направо? -Сформулируйте вторую часть нашего урока. -А теперь сформулируйте тему урока полностью. -Отталкиваясь от темы урока и опираясь на слова-помощники, сформулируйте цели сегодняшнего урока. ( слайд 4, 5 ) -Зачем нам надо знакомиться с новыми звуками и буквой? -Выполняем задачи. | [х], [х’]. Знакомство с новыми звуками [х], [х’]. Четвёртая. Буква, которая обозначает новые звуки. Звуки [х],[х’], буква, которая их обозначает.( слайд 3 ) -познакомиться с новыми звуками и новой буквой; -учиться отличать новые звуки и букву от других звуков и букв; - учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой. |
-Отгадайте загадку: За щекой моей кладовка, Здесь зерно храню я ловко. Вот запасливый какой, Я еду ношу с собой. По натуре я добряк, Угадай, кто я? -Давайте найдём этого зверька на трафарете и обведём его. -Прочитайте первое задание на листе и выполните его в тетради. (слайд 7) -Давайте поиграем в игру «Живые звуки». Юля Телкова, ты будешь первым звуком, назови себя. -Расскажи о себе. Даша Агапова, ты будешь вторым звуком, назови себя и расскажи о себе. Илья Трофименко, ты будешь третьим звуком, назови себя и расскажи о себе. Боря Арбузов, ты будешь следующим звуком, расскажи о себе. Даша Животова, расскажи о своём звуке. -Спасибо живым звукам за работу и делим слово на слоги. ФИЗМИНУТКА - Давайте вспомним стихотворение про хомяка и немного отдохнём. Хома, хома, хомячок, Полосатенький бочок. Хома раненько встаёт, Щёчки моет, лапки трёт. Подметает хома хатку И выходит на зарядку: Раз, два, три, четыре, пять, Хомка хочет сильным стать. -Отгадайте ещё одну загадку: Целый день летают, Всем надоедают, Ночь настанет, Тогда перестанут. -Составьте звуковую схему к этому слову. Работает вслух Шахова Яна. -Звуки [х],[х’] в русском языке означаются одним значком, одной буквой – вот такой Х. ( плакаты на доске) Вот только проблема: как правильно она называется? -Где мы можем найти ответ на этот вопрос? После какой буквы стоит в алфавите букваХ? Перед какой буквой стоит в алфавите буква Х? -Она состоит из двух наклонных пересекающихся линий. ( написать мелом на доске) Напечатайте 3 заглавных и 3 строчных печатных букв Х. -Составьте транскрипцию слов «хорёк» и «мухи», работая в паре. -Кто выполнит эту работу первым и правильно, будут моими помощниками у доски: вместе со мной будут проверять работу других ребят. -Теперь мы должны записать буквенный образ этих слов. Помните, что гласные звуки в безударной позиции надо проверять. -Какой гласный звук в слове «хомяк» является безударным? -Как его проверить? -Как ласково называют хомяка? -Значит, какой буквой мы будем обозначать звук [а] в слове «хомяк»? К доске пойдёт Каверин Илья. ( перейти на презентацию) | Хомяк.(слайд 6) Составь звуковую схему слова к данному рисунку, отметь на схеме слоги. ( переключить на интерактивную доску) [х]. Я звук согласный, глухой, твёрдый.(составление схемы на интерактивной доске) [а] – гласный, безударный. [м’] – согласный, звонкий, мягкий. [а] – гласный , ударный. [к] – согласный, глухой, твёрдый. [ха-м’ак] Мухи. [м у х’и] В конце учебника , в алфавите. После Ф. Перед Ц. Х,Х,Х. х,х,х. [а]. Изменить слово так, чтобы на него падало ударение. Хомка, Хома. Буквой «о». |
-Возвращаясь к задачам сегодняшнего урока посмотрим: мы справились с первой задачей? -С какими новыми звуками мы познакомились на уроке? Какой буквой они обозначаются? -Повторите вторую задачу. -Продолжим: если вы услышите в словах изучаемые звуки – похлопайте в ладоши, если не услышите - потопайте ногами. Цветок, жучок, хорёк, пастух, шашлык, горох, холод. -Эту задачу выполнили? -Какая следующая задача? Работа с учебником. -Рассмотрите картинки в верхнем ряду в учебнике. Кто на них нарисован? Найдите звуки, которыми отличаются эти слова. -Дайте характеристику этим звукам. -Почему в первом слове этот звук твёрдый, а во втором слове – мягкий? -Как называется буква, которой на письме обозначаются эти звуки? Повторяйте за мной, чётко проговаривая все слова: Ха-ха-ха – очень вкусная уха. Хи-хи-хи – сочиняем мы стихи. Ух-ух-ух – в поле вдруг запел петух. Работаем по второму ряду картинок по следующему плану: ( слайд 8) Прочитать слово по слогам. Прочитать слово орфоэпически. Объяснить значение слова. Количество слогов. Какой слог ударный? Произнести первый звук. Дать ему характеристику. -Читаем слоги, слова. -Значения каких слов вам непонятно? -Прямоугольник какого цвета надо взять, чтобы обозначить последние слова в каждой строчке? Покажите мне его. -Почему? -Составьте словосочетания с этими словами. ( перейти на интерактивную доску ) -Кто изображён на иллюстрации ниже слов? -Составьте с этими словами предложение. -Начертим схему этого предложения. -Прочитайте, работая в группе, слова в розовом и голубом прямоугольниках. -Что означают эти цвета? -Договоритесь, как вы будете работать. ( перейти на презентацию ) -Значение каких слов вам непонятны? -Прочитайте второе задание и выполните его в тетради. -Ребята, у которых на парте лежит фигура зелёного цвета, находят слова к первой схеме; ребята, у которых лежит фигура красного цвета находят слова ко второй схеме. | Да. [х],[х’]. Х (ха). Учиться отличать новые звуки и букву от других звуков и букв. Да. Учиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой. Муха, мухи. [х],[х’]. Ха. хи-мик хорь хИмикхОрь человек, хищный который зверёк делает опыты 2 1 1 1 [х’] [х] согласный, согласный, глухой, мягкий глухой, твёрдый Жёлтого. Отвечает на вопрос какой? какая? И обозначают признак. Хорьковая нора, шкурка. Хлебный завод, хлебный квас. Хвойный лес, хвойный аромат. Хвостатый кот, хвостатый кенгуру. Хитроватая лиса, хитроватая мышь. Хвостатая мышь убегает от лисы. У слов на розовом фоне найти буквы, которыми отличаются слова в парах. У слов на голубом фоне найти буквы, которые добавляются во второе слово каждой пары. Хилый-больной. Хворь-болезнь. Хлев-помещение для скота. Бор-сосновый лес. Эхо-отражение звука от предметов. ( слайды ) Мех, лев. Смех,хлев. |