СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока обществознания на тему: "Права и свободы человека и гражданина в Луганской Народной Республике"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока обществознания на тему: "Права и свободы человека и гражданина в Луганской Народной Республике"»


Тема: Права и свободы человека и гражданина.


Цель урока:

1. Рассмотреть с учащимися основные права и свободы человека и гражданина.

2. Познакомить с основными международными документами по правам человека

3.Формирование основ правовой и политической культуры.

4. Знание Конституции ЛНР


План урока:

1.Организационный момент.

2. Проверочный диктант-тест (проверка Д/з)

3. «Мозговой штурм» (краткий опрос).

4. Знакомство с международными документами о правах человека.

5. Работа с Конституцией ЛНР

6. Обязанности граждан по Конституции ЛНР

7. Обобщение материала. Домашнее задание.


Оборудование: учебник, Конституция ЛНР


Ход урока:


1. Организационный момент.

2. Проверка д/з (проверочный диктант)

3. Мотивация: у вас есть паспорт ЛНР, вы все являетесь гражданами ЛНР, вы обязаны знать свои права и свободы, так как несете ответственность за свои поступки.

Учитель знакомит учащихся с темой урока: «Посмотрите на тему урока «Права и свободы человека и гражданина в ЛНР». Какие задачи мы должны решить сегодня на уроке?» Учащиеся участвуют в определении задач урока.


2. «Мозговой штурм».

1. Как вы считаете, что такое права человека? Что такое свобода человека?

2. Подумайте и вспомните историю, обладали ли люди древнего мира, средних веков и нового времени правами и свободами?

3. Как вы думаете, когда мир впервые заговорил о торжестве прав и свобод во всем мире? И что для этого было сделано, создано?

Обычно юристы, говоря о праве, понимают под ним систему установленных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается гос. механизмом. И это есть объективное, позитивистское право.

Но люди чаще понимают под правом совокупность их собственных прав и свобод, принадлежащих им с рождения независимо от возраста, пола, веры, расы, национальности или других признаков. И здесь речь идет уже о субъективном понятии права, когда право есть охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность, что-то делать, осуществлять, иметь достойные условия жизни. Субъективное право — это мера дозволенного поведения. Но любой индивид наделён определённой степенью свободы, он должен учитывать интересы других. В этом заключается ограничение свободы индивида правом до определенной степени.

Может ли быть свобода абсолютной? (Выслушиваются мнения учащихся). Свобода – это способность и возможность делать собственный выбор индивидом своего поведения. Она предполагает опред. независимость человека от государства, иных соц. субъектов, внешних условий и обстоятельств.


3. Международные документы о правах человека.

Впервые понятие «права человека» встречается во французской «Декларации прав человека и гражданина», принятой в 1789г., хотя до этого были и английская Великая хартия вольностей (1215), и английский Билль о правах (1689), и американский Билль о правах (1791). Вторая мировая война и трагический опыт тоталитарных режимов дали толчок к развитию института прав человека и гражданина. 10 декабря 1948г. была принята и провозглашена «Всеобщая декларация прав человека». Также в 1950 году в Европе была подписана Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, ее главное отличие – это создание реально действующего механизма защиты декларируемых прав – Европейского суда по правам человека.

Каждому гражданину необходимо знать о наиболее важных документах, о правах человека.


Международные документы (материалы на доске).

1. 1948 – «Всеобщая декларация прав человека». Генеральная Ассамблея ООН приняла основные стандарты прав и свобод и человека. Они были разосланы в разные страны мира для того, чтобы зафиксировать в своих Конституциях. Декларация – это международный документ рекомендательного характера.

2. 1955 – Европейская конвенция прав и свобод человека. Конвенция-это международный документ обязательного характера.

3.1966 – «Международные пакты об экономических, социальных, культурных, политических и гражданских прав человека».

4. 1989 – Конвенция о правах ребенка.

У человека должно быть множество прав и свобод, так как без них невозможно физическое и моральное существование человека, поэтому среди них нельзя выделить главные и второстепенные.

Всю совокупность норм, о которых идёт речь, принято называть каталогом прав человека. Он закреплён в указанных выше международно-правовых документов и конституциях правовых государств. Главным в этом каталоге является право человека на жизнь и на всё то, что служит её сохранению и развитию – право на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, свободу мысли, совести и религии, убеждений и др.

Права человека принадлежат ему от рождения, их так и называют: естественные, неотъемлемые, неотчуждаемые. Никто не может посягать на права человека – ни государство, ни общество, ни отдельные люди.

4. Знакомство с Конституцией ЛНР (ГЛАВА 2)

В ЛНР права и свободы зафиксированы в гл. 2 Конституции. Эта глава соответствует всем нормативно-правовым актам, принятым ООН, и является наиболее полной. Конституция ЛНР высоко подняла статус человека: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». И в связи с этим закрепила обязанность государства – признавать, соблюдать и защищать его права и свободы.

Среди высших ценностей человеческой цивилизации права человека занимают центральное место, потому что позволяют применить «человеческое измерение» ко всем сторонам нашей жизни, общественного и индивидуального бытия – к государству, к экономической, социальной, политической, правовой и культурной сферам.

В Конституции ЛНР нашли отражение общие принципы прав человека и гражданина:

признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;

осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц — равенство всех перед судом и законом;

равенство мужчины и женщины;

приоритет общепризнанных международных норм перед законами;

строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;

запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.

В Конституции зафиксированы гражданские, политические, экономические, социальные, культурные права граждан ЛНР.







Рассказ учителя:

Гражданские (личные) права – связаны с личностью правообладателя. Реализуется свобода человека принимать решения независимо от государства.

Экономические права – это возможность свободного распоряжения имущественными благами и ведения хозяйственной деятельности. Связаны с правом собственности.

Культурные права – обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности. Свобода доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом.

Социальные права – это притязания на достойный уровень жизни и благосостояние.

Политические права – это возможность участия личности в политической жизни общества, в формировании и осуществлении государственной власти и местного самоуправления.


5. Обязанности граждан по ЛНР

Наряду с правами Конституция ЛНР устанавливает некоторые важные обязанности граждан, в частности обязанность уплаты налогов и обязанность защиты Отечества.

Обязанности человека

Необходимым условием реализации прав и свобод человека является исполнение им юридических обязанностей. В конституционном праве под юридической (конституционной) обязанностью понимается социально возможная необходимость определенного поведения личности, установленная государством.

Конституция устанавливает следующие основные обязанности:

(работа с Конституцией, с ст. 49-53

Государство гарантирует судебную защиту прав и свобод. Как известно, судебный способ защиты считается наиболее демократическим. Предусматривается право на получение квалифицированной юридической помощи. Установлена презумпция невиновности в совершении уголовных преступлений: обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана.



6. Обобщение материала. Домашнее задание.

Обобщение материала.

Итак, ребята, мы с вами живем в счастливое время, когда гражданин нашего государства обладает всеми правами и свободами, необходимыми человеку для существования. Наша задача – сберечь то, что было достигнуто нашими предками.

Домашнее задание. К следующему уроку учащимся рекомендуется повторить права и свободы человека («Всеобщая Декларация прав человека») и принести Конституцию ЛНР.

Работа по параграфу 13 учебника.

Работа с документом (Конституция ЛНР).


Учащиеся должны изучить статьи главу 2 Конституции ЛНР и заполнить таблицу.


Гражданские права

Политические права

Экономические права

Социальные права

Культурные права

 

 

 

 

 



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!