Тема: Образование.
Цель: познакомить учащихся с основными принципами образовательной системы нашей страны, с ее местом в российском обществе, структурой образования.
Задачи:
Обучающая: Выяснить, в чём заключается приоритетность и конкурентоспособность образования; каковы основные уровни образования в нашей стране.
Развивающая: использовать формы, приемы и методы работы, способствующие развитию критического мышления; умение работать со справочной литературой и первоисточниками, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи.
Воспитательная: умение давать оценку современных процессам, происходящим в обществе, выражать свою позицию, уметь делать личностный прогноз.
Планируемые образовательные результаты
Метапредметные УУД
коммуникативные – умение работать в группе, взаимодействовать и сотрудничать с одноклассниками;
познавательные – умение анализировать, делать выводы, выбирать нужную информацию, структурировать информацию, систематизировать, определять значение понятий, аргументировать свою позицию, выбирать необходимую информацию;
регулятивные – целеполагание и построение жизненных планов, планирование и организация деятельности; прогнозирование; самоконтроль.
личностные - проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности»; «примеряют» полученную информацию к своей личности.
Предметные УУД
Научатся определять, в чём заключается приоритет образования, основные элементы системы образования в России, почему в информационном обществе возрастает приоритет образования, а непрерывное образование является ключевой задачей общества.
Тип урока: Изучение нового материала.
Методы работы: наглядный, частично-поисковый, практический, проблемный, эвристическая беседа.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая
Образовательные ресурсы:
Учебник Обществознания под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, Н.И. Городецкой 8 класс. Москва «Просвещение» 2018г.
Распечатка из Закона «Об образовании РФ».
Распечатка из Толкового словаря русского языка под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой..
Основные термины и понятия: образование, приоритетность образования, конкурентоспособность, самообразование.
Актуализация знаний.
Словарный диктант. (Приложение №1)
Крестики- нолики. (Приложение №2)
Тест. (Приложение №3)
Фронтальный опрос:
«Стадия- вызов»
Решение задачи(распечатка для всех)
В современном мире налицо резкое несоответствие: наука, техника, технологии идут вперед семимильными шагами, а люди отстают. Глобализирующийся мир столкнулся с резким дефицитом квалифицированных кадров. Только в Европе не хватает около 700 тыс. специалистов во всех отраслях экономики. Такая же ситуация сложилась и в России. Появилась новая техника, а тех, кто должен на ней работать не хватает.
Группы получают Лист решения проблем. Учащиеся обсуждают каждый вопрос, предлагают несколько решений. Выступают по итогам работы перед классом отвечают на вопросы:
Проблемы, которые могут выдвинуты:
Качество образования
Несоответствие: наука, техника, технологии.
Подготовка высококвалифицированных специалистов.
Прошу вас заполнить таблицу с утверждениями:
До | УТВЕРЖДЕНИЯ | После |
+ | Образование – это процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре. | |
- | Приоритетность образования выражается в формировании делового стиля общения. | |
+ | Конкурентоспособность личности выражается в умении приобретать и постоянно обновлять знания, проявлять инициативу, самостоятельность, быть творческим, качественно выполнять свою работу. | |
- | В стране существует четыре ступени образования. | |
+ | Самообразование – это самостоятельный процесс приобретения. | |
Целеполагание. «Осмысление материала»
-
Обратите внимание на экран. Как связаны между собой данные изображения? (Конституция (ст.43), Закон «Об образовании», фото Васильева Ольга Юрьевна – мин.обр).(распечатка у каждого)
-Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (об образовании РФ)
- Какие задачи мы можем перед собой поставить? (постановка задач)
1. что такое образование
2. приоритеты современного образования
3. образование в эпоху информации.
Запишите тему урока в тетрадь и план.
Разделимся на группы.
1 группа – работает с законом об образования и конституцией.( прил. 1)
2 группа – работает с высказываниями великих людей ( прил. 2)
3 группа – работает со статистическими данными (прил. 3)
4 группа – работает со справочным страноведческим материалом (прил. 4)
5 группа – работает с учебником.(прил. 5)
- Давайте сравним, как звучит это понятие в различных источниках. Воспользуемся--------
(Работают со словарём Ожегова, словарём в учебнике, Википедия) записали.
Образование- это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями (Википедия)
Образование в обществе занимает особое место ст. 43 Конституции РФ: «Каждый гражданин имеет право на образование».
В сфере политики такая позиция называется «приоритетом образования».
- Как вы думаете, что такое приоритетность образования? )
3 группы Работают со словарём Ожегова, словарём в учебнике, Википедия.
Ст. 3 ФЗ «Об образовании в РФ» о признании принципа «приоритетного образования» в нашей стране стр. 79 (схема по учебнику).
Термин «приоритет» словари характеризуют как «преобладающее значение».
Приоритетность образования заключена в самой его сущности. Образование должно быть направлено на воспитание самостоятельного, способного к самостоятельному размышлению гражданина, принимающего активное участие в развитии окружающего социума.
В каком обществе мы живем?
В индустриальном или информационном?
В чем отличается информационное от индустриального общества? стр. учебника 24, 25
- Что и кто сможет обеспечить конкурентоспособность страны? (ответы учащихся) – образование и человек.
Основы конкурентоспособности личности закладываются прежде всего образованием. Существенно изменяется содержание образования. В школе появляются новые, более интересные учебники, больше внимания уделяется удовлетворению индивидуальных запросов обучающихся.
- В информационном обществе, всё больше прослеживается связь между уровнем образования, положением человека в обществе и конкурентоспособностью страны.
Три звена конкурентоспособности:
?Вы мне можете объяснить, как это понять.
- Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, я вам предлагаю поработать над этой темой.
3 группы
1.Работает с текстом учебника стр.80 (по методу чтение с пометками).
2. Работает с текстом учебника стр.81 и отвечает на вопрос:
Какие личные качества человека соответствуют запросам информационного общества.
3.Работает со справочником Домашека: Современное понимание и определение сущности информационной культуры. Отвечает на вопрос:
Какие требования предъявляются человеку в информационном обществе (выразить информационный и коммуникативный аспект).
Личные качества человека
Вывод: Образование активно воздействует на жизнь: чем выше образованность граждан страны, тем успешнее развиваются экономика, культура, тем увереннее люди добиваются реализации своих жизненных устремлений.
Человеческое общество постоянно развивается. В 20-21 веке обострилось состязание между различными государствами, научными учреждениями, между людьми, стремящимися к интересной и хорошо оплачиваемой должности. И это состязание охватывает весь мир и выдвигает перед нашей страной важнейшую задачу - обеспечить конкурентоспособность (т.е способность выдержать конкуренцию).
Конкурентоспособность — способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях. Конкурентоспособность — также определяют как свойство субъекта, указывающее на его способность выдерживать конкуренцию с себе подобными, на его способность совершать конкурентные действия и др.
- Как вы понимаете словосочетание «непрерывность образования»?
Вывод: Благодаря развитию личности и конкурентоспособности образования развивается российская экономика и укрепляется на мировой арене конкурентоспособность России, вступившей на путь инновационного развития.
Предлагает выделить основные структурные элементы системы образования РФ и
После окончания школы вы продолжите обучение и будете получать профессию.
Какие ступени профессионального образования вам известны? составить кластер
2 ученика работают с Законом «Об образовании РФ» статья 18,19,22-24.
Остальные с учебником стр. 82.
Переносят записи в тетрадь (в зависимости от темпа урока)
А что такое самообразование? Каким образом оно осуществляется? Важно ли оно в современной жизни?
Самообразование это - образование, получаемое вне стен образовательных учреждений, с помощью самостоятельного изучения материала
4. Первичное закрепление материала.
Давайте вернёмся к вашей таблице с утверждениями. (Работают с таблицей).
Предлагает разделиться на группы и проверить свои знания.
1 гр. составляют синквейн со словом образование;
2 гр. пишет небольшой рассказ со словами: образование, ступени образования, конкурентоспособность, самообразование.
3 группа тестовые задания
Приём «чемодан, мясорубка, корзина»:
Что вы возьмёте с собой сегодня с урока?
Сегодня на уроке я узнал………………..
Что вам стоит переработать, о чём подумать?
5.Рефлексия
-
Предлагаю вам оценить ваше состояние на данный момент фразеологическим оборотом:
«каша в голове» (нет ясности у кого-либо в понимании чего-либо; путаница в мыслях);
«ни в зуб ногой» (совершенно ничего не знать, не понимать, не смыслить в чем-нибудь, абсолютно не разбираться в чем-нибудь),
«светлая голова» (логично мыслящий человек, ясный и логичный ум)
6. Оценивание
7. Д/З
Изучить п.10, вопросы 1-6.
На выбор: в классе и дома 2,3,5;
Каким вы видите свой дальнейший образовательный маршрут?
ПОПС-формула по теме говорят мудрые; составление рассказа со словами образование, ступени образования, конкурентоспособность, самообразование.
До | УТВЕРЖДЕНИЯ | После |
| Образование –это процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре. | |
| Приоритетность образования выражается в формировании делового стиля общения. | |
| Конкурентоспособность личности выражается в умении приобретать и постоянно обновлять знания, проявлять инициативу, самостоятельность, быть творческим, качественно выполнять свою работу. | |
| В стране существует четыре ступени образования. | |
| Самообразование – это самостоятельный процесс приобретения. | |
Инсерт
v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
- противоречит тому, что знаю, не согласен
+ если то, что вы читаете, является для вас новым;
? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
ЗАДАНИЕ
Прочтите текст на стр.81 и ответьте на вопрос: Какие личные качества человека соответствуют запросам информационного общества.
ЗАДАНИЕ
Поработайте со справочником Е.В. Домашека: Современное понимание и определение сущности информационной культуры. Ответьте на вопрос: Какие требования предъявляются человеку в информационном обществе(выразить информационный и коммуникативный аспект).
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
1.Анна учится в 8 классе общеобразовательной школы. Дополнительно она посещает музыкальные занятия по классу гитары в Центре детского творчества. На какой ступени образования находится Анна? |
| 1) | высшее профессиональное образование | | 2) | основное общее образование | | 3) | среднее профессиональное образование | | 4) | среднее общее образование | |
Начало формы 2.Верны ли следующие суждения об образовании? А. Образование представляет собой, прежде всего совокупность особых духовных правил, регулирующих поведение человека. Б. В основе образования лежат культурные традиции, система ценностей и норм, способов деятельности, накопленные людьми. | | 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | | Конец формы | |
3. Студент пятого курса педагогического университета Сергей преподаёт математику в 5-ых классах средней школы. На каком уровне образования находится Сергей? |
| 1) | среднее общее образование | | 2) | среднее профессиональное образование | | 3) | высшее образование | | 4) | основное общее образование | |
Начало формы 4.Десятиклассница гимназии Татьяна победила на престижном конкурсе бальных танцев. Она занимается также в детской вокальной студии. На каком уровне образования находится Татьяна? | | 1) | высшее образование | | 2) | основное общее образование | | 3) | среднее общее образование | | 4) | среднее профессиональное образование | | Конец формы | |
| Начало формы 5.Верны ли следующие суждения об уровнях системы образования в РФ? А. Выпускник основной школы может продолжить образование в учебном заведении высшего образования. Б. Выпускник средней школы может продолжить обучение только в учреждениях среднего профессионального образования. | | 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | | Конец формы | |
| | |
|
Министр образования и науки Российской Федерации | |
Ольга Юрьевна Васильева
v | если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете |
- | противоречит тому, что знаю, не согласен |
+ | если то, что вы читаете, является для вас новым |
? | если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу |
v | если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете |
- | противоречит тому, что знаю, не согласен |
+ | если то, что вы читаете, является для вас новым |
? | если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу |
v | если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете |
- | противоречит тому, что знаю, не согласен |
+ | если то, что вы читаете, является для вас новым |
? | если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу |
v | если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете |
- | противоречит тому, что знаю, не согласен |
+ | если то, что вы читаете, является для вас новым |
? | если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу |
ЗАДАНИЕ
Прочтите текст на стр.81 и ответьте на вопрос: Какие личные качества человека соответствуют запросам информационного общества.
ЗАДАНИЕ
Поработайте со справочником Е.В. Домашека: Современное понимание и определение сущности информационной культуры. Ответьте на вопрос: Какие требования предъявляются человеку в информационном обществе(выразить информационный и коммуникативный аспект).
ЗАДАНИЕ
Прочтите текст на стр.81 и ответьте на вопрос: Какие личные качества человека соответствуют запросам информационного общества.
ЗАДАНИЕ
Поработайте со справочником Е.В. Домашека: Современное понимание и определение сущности информационной культуры. Ответьте на вопрос: Какие требования предъявляются человеку в информационном обществе(выразить информационный и коммуникативный аспект).
ЗАДАНИЕ
Прочтите текст на стр.81 и ответьте на вопрос: Какие личные качества человека соответствуют запросам информационного общества.
ЗАДАНИЕ
Поработайте со справочником Е.В. Домашека: Современное понимание и определение сущности информационной культуры. Ответьте на вопрос: Какие требования предъявляются человеку в информационном обществе(выразить информационный и коммуникативный аспект).
ЗАДАНИЕ
Прочтите текст на стр.81 и ответьте на вопрос: Какие личные качества человека соответствуют запросам информационного общества.
ЗАДАНИЕ
Поработайте со справочником Е.В. Домашека: Современное понимание и определение сущности информационной культуры. Ответьте на вопрос: Какие требования предъявляются человеку в информационном обществе(выразить информационный и коммуникативный аспект).
10