Автор: Павлюченко Нина Николаевна, учитель русского языка и литературы
Образовательное учреждение: МОУ «Шахтерская СШ №9»
Предмет: русский язык
Тема урока: Неполные предложения, их типы (неполные двусоставные предложения с отсутствующим сказуемым, неполные предложения с отсутствующим членом, который ясен из контекста, неполные предложения в диалогической речи и как часть сложного предложения).
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели: Задачи занятия:
- Образовательные
Дать понятие о неполных предложениях и показать сферу их употребления;
Различать односоставные и неполные двусоставные предложения;
Определять роль неполных предложений в тексте художественного произведения, пользоваться неполными предложениями в разговорной речи;
–Развивающие – развитие познавательных и творческих способностей обучающихся.
над языковым материалом, при воспроизведении речевых ситуаций из жизни,
при выполнении задания составить диалог.
Формируемые УУД
Познавательные: осуществлять информационную
переработку текста (кластер); проводить исследовательскую деятельность под руководством учителя.
Регулятивные: Планирование самостоятельного выполнения заданий; выбор темпа работы; умение действовать самостоятельно.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение; осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения; работать в группах, в парах.
Личностные: устойчивый познавательный интерес к русскому языку.
Планируемые результаты
Предметные: ознакомить учащихся с полными и неполными предложениями; формировать умения находить полные и неполные предложения в тексте, употреблять их в речи.
Метапредметные: проводить наблюдение под руководством учителя;
осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи
Оборудование: карточки с заданиями, учебник «Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций./ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская.-Москва :«Просвещение» 2014
Ход урока
С русским языком можно творить чудеса.
К. Паустовский.
1. Организационный момент.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».
Работа с эпиграфом ( Записан на доске)
С русским языком можно творить чудеса. (К. Паустовский).
– Почему именно эти слова я записала как эпиграф?
- Мы, действительно, с вами на уроке будем творить чудеса.
- Как вы думаете, что нам для этого понадобиться? (Использовать полученные ранее знания).
- Девиз нашего урока «С малой удачи начинается большой успех»
II. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
1. Проверка домашнего задания.
- Прежде, чем мы начнем творить чудеса, проверим домашнее задание.
2. Лингвистическая разминка:
Задание: а) на слух выбрать слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.
Не шумит в поле камыш,
Не шуршит под полом мышь,
В эту ночь такая тишь!
Только слышно: «Спи, малыш!»
б) К какой части речи относятся слова:
Пила, запас, надел, легкие, белила, жгут, простой. (Слова, отдельные формы которых совпадают, называются омоформами. Значение слов можно определить только в контексте. Они могут быть сущ., гл., прил.)
3.Редактирование текста. (Задание 1) (Взаимопроверка).
Наступила зима. Мороз ск..вал льдом реки и озера. Пушистый снег п..крыл
все вокруг. Улица так и манит нас. Мы берем лыжи и санки и сп..шим в лес, на
ледяные горки. Мы идем и не можем надышат..ся свежим морозным воздухом.
Задания:
1) прочитайте текст;
2) охарактеризуйте предложения по наличию главных членов, назовите
грамматические основы;
3) вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы;
4) преобразуйте двусоставные предложения в односоставные;
5) запишите полученный текст
3 . Составление кластера, заполнение таблицы ( Приложение 1)(работа в группах).
- Наша речь состоит из предложений. С классификацией многих из них мы уже познакомились. Заполните пустые ячейки кластера и таблицы.
Классификация простых предложений
Простое предложение |
Односоставные, двусоставные | Распространённые, нераспространённые | Полные, неполные |
Двусоставные пр-я – это пр-я с двумя главными членами (и подлежащим, и сказуемым). Односоставные пр-я – это пр-я с одним главным членом (или подлежащим, или сказуемым). | Нераспространённые предложения – это пр-я, в которых есть только главные члены предложения. Распространённые предложения – это пр-я, в которых есть и главные, и второстепенные члены предложения. | |
Мастер долго осматривал станок. На небе чуть брезжило. | Наступило лето. Наступило жаркое лето после весны. | |
- У нас осталась не заполнена третья колонка кластера и таблицы, мы их заполним в конце урока.
4. Языковой анализ предложений. (задание 2)
Запишите предложения, определите их вид.
- Ты собираешься уходить? (Простое предложение.)
- Я ждал тебя, потому что нам лучше пойти вместе. (В предложении две основы, оно сложное.)
- Вечер. Темнеет. (Предложения односоставные, нераспространенные.)
- Ночью опасно гулять в одиночку. (Предложение односоставное, распространенное.)
-Что присуще всем этим предложениям? (Каждое из них может употребляться в речи отдельно. И мы прекрасно поймем, о чем идет речь).
-Запишите еще одно предложение, определите его вид.
-Что вы можете сказать о нем?
Желтые лилии раскрыты с самого восхода солнца, а белые раскрываются часов в десять.
Это предложение сложное, т.е. из двух простых предложений.
- Понятно ли вам, о чем идет речь во второй части предложения? Как вы догадались? (обратились к первой части)
-Вторая часть предложения по своей структуре полная?
(Нет, она неполная)
- Вторая часть предложения неполная, но она легко восстанавливается из контекста.
- Неполные предложения часто встречаются в диалогах.
— А как звать тебя?
— Власом.
— А кой тебе годик?
— Шестой миновал.
(Н. Некрасов)
III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений (4-5 мин)
1.Определение темы урока (запись в тетрадь: «Неполные предложения»)
2. Постановка целей:
Работа в парах.
Каждая пара думает и формулирует для себя цель
- Итак, мы сегодня должны:
- учится опознавать неполные предложения в тексте,
- отличать их от односоставных предложений;
- использовать неполные предложения в собственных высказываниях;
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
Цель: решение и обсуждение проекта её решения.(7-8 мин)
Выявление места и причины затруднения
Алёша смотрел на них, а они на него.
Запишите предложение в тетрадь.
Прочитайте предложение и рассмотрите по наличию членов предложения.
Восстановите недостающий член предложения во II части.
Сделайте вывод и дайте определение неполным предложениям.
А как мы можем проверить, правильно ли дали определение? (с помощью учебника)
Составление кластера и заполнение таблицы, используя теоретический материал учебника (§ 37, с. 116) (Заполнение кластера и таблицы «Приложение 2») ( работа в группах).
1 группа
2 группа
Таблица
Полные предложения | Неполные предложения |
Предложения, в которых есть все члены предложения. | Предложения, в которых пропущен какой-нибудь член предложения, но его можно восстановить. |
-Приехали артисты? | -Приехали. |
- В неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, на месте пропущенного члена (обычно сказуемого) ставится тире, если пропущенный член восстанавливается из предшествующей части предложения или из текста и на месте пропуска делается пауза.
Они стояли друг против друга: он – растерянный и смущённый, она – с выражением вызова на лице.
Однако при отсутствии паузы тире не ставится.
Алёша смотрел на них, а они на него. Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой.
Внимание! Не являются неполными предложения с нулевой связкой в составном именном сказуемом: Книга – источник знания.
Внимание! Не следует путать неполные и односоставные предложения!
Вывод
Итак, неполные предложения – это такие предложения, в которых пропущен один из членов. Пропущенный член легко восстанавливается из контекста.
· Пропускаться может любой член предложения (как правило, это сказуемое).
· Неполные предложения следует отличать от односоставных.
· Неполные предложения бывают односоставными и двусоставными, распространенными и нераспространенными.
Неполные предложения – это такие предложения, в которых пропущен один из членов. Пропущенный член легко восстанавливается из контекста.
-
3. Работа с диалогом (Задание 3)
- Прочитайте диалог. Представьте, что было бы, если бы мы говорили вот так:
- Ты собираешься пойти в поход с ребятами?
- Конечно, я собираюсь пойти в поход с ребятами.
- Ты не забыла взять соль, спички и бинты?
- Нет, я не забыла взять соль, спички и бинты.
- В неполных предложениях пропускается все то, что мы уже знаем или о чем можем догадаться.
- В каком стиле речи используется диалог?
- Чем можно объяснить пропуски членов предложения в неполных предложениях? ( Чтобы избежать неоправданных повторений)
V. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания. (4-5 минут)
Редактирование текста. (взаимопроверка)
- Отредактируйте диалог.
- Ты собираешься пойти в поход с ребятами?
- Конечно, я собираюсь пойти в поход с ребятами.
- Ты не забыла взять соль, спички и бинты?
- Нет, я не забыла взять соль, спички и бинты.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
минут;
1. Самостоятельная работа (Задание 4) (Взаимопроверка)
- Запишите предложения, ставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания, укажите неполные и односоставные предложения (Задание на карточке)
Во время войны в Михайловском орудовали гитлеровцы. Они разграбили книги вещи нянин домик разобрали а дом Пушкина сожгли. Он восстановлен. В комнатах зап..х яблок сквозь окна вид..шь сверкающую красоту озера за ним набегающие друг на друга холмы. Ты в комнатах Пушкина! В спальне маленькая кровать. В углу железная палка Пушкина. Кресло с откид..ной спинкой.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
1. Самостоятельная работа (Задание 5) (Работа по группам)
1 группа
Запишите стихотворение, расставьте в них знаки препинания. Постарайтесь придумать вместо слов снуют, шмыгнет другие, подходящие по смыслу слова. Найдите в тексте неполные предложения
Я иду лесной тропинкой
Ты тропинкой полевой.
Там подсолнух выгнув спинку
Вертит желтой головой.
На подсолнух села птица
На ромашку мотылек.
Ручеек в овраг стремиться
Ввысь от костерка дымок.
Ласточки снуют над полем
В разнотравье муравьи
Мышь шмыгнет в свое подполье
Уж в владения свои.
2 группа
Поставьте тире в неполном предложении:
Золото добывают из земли, а знания из книг.
Работу преодолевают умением, трудности согласием.
Силы могут иссякнуть, знания никогда.
Дерево славится плодами, а человек делами.
Работящий приносит пользу всем, ленивый никому.
Вещь хороша новая, а друг старый.
3 группа
Замените полные предложения неполными:
Мир освещается солнцем, а человек освещается знаниями.
Самолёт давно прилетел? — Самолёт давно прилетел.
Куда же птицы летят? — Птицы летят туда, где зимы не бывает.
Степь была золотисто-жёлтая, а небо было ярко-голубое.
2. Составьте диалог на одну из данных ситуаций.
1.Вам нужно подготовить реферат по литературе, но вы не успеваете подготовить нужный материал. Поэтому вы подходите на перемене к однокласснику и просите его помочь.
2. Вы приехали в незнакомый город, вышли погулять и не можете найти дорогу в гостиницу. Обращаетесь к прохожему.
Учащиеся зачитывают свои диалоги.
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), Вопросы:
Какую задачу ставили?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать ещё?
Где можно применить новые знания?
Заполните кластер, который мы начали заполнять в начале урока.
IX. Домашнее задание.
Выучить правило с. 116 §37. Выполнить письменно упражнение 215.
Раздаточный материал
Задание 1 Наступила зима. Мороз ск..вал льдом реки и озера. Пушистый снег п..крыл все вокруг. Улица так и манит нас. Мы берем лыжи и санки и сп..шим в лес, на ледяные горки. Мы идем и не можем надышат..ся свежим морозным воздухом. Задания: 1) прочитайте текст; 2) охарактеризуйте предложения по наличию главных членов, назовите грамматические основы; 3) вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы; 4) преобразуйте двусоставные предложения в односоставные; 5) запишите полученный текст Задание 2 Запишите предложения, определите их вид. Ты собираешься уходить? Я ждал тебя, потому что нам лучше пойти вместе. Вечер. Темнеет. Ночью опасно гулять в одиночку. Задание 3 Прочитайте диалог. - Ты собираешься пойти в поход с ребятами? - Конечно, я собираюсь пойти в поход с ребятами. - Ты не забыла взять соль, спички и бинты? - Нет, я не забыла взять соль, спички и бинты. Отредактируйте диалог. Задание 4 Запишите предложения, ставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания, укажите неполные и односоставные предложения. Во время войны в Михайловском орудовали гитлеровцы. Они разграбили книги вещи нянин домик разобрали а дом Пушкина сожгли. Он восстановлен. В комнатах зап..х яблок сквозь окна вид..шь сверкающую красоту озера за ним набегающие друг на друга холмы. Ты в комнатах Пушкина! В спальне маленькая кровать. В углу железная палка Пушкина. Кресло с откид..ной спинкой. Задание 5 1 группа Запишите стихотворение, расставьте в них знаки препинания. Постарайтесь придумать вместо слов снуют, шмыгнет другие, подходящие по смыслу слова. Найдите в тексте неполные предложения Я иду лесной тропинкой Ты тропинкой полевой. Там подсолнух выгнув спинку Вертит желтой головой. На подсолнух села птица На ромашку мотылек. Ручеек в овраг стремиться Ввысь от костерка дымок. Ласточки снуют над полем В разнотравье муравьи Мышь шмыгнет в свое подполье Уж в владения свои. 2 группа Поставьте тире в неполном предложении: Золото добывают из земли, а знания из книг. Работу преодолевают умением, трудности согласием. Силы могут иссякнуть, знания никогда. Дерево славится плодами, а человек делами. Работящий приносит пользу всем, ленивый никому. Вещь хороша новая, а друг старый. 3 группа Замените полные предложения неполными: Мир освещается солнцем, а человек освещается знаниями. Самолёт давно прилетел? — Самолёт давно прилетел. Куда же птицы летят? — Птицы летят туда, где зимы не бывает. Степь была золотисто-жёлтая, а небо было ярко-голубое. |
Приложение 1
Классификация простых предложений
Простое предложение |
Односоставные, двусоставные | Распространённые, нераспространённые | Полные, неполные |
| | |
| | |
Приложение 2
1 группа
2 группа
Таблица
Полные предложения | Неполные предложения |
| |
| |