СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока НЭП:цели и задачи.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок с презентацией. Цель данной разработки - провести сравнительный анализ политики "военного коммунизма" и НЭП., сформировать у учеников представления об основных направлениях, итогах и противоречиях НЭПа.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока НЭП:цели и задачи.»

Предмет: История отечества Дата урока__________

Тема урока: Нэп: цели и принципы

Форма урока: изучения новой темы

Цель урока:

  • Уяснить причины перехода от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике;

  • Рассмотреть основные модели нэповской организации общества;

  • Провести сравнительный анализ политики «военного коммунизма» с новой экономической политикой.

  • Сформировать представления об основных направлениях, итогах и противоречиях нэп;

  • Способствовать развитию аналитического мышления, умений самостоятельной работы с учебным текстом, навыков составления сравнительной таблицы.

  • Формировать навыки по здоровьесбереженью.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  3. Изучение нового материала.

    1. Политическая, экономическая и социальная ситуации в СССР накануне введения НЭПа.

    2. Новая экономическая политика.

    3. Результат НЭПа.

  4. Закрепление материала. Рефлексия.

  5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

  6. Сообщение домашнего задания.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

НЭП – это всерьез и надолго, но не навсегда…

В.И. Ленин

  1. Организационный момент (2 мин): (Слайд №1) ученики рассаживаются по группам (всего три группы), на столах разложен раздаточный материал

. Учитель входит в класс приветствует учеников.

- Добрый день, ребята! Для работы на уроке вам понадобиться: учебники, тетради, ручки, рабочие карточки, а самое главное – ваше хорошее настроение и желание работать.

II. Актуализация знаний (10 мин).

У: Я хотела бы начать урок со стихотворения Марины Цветаевой. Прокомментируйте строки поэтессы:

Все рядком лежат,-

Не развесть межой.

Поглядеть: солдат!

Где свой, где чужой?

Белым был – красный стал:

Кровь обагрила.

Красным был – белым стал:

Смерть побелила.

М. Цветаева

- О чем пишет поэтесса? (Ответы учеников: о Гражданской войне в России) (Слайд №2)

- На прошлых уроках мы изучали темы, посвященные Гражданской войне в России.

Проверка ранее изученного. Фронтальный опрос.
-Какая партия пришла к власть в России в октябре 1917 года? (партия большевиков во главе с В.И.Лениным).
-Какую войну называем гражданской? (войну, в которой принимают участие граждане одной страны).
-Назовите годы Гражданской войны? (1918-1920, на Дальнем Востоке -1922г.)

Учащиеся работают с карточками №1 (индивидуальная работа).
Подчеркните только те слова и выражения, которые характеризуют жизнь и быт людей в годы Гражданской войны. (благополучная мирная жизнь, изобилие товаров, коммунальные квартиры, бродяги, спокойствие, беспризорники, черный рынок, голод, сытая жизнь, разруха, безработные, нищета, болезни, )
Слово учителя: Закончилась Гражданская война. Но недовольство людей разрухой, нищетой все возрастало. Поэтому Советское правительство все же пыталось решать экономические проблемы мирного населения. Давайте вспомним, какова же была экономическая политика Советской власти в годы Гражданской войны?
Вопрос: Назовите основные мероприятия Советского правительства.

Учащиеся называют и учитель вывешивает карточки на доске, ученик стрелками указывает соответствие слов и понятий:
-ликвидация частной собственности ;
-обязательная трудовая повинность;
-запрет торговли;
-отмена денег;
-бесплатные услуги;
-введение продразверстки.

Какое название получила экономическая политика, которую проводило Советское правительство в годы Гражданской войны? (Политика военного коммунизма.)
Проблема урока: необходимо выяснить, какие изменения произошли в Советской России, к чему они привели, в чем сущность проведённой реформы и какую оценку она получила в обществе.

Запишите тему урока. Новая экономическая политика: цели и принципы

эпиграфом к уроку я взяла слова

«…НЭП – это всерьез и надолго, но не навсегда…»

В.И. Ленина

Изучение нового материала

1.Политическая, экономическая и социальная ситуации в СССР накануне введения НЭПа.


У: Объявляет цель урока.

Цель урока:
- сформировать представление об основных направлениях, итогах и противоречиях новой экономической политики;
- провести сравнительный анализ политики «военного коммунизма» с новой экономической политикой

У: Сейчас нам с вами необходимо выяснить, политическую, экономическую и социальную ситуацию в СССР накануне введения НЭПа.

Мы с вами продолжаем работать с рабочими листами Задание № 2 . Работа у группах. (Слайды №3)

Одна группа оценивает экономическую ситуацию накануне введения НЭПа, вторая – политическую, третья – социальную. Учитель предлагает каждой группе поработать с раздаточным материалом и учебником (с. 95). Через 7 минут один докладчик от каждой группы должен сообщить классу варианты решения проблем. Учитель обращает внимание учеников на рабочий лист, которые необходимо будет заполнять во время выступления учеников от групп.

Выступление групп. (одновременно учитель открывает строки таблица на доске)

Причины экономического кризиса:

  • Гражданская война и интервенция.

  • Введение продразвёрстки, сокращение посевных площадей, снижение урожайности.

  • Запрет свободной торговли, свёртывание товарно-денежных отношений.

Причины социальных проблем:

  • Отток городского населения в деревню.

  • Братоубийственная гражданская война, сокращение мужского населения.

  • Снижение жизненного уровня населения.

  • Крестьянские восстания.

Причины политического кризиса:

  • Крестьянские восстания.

  • Кронштадское восстание.

  • Внутрипартийный раскол.

У: (Слайд №4). - Большевики верили, что социализм докажет свое превосходство над капитализмом в экономике. Для этого была нужна самая передовая техника, работающая на основе электроэнергии. В 1920 году была Государственная комиссия по электрификации России. В результате появился план ГОЭЛРО – план строительства сети тепловых и гидроэлектростанций. Ленин заявил, что «коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны» . Одновременно большевики осуществляют новую экономическую политику.

- Итак, в стране кризис. Лидеры партии напряженно размышляют над путями выхода из него. И таких путей было три (Слайд №5 ).

Пути выхода из кризиса 1920-х гг.




Тактический маневр, при котором, с одной стороны, сохраняются командные высоты, а с другой – дается временная уступка оппозиции

Полное удовлетворение требований части населения, несогласованного с политикой большевиков

Продолжение политики «военного коммунизма», т.е. террор, насилие, репрессии







Последствия

Последствия




Еще большая вооруженная борьба со стороны населения

Потеря большевиками командных высот в экономике, политике, идеологии




У: - Ленин выбирает третий путь.


2. Новая экономическая политика.

У: На Х съезде РКП(б) В.И. Ленин объявил о замене продразвёрстки продналогом и о переходе к новой экономической политике.

Запись в тетрадь:

Новая экономическая политика (НЭП) – экономическая политика 1921-1928 гг., сменившая «военный коммунизм», направленная на введение в советскую экономику рыночных отношений (Слайд №6).

У: - Что же представляет собой эта политика?


Физ. Минутка. Слушаем музыку времен НЭПа.

ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ В ГРУППАХ

Работая с текстом учебника и документами, учащиеся самостоятельно заполняют сравнительную таблицу «Военный коммунизм» и «НЭП».(Рабочий лист задание №3)

1-я группа – меры в области сельского хозяйства;

2-я группа – меры в области промышленного производства;

3-я группа – меры в области товарно-денежных отношений;

Выступление групп, учитель показывает карточки с ответами, корректирует ответы учеников, закрепляет тезисы в строки и столбцы таблиц

Вопросы для сравнения

«Военный коммунизм»

НЭП

  1. Меры в области с/х.

Введение продразверстки, т.е. изъятие у крестьян всех излишков хлеба сверх установленных норм.

Продналог

2. Меры в области промышленного производства

Национализация промышленности, ликвидация частной собственности.

Денационализация промышленности, мелкая частная собственность, аренда, хозрасчет, биржи труда

3. Меры в области товарно-денежных отношений.

Уравниловка в оплате труда, натурализация заработной платы. Запрет частной свободной торговли, продукты распределялись государством, свертывание товаро-денежных отношений, введение карточек. Трудовая мобилизация, создание трудовых армий, «уравниловка» в оплате труда

Свобода торговли, денежная реформа, введение платы за услуги

Свободный наем рабочей силы, тарифная оплата труда.

У: благодарю всех за работу.


  1. Результаты НЭПа.

У: .Новая экономическая политика оказалась эффективной всего первые пять лет. Действительно повысился жизненный уровень, сократился рабочий день, продразверстка была заменена продналогом и т.д. 21 января 1924 г. умер В.И. Ленин. И в 1928 году началась политика по свертыванию нэпа.

Подошло время разрешить главную проблему нашего урока. Вернемся к эпиграфу урока: «…НЭП – это всерьез и надолго, но не навсегда…». Как вы думаете, НЭП – это временная мера или пересмотр всей точки зрения на социализм? (Ответы учащихся).

У: Все-таки НЭП был именно вынужденной мерой, к которой большевиков заставили прибегнуть чрезвычайные обстоятельства. Развал экономики требовал решений, однако террор не был в состоянии решить проблемы, стоящие перед Россией.

Пойти на полное снятие всех ограничений на пути свободной рыночной экономки большевики не могли – это означало бы слишком уж явный отказ от собственных позиций, а, в конечном счете – потеря власти. Свободная рыночная экономика подразумевает и свободное общество – и тогда конец власти большевиков. Однако и ничего не делать тоже невозможно – страна находилась на грани голодной смерти.

Сохранение власти – вот цель, заставившая Ленина пересмотреть свои подходы к построению нового общества.

  1. Закрепление материала.

У: - Сегодня мы познакомились с новой экономической политикой партии большевиков. Безусловно, это был вариант выхода из сложившейся кризисной ситуации. После экспериментов периода «военного коммунизма» Россия вернулась на путь рыночной экономики. Ленин это понимал, хотя НЭП и противоречил большевистским канонам.

- Какие меры входили в осуществление новой экономической политики?

  1. Рефлексия.

У: Я предлагаю выполнить вам следующие виды творческих работ на закрепление материала:

      1. составитьте синквейн к понятию «НЭП».

НЭП
новая экономическая
проводилась восстанавливала стабилизировала
сменила политику военного коммунизма
политика



      1. На столах у вас есть набор картинок с изображением событий 2-х периодов.

Ваша задача рассортировать по 2-м направлениям :ВК и НЭП

3.Составить кластер НЭП, ВК


  1. Выставление оценок.

  2. Домашнее задание: (Слайд №7)

Прочитать §10, выписать и выучить термины, проработать материал рабочих листов

Подготовить сообщения – Н.И. Бухарин и Л.Б. Каменев.

Составить кластер НЭП, ВК




Приложение 1.

«… совершая Октябрьскую революцию, рабочий класс надеялся достичь своего

раскрепощения. В результате же создалось еще большее порабощение личности человека.

Власть полицейско-жандармского монархизма перешла в руки захватчиков,

коммунистов, которые трудящимся вместо свободы преподносили ежеминутный страх

попасть в застенок «чрезвычайки», во много раз своими ужасами превзошедшей жандармское

управление царского режима.

Штыки, пули и грубый окрик опричников из ЧК – вот что после многочисленной

борьбы и страданий приобрел труженик Советской России.

…Рабочих при помощи казенных профессиональных союзов прикрепили к станкам,

сделав труд не радостью, а новым рабством. На протесты крестьян, выражающиеся в

стихийных восстаниях, и рабочих, вынужденных самой обстановкой жизни к забастовкам, они

отвечают массовыми расстрелами и кровожадностью, которой им не занимать – стать от

царских генералов…

Восставший трудовой народ понял, что в борьбе с коммунистами, воздвигнутым или

обновленным крепостным правом не может быть середины. Надо идти до конца. Они как

будто делают уступки: в Петроградской губернии снимают заградительные отряды,

ассигнуется 10 миллионов золотом на закупку продуктов за границей. Но не следует

заблуждаться, за этой приманкой скрывается железная рука господина, диктатора, который

хочет, выждав успокоения, сторицей возместить свои уступки…

Здесь, в Кронштадте, положен первый камень третьей революции, сбивающий

последние оковы трудовых масс и открывающий новый широкий путь для социалистического

творчества».

(Лукьянов М.Н. Россия. 1917-1941 гг. Документы. Материалы. Комментарии. Книга

для тех, кто изучает историю Отечества. – Пермь: ПГУ, 1993. – С – 168-169.)







Задание № 1

Подчеркните только те слова и выражения, которые характеризуют жизнь и быт людей в годы Гражданской войны.

Благополучная мирная жизнь, изобилие товаров, коммунальные квартиры, бродяги, спокойствие, беспризорники, черный рынок, голод, сытая жизнь, разруха, безработные, нищета, болезни,

______________________________________________________________________________________

Задание № 2

Работа в группах с документами.

Каждой из групп составить тезисы по одному из направлений

Причины экономического кризиса:

  • ________________________________________________________________________________

  • _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

  • ________________________________________________________________________________

Причины социальных проблем:

  • _______________________________________________________________________________

  • ________________________________________________________________________________

  • _______________________________________________________________________________

  • _______________________________________________________________________________.

Причины политического кризиса:

  • _______________________________________________________________________________

  • ________________________________________________________________________________

  • ________________________________________________________________________________

  • ________________________________________________________________________________

Документы и факты.

Из письма крестьянина Чернова в газету “Беднота”. 9 марта 1921 г.

Многие винят продагентов, говоря, что они возмущают своими действиями деревню… Нет, я скажу, что виновата сама система, т.е. при разверстке неизбежны были те эксцессы, которые происходят. При разверстке мы имеем коллективное противодействие ей. Если бы с осени был налог, а не разверстка, то из Сибири можно было бы хлеб вывозить с самой ранней осени и не получилось бы ни такой остроты между крестьянами и агентами, ни того ужасного положения в Европейской России. Все те же последствия мы видим и с мясной разверсткой, и обратные последствия получатся при налоговой системе…

Беднота. – 1921. – 9 марта.

Из доклада о повстанческом движении в Тамбовской губернии. 9 февраля 1921г.

Желание выполнить во что бы то ни стало продразверстку, не считаясь ни с какими местными условиями, угрозы и насилия, творимые отдельными продотрядами… в бытность Губпродкомиссара Гольдина, которого даже местные партийные работники и сотрудники ЧК называют “палачом”… очень слабое снабжение сельского населения мануфактурой, сельскохозяйственными орудиями и др. – все это вместе взятое дало благоприятную почву для агитации право- и левоэсеровских элементов, всегда и раньше смотревших на Тамбовскую губернию как на свою вотчину.

Член Революционного Военного   Трибунала Республики Ульрих.









Из записок американской журналистки Мэри Ворсе Хитон.

Автор записок участвовала в поездке М.И. Калинина по районам, охваченных голодом. “Когда автомобиль остановился на деревенской улице, его окружили крестьяне. Слезы текли у них по щекам. Женщины протягивали истощенных детей. “Товарищ Калинин, - кричали они…- неужели помощь не придет, и нет никакой надежды?” Одна за другой развертывались перед нами картины голода. Все станции были забиты голодающими… Дети умирали…

Хитон Ворсе Мэри. Русские картины//   Новый мир. – 1970. - №4.



Точка зрения. Э.Х. Карр.

“Политика реквизиций, которая приносила какие-то плоды во время гражданской войны, сейчас оказалась несостоятельной. Крестьяне стали производить лишь необходимое для своего существования и не хотели производить излишки, которое отбирало бы государство. В сельской местности в поисках пропитания рыскали банды демобилизованных солдат, грабивших крестьян”.

В книге Л.М. Пятецкий, История России   ХХ века. М.: “Московский лицей” 1999г., стр. 132.

Из дневника Ф.А. Григорьева, преподавателя Командных курсов РККА в Петрограде.

“24 декабря 1920 г. Положение наше, простых обывателей, все ухудшается. Городские лавки закрыты, и не служащие обыватели ничего не получают, живи как хочешь! Нам, служащим, паек уменьшают и выдают очень неаккуратно: за первую половину декабря сахара совсем не выдали; табак, мыло, соль то выдают, то нет. Дров совсем не дают, мерзнем”.

Из частного письма.

“Дорогой братец. Если имеешь кусок хлеба, то живи там. Я начальник дивизии, получаю 15 миллионов рублей денег и не могу прожить. Пуд муки стоит 14 миллионов… Сейчас здорово волнуются солдаты и крестьяне. Говорят: обещали много всего, но ничего не дали”.

Ф.И. Дан из выступления на VIII съезде Советов.

“Продовольственная политика, основанная на насилии, обанкротилась, ибо, хотя она выкачала триста миллионов пудов, но это куплено повсеместным сокращением посевной площади, достигшим почти одной четверти прежних засевов, сокращением скотоводства, прекращением посевов технических культур, глубоким упадком сельского хозяйства и выкачиванием из деревни хлеба”.

Факты.

В 1921 – 1922 гг. под угрозой голодной смерти оказалось 45 млн. человек из поволжских и украинских губерний. Весной – летом 1921 г. голод в Поволжье унес жизни 5 млн. человек.

В 1919 г. в 40 губерниях Европейской России было зарегистрировано более 2 млн. случаев заболевания сыпным тифом, а в 1920 г. по Европейской России, Сибири и Украине – более 3 млн. случаев.

По данным историка Е. Салдаева в начале 1921 г. на рынке в Москве пуд ржаной муки стоил 140 тыс. рублей, пуд пшена – 192 тыс., картошки – более 20 тыс. рублей. За проезд на одну остановку в трамвае нужно было заплатить 500 руб., а извозчик запрашивал за самый короткий путь не менее 5 тыс. За номер газеты нужно было заплатить 200-300 рублей. К концу года положение ухудшилось, и к этим ценам следует приписать ноль.

Январь-февраль 1921 г. были отмечены выступлениями рабочих Москвы и Петрограда, других городов России. Стачки в Петрограде проходили под лозунгами: “Хлеба!”, “Пусть работают те, у кого комиссарские пайки!”.









Задание № 3

Работа в группах

Работая с текстом учебника (с.95) и документами (Приложение 1, 2), заполнить тезисно сравнительную таблицу «Военный коммунизм» и «НЭП».


1-я группа – меры в области сельского хозяйства;

2-я группа – меры в области промышленного производства;

3-я группа – меры в области товарно-денежных отношений.

Сравнительная таблица «Военный коммунизм» и «НЭП».

Вопросы для сравнения

«Военный коммунизм»

НЭП

1.Меры в области с/х.









2. Меры в области промышленного производства










3. Меры в области товарно-денежных отношений.










Приложение 1.

«… совершая Октябрьскую революцию, рабочий класс надеялся достичь своего раскрепощения. В результате же создалось еще большее порабощение личности человека.

Власть полицейско-жандармского монархизма перешла в руки захватчиков, коммунистов, которые трудящимся вместо свободы преподносили ежеминутный страх попасть в застенок «чрезвычайки», во много раз своими ужасами превзошедшей жандармское управление царского режима. Штыки, пули и грубый окрик опричников из ЧК – вот что после многочисленной борьбы и страданий приобрел труженик Советской России.

…Рабочих при помощи казенных профессиональных союзов прикрепили к станкам, сделав труд не радостью, а новым рабством. На протесты крестьян, выражающиеся в стихийных восстаниях, и рабочих, вынужденных самой обстановкой жизни к забастовкам, они отвечают массовыми расстрелами и кровожадностью, которой им не занимать – стать от царских генералов…

Восставший трудовой народ понял, что в борьбе с коммунистами, воздвигнутым или обновленным крепостным правом не может быть середины. Надо идти до конца. Они как будто делают уступки: в Петроградской губернии снимают заградительные отряды, ассигнуется 10 миллионов золотом на закупку продуктов за границей. Но не следует заблуждаться, за этой приманкой скрывается железная рука господина, диктатора, который хочет, выждав успокоения, сторицей возместить свои уступки…

Здесь, в Кронштадте, положен первый камень третьей революции, сбивающий последние оковы трудовых масс и открывающий новый широкий путь для социалистического творчества».

(Лукьянов М.Н. Россия. 1917-1941 гг. Документы. Материалы. Комментарии. Книга для тех, кто изучает историю Отечества. – Пермь: ПГУ, 1993. – С – 168-169.)



Приложение 2.

«Для того, кто видел Москву всего каких-нибудь полгода назад, теперь она неузнаваема, настолько резко успела изменить ее новая экономическая политика…

Началось это постепенно… понемногу… То тут, то там стали отваливаться деревянные щиты, и из – под них глянули на свет после долгого перерыва запыленные и тусклые магазинные витрины. В глубине запущенных помещений загорелись лампочки, и при свете их зашевелилась жизнь: стали приколачивать, прибивать, чинить, распаковывать ящики и коробки с товарами. Вымытые витрины засияли. Вспыхнули сильные круглые лампы над выставками или узкие ослепительные трубки по бокам окон.

Трудно понять, из каких таинственных недр обнищавшая Москва умудрилась извлечь товар, но она достала его и щедрой рукой вытряхнула за зеркальные витрины и разложила на полках…

Не узнаешь Москвы. Москва торгует…, кондитерские на каждом шагу, и целые дни до закрытия они полны народу. Полки завалены белым хлебом, калачами, французскими булками. Пирожные бесчисленными рядами устилают прилавки.

Все это … чудовищных цен. Но цены в Москве уже давно никого не пугают, и сказочные, астрономические цифры миллионов (этого слова давно нет в Москве, оно окончательно вытеснено словом «лимон» пропускают за день блестящие … кассы.

Движение на улицах возрастает с каждым днем … А на Ильинке с серого здания с колонами исчезла надпись «Горный совет» и повисла другая, с огромными буквами “Биржа”…»

М.Булгаков, «Торговый ренессанс», 1921 г.














Приложение 1.

«… совершая Октябрьскую революцию, рабочий класс надеялся достичь своего

раскрепощения. В результате же создалось еще большее порабощение личности человека.

Власть полицейско-жандармского монархизма перешла в руки захватчиков,

коммунистов, которые трудящимся вместо свободы преподносили ежеминутный страх

попасть в застенок «чрезвычайки», во много раз своими ужасами превзошедшей жандармское

управление царского режима.

Штыки, пули и грубый окрик опричников из ЧК – вот что после многочисленной

борьбы и страданий приобрел труженик Советской России.

…Рабочих при помощи казенных профессиональных союзов прикрепили к станкам,

сделав труд не радостью, а новым рабством. На протесты крестьян, выражающиеся в

стихийных восстаниях, и рабочих, вынужденных самой обстановкой жизни к забастовкам, они

отвечают массовыми расстрелами и кровожадностью, которой им не занимать – стать от

царских генералов…

Восставший трудовой народ понял, что в борьбе с коммунистами, воздвигнутым или

обновленным крепостным правом не может быть середины. Надо идти до конца. Они как

будто делают уступки: в Петроградской губернии снимают заградительные отряды,

ассигнуется 10 миллионов золотом на закупку продуктов за границей. Но не следует

заблуждаться, за этой приманкой скрывается железная рука господина, диктатора, который

хочет, выждав успокоения, сторицей возместить свои уступки…

Здесь, в Кронштадте, положен первый камень третьей революции, сбивающий

последние оковы трудовых масс и открывающий новый широкий путь для социалистического

творчества».

(Лукьянов М.Н. Россия. 1917-1941 гг. Документы. Материалы. Комментарии. Книга

для тех, кто изучает историю Отечества. – Пермь: ПГУ, 1993. – С – 168-169.)


Приложение 1.

«… совершая Октябрьскую революцию, рабочий класс надеялся достичь своего

раскрепощения. В результате же создалось еще большее порабощение личности человека.

Власть полицейско-жандармского монархизма перешла в руки захватчиков,

коммунистов, которые трудящимся вместо свободы преподносили ежеминутный страх

попасть в застенок «чрезвычайки», во много раз своими ужасами превзошедшей жандармское

управление царского режима.

Штыки, пули и грубый окрик опричников из ЧК – вот что после многочисленной

борьбы и страданий приобрел труженик Советской России.

…Рабочих при помощи казенных профессиональных союзов прикрепили к станкам,

сделав труд не радостью, а новым рабством. На протесты крестьян, выражающиеся в

стихийных восстаниях, и рабочих, вынужденных самой обстановкой жизни к забастовкам, они

отвечают массовыми расстрелами и кровожадностью, которой им не занимать – стать от

царских генералов…

Восставший трудовой народ понял, что в борьбе с коммунистами, воздвигнутым или

обновленным крепостным правом не может быть середины. Надо идти до конца. Они как

будто делают уступки: в Петроградской губернии снимают заградительные отряды,

ассигнуется 10 миллионов золотом на закупку продуктов за границей. Но не следует

заблуждаться, за этой приманкой скрывается железная рука господина, диктатора, который

хочет, выждав успокоения, сторицей возместить свои уступки…

Здесь, в Кронштадте, положен первый камень третьей революции, сбивающий

последние оковы трудовых масс и открывающий новый широкий путь для социалистического

творчества».

(Лукьянов М.Н. Россия. 1917-1941 гг. Документы. Материалы. Комментарии. Книга

для тех, кто изучает историю Отечества. – Пермь: ПГУ, 1993. – С – 168-169.)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!