Тема: Научно-техническая революция
Тип урока: урок открытия нового знания.
Используемые технологии: коммуникативно-диалоговой деятельности, проблемного обучения, здоровьесбережения.
Цели урока: определить части и черты современной НТР; совершенствовать умение составлять план-конспект по тексту и лекции учителя.
Оборудование: учебник, атлас, контурные карты, тематические карты, статистические карты, интернет-ресурсы.
Ход урока
I.Организационный момент
II.Работа по теме урока
Сегодня мы начинаем изучение темы «Научно-техническая революция и мировое хозяйство».
Задание. Изучите план-схему темы на с.98 учебника и ответьте на вопрос.
- В какие блоки объединены вопросы этой темы?
План урока
1. Понятие о научно-технической революции.
2. Характерные черты и составные части НТР.
3. Наука
4. Техника и технология.
5. Производство.
6. Управление.
Задание. Прочитайте определение научно-технической революции на с.100 учебника и запишите в тетрадь.
На протяжении всей истории человеческого общества происходило прогрессивное изменение производительных сил: появление колеса, паровой машины, механических станков, кранов, автомобилей с дизельным двигателем, самолетов и пр.
- Происходили ли в истории человечества такие революции, прорывы, перевороты?
- Когда начался период современной НТР?
- В чем отличие понятий НТР и научно-технический прогресс?
Задание. Прочитайте текст на с.100, 101 учебника, запишите четыре главные черты научно-технической революции и ответьте на вопросы.
1.Всеохватность, универсальность.
- Приведите примеры.
- Назовите главные направления развития на современном этапе.
- Какая новая техника появилась у вас в доме за последние 5 лет?
2.Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований.
-Приведите примеры.
Задание. Прочитайте текст «Интересные факты» на с. 123, 124 учебника и найдите примеры второй черты НТР.
(Обсуждение в классе.)
3.НТР резко повысила требования к уровню квалификации трудовых ресурсов.
- Приведите примеры.
- Подумайте, как необходимость повышения уровня квалификации повлияет на вас.
(Обсуждение в классе.)
4.НТР зародилась в годы Второй мировой войны как военно-техническая революция.
- Приведите примеры.
- Назовите четыре составные части НТР?
1) Наука.
Задание. Прочитайте текст на с.101 учебника и приведите примеры проявления НТР в науке.
2) Техника и технология.
Задание. Прочитайте текст на с.101, 102 учебника и ответьте на вопросы.
- Каковы функции техники и технологии в эпоху НТР?
- Назовите два главных пути развития техники и технологии.
- Приведите примеры эволюционного пути развития техники и технологии.
- В чем заключается революционный путь развития техники и технологии?
- Приведите примеры проявления НТР в технологии.
3) Производство.
Задание. Прочитайте текст на с. 103, 104 учебника и запишите в тетрадь шесть главных направлений развития производства.
4) Управление.
Задание. Прочитайте текст на с.104-106 учебника и запишите требования к управлению в эпоху НТР.
1)Появление глобального информационного пространства, большую роль в его создании играет Интернет.
2)Возникновение кибернетики – науки об управлении.
3)Востребованность работников новых профессий – программистов, операторов и др.
4)Появление геоинформатики – нового направления географии
5)Создание ГИС – геоинформационных систем.
6)Размещение производства – тяготение к большим городам и агломерациям.
III.Закрепление
Задание. Прочитайте текст «Интересные факты» на с.124, 125 учебника и определите, к каким чертам и частям НТР относятся приведенные факты. Приведите примеры.
(Обсуждение в группе. Взаимопроверка. Самооценка.)
IV.Рефлексия
- Я понял (не понял) тему урока.
- Я оцениваю свою работу на уроке (отлично, хорошо, удовлетворительно).
- У меня были проблемы на уроке.
Домашнее задание
1.Прочитать текст «Мы характеризуем научно-техническую революцию» на с. 100-106 учебника.
2.Подготовить сообщения на темы «Европейский Союз (ЕС)», «Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК)», «Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)» (на выбор).