СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока на тему "СПП с придаточным условным"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными условными

 

Цель урока: 1.Общеобразовательная: формировать общие умения и навыки находить сложноподчиненные предложения с придаточными условными, составлять графические схемы, делать синтаксический разбор, ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении с придаточными условными;

2.Воспитывающая: содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий: гуманизм, товарищество, этические нормы поведения.

3.Развивающая: развивать исследовательские способности,  умение анализировать художественный текст, учить выделять главное, существенное в изученном материале; развивать познавательные интересы, творческие способности и монологическую речь учащихся,

Тип урока –  урок  объяснения нового материала

 Наглядность и дидактический инструментарий: карточки, цитаты, слайды

 Форма урока -   защита мини-проекта

Проблема урока: выявить уровень знаний, умений, навыков по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными  условными»

Межпредметная связь: литература, искусство

                      Ход урока:

1. Организационный момент.  Психологический настрой.

Дорогие ребята! Уважаемые коллеги!

Здравствуйте! Рада нашей встрече с вами и надеюсь, что сегодняшний урок будет для вас и меня интересным, полезным. Думаю, что вы внимательные и наблюдательные ученики, способны слышать и слушать учителя.

Эпиграф

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день унынья смирись:

День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живёт;

Настоящее уныло:

Всё мгновенно, всё пройдёт;

Что пройдёт, то будет мило.

А.С.Пушкин

 

2. Активизация знаний. Слайд 1.

Дополните термины, используемые в языкознании. (В скобках даны ответы)

1. Второстепенные и главные                      (члены предложения)

2. Самостоятельные и служебные                 (части речи).

3. Совершенный и несовершенный             (вид).

4. Деепричастный и сравнительный           (обороты).

6. Односоставные и двусоставные              (простые предложения).

7. Гласный и согласный                                (звуки).

8. Краткие и полные                                     (прилагательные, причастия).

9. Главная и придаточная                               (части СПП).

3. Целеполагание.

- Наша цель с  вами: совершенствовать навыки разбора СПП;  учиться составлять СПП, употреблять их в речи;

 

 

 

 Мы продолжаем рассматривать  виды сложноподчиненных предложений.  Сегодняшний урок посвящен теме «СПП с придаточными условными»

  Сегодняшний урок  необычен и потому, что Вы сегодня будете исследователями русского языка.  Всего лишь одну тему подвергнете наблюдениям, анализу, синтезу, и в конце урока презентуете свой мини-проект. Запишите число, тему урока. Слайд 2.

Девятнадцатое   ноября.

Классная работа.

СПП с придаточными условными

    Объект нашего исследования  - сложноподчиненные предложения. Предмет – СПП с придаточными условными. Слайд 3.

    Гипотеза. Если мы исследуем тему, то у нас получится мини-проект по теме «СПП с придаточными образа действия».  Ожидаемый результат – мини-проект.

  Группы у нас сформированы. Их 3. Чтобы определить вид придаточного, нам надо в первую очередь… Что знать, сделать, найти? - Найти главное предложение  и от него задать вопрос.

 - Как Вы думаете, на какие вопросы отвечают придаточные условными?

- При каком условии?

4. Этап проверки домашнего задания. Слайд 4.

Блиц-опрос.

     На какие группы делятся сложные предложения? (на доске ученик, ответивший на вопрос, начертит схему: "Виды сложных предложений").

Какие предложения являются сложносочиненными?

Какие предложения являются сложноподчиненными?

Назовите основные группы сложноподчиненных предложений

Каковы правила постановки знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях?

Как связываются простые предложения в составе сложного?

5. Подготовка к изучению новой темы. Слайд 5.

 Если мы с вами на уроке будем так друг друга хорошо понимать, то учебные цели будут достигнуты.

Если вы активно будете работать, урок получится интересным.

  Если у нас с вами будет всё хорошо, тогда и хорошее настроение нам обеспечено.

 Ну, и наконец,  если у нас всё чудесно, то мы в силах сделать счастливыми и окружающих   (предложения проецируются на экране).

          Ребята, какую особенность заметили в предложениях моего высказывания?

По своей структуре какого  типа    эти  предложения?

  1 исследование. Даются 3 текста – Как утолять жажду?(стр.78), Чистый родник (79), Об интересах и способностях человека (80-81). Слайд 6.

 Ищем сложноподчиненные предложения  и  записываем их  в тетради.(5 минут)

2 исследование. Слайд 7.

 Чтобы определить вид придаточного предложения, мы еще должны знать … О чем? О союзах и союзных словах, с помощью которых придаточные  условия прикрепляются к главному предложению.

3 исследование. Слайд 8.

Когда мы говорили о разных видах сложноподчиненных предложений, вы указывали , что придаточная часть относится к слову или предложению Понаблюдайте. Придаточные  условия относятся ко всему предложению, или  к слову, или к словосочетанию?

 Послушать музыку («Вальс» Свиридова), пока ученики  выполняют упражнение

 

 6. Закрепление темы. Слайд 9 .

 

 Для того, чтобы подготовить хорошо презентацию мини-проекта, который называется «СПП с придаточными условными», нам надо еще закрепить эту тему. Сейчас несколько заданий – дифференцированное и индивидуальное.

А) Упражнение 85 – устный разбор СПП

 В) Учащиеся должны показать умение составлять СПП.

 Упражнение 88(стр.75)

Из двух простых предложений составить СПП с придаточными условными

 1 группа – первое предложение, вторая – 2, третья – 5 (2 минуты)

 С) Индивидуальное задание (карточки). Составить схему к предложению (2 минуты)

 Мы с вами проанализировали интересную тему, а теперь презентация  мини-исследования.

Завершающий этап. Презентация мини-исследования  (на выбор презентация: плакат, инсценировка, рассказ и др.) Дается 7 минут.

   Ответы учащихся и вывод (формулировка правила СПП с придаточными условными)

Для развития речи и логического мышления: Слайд 10.

          Сейчас проведём работу, выглядящую немного парадоксально на уроке русского языка – решим примеры.

Выполните следующие действия:

1. От количества простых предложений, составляющих сложносочиненное предложение: Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит, – отнимите число запятых в нем.

3 – 2 = 1

2. К числу букв имени (без отчества) няни А.С. Пушкина прибавьте номер склонения полного имени (без отчества) поэта.

5 + 2 = 7

3. К количеству н в слове ветреный прибавьте число букв в приставке слова поскользнулся, полученную сумму умножьте на количество е в слове длинношеее.

(1 + 2) х 3 = 9

4. Номер склонения существительного фальшь умножьте на количество штилей, определенных Ломоносовым, и прибавьте количество карт, сыгравших роковую роль в судьбе главного героя «Пиковой дамы» А.С. Пушкина.

3 х 3 + 3 = 12

5. Количество богатырей на картине Васнецова умножьте на количество звуков в слове ель

3 х 3 = 9

6. Суммируйте полученные ответы. Конечную сумму отнимите от даты смерти А.С. Пушкина. Какое число у вас получилось, о чем оно вам говорит?

1837 – 38 = 1799

     10. Подведение итогов. Объяснение домашнего задания. Слайд11.

   Если бы великий поэт был сейчас среди нас, он был бы доволен вашими знаниями (предложение проецируется на экране).

СПП с каким видом придаточного я употребила вновь? Вспомним тему урока.

Какая информация содержится в придаточных условия? На какой вопрос отвечают? Какие союзы употребляются?

 11. Информация о домашнем задании. Упражнение 91 на стр.76

12 .Рефлексия . Слайд 12.

13. Оценивание (в группе спикер  помогает выставлять баллы каждому за вклад в общее  мини-исследование)

14. Итог урока.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!