СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока на тему: "Международные отношения накануне Второй мировой войны"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока для учеников 11 класса по всеобщей истории

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему: "Международные отношения накануне Второй мировой войны"»

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ


Учитель: Полякова Екатерина Владимировна


Класс: 11


Тема: Международные отношения накануне Второй мировой войны

в 30-е годы XX в.


Цель урока: дать характеристику международным отношениями в 30-е гг. XX века.

Задачи урока:

Образовательные:

- выявить факторы, которые определяли изменения в международных отношениях в 1930-е гг.;

- выяснить причины провала англо-франко-российских переговоров;

- выяснить причины противоречивости внешнеполитического курса СССР;

- раскрыть значение понятия «коллективная безопасность», очаги военной опасности, «политика умиротворения агрессора»

Развивающие:

- продолжить развитие навыков логического и критического мышления, умения делать вывод, работать с учебником, картой, документами, составлять логические схемы и таблицы.

Воспитательные:

- продолжить патриотическое, политическое, толерантное, социальное и нравственное воспитание учащихся;

- отстаивать и аргументировать свою точку зрения.


Оборудование:

- мультимедийная презентация;

- карта «Европа в 1914-1939 гг.»;

- раздаточный материал (выдержки из документов, оценки международной обстановки накануне Второй мировой войны политиками того времени);

- учебник «История России» 11 класс (Н.В. Загладин, Ю.А. Петров, С.Т. Минаков, С.И. Козленко).


Методы работы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, творческо-поисковый


Тип урока: урок изучения нового материала.


Ход урока


1. Организационный этап.

Класс разделен на три группы, однако в процессе урока мы будем соединять коллективные и групповые методы работы.


2. Мотивация знаний.

Слайд шоу из фотографий


Вступительное слово учителя


Более 70 лет назад отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Но и сегодня в мире продолжают размышлять о роли различных стран во Второй мировой войне, их вкладе в Победу, а также появляются новые точки зрения по поводу инициаторов Второй мировой войны.

Но мы не будем на сегодняшнем уроке искать, кто виноват. Цель нашего урока: выяснить, какие попытки делал мир, чтобы остановить агрессора и почему это не получилось.

Запись темы урока в тетрадях: «Международные отношения накануне Второй мировой войны».


Эпиграф урока

Войну начинают не военные.
Войну начинают политики.

У. Уэстморланд


На сегодняшнем уроке мы рассмотрим несколько вопросов.

1. Международная обстановка в 30-е гг. ХХ в.

2. Политика «умиротворения агрессора».

3. Попытки англо-франко-советских переговоров.

4. Смена внешнеполитического курса СССР – подписание пакта Молотова-Риббентропа с Германией.


3. Домашнее задание

  1. § 21.

  2. Стр. 195 задание 3.

  3. Творческое задание: написать эссе на тему «Считаете ли вы, был ли вариант мирной остановки агрессора?»


4. Актуализация знаний

Прежде, чем мы начнем, давайте вспомним некоторые моменты.

- Какие военно-политические блоки участвовали в Первой мировой войне? На чьей стороне были Япония и Италия?

- Когда к власти в Италии пришел Муссолини? (в 1925 году Дуче фашизма и учредитель империи)

- Когда к власти в Германии пришел Гитлер? (1933 год)

- Что такое Версальско-Вашингтонская система? (Версальско-Вашингтонская система международных отношений — мировой порядок, основы которого были заложены по завершении Первой мировой войны 1914—1918 Версальским мирным договором, договорами с союзниками Германии, а также соглашениями, заключёнными на Вашингтонской конференции 1921—1922. Сложилась в 1919—1922 и была призвана формально закрепить итоги Первой мировой войны.)


5. Изучение новой темы.

5.1. Международная обстановка в 30-е гг. ХХ в.


После 1933 года в мире стали всё чётче вырисовываться два противоборствующих между собой лагеря. С одной стороны – это фашистские режимы с явно завоевательскими целями во главе с Германией. С другой стороны – это антифашистские силы во главе с СССР. Особую нишу в системе противоречивых международных отношений занимали капиталистические страны Запада – Франция и Великобритания. О противоречиях и международных отношениях развитых стран мира накануне Второй мировой войны пойдёт речь на этом уроке.

Рас­смат­ри­вая меж­ду­на­род­ные от­но­ше­ния на­ка­нуне Вто­рой ми­ро­вой войны, необ­хо­ди­мо оха­рак­те­ри­зо­вать сто­ро­ны и блоки, враж­до­вав­шие друг с дру­гом на почве идео­ло­гии. В пред­две­рии войны имен­но идео­ло­ги­че­ский фак­тор стал иг­рать ре­ша­ю­щую роль.

С одной сто­ро­ны таким во­ен­но-по­ли­ти­че­ским бло­ком была т.н. «Ось Бер­лин-Рим-То­кио», не скры­вав­шая своих за­хват­ни­че­ских устрем­ле­ний в мире. Гер­ма­ния была уни­же­на пунк­та­ми Вер­саль­ско­го до­го­во­ра и стре­ми­лась взять ре­ванш, в том числе и за счёт по­ко­ре­ния со­сед­них стран. Ита­лия стре­ми­лась вос­со­здать Рим­скую им­пе­рию пе­ри­о­да наи­выс­ше­го мо­гу­ще­ства. Япо­ния стре­ми­лась стать пол­но­власт­ной хо­зяй­кой в Ази­ат­ско-ти­хо­оке­ан­ском ре­ги­оне

С дру­гой сто­ро­ны были стра­ны за­пад­ных де­мо­кра­тий. В Ев­ро­пе та­ки­ми стра­на­ми были Ан­глия и Фран­ция, про­во­див­шие «по­ли­ти­ку уми­ро­тво­ре­ния», ко­то­рая за­клю­ча­лась в том, чтобы не до­пу­стить но­во­го круп­но­мас­штаб­но­го во­ен­но­го кон­флик­та и вся­че­ски идти на те или иные уступ­ки за­хват­ни­че­ским пла­нам Гер­ма­нии, как бы от­во­дя от себя ос­нов­ной удар.

С тре­тьей сто­ро­ны был Со­вет­ский Союз, ко­то­рый со­зда­вал в Ев­ро­пе «си­сте­му кол­лек­тив­ной без­опас­но­сти», не желая также втя­ги­вать себя в во­ен­ный кон­фликт на чьей-ли­бо сто­роне, но по­сто­ян­но сле­дя­щий за дей­стви­я­ми гер­ман­ско­го фа­шиз­ма и англо-фран­цуз­ской по­ли­ти­кой.

В конце 1930-х гг. мир по­тряс­ло неви­дан­ное до этого вре­ме­ни пре­не­бре­же­ние меж­ду­на­род­ным пра­вом и за­ко­на­ми.

В марте 1938 года немец­кие вой­ска пе­ре­шли гра­ни­цу с Ав­стри­ей и ок­ку­пи­ро­ва­ли эту стра­ну, при­со­еди­нив её к Гер­ма­нии. Про­изо­шёл ан­шлюс Ав­стрии, на что ми­ро­вое со­об­ще­ство в боль­шин­стве своём за­кры­ло глаза. Тогда же Гит­лер предъ­явил пре­тен­зии на че­хо­сло­вац­кую об­ласть Су­де­ты, где боль­шин­ство на­се­ле­ния со­став­ля­ли немцы. Че­хо­сло­ва­кия ока­за­лась под угро­зой во­ен­но­го втор­же­ния. СССР пред­ло­жил Праге по­мощь, но для этого ему надо было про­ве­сти свои вой­ска через Поль­шу, от­но­ше­ния с ко­то­рой были очень пло­хи­ми. В итоге, ми­ро­вое со­об­ще­ство сна­ча­ла за­ста­ви­ло Прагу от­дать Су­де­ты, а затем, осе­нью того же 1938 года, рас­чле­ни­ло саму Че­хо­сло­ва­кию. Осе­нью 1938 года в Мюн­хене со­бра­лись главы 4 го­су­дарств – Гер­ма­нии, Фран­ции, Ита­лии и Ан­глии. Сле­дуя «по­ли­ти­ке уми­ро­тво­ре­ния», Ан­глия и Фран­ция от­да­ли на откуп Гит­ле­ру неза­ви­си­мую Че­хо­сло­ва­кию, пред­опре­де­лив, тем самым, её судь­бу. Это со­гла­ше­ние вошло в ис­то­рию как «Мюн­хен­ский сго­вор». Че­хо­сло­ва­кия была по­де­ле­на между Гер­ма­ни­ей (боль­шая часть), Поль­шей и Вен­гри­ей. Вер­нув­ший­ся в Лон­дон бри­тан­ский пре­мьер Чем­бер­лен са­мо­уве­рен­но за­явил ан­гли­ча­нам: «Я при­вёз вам мир»

На Даль­нем Во­сто­ке япон­ская армия ок­ку­пи­ро­ва­ла во­сточ­ное по­бе­ре­жье Китая и устра­и­ва­ла про­во­ка­ции про­тив СССР в 1938 году на озере Хасан, а в 1939 году на реке Хал­хин-Гол в Мон­го­лии, ко­то­рую Со­вет­ский Союз по­обе­щал обо­ро­нять от япон­цев. Обе во­ен­ные про­во­ка­ции были слом­ле­ны Крас­ной Ар­ми­ей.

Видя на­ка­ля­ю­щу­ю­ся об­ста­нов­ку в Ев­ро­пе и мире, СССР пред­ла­га­ет стра­нам За­па­да – Ан­глии и Фран­ции – пойти на сбли­же­ние, про­ти­во­стоя, тем самым, как и в Первую ми­ро­вую войну, Гер­ма­нии, по­ни­мая, что она не смо­жет во­е­вать на два фрон­та. Такое пред­ло­же­ние не могло удо­вле­тво­рить ан­гли­чан и фран­цу­зов, т.к. их по­ли­ти­ка была на­прав­ле­на на то, чтобы раз­вер­нуть за­хват­ни­че­ские устрем­ле­ния Гит­ле­ра на Во­сток – Поль­шу, СССР, Бал­ка­ны. Делая уступ­ку за уступ­кой, веря, что Гер­ма­ния за «за­кры­тие глаз» на на­ру­ше­ние всех меж­ду­на­род­ных за­ко­нов, ни­ко­гда не по­вер­нёт про­тив них силу, ан­гли­чане и фран­цу­зы креп­ко ошиб­лись.

Видя, что Ан­глия и Фран­ция не же­ла­ют за­клю­чать до­го­во­ры о вза­и­мо­по­мо­щи, СССР на­чи­на­ет вести свою по­ли­ти­ку, не огля­ды­ва­ясь на стра­ны За­па­да. В од­но­ча­сье он ме­ня­ет свою внеш­не­по­ли­ти­че­скую ори­ен­та­цию и 23 ав­гу­ста 1939 года под­пи­сы­ва­ет До­го­вор о нена­па­де­нии с Гер­ма­ни­ей, тем самым, раз­во­ра­чи­вая Гит­ле­ра с Во­сто­ка на Запад, вы­иг­ры­вая для себя пару лет для под­го­тов­ки к войне, т.к. в Москве мало кто со­мне­вал­ся, что рано или позд­но война с Гер­ма­ни­ей про­изой­дёт. Это был ре­ша­ю­щий ход в ми­ро­вой по­ли­ти­че­ской си­сте­ме. Стра­ны За­па­да, по­твор­ствуя Гер­ма­нии, сами стали за­лож­ни­ка­ми такой си­сте­мы.

1 сен­тяб­ря 1939 года на­ча­лась Вто­рая ми­ро­вая война.


5.2. Политика «умиротворения агрессора».

Итак, у нас есть агрессор и, прежде всего, агрессор в Европе.

Посмотрим, как пытались его остановить ведущие страны западных демократий.

Работа в группах: «Мюнхенское соглашение»


Оценки Мюнхенского договора


Вопрос всем

- Как вы думаете, почему стало возможно подписание подобного договора?


Учащиеся записывают в тетрадь понятие «политика умиротворения агрессора» – политика, основанная на уступках и потаканиях агрессору.

Политика умиротворения агрессора состоит в урегулировании искусственно разжигаемых государством-агрессором международных споров и разрешения конфликтов посредством сдачи стороне, ведущей агрессивную политику, второстепенных и малозначимых, с точки зрения авторов этой доктрины, позиций и вопросов.


5.3. и 5.4. Попытки англо-франко-советских переговоров и смена внешнеполитического курса СССР – подписание пакта Молотова-Риббентропа с Германией.

Однако все больше становилось понятно, что надвигается катастрофа и Германия не остановится. В 1939 года происходят попытки создания системы безопасности в Европе на случай войны.

Работа в группах с документами

Группа 1. Англо-франко-советские переговоры весной 1939 г.

Группа 2. Переговоры военных миссий в Москве в 1939 г.

Группа 3. Советско-германский пакт о ненападении.



6. Закрепление изученного материала

Беседа

- какие попытки были сделаны в мире, чтобы остановить агрессора?

- почему провалились англо-франко-советские переговоры?

- причины смены внешнеполитического курса СССР?

- кто выиграл от пакта Молотова-Риббентрова?


Работа с цитатой

Учебник стр. 194-195 «Документальные материалы. Из воспоминаний премьер-министра Англии в 1940-1945 гг. У. Черчилля».


7. Итоги урока. Релаксация.

Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами увидели, что мир не смог остановить агрессора.

1 сентября 1939 года Германии напала на Польшу, 3 сентября войну Германии объявили Англия и Франция. Вторая мировая война началась.



8. Оценивание.




Раздаточный материал № 1

1. Мюнхенский договор


Из соглашения между Германией, Соединенным Королевст­вом, Францией и Италией, заключенного в Мюнхене (29 сентяб­ря 1938 г.).


«Германия, Соединенное Королевство (это Великобритания и Ирландия)1, Франция и Италия, согласно уже принципиально достигнутому соглашению отно­сительно уступки Судето-немецкой области, договорились о следующих условиях и формах этой уступки, а также необходи­мых для этого мероприятиях и объявляют себя в силу этого со­глашения ответственными каждая в отдельности за обеспечение мероприятий, необходимых для его выполнения:


  1. Эвакуация начинается с 1 октября.


  1. Соединенное Королевство, Франция и Италия согласились с тем, что эвакуация территории будет закончена к 10 октября, причем не будет произведено никаких разрушений имеющихся сооружений, и что чехословацкое правительство несет ответст­венность за то, что эвакуация области будет проведена без по­вреждения указанных сооружений.


  1. Формы эвакуации будут установлены в деталях междуна­родной комиссией, состоящей из представителей Германии, Со­единенного Королевства, Франции, Италии и Чехословакии...

Мюнхен, 29 сентября 1938 г.

А. Гитлер

Эл. Даладье

Б. Муссолини

Невилл Чемберлен»


Вопросы к документу

  • Представители каких стран подписали соглашение?

  • В чем суть подписанного договора?

- В какие сроки Судетская область Чехословакии будет «эвакуирована» Германией?

- Есть ли в документе информация о присутствии предста­вителей Чехословакии на переговорах в Мюнхене? О чем это говорит?


2. Оценки Мюнхенского договора


Вылетая в Мюнхен, Чемберлен говорил: «Сколь ужасной, фантастичной и неправдоподобной представляется сама мысль о том, что мы должны здесь, у себя, рыть траншеи и примерять противогазы лишь потому, что в одной далекой стране поссорились между собой люди, о которых нам ничего не известно».

Вернувшись после подписания соглашения в Лондон, Чемберлен у трапа самолета произнес: «Я привез мир нашему поколению».

Саму Чехословакию на переговоры не пригласили, поэтому ее президент Эдвард Бенеш назвал документ «договором предательства».

Уинстон Черчилль (премьер-министр Великобритании с 1940 г.) прокомментировал Мюнхенское соглашение: «Англии был предложен выбор между войной и бесчестием. Она выбрала бесчестие и получит войну».

Министр иностранных дел Великобритании Энтони Иден подал в отставку в знак протеста против Мюнхенского сговора.

Раздаточный материал № 2


Предложение правительства Великобритании о заключе­нии совместной декларации СССР, Англии, Франции и Польши от 21 марта 1939 г.


«...Если европейский мир и безопасность будут затронуты любыми действиями, составляющими угрозу политической не­зависимости любого европейского государства, наши соответст­вующие правительства настоящим обязуются немедленно сове­щаться о тех шагах, которые должны быть предприняты для со­вместного сопротивления таким действиям».


- Предложение правительства СССР от 17 апреля 1939 г.:

1. Англия, Франция, СССР заключают между собой согла­шение сроком на 5-10 лет о взаимном обязательстве оказывать друг другу немедленно всяческую помощь, включая военную, в случае агрессии в Европе против любого из договаривающихся государств.

2. Англия, Франция, СССР обязуются оказывать всяческую, в том числе и военную, помощь восточно-европейским государ­ствам, расположенным между Балтийским и Черным морями и граничащими с СССР, в случае агрессии против этих госу­дарств.


- Из меморандума английского правительства правительству Французской Республики от 22 мая 1939 г.:

«Представляется желающим заключить какое-либо соглаше­ние, по которому СССР придет нам на помощь, если на нас на­падут с Востока, не только с целью принудить Германию вести войну на два фронта, но также по той причине..., что в случае войны важно вовлечь в нее Советский Союз».


- Из заявления министерства иностранных дел Польши от 14 мая 1939г.:

«Наша позиция по вопросу об англо-франко-советских пере­говорах не может быть ни отрицательной, ни положительной, поскольку в этих переговорах мы участия не принимаем…

Мы по-прежнему придерживаемся той точки зрения, что до­говор о взаимной польско-советской помощи ускорил бы кон­фликт».


- Учебник: стр. 192 «Документальные материалы: Из выступления У. Черчилля в палате общин (19 мая 1939 г.)»


Вопросы:

  • Сравнить предложения СССР и Великобритании о мерах, которые должны были предпринять договаривающиеся страны в случае немецкой агрессии.


  • Определить принципиальные отличия позиции СССР от позиции его европейских партнеров по переговорам.


  • Какую позицию занимала Польша?









Раздаточный материал № 3

Англо-франко-советские переговоры в 1939 г.

«Британское правительство, - указывалось в директиве, - не желает принимать на себя какие-либо конкретные обязательст­ва, которые могли бы связать нам руки при любых обстоятель­ствах. Поэтому следует стремиться к тому, чтобы ограничиваться в военном соглашении возможно более общими формулировками. Что-нибудь вроде согласованной декларации о политике могло бы соответствовать этому». «Если русские предложат, чтобы английское и французское правительства обратились к Польше, Румынии или прибалтийским государствам с предложениями, влекущими за собой сотрудничество с советским правительст­вом или Генеральным штабом, - говорилось в директиве, - де­легация не должна брать на себя каких-либо обязательств, а об­ращаться в Лондон. Делегация не должна обсуждать вопроса об обороне прибалтийских государств, так как ни Великобритания, ни Франция не гарантировали этих стран...

Из воспоминаний Н. Г. Кузнецова о переговорах военных миссий:

«11 августа 1939 г. состоялась первая встреча и личное зна­комство участников переговоров.

В особняке Наркоминдела на Спиридоновке без особых це­ремоний главы миссий со своими помощниками уселись за круглый стол. Хозяином приема, естественно, был К. Е. Воро­шилов...»

«...Казалось, обстановка требовала даже в первые часы пре­бывания глав миссий Англии и Франции в Москве без промед­ления начать беседу с самой злободневной темы: опасности аг­рессии со стороны фашистской Германии.

Но высокий, седой, худощавый адмирал Драке ... вел нето­ропливый светский разговор о флотской регате в Портсмуте и конных состязаниях, как будто на международном горизонте не было ни одной грозовой тучи».

«...Переговоры военных миссий длились до 21 августа. Уточнялись наметки планов, но вопрос о возможности прохода советских войск через территорию Польши, если этого потре­буют военные обстоятельства, оказался неразрешимым. А ведь без этого договоренность по всем остальным проблемам теряла реальное значение.

Советская военная миссия, естественно, торопила западных коллег с ответом именно по этому кардинальному вопросу. Од­нако представители западных держав, особенно англичане, охотно вели разговоры общего порядка о том, что "Атлантиче­ский океан занимает площадь в 3 млн кв. миль, а Тихий океан -в два раза больше", но не отвечали на основной вопрос».

Срыв переговоров военных миссий СССР, Англии и Фран­ции в 1939 г.

Маршал К. Е. Ворошилов:

«...Советская миссия считает, что СССР, не имеющий об­щей границы с Германией, может оказать помощь Франции, Англии, Польше и Румынии. Лишь при условии пропуска его войск через польскую и румынскую территории, ибо не сущест­вует других путей для того, чтобы войти в соприкосновение с войсками агрессора.

...Английская и французская миссии, к нашему удивлению, не согласны в этом с советской миссией. В этом наше разногла­сие.

Советская военная миссия не представляет себе, как могли правительства и генеральные штабы Англии и Франции, посы­лая в СССР свои миссии для переговоров о заключении военной конвенции, не дать точных и положительных указаний по тако­му элементарному вопросу, как пропуск и действия советских войск против агрессора на территории Польши и Румынии, с которыми Англия и Франция имеют соответствующие полити­ческие и военные отношения».

Вопросы:

  • Объясните, почему Англия и Франция стремились к затя­гиванию переговоров в Москве?

  • Назовите причины разногласий.

  • Была ли возможность успешно закончить переговоры?

  • К каким последствиям привел провал переговоров?

Раздаточный материал № 4


Из Договора о ненападении между Германией и Советским Союзом,

23 августа 1939 г.:

«Статья 1. Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздержи­ваться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга как отдельно, так и совместно с другими державами.

Статья 2. В случае, если одна из Договаривающихся Сторон ока­жется объектом военных действий со стороны третьей державы, другая Договаривающаяся Сторона не будет поддерживать ни в какой форме эту державу.

Статья 3. Правительства обеих Договаривающихся Сторон оста­нутся в будущем в контакте друг с другом для консультации, чтобы информировать друг друга о вопросах, затрагивающих их общие интересы.

Статья 4. Ни одна из Договаривающихся Сторон не будет участво­вать в какой-либо группировке держав, которая прямо или косвен­но направлена против другой стороны


Из Секретного дополнительного протокола к Договору о не­нападении между Германией и Советским Союзом, 23 авгу­ста 1939г.:

«При подписании договора о ненападении между Германией и Со­юзом Советских Социалистических Республик нижеподписавшие­ся уполномоченные обеих сторон обсудили в строго конфиденци­альном порядке вопрос о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе. Это обсуждение привело к ниже­следующему результату:

1. В случае территориально-политического переустройства обла­стей, входящих в состав прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР

2.В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского государства, граница сфер ин­тересов Германии и СССР будет приблизительно проходить по ли­нии рек Нарев, Висла и Сана.

Вопрос, является ли в обоюдных интересах желательным сохра­нение независимого Польского государства, и каковы будут грани­цы этого государства, может быть выяснен только в течение даль­нейшего политического развития.

Во всяком случае, оба правительства будут решать этот вопрос в порядке дружественного обоюдного согласия.

3.Касательно юго-востока Европы с советской стороны подчерки­вается интерес СССР к Бессарабии. С германской стороны заяв­ляется о ее полной политической незаинтересованности в этих областях.

4.Этот протокол будет сохраняться обеими сторонами в строгом секрете».


Вопросы:

- В чем суть секретного дополнительного протокола, заклю­ченного между Германией и Советским Союзом?

  • Какие территории являлись сферой влияния интересов Со­ветского Союза и Германии?

  • Дайте свою оценку секретному протоколу.

  • Что дал пакт о ненападении Германии и СССР?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!