Действие магнитного поля на проводник с током. Закон Ампера.
Вид урока: комбинированный.
Методы урока: рассказ, демонстрация, выполнение упражнений, лабораторная работа.
Оборудование: ПК+ проектор (презентация), раздаточный материал, демонстрационный набор, лабораторный набор (источник тока, реостат, ключ, соединительные провода).
Цель урока: расширение специальных представлений о применении электромагнитных явлений в технике.
Задачи урока:
Обучающие: продолжить формирование понятия магнитного поля, обеспечить усвоение учащимися зависимости силы, действующей на проводник с током от силы тока в проводнике, длины проводника, от угла, образованного вектором магнитной индукции с проводником. Получить закон Ампера. Уметь определять направление силы, действующей на проводник, находить модуль вектора магнитной индукции, определить единицы измерения магнитной индукции. В целях формирования научного мировоззрения показать роль физического эксперимента и наблюдений в раскрытии причинно-следственных связей между понятиями: силы Ампера, силы тока, магнитной индукции.
Развивающие: развивать умение наблюдать, сравнивать и сопоставлять изучаемые явления, определять зависимость физических величин. Развивать коммуникативные качества личности, умение работать с информацией.
Воспитательные: подготовить личности информационного общества, воспитывать у учащегося интерес к научным знаниям и развитие способности к исследовательскому труду. Продолжить формирование навыков работы в группе, вырабатывать бережное отношение к оборудованию.
Оборудование: штатив, проводник, источник тока, ключ, амперметр, подковообразный магнит
План урока
Содержание | Методы и приемы |
Контроль знаний по теме: “Магнитное поле” | Карточки |
Актуализация опорных знаний. | Фронтальный опрос. Беседа. Использование презентации. |
Изучение нового материала | Демонстрация опыта. Выдвижение гипотезы и ее экспериментальная проверка c использованием опыта. Анализ исследуемых зависимостей. Работа с учебником. Запись в тетрадях |
Закрепление темы | Беседа. Работа по слайдам. Решение задач. |
Итог урока | Рефлексия. Самоанализ. |
Задание на дом | Запись на доске и в дневниках |
Ход урока:
Организационный момент.
Мотивационный этап урока.
Надо много учиться, чтобы осознать, что знаешь мало.
М. Монтень
«Любящий камень» такое поэтическое название дали китайцы магниту. Знатоки утверждали, что магнит способен восстанавливать семейное счастье, притягивая мужа к жене, изгонять из человека душевную тоску, приворожить красавицу. Чтобы чудесные качества магнита не угасали, держать его следует в красном — подобно царской одежде из пурпура.
Контроль знаний. Фронтальный опрос по слайдам - задачи. Карточки.
Проблемная ситуация. Видео опыта действия магнитного поля на проводник с током. Проблема: почему проводник приходит в движение?
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 5-6 мин.
Что знаем? Что хотим узнать? Постановка цели и задач урока.
Исследовательская работа: изучение электродвигателя постоянного тока.
Устный фронтальный опрос.
Определение магнитного поля.
Как можно определить существование магнитного поля и направление индукции магнитного поля?
Правило правой руки.
Правило буравчика.
Задачи по слайдам.
Выявление места и причины затруднения–2-3 мин.
Построение проекта выхода из затруднения.
Реализация построенного проекта
Задачи:
Узнать природу силы
Узнать как определить направление силы
Узнать от чего зависит сила Ампера
Применение.
Источники информации: учебник, интернет, опыт.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону: решение задач по карточкам.
Решение задач у доски. 278- Контрольные и самост. работы по физике. 9кл. К учебн. Перышкина, Гутник_Громцева О.И_2010 -160с
Лукашик В.И. Иванова Е.В. Сборник задач по физике (25-е издание, 2011)
Включение в систему знаний и повторение.
Рефлексия учебной деятельности (подведение итогов занятия). Самоанализ.