СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока на тему: "Становление индустриального общества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему: "Становление индустриального общества"»

Класс, дата: 9й

Тема: Становление индустриального общества

Цели:

1.Обучающая:

  • Формирование представлений о социально-экономических процессах в странах Европы в XIX веке; промышленном перевороте.

  • Ознакомление учащимися наиболее важных достижений науки и техники.

  • Объяснение закономерностей исторического процесса и становления индустриального общества.

    • Усвоение учащимися новых понятий.

2.Развивающая:

    • Развитие познавательного интереса к дисциплине;

    • Развитие исторического мышления на основе систематизации и обобщения ранее изученного материала.

3.Воспитательная

    • Воспитание уважения к истории, традициям чужих народов.

    • Воспитание уважительного отношения к общечеловеческим ценностям.

4. Методическая

  • Создание условий для проявления познавательной активности учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

  1. Актуализация знаний

XIX век считается временем, когда в привычной жизни большинства людей появляются новые черты поведения, образа жизни. XIX век охарактеризовался такими явлениями, как протекционизм, индустриализация, урбанизация, расцвет колониализма, с другой стороны — небывалыми достижениями культуры и искусства, а также техники и науки. XIX век дал огромное количество выдающихся музыкантов, художников, писателей и поэтов, архитекторов, а также учёных, изобретателей, авантюристов и великих политиков.

С чем связаны данные изменения в сознании и образе жизни людей?

  1. Изучение нового материала

План изучения нового материала:

  1. Модернизация. Три эшелона модернизации.

  2. Завершение промышленного переворота.

  3. Изменения, произошедшие в индустриальном обществе.

1. Модернизация. Три эшелона модернизации. Разрушение традиционного общества в странах Европы происходило неравномерно.

Выделяют три эшелона модернизации:

1) страны старого капитализма, центр (их развитие совпало с началом нового времени). Индустриальное общество развивалось эволюционно, т.е. постепенно, и это развитие носило естественный характер (Англия, Франция)

2) страны молодого капитализма, средняя зона, где модернизация проводилась в основном за счет целенаправленных реформ (Германия, Австрия, Россия)

3) страны отдалённые от центра, где преобладали нормы традиционного общества, и процессы модернизации распространялись очень ограниченно (Латинская Америка, Испания).

2. Завершение промышленного переворота. Переходя к рассмотрению второго вопроса, преподаватель проводит беседу:

- В чем заключается техническая сторона промышленного переворота?

- Почему именно в Англии раньше, чем в других странах, стало складываться индустриальное общество?

Переход к индустриальному обществу начался в период промышленной революции. Именно этот период, XVIII–XIX века, ответствен за переход от ручного труда к механизированному. Начало и середина XIX века стали апогеем индустриализации в ряде ведущих мировых держав. В период промышленной революции оформились основные черты современного государства, такие как рост производства, урбанизация, экономический рост и капиталистическая модель общественного развития. Обычно индустриальную революцию связывают с ростом машинного производства и интенсивным технологическим развитием, однако именно в этот период произошли основные социально-политические изменения, повлиявшие на становление нового общества.

Давайте вспомним, какие изобретения и открытия подарил нам ΧΙΧ век? (пароходы, автомобили, аэростаты, планеры, радио, телефон, лампочку, новое оружие: револьвер Кольт и пулемет Максим).

3. Изменения, произошедшие в индустриальном обществе. Немецкий ученый Вернер Зомбарт назвал XIX в. временем, когда «земля выбрасы­вала своих детей». Постарайтесь объяснить данные слова.

Массы населения, столетиями жившие на земле, приходят в движение и покидают родные места. Уход из деревни порождал эмиграцию, люди уезжали в другие страны. Многие жители местечек переезжали в крупные города или новые промышленные центры своей страны. С 20-х гг. XIX в. началось массо­вое переселение европейцев на другие континенты. Уезжали из Англии, Германии, Скандинавских стран, Восточной и Южной Ев­ропы. Уезжали в Латинскую Америку, Канаду, Австралию, Юж­ную Африку, но большинство эмигрантов направлялись в США. Нью-Йорк стал главным портом, куда прибывали эмигранты. Чтобы попасть туда из Гамбурга или Ливерпуля, требовалось 12 дней плавания, из Неаполя — 21 день.

- Что заставляло людей покидать свои родные края, дома?

- Появление, какого транспорта способствовало этому?

- Что стало итогом массовой миграции населения?

Рост городов — одна из черт индустриального общества. Этот процесс ускорился в начале XIX в. и продолжался в дальнейшем. Бурный рост городов был вызван, во-первых, перенаселением деревни, обусловленным улучшением землепользования и внедрением передовых методов ведения хозяйства, в результате чего высвободилось много рабочих рук; во-вторых, упадком небольших городков, связанным с падением ремесленного производства и мелкой торговли, а также с изменениями на транспорте: с развитием железнодорожного транспорта центры промышленности переместились в новые районы. Поэтому в поисках работы люди были вынуждены менять место жительства. Большинство новоприбывших устраивалось у друзей, родите­лей, земляков. Город состоял из кварталов, каждый из которых имел свей язык и свои обычаи. Эмигранты являлись дешевой ра­бочей силой, согласной на самые тяжелые условия труда.

- Подумайте, как индустриальная революция повлияла на социальную структуру западноевропейского общества?

Исчезают сословия, усложняется классовая структура общества. Увеличивалась численность буржуазии и наемных промышленных рабочих, занятых в капиталистическом производстве, к началу XX в. они стали основными социальными группами индустриального общества. Что же касается основных классов традиционного общества — дворян-землевладельцев и крестьян, то их численность уменьшалась. Господство аристократии уходит в прошлое. Аристократия сливается с буржуазией, что приводит к формированию нового высшего класса, крупной буржуазии. Появляется средний класс – опора общества, объединивший самые разные слои общества — мелкую буржуазию, служащих частных компаний и государственных учреждений. К среднему классу относились и лица свободных профессий — инженеры, изобретатели, врачи, преподаватели, офицеры, юристы и др. Одним из главных признаков принадлежности к среднему классу было устойчивое материальное положение, хотя и различное у отдельных слоев. Средний класс – это промежуточная группа между богатыми и бедными. Профессионалы в различных видах деятельности. Признаки: наличие образования, высокая квалификация, компетентность. Они обладали авторитетом в обществе.

Заглянув вечером в район Лондона, где располагались конфетные и табачные фабрики, можно было увидеть идущих под руку усталых девушек в шляпках, украшенных огромными пучками разноцветных страусовых перьев. Это «фабричные девушки». С 13 лет они на фабрике, с 14 — независимы, так как платят своим матерям за квартиру и стол 5—6 шиллингов в неделю. Работали на фабриках и женщины, но чаще всего вдовы или жены пьяниц, преступников. Порядочный английский рабочий предпочитал, чтобы его жена занималась домом и детьми. Многие женщины работали домашней прислугой, а с развитием предпринимательства у них появились новые профессии: телефонистки, машинистки, секретарши. За свою работу женщины получали намного меньше мужчин.

«Дитя нищеты, крещенное вместо купели в слезах»,— писал английский поэт Лангори о «фабричных детях». Несмотря на ряд парламентских законов, детей продолжали использовать на самой тяжелой работе, в том числе и в каменноугольных шахтах. Одни работали на дне шахтового колодца, нагружая углем тележки, запряженные пони. Другие, сидя в полной темноте, должны были открывать и закрывать двери, ведущие в подземные галереи, каждый раз, когда проезжала тележка. Такой одуряющей работой занимались двенадцатилетние подростки. Только в 1893 г. в Англии был принят закон, запрещавший принимать на работу детей до 11 лет (до этого к работе допускались дети с 8 лет). Рабочий день продолжался 6,5 часа, а после работы 3 раза в неделю по закону они должны были ходить в школу. Но дети были такими усталыми, что на уроках спали. «Фабричные дети» имели плохой цвет лица, сутулые плечи, узкую грудь. Казалось, это другой народ, так отличались они от тех, кому не приходилось губить свое здоровье на фабриках. Стремление к свободе и независимости выразилось и в женском движении за уравнение в правах, эмансипацию. Начало этому движению положила Великая французская революция. Но равенство на женщин распространялось недолго — после 1793 г. женские клубы и газеты закрыли. В 1840 г. петицию в конгресс о предоставлении им равных с мужчинами прав подали американские женщины, но ответа не получили. До 70-х гг. XIX в. женщины не пользовались равными с мужчинами имущественными правами, а в семье подчинялись мужу или отцу. В Англии женщины добились права голоса в 1918 г. Во главе стояла Эммелина Панкхорст.


- Какие выводы можно сделать, исходя из данного материала?

ИТОГИ

ДОСТИЖЕНИЯ

ПРОБЛЕМЫ

Рост городов и городского населения

Расслоения общества

Появление среднего класса

Тяжелые условия рабочих

Женское движение за уравнение в правах

Безработица


Женский и детский труд

  1. Закрепление изученного материала

-Какие явления в жизни общества позволяют охарактеризовать это общество как индустриальное?

- Как вы оцениваете появление в обществе среднего класса?

4. Домашнее задание

1. Учить § 1-2

* 2. Подготовить сообщение об образе жизни людей в XIX веке.

3. Заполнить таблицу
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!