СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока на тему Оптимизация «Природного каркаса» территории. Оптимальное соотношение природных и хозяйственных угодий. Обоснование территориальной структуры природных угодий. нормирование антропогенных нагрузок.

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оптимальная ландшафтно-экологическая организация территории сводится к обоснованию такой территориальной дифференциации функций (на практике — схемы угодий), при которой максимально полно реализуются природные потенциалы геосистем, исключены конфликтные ситуации между ее функциональным использованием и природными особенностями, обеспечивается с заданной высокой вероятностью устой-

чивость как отдельных геосистем, так и ландшафтно-территориальной структуры в целом. Оптимально организованная территория должна быть не только высокопроизводительной, бесконфликтной, но и эстетически привлекательной. Удовлетворение всех этих требований — сложная ландшафтно-экологическая проблема, хотя можно назвать отдельные регионы, территориальная организация которых близка к оптимальной. Большей частью это территории национальных парков (как например, Гяуйского в Латвии), где оптимальные условия достигнуты в какой-то мере стихийно — путем адаптации (продолжительного исторического приспособления) форм хозяйствования местного населения к особенностям природного ландшафта. Целенаправленное научное обоснование схем оптимальной организации территории началось в европе с 60-х гг. XX ст. В Германии при решении вопросов территориального планирования стало обязательным составление «ландшафтных планов» — схем оптимального размещения разных функциональных зон в соответствии с территориальной дифференциацией комплекса природных условий. Широкое признание в европейских странах получила концепция и методика рациональной организации территории, разработанная в начале 80-х гг. ХХ ст. словацкими ландшафтными экологами

Л. Миклошем и М. Ружичкой под названием «LANDEP» (ландшафтноэкологическое планирование). Согласно ей, рекомендации по экологически оптимальному расположению разных угодий основываются на количественной оценке соответствия геосистем разным социальным функциям, с учетом их социальной значимости для государства в целом и административных единиц низшего уровня.

Оптимизация организации территории выходит из определенных для нее ландшафтно-экологических приоритетов. Признавая природоохранную функцию как приоритетную для любого региона, во время его ландшафтно-экологической оптимизации первоочередной задачей является: определение оптимального соотношения природных

и хозяйственных угодий. Эту проблему поставил еще В. В. Докучаев, однако современный уровень ландшафтной экологии не позволяет разработать четкую систему методов ее решения на необходимом для практики уровне.

С ландшафтно-экологических позиций следует определить не только oптимальное соотношение угодий, но и минимально необходимую площадь отдельного участка природной растительности и оптимальную структуру их размещения по территории.

Вывод: Таким образом, проблема оптимальной организации естественного каркаса

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему Оптимизация «Природного каркаса» территории. Оптимальное соотношение природных и хозяйственных угодий. Обоснование территориальной структуры природных угодий. нормирование антропогенных нагрузок.»

Урок № 16


Группа







Дата








Тема: Оптимизация «Природного каркаса» территории. Оптимальное соотношение

природных и хозяйственных угодий. Обоснование территориальной структуры природных угодий. нормирование антропогенных нагрузок.

Практическая работа «Анализ соотношений природных и антропогенных угодий своей области, административного района и сравнение их с оптимальными показателями»

Цели урока:

Образовательная: сформировать представление об оптимизации «природного каркаса» территории, ознакомить с показателями оптимального соотношения природных и хозяйственных угодий, подвести к выводу о необходимости нормирования антропогенных нагрузок;

Воспитательная: совершенствовать умение применять теоретические знания на практике, развивать логическое мышление и творческие способности учащихся;

Методическая: формировать понимание того, что человек — часть природы.

Оборудование и материалы: таблицы, схемы, дополнительный теоретический материал к практической работе.

Базовые понятия и термины: оптимизация, природный каркас территории, антропогенные нагрузки, территориальная структура

Вид урока: изучение нового материала.

Тип урока: урок-лекция.

Методы урока: интерактивные, пояснительно-иллюстративные — беседа, рассказ; репродуктивные, частично-поисковые, проблемные, творческие.

Межпредметные связи: география, биология, право.

Ожидаемые результаты: после этого урока учащиеся смогут назвать свойства оптимально организованной территории; определять соотношение природных и хозяйственных угодий своего района (области); аргументировать необходимость нормирования антропогенных нагрузок; анализировать территориальную структуру местных геосистем на предмет их оптимальности.

Структура урока

I. Организационный этап . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1 мин

II. Проверка домашнего задания....................................................... 10 мин

III. актуализация опорных знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2 мин

IV. Мотивация учебной деятельности .............................................. 1 мин

V. Изучение нового материала ........................................................ 16 мин

VI. Обобщение и систематизация знаний ...................................... 13 мин


Ход урока


I. Организационный этап

Проверка готовности учащихся к уроку, настраивание на рабочий лад.

ІІ. Проверка домашнего задания

1. Интерактивная игра «Бумеранг»

Ключевые вопросы:

• оптимизация территории;

• этапность оптимизации геосистем;

• критерии ландшафтно-экологической оптимизации территории;

• приоритетность функций.

Методический сундучок!

«бумеранг» — это интерактивная игра, для проведения которой на доске записываются ключевые вопросы. к каждому из них учащиеся составляют конкретизированные вопросы и направляют «бумеранг» кому-либо из одноклассников, слушают ответы. если ответ неточный, «бумеранг» возвращается к тому, кто его «пускал», этот учащийся дает ответ. Учащийся, «поймавший бумеранг», посылает его другому. каждый правильно составленный вопрос — 2 балла, каждый правильный ответ на простой вопрос — 2 балла, на объемный — 3 балла. Секретарь фиксирует ответы и ко-

личество вопросов.

2. Работа в группах

Определить приоритетность функций определенной территории Украины. (Учитель может предложить группам территорию своего района;своей области; области, в которой развита горнодобывающая промышленность; области с рекреационной направленностью и т. п.)

3. Проверка и обсуждение выполнения экологической задачи, входившего в домашнее задание


III. Актуализация опорных знаний

Беседа

1. Как вы думаете, площадь каких угодий преобладает в нашей стране:

природных или хозяйственных?

2. Приведите примеры природных угодий, которые есть в вашем районе (области).


ІV. Мотивация учебной деятельности

Рассказ учителя

Природа земли уникальна и неповторима. Каждый ее уголок прекрасен по-своему. ароматный запах нам дарят цветущие сады весной, а летом лесные лужайки щедро угощают душистой земляникой. Величавые боры и белокорые березовые рощи встречают птичьим пением, наполняют грибами наши корзины. Наша земля щедра и радушна, однако в последнее время ей тяжело. Мы видим, что природные угодья с каждым годом все больше уменьшаются, а площади хозяйственных — увеличиваются. Но еще не поздно все исправить. Как это можно сделать, мы рассмотрим сегодня на уроке. (Учитель сообщает тему, цель урока.)


V. Изучение нового материала

1. Оптимизация «природного каркаса» территории.

Оптимальное соотношение природных и хозяйственных угодий

Рассказ учителя

Оптимальная ландшафтно-экологическая организация территории сводится к обоснованию такой территориальной дифференциации функций (на практике — схемы угодий), при которой максимально полно реализуются природные потенциалы геосистем, исключены конфликтные ситуации между ее функциональным использованием и природными особенностями, обеспечивается с заданной высокой вероятностью устой-

чивость как отдельных геосистем, так и ландшафтно-территориальной структуры в целом. Оптимально организованная территория должна быть не только высокопроизводительной, бесконфликтной, но и эстетически привлекательной. Удовлетворение всех этих требований — сложная ландшафтно-экологическая проблема, хотя можно назвать отдельные регионы, территориальная организация которых близка к оптимальной. Большей частью это территории национальных парков (как например, Гяуйского в Латвии), где оптимальные условия достигнуты в какой-то мере стихийно — путем адаптации (продолжительного исторического приспособления) форм хозяйствования местного населения к особенностям природного ландшафта. Целенаправленное научное обоснование схем оптимальной организации территории началось в европе с 60-х гг. XX ст. В Германии при решении вопросов территориального планирования стало обязательным составление «ландшафтных планов» — схем оптимального размещения разных функциональных зон в соответствии с территориальной дифференциацией комплекса природных условий. Широкое признание в европейских странах получила концепция и методика рациональной организации территории, разработанная в начале 80-х гг. ХХ ст. словацкими ландшафтными экологами

Л. Миклошем и М. Ружичкой под названием «LANDEP» (ландшафтноэкологическое планирование). Согласно ей, рекомендации по экологически оптимальному расположению разных угодий основываются на количественной оценке соответствия геосистем разным социальным функциям, с учетом их социальной значимости для государства в целом и административных единиц низшего уровня.

Оптимизация организации территории выходит из определенных для нее ландшафтно-экологических приоритетов. Признавая природоохранную функцию как приоритетную для любого региона, во время его ландшафтно-экологической оптимизации первоочередной задачей является: определение оптимального соотношения природных

и хозяйственных угодий. Эту проблему поставил еще В. В. Докучаев, однако современный уровень ландшафтной экологии не позволяет разработать четкую систему методов ее решения на необходимом для практики уровне.

С ландшафтно-экологических позиций следует определить не только oптимальное соотношение угодий, но и минимально необходимую площадь отдельного участка природной растительности и оптимальную структуру их размещения по территории.

Вывод: Таким образом, проблема оптимальной организации естественного каркаса ландшафта (термины литовских географов) включает три важные задачи:

• проявить оптимальное процентное соотношение природных и хозяйственных угодий;

• определить минимально необходимую площадь отдельного участка природной растительности;

• спланировать оптимальную ландшафтно-территориальную структуру природных угодий.

Баланс структуры землепользования, т. е. оптимального соотношения природных и хозяйственных угодий, является средством сбалансирования использования природных ресурсов. Так, обоснованная минимальная лесистость территорий лесной зоны равна соответственно 23–40 и 17–23 %. Оптимальное соотношение между природными и антропогенными угодьями должно составлять 60 на 40 %. В случае значительного изменения оптимального соотношения между площадями природных и антропогенных угодий (именно такая ситуация наблюдается на большинстве территорий Украины) целесообразно прибегать к интегральным мероприятиям, направленным на оптимизацию

структуры природо- и землепользования. Этого можно достичь путем проведения ренатурализационных мероприятий в пределах сильноэродированных сельскохозяйственных, нарушенных и рекультивированных промышленных, а также радиационно загрязненных земель.

Задания для учащихся

Экологическое упражнение «Принятие мер»

В процессе распаевывания сельскохозяйственной земли или как наследство вы получаете 5 га лугов. что вы сделаете?

•Продам или сдам землю в аренду.

•Уничтожу луга и превращу их в пахотные земли.

•Использую землю для выращивания сена или поставлю ульи.

•Построю маленький домик для себя и использую эту землю для отдыха.

•Не буду делать ничего и подожду, пока не наступят лучшие времена.

• Сделаю что-либо другое (объясните).(Обсуждение ответов учащихся.)

2. Обоснование территориальной структуры природных угодий. нормирование антропогенных нагрузок

Рассказ учителя

Минимальный размер природных угодий можно установить с биоэкологической, физико-географической и агроэкологической точек зрения. С биоэкологических позиций оптимальная площадь природных угодий должна быть такой, чтобы обеспечивалось эффективное самовоспроизведение популяций и гарантировалось их существование

на протяжении неопределенно длительного времени. Для этого необходимы площади в несколько сотен, а то и тысяч квадратных километров, что сейчас для большинства регионов недостижимо. Однако с учетом установленных зависимостей между площадью природных угодий и их видовым составом, возрастной структурой популяций следует,

что для разных сообществ существуют некоторые критические значения площади, при которых резко уменьшается их видовая насыщенность и другие фитоценотические показатели. По данным европейских ландшафтных экологов, для многих типов растительности такая площадь — 200 м2

Эту величину ориентировочно можно принять за минимально необходимую площадь отдельных природных угодий. Тем не менее устойчивость популяционной структуры сообществ таких ареалов имела и всегда имеет высокий риск их деградации.

3. Нормирование антропогенных нагрузок

Рассказ учителя с элементами беседы

•Что вы понимаете под антропогенной нагрузкой? (Обсуждение ответов учащихся.)

Антропогенная нагрузка — доля прямого и косвенного влияния деятельности человека на природу в целом или на ее отдельные компоненты.

•Приведите примеры антропогенной нагрузки.

•Нужно ли нормировать антропогенные нагрузки на экосистемы?

Задания для учащихся

Технология «Круг идей»

Докажите необходимость нормирования антропогенных нагрузок.

Методический сундучок!

«Круг идей» — технология, целью которой является привлечение всех к обсуждению проблемы. Порядок проведения: учитель ставит дискуссионный вопрос и предлагает обсудить его в малых группах; после того как истекло время на обсуждение, каждая группа представляет только один аспект проблемы, которую обсуждали; группы высказываются поочередно, пока не будут исчерпаны все ответы; при обсуждении темы на доске составляется список указанных идей; когда все идеи о решении проблемы высказаны, можно обратиться к рассмотрению проблемы в целом.

Формулирование вывода: Нормирование антропогенных нагрузок на экосистемы предназначено для того, чтобы предупреждать все неблагоприятные изменения в них, и, если есть возможность, направлять эти изменения в благоприятную сторону.


VI. Обобщение и систематизация знаний

Практическая работа

Анализ соотношений природных и антропогенных угодий своей области, и сравнение их с оптимальными показателями

1. Внимательно прочитайте теоретический материал.

2. Проанализируйте таблицу «Уровень распаханности сельскохозяйственных угодий стран мира», определите страны с наибольшей и наименьшей распаханностью сельскохозяйственных угодий.

3. Проанализируйте таблицу «Уровень распаханности сельскохозяйственных угодий областей Украины» и определите области Украины

с самой высокой распаханностью территории.

4. Согласно действующим нормам, распаханность земель сельскохозяйственных угодий на уровне 60–80 % считается неблагоприятной, 25–60 % — условно благоприятной и менее 25 % — благоприятной.

Исходя из этого, дайте ответы на вопросы:

•Для каких областей Украины характерна оптимальная оценка распаханности земель?

•Проанализируйте свою область (район), сравните ее показатели с оптимальными показателями. Какое соотношение природных и антропогенных угодий характерно для вашей области (района)?

5. Сделайте выводы:

•Почему такая распаханность территории нежелательна. (С экологической и экономической точек зрения.)

(Такая высокая распаханность нежелательна с экономической и экологической точек зрения, ведь она резко снижает природный потенциал территории, делает ее однообразной, а хозяйство — узкоспециализированным. В результате сокращения площадей лесов, покосных лугов и пастбищ изменяется микроклимат, уровень залегания грунтовых вод, активизируются процессы аридизации и опустынивания земель, развивается водная и ветровая эрозия, обусловливающая уменьшение плодородия почв, деградацию и снижение производительности агроэкосистем и делает невозможным их постоянное развитие, с которым связана не только экологическая, но и продовольственная безопасность страны.)

•Какой путь выхода из этой ситуации вы можете порекомендовать?

(Прежде всего нужно оптимизировать соотношение пашни и экологостабилизирующих угодий, изъяв из интенсивного возделывания деградированные и малопродуктивные земли с последующей консервацией (реабилитацией) и трансформацией их в лесные и природные кормовые угодья.)


VII. Итоги урока

Учащиеся анализируют достижение целей урока. Учитель отвечает на вопросы, возникшие у учащихся в конце урока.


VIII. Домашнее задание

1. Прочитать соответствующий параграф учебника или конспект.

2. Повторить материал учебника или конспекта, подготовиться к контрольной работе.



















Теоретический материал


Различают природный и антропогенный ландшафты. Природный ландшафт состоит из природных, взаимодействующих между собой компонентов и формируется под влиянием природных физико-географических процессов — ландшафтообразующих факторов. Антропогенный ландшафт состоит из природных и измененных человеком компонентов, взаимодействующих между собой. Антропогенные ландшафты сформировались за историческое время под влиянием хозяйственной деятельности человека. Основными природными компонентами ландшафтов являются горные породы, воздух, вода, почвы, растительность, животный мир. Антропогенными компонентами ландшафта являются сельскохозяйственные угодья, мелиоративные системы, населенные пункты, лесонасаждения, искусственные водохранилища, карьеры, дороги и т. п. Названия природных ландшафтов отражают их принадлежность к тепловым поясам, физико-географическим зонам, равнинам, горам. По этим признакам выделяют арктические, таежные, смешанно-лесные, лесостепные, степные, пустынные, субтропические, тропические, экваториальные, равнинные и горные ландшафты. Названия антропогенных ландшафтов зависят от вида хозяйственной деятельности, под влиянием которой изменялся природный ландшафт. Среди антропогенных ландшафтов выделяют сельсько-, лесо-, водохозяйственные, промышленные, селитебные (населенные пункты), рекреационные, природоохранные.

Земельный фонд Украины составляет 60,4 млн га, из них приблизительно 70,5 % — сельскохозяйственные угодья. Их площадь равна 40,8 млн га, из которых 57,3 % — пашня, 12,6 % — сенокосы и пастбища.

В наше время не измененных хозяйственной деятельностью человека ландшафтов в Украине практически не осталось. Мало измененные ландшафты составляют 15–20 % территории. Это, главным образом, вторичные лесные насаждения, заболоченные участки, территории заповедников.

По оценкам специалистов, для компенсации антропогенного влияния таких ландшафтов должно быть 40 %. Лишь 8 % земель территории Украины находится в настоящее время в естественном состоянии (болота, озера, горные массивы, покрытые и не покрытые лесом). Изменилось экологически допустимое соотношение между площадями пашни, природными угодьями, лесными и водными ресурсами. Это негативно повлияло на устойчивость агроландшафта, усилились эрозионные процессы.


2. Проанализируйте таблицу «Уровень распаханности сельскохозяйственных угодий стран мира», определите страны с наибольшей и наименьшей распаханностью сельскохозяйственных угодий.


Уровень распаханности сельскохозяйственных угодий стран мира


Название страны

Распаханность сельскохозяйственных угодий (%)

Беларусь

26,7

Болгария

29,9

Германия

33

Индия

48,8

Италия

31

Казахстан

8,28

Канада

4,57

Польша

40,2

Россия

7,17

Румыния

39,4

Соединенные Штаты Америки

19

Украина

57,3

Франция

33

Чехия

38,8


3. Проанализируйте таблицу «Уровень распаханности сельскохозяйственных угодий областей Украины» и определите области Украины с самой высокой распаханностью территории.


Название области

Площадь пашни от общей площади

сельскохозяйственных угодий, %

Винницкая

87

Волынская

34

Днепропетровская

83

Запорожская

88

Кировоградская

86

Николаевская

87

Одесская

83

Ровенская

31

Тернопольская

86

Харьковская

88

Херсонская

82

Черкасская

86

Крымская

17



4. Согласно действующим нормам, распаханность земель сельскохозяйственных угодий на уровне 60–80 % считается неблагоприятной, 25–60 % — условно благоприятной и менее 25 % — благоприятной.

Исходя из этого, дайте ответы на вопросы:

• Для каких областей Украины характерна оптимальная оценка распаханности земель?

• Проанализируйте свою область (район), сравните ее показатели с оптимальными показателями. Какое соотношение природных и антропогенных угодий характерно для вашей области (района)?


5. Сделайте выводы:

• Почему такая распаханность территории нежелательна. (С экологической и экономической точек зрения.)

• Какой путь выхода из этой ситуации вы можете порекомендовать?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!