СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока на тему "Бюджет государства и семьи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока на тему "Бюджет государства и семьи"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему "Бюджет государства и семьи"»

План конспект открытого урока :  «Бюджет государства и семьи».

Подготовил учитель истории и обществознания Урадинской СОШ Хамзатов Хусейн Зубарович

2018 г.

 

 

Тип урока:  урок изучения нового материала.

 

Цели: I. Выяснить, что такое бюджет государства, каковы основные  его элементы и принципы формирования; что такое дефицит и профицит государственного   бюджета; каковы способы преодоления бюджетного дефицита.

           Показать, что бюджетная  политика-один из способов государственного  регулирования экономики.

           II. Усвоить основные термины и понятия урока: бюджет, дефицит, профицит, эмиссия, положительное и отрицательное сальдо, сбалансированный бюджет, государственный долг.  



Задачи урока :

  • освоение учащимися знаний о бюджете, его сущности и отличительных особенностях;

  • формирование умения составления семейного бюджета;

  • воспитание экономической культуры учащихся; воспитывать чувство меры в удовлетворении своих потребностей



                  

           Развитие умений и навыков: давать самостоятельно определение терминов, сравнивать бюджет семьи и государства, формулировать выводы  на основе сравнения  или  по итогам беседы.

          Оборудование урока: учебник «Обществознание.8 класс» под редакцией Кравченко А.И.,    Конституция РФ.

Ход урока

1.организационный момент

2.Актуализация опорных знаний

Проверим насколько хорошо вы усвоили изученный материал

Проведем тестирование на прошлую тему «Отклоняющееся поведение»

Часть 1

1. Правило поведения с этическим содержанием, обладающее значимостью для общества, социального слоя, отдельного человека, называется

1) правовой нормой
2) обычаем
3) моральной нормой
4) религиозной нормой

2. К социальным нормам не относится

1) запрещение переходить у лицу на красный сигнал све­тофора
2) запрещение разбирать электроприбор, если он подклю­чён к электричеству
3) обязанность здороваться, когда человек входит в по­мещение
4) обязанность заботиться о престарелых родителях

3. Традиционно установившиеся правила общественного по­ведения называются

1) обычаем
2) правом
3) порядком
4) моралью

4. Мера, принимаемая против стороны, нарушившей правила поведения, называется

1) фикцией
2) презумпцией
3) деликтом
4) санкцией

5. Субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным нормам называется

1) совестью
2) самоконтролем
3) санкцией
4) самооценкой

6. Элементом механизма самоконтроля не является

1) коммуникация
2) общественное мнение
3) санкция
4) индивидуальное сознание

7. Поведение, не согласующееся с общественными нормами, называется

1) девиантным
2) демонстративным
3) дезинтеграционным
4) деструктивным

8. Виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным кодексом под угрозой наказания, называется

1) проступком
2) преступлением
3) девиацией
4) деликвенцией

9. По общему правилу уголовная ответственность наступает с

1) тринадцати лет
2) шестнадцати лет
3) семнадцати лет
4) восемнадцати лет

10. К понятию принудительных мер воспитательного воздействия для несовершеннолетнего, совершившего преступле­ние, не относится(ятся)

1) обязательные работы
2) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа
3) возложение обязанности загладить причинённый вред
4) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего

Часть 2

1. «Вставьте пропущенное слово: Вид отклоняющегося поведения, которое провоцируется патологическим пристра­стием к наркотикам и выражается в аморальных и криминальных действиях, называется __________».

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «правонарушение».
Вина, умысел, деяние, алкоголизм, разбой, хулиганство. 
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

3. Установите соответствие между деянием и видом правонарушения: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

Деяния

А) нанесение лёгких те­лесных повреждений
Б) опоздание на работу
В) безбилетный проезд в общественном транспорте
Г) отказ от выплаты процентов по ипотеке

Вид правонарушения

1) гражданско-правовой проступок
2) административное правонарушение
3) уголовное преступление
4) дисциплинарный проступок

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

«В подавляющем большинстве люди добровольно исполняют социальные __________(1). Поведение, которое не согласуется с социальными нормами, принятыми в __________(2), называется отклоняющимся поведением. К нему можно отнести алкоголизм, наркоманию, религиоз­ный фанатизм, терроризм, расовую нетерпимость и др. Осо­бенно опасными для общества являются такие социальные __________(3), которые признаются в обществе правонару­шением. Правонарушение — это общественно опасное, виновное, противоправное __________(4) (действие или бездействие), наносящее вред общественным __________(5) и влекущее за собой юридическую __________(6)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое сло­во (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) норма
Б) общество
В) труд
Г) отклонение
Д) деяние
Е) отношение
Ж) ответственность

Часть 3

1. Прочитайте отрывок из повести Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика ШКИД» и выполните задания.

«Путь, но которому двигался Громоносцев к Шкиде, был длинный путь беспризорного. Пяти лет он потерял отца, а позже и мать. Без присмотра, живя у дальних родственников, схулиганился, и родственники решили сплавить юнца поско­рее с рук, сдав его в Николо-Гатчинский институт.
Родственники получили облегчение, но институт не обрадовался такому приобретению. Маленький шкетик Колька развернулся вовсю: дрался, ругался, воровал и неизвестно чем закончил бы свои подвиги, если б в это время институт не расформировался.
Но Колька — сирота, и его переводят в другое заведение, потом в третье. Колька так много сменил казённых крыш, что и сам не мог их перечислить, пока наконец воровство не привело его в Александро-Невскую лавру.
Когда-то лавра кишела чёрными монашескими скуфьями и клобуками, но к прибытию Кольки святая обитель значитель­но изменила свою физиономию. Исчезли монахи, а в бывших кельях поселились новые люди.
Тихие кельи превратились в общие и одиночные камеры, в которых теперь сидели несовершеннолетние преступники. Лавра была последней ступенью исправительной системы. От­сюда было только две дороги: либо в тюрьму, либо назад в нормальный детдом.
Попасть в лавру считалось в те годы самым большим не­счастьем, самым страшным, что могло ожидать молодого пра­вонарушителя. Провинившихся школьников и детдомовцев пугали Шкидой, но если уж речь заходила о лавре -значит, дело было швах, значит, парень считался конченным.
И вот Колька Громоносцев докатился-таки до лавры. Три ме­сяца скитался он по камерам, наблюдая, как его товарищи по заключению дуются самодельными картами в «буру», слушал рассказы бывалых, перестукивался с соседями, даже пытался бежать. В тёмную зимнюю ночь он с двумя товарищами проло­мили решётку камеры и спустились на полотенцах во двор. Поймали их на ограде, через которую они пытались перелезть. Отсидев тридцать суток в карцере, Колька неожиданно образу­мился. Однажды, явившись к заведующему, твёрдо заявил:
-Люблю математику. Хочу быть профессором.
Категорическое заявление Кольки подействовало. Громо­носцева перевели в Шкиду».

1) Дайте определение понятия «отклоняющееся поведение» и составьте с ним два предложения, раскрывающие его смысл.

2) Автобиографическая повесть Г. Белых и Л. Пантелеева рассказывает о проблеме беспризорности в первые годы после революции 1917 г. Количество беспризорных детей резко увеличилось после Первой мировой и Гражданской войн. В 1921 году в России насчитывалось 4,5 млн бес­призорников, что неизбежно вело к росту преступности. 27 января 1921 года была создана Комиссия по улучше­нию жизни детей — «Деткомиссия ВЦИК» во главе с Фе­ликсом Дзержинским. Были организованы детские воспи­тательные учреждения интернатного типа — детские дома, школы-колонии, школы-коммуны, детские городки. Одной из таких школ и была школа имени Ф.М. Достоев­ского в Петрограде, в которой учились авторы.
Найдите в тексте не менее двух названий исправительных учреждений для детей и молодежи.
Используя текст, напишите три проявления отклоняюще­гося поведения у Громоносцева.

3) Используя текст, приведенную выше информацию и свой жизненный опыт, напишите не менее трёх причин откло­няющегося поведения у детей и подростков.

2. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отноше­ние к позиции, занятой автором; обоснуйте это отноше­ние. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при ар­гументации своей точки зрения используйте знания, по­лученные при изучении курса обществознания, соответст­вующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. «Оставить преступление безнаказанным — значит стать его соучастником» (П. Кребийон).

2. «Величайшие преступления совершаются из-за стрем­ления к избытку, а не к предметам первой необходимо­сти» (Аристотель).

3. «Преступление остаётся иногда ненаказанным, но оставляющим в покое — никогда» (Сенека).

Ответы на тест обществознанию Отклоняющееся поведение
Часть 1
1-3, 2-2, 3-1, 4-4, 5-1, 6-1, 7-1, 8-2, 9-2, 10-1
Часть 2
1. наркоманией
2. алкоголизм
3. 3421
4. АБГДЕЖ

Молодцы видно что вы хорошо усвоили прошлую тему.



3.Введение новый материал .

    План изучения новой темы.



План урока:

1).Что такое бюджет

2).Бюджет государства и его особенности. Как преодолеть дефицит госбюджета?

3) Виды бюджета.

4) Бюджет семьи.





 

 

1.Понятие бюджета. Семейный бюджет.

 

   Дидактическая задача: выяснить, что такое бюджет, какими принципами нужно руководствоваться при составлении семейного бюджета.

   Слово «бюджет»  в переводе с английского budget означает сумка, а  старонорманнское слово «bougette» переводится как кошель.

   В экономике бюджет-это финансовый план, который обобщает доходы и расходы любого экономического объекта от государства до семьи за определенный период времени.

   Наверняка, дома  от мамы или папы вы не раз слышали это слово. Бюджет, или финансовый план, может находиться в распоряжении семьи, фирмы, государства или даже отдельного человека.

   Составление бюджета включает три основные фазы:

 

    - оценка доходов;

    - постановка финансовых целей;

    - планирование расходов.

 

   Сначала мы рассмотрим, как формируется семейный бюджет. Работа в парах.

 Обучающиеся составляют в тетрадях схему семейного бюджета.

1.      Из каких доходов формируется ваш семейный бюджет?

2.      Давайте составим список всех возможных источников доходов.

3.      Какие расходы в семейном бюджете должны быть обязательно предусмотрены? (оплата коммунальных платежей, расходы на питание, одежду, школьные учебники и принадлежности, транспорт, лекарства др.)

4.      В каких ситуациях можно планировать дорогостоящие покупки?

     В процессе беседы составляется схема семейного бюджета.

 

 

2. Государственный бюджет.



Причины дефицита

Дефицит федерального бюджета возникает по разным причинам:

  1. в результате резкого или внезапного роста военных расходов;

  2. снижения поступлений налогов в доходную часть при экономическом спаде;

  3. при расширении расходных статей и увеличении финансирования по ним;

  4. вследствие инвестиций в крупные проекты (строительство космодрома, Керченского моста);

  5. из-за ошибок планирования, неэффективности налоговой политики, коррупции.

К нему приводит не только «стечение обстоятельств», но и государственная политика. Правительство любой страны всегда стоит перед выбором. Что на текущий момент должно быть в приоритете: накопление или потребление; рост экономики или социальная справедливость. С помощью бюджета распределяется национальный доход, меняется структура потребления, стимулируются или сдерживаются темпы экономического роста.

Пример. Рассмотрим текущий бюджетный дефицит в России. С профицитом он был составлен последний раз в 2011 году. В 2012 году имело место отрицательное сальдо в размере 0,3%. За последующие два года оно увеличилось почти в 10 раз: в 2013 — 2,5%, в 2014 — 2,3%. С одной стороны, эта ситуация обусловлена падением цен на нефть и снижением объема доходов, а с другой — увеличением финансирования по отдельным статьям (рис.2). Всего за 3 года общий рост расходов составил больше 35%, и львиная доля их приходится на национальную экономику, оборону и безопасность.

Рисунок 2. Темпы роста расходов ФБ в 2014 г. по отношению к 2011 г. по отдельным направлениям, в %.




Финансирование дефицита

Независимо от природы, дефицит должен быть профинансирован, для чего используются разные методы и их комбинации. Их принято делить на две группы.

1 Неэмиссионные способы покрытия отрицательного сальдо: внутренние и внешние займы.

Основные инструменты: размещение государственных долговых обязательств (облигации, другие ценные бумаги), банковское кредитование, займы в международных финансовых организациях. Каждый тип заимствования оказывает разное влияние на экономику, и вызывают разные последствия.

Внутренние долги — приводят к увеличению спроса на деньги, что влечет за собой повышение процентных ставок, то есть удорожание кредитов, снижает экономическую активность предприятий. Второй негативный эффект: угроза стабильности национальной валюты и устойчивости ЦБ, которые могут привести к дефолту. Внутренний заем имеет как финансовые, так и политические пределы.

Внешнее заимствование — имеет больше плюсов. Оно не вызывает изъятия средств из национальной экономики, а напротив: увеличивает финансовые возможности страны. Средства направляются на увеличение госзаказа, на оплату валютных закупок, на возврат внешних кредитов и оплату процентов по ним. Вследствие санкционной войны мировые банки денег России не дают, и она все больше занимает на внутреннем рынке (рис.1).

Рисунок 1. Размер внутреннего государственного долга РФ в 2011 – 2015 г.г., млрд. руб.

2 Инфляционные методы (эмиссия денежных знаков).

Такое финансирование предусматривает дополнительный выпуск бумажных денег. Бюджетный дефицит, простыми словами, покрывают за счет «включения печатного станка». К каким последствиям это приводит? Эмиссия спасает от роста внешнего долга, и расходов на его обслуживание, не уменьшает инвестиционный поток в экономику — даже стимулирует совокупный спрос. Но она раскручивает инфляционную «спираль», поэтому допустима до определенного порога. При его превышении — ситуация выходит из под контроля.

Нужен ли дефицит?

Сбалансированная бюджетная политика означает равенство доходной и расходной частей. Это желательно, но практически невозможно в реальных условиях. Если ценой баланса выступает слишком жесткий режим экономии (принцип «по одежке протягивать ножки»), то это фактически означает отказ от экономического развития.

Кроме того, рост оборонных расходов приводит к ущемлению других направлений, а по уровню «социалки» — мы всего лишь на 73 месте в мире. Стремление к ежегодному принятию бездефицитного бюджета, по мнению экономистов, может привести к двум последствиям: повышению налогов и снижению качества жизни. Чтобы этого не происходило — в текущих условиях и закладывается дефицит. Перспективное направление его покрытия — долговая политика по уменьшению внешнего долга, и замещению его внутренними займами.

Все страны имеют дефицит бюджета и покрывают его за счет кредитов. Причем их объем превышает размер национального ВВП. Так, в 2011 году у нас был профицитный бюджет, в то время как в других странах баланс был отрицательным: Америка – 14,3%; Англия – 8,4%, Германия – 2,3%; Франция – 6,0%; Япония – 10,0% от ВВП. В России этот показатель достиг 2,6% в 2015 году, и до критического показателя (60%) нам еще далеко.





 

 Дидактическая задача:  В процессе  изучения вопроса,  выяснить, что такое государственный  бюджет, каковы принципы и этапы его формирования.

Государственный бюджет - важнейший документ страны. Он представляет собой совокупность доходов и расходов государства на определенный период (как правило на год), в нем определяются потребности общества, подлежащие удовлетворению за счет государственной казны, указываются источники и размеры денежных поступлений в государственную казну.

Познавательная задача: Сравнить, в чем отличие государственного бюджета от семейного и в чем сходство?

 

 

Вопросы к учащимся:

  1. Какие организации, ведомства, сферы жизни общества необходимо финансировать за счет государства?

Учащиеся, основываясь на своем жизненном опыте,  ответят на этот вопрос:

школы, детские сады,  больницы, зарплата сотрудников этих учреждений, научные исследования, развитие спорта, поддержка малоимущих, инвалидов  (т.е. социальная сфера общества), армия, милиция  и др.

  2. Откуда государство возьмет  такие огромные средства? За счет чего пополняется бюджет?

Ответ учеников: Бюджет пополняется за счет налогов.

  3. Кто платит налоги?  Приведите примеры известных вам налогов? Какие налоги платят ваши родители?

Ответ: Налоги бывают прямые и косвенные. Налоги платят предприятия, предприниматели, с каждого работающего гражданина  взимается  подоходный налог и т.д.

   4.Виды бюджета

 

 Виды бюджетов Российской Федерации

Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов российской федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

1. Консолидированный бюджет Российской Федерации - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Консолидированный бюджет РФ включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. В свою очередь консолидированный бюджет субъекта Российской федерации включает региональный бюджет, т.е. бюджет субъекта РФ, и местные бюджеты.

Консолидированные бюджеты РФ и субъектов РФ не рассматриваются и не утверждаются законодательными органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующие данные по доходам и расходам. Источникам поступлений средств и направлениям их использования по территории в целом РФ и отдельных субъектов РФ.

Показатели консолидированного бюджета используются в бюджетном планировании.

2. Федеральный бюджет

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.

Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства и т.д.

Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.

3. Региональный бюджет - это центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.

С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые отстали от других районов. Для преодоления такой отрасли разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.

4. Местный бюджет - это один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируются развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которые также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения



  Основная функция бюджета – перераспределение доходов, поступивших в государственную казну.

    Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению отчета о его исполнении называется бюджетный процесс.

   Работа в парах

   Учащимся предлагается поработать с Конституцией РФ (ст. 114, ст. 116, ст. 84) и попытаться самостоятельно определить основные этапы разработки и принятия Государственного бюджета:

     1) составление госбюджета на будущий год Правительством РФ          (министерством финансов);

     2)   рассмотрение и утверждение Федеральным Собранием РФ;

     3)  Президент РФ подписывает Закон о Государственном бюджете;

     4)  Правительство РФ отвечает за исполнение государственного бюджета.

 

Вывод: Таким образом государственный бюджет-это серьезный и сложный финансовый документ который имеет статус федерального закона.

Учащиеся возвращаются к решению познавательной задачи: что же общего и различного в семейном и государственном бюджете.

 

3. Дефицит  и  профицит  государственного бюджета.

Дидактическая задача: Выяснить, что такое дефицит и профицит государственного бюджета, каковы пути решения проблемы государственного дефицита?

   Учащиеся сами должны дать определение понятий «дефицит» и попытаться дать определение термина  «государственный дефицит» и «профицит бюджета».

   Дефицит госбюджета- превышение драсходов над доходами.

   Профицит госбюджета- превышение доходов над расходами.

   Бюджет, в котором доходы соответствуют расходам называется сбалансированным.

    Дефицит государственного бюджета-явление нередкое в развитии страны.

    Каковы же возможные пути решения этой проблемы?

    Учащимся предлагается поработать с учебником (с. 81-82).Они должны самостоятельно  определить возможные пути решения проблемы дефицита госбюджета,  создания сбалансированного бюджета:







1)      увеличение налогового бремени;

     2)  сокращение расходов на социальную сферу;

     3)  сокращение расходов на госаппарат;

     4)  государственные заимствования ( внутренние и внешние);

     5)  эмиссия.

 











5.бюджет семьи











    Вопрос к ученикам: К каким последствиям могут привести подобные меры?

    Ответ: Подобные меры могут привести к недовольству населения, росту инфляции, к уклонению от уплаты  налогов, увеличению государственного долга.

    Вопрос: Могут ли органы власти,  используя государственный бюджет, влиять на экономическое развитие страны?



     









  Обсуждение этого вопроса подводит обучающихся к выводу о том, что формирование и реализация государственного бюджета - важнейший инструмент экономической политики государства.











6.итог урока рефлексия

Проверим насколько усвоили вы новый материал



















Домашнее задание:  параграф 15, практическое задание - составить бюджет семьи.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!