СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока музыки в 7 классе "Опера "Князь Игорь""

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  Опера "Князь Игорь". Русская эпическая опера.

Раздел: «Особенности драматургии сценической музыки»

Цель: анализ музыкальных характеристик арий князя Игоря и хана Кончака в опере  А.П. Бородина «Князь Игорь», выявление сходства и различия их интонаций.

Задачи:

Учить составлять музыкальные портреты героев на основе их интонационных характеристик, выявлять драматургию их взаимоотношений; накопление музыкального опыта, словаря.

Развивать навыки анализа музыкального произведения, определяя его форму, основные средства музыкальной выразительности; развивать ассоциативное мышление, умение сравнивать с ранее изученными произведениями.

Воспитывать интерес к русской классической музыке, к истории своей страны, патриотизм.

Планируемые результаты.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока музыки в 7 классе "Опера "Князь Игорь""»

7 класс. Музыка Тема урока: Опера "Князь Игорь". Русская эпическая опера.

Цель: анализ музыкальных характеристик арий князя Игоря и хана Кончака в опере               А.П. Бородина «Князь Игорь», выявление сходства и различия их интонаций.

Задачи:

Учить составлять музыкальные портреты героев на основе их интонационных характеристик, выявлять драматургию их взаимоотношений; накопление музыкального опыта, словаря.

Развивать навыки анализа музыкального произведения, определяя его форму, основные средства музыкальной выразительности; развивать ассоциативное мышление, умение сравнивать с ранее изученными произведениями.

Воспитывать интерес к русской классической музыке, к истории своей страны, патриотизм.

Музыкальный материал: Ария князя Игоря II д, Ария хана Кончака II д,

Исполнение: «Крылатые качели» муз Е.Крылатого

Оборудование: видеозапись арий; компьютер, интерактивная доска; в ходе урока использована презентация к опере Князь Игорь.

Ход урока

  1. Орг. Момент.Приветствие.

  2.  Закрепление пройденного

Задание с пропущенными словами по теме «Иван Сусанин» (приложение)

Слайд 1 Проверка, оценка: 1 балл за правильное слово

  1. Стадия вызова

Продолжим наше путешествие в музыкальный театр. Снова окажемся в зрительном зале, и сегодня свою оперу нам представит русский композитор. Назовите его имя.

Звучит А. П. Бородин «Богатырская симфония № 3»

Слайд  2  (портрет)Что мы знаем о композиторе?

 Просмотр видеоматериала «Творчество Бородина»

Слайды  3-5   Презентация  История создания оперы

  1. Мотивация.

Слайд  6   эпиграф  Б.Асафьев: «Князь Игорь»… опера высокого гражданского звучания…Это одно из тех произведений, которые составляют славу русской музыки».

Слайд  7  Тема урока Опера «Князь Игорь» - русская эпическая опера

Слайд 8  Проблема: Почему ……?

Проблема двух уроков изучения: Почему опера «Князь Игорь» считается эпической?

  1. Стадия содержания.

Работа с учебником стр.18-19:

Слайд 9  задание: самостоятельно в тетрадь

схема строения оперы

Пролог – 1 действие в Путивле – 2 действие в лагере половцев – 3 действие – в лагере половцев – 4 действие – в Путивле

Главные герои: русские – Князь с сыном Владимиром, Ярославна, ее брат Владимир Галицкий

Половцы – хан Кончак, воины

Слайд 10  проверка

 Что положено в основу оперы «Князь Игорь»? (поэма Слово о полку Игореве)

Драматургия оперы свойственна былинам, сказаниям и сказкам. События оперы разворачиваются по всем правилам эпического повествования:

Слайд 11   Неторопливый зачин

Сборы в дальнюю дорогу, зловещее предзнаменование

Трудный и долгий путь, роковое событие

Тягостный плен

Мотив чужедальней стороны

Человеческие и природные силы, помогающие герою бежать и спастись

Счастливое возвращение на родину

Слайд 12-14. Пролог, хор «Солнцу красному слава!»

сравнить с хором из оперы «Жизнь за царя » на стр. 17.

Но взглянув на солнце в этот день,
Подивился Игорь на светило:
Середь бела-дня ночная тень
Ополченья русские покрыла.
И, не зная, что сулит судьбина,
Князь промолвил: - Братья и дружина!
Лучше быть убиту от мечей,
Чем от рук поганых полонену!
Сядем, братья, на лихих коней,
Да посмотрим синего мы Дону! –
Вспала князю эта мысль на ум –
Искусить неведомого края,
И сказал он, полон ратных дум,
Знаменьем небес пренебрегая:
- Копие хочу я преломить
В половецком поле незнакомом,
С вами, братья. Голову сложить,
Либо Дону зачерпнуть шеломом!

^ Слушание сцены солнечного затмения.
Слушаем хор из пролога, запись в таблицу (с прошлого урока). Характерные черты хора?

  • Почему опера начинается с хора, сравнить с оперой М. Глинки.


Пламенеют стяги над Путивлем, и возносится к небу торжественный перезвон колоколов. То храбрую дружину Игореву провожают на битву кровавую в степи половецкие.

У. – Назовите приемы драматургического развития изобразительного характера

(загадочные, тревожные, таинственность, статичность низких тембров, колористические эффекты)

- Что ощущают, что переживают герои? ( растерянность, оцепенение, смятение и резкое изменение настроения главного героя – вызов небесным силам ).

 Назовите, пожалуйста, главных героев оперы? Наша задача на сегодняшнем уроке проанализировать музыкальные образы Князя Игоря, Хана Кончака.

Слайд  15   Кто из героев оперы изображен на той или иной иллюстрации?

Вот видите, даже ещё не слушая оперу, в общих чертах, мы уже можем составить представление о характере героя. А какими изобразил их А.П. Бородин? Давайте послушаем.

Слушание   Ария князя Игоря. II д.

Учитель. В этой арии всесторонне обрисован главный герой оперы.

Первое слушание

Учитель. Постарайтесь определить, как композитор характеризует князя? (Обратите внимание на характер вступления, лад, звучание инструментов.)

После слушания

Ученики. Вступление заставляет задуматься. Струнные звучат низко, фактура плотная, аккордовая, голоса развиваются и расходятся в движении, а бас спускается вниз. Композитор характеризует Игоря как человека вдумчивого, совестливого. Он мужественный герой и в тоже время очень любящий супруг.

Анализ арии

Учитель. Какой тембр голоса у героя? (баритон )

Какие интонации пронизывают речитатив? (героические, мужественные, лирические)

Каково настроение героя? (мрачное)

Какие средства музыкальной выразительности способствуют его выражению? (минорный лад, медленный темп)

О чем размышляет герой? (Находясь в плену, Игорь не может примириться со своим поражением. Он раздумывает о битве, стремится к свободе, чтобы доказать любовь к родине, к Ярославне)

Эта ария - музыкальный портрет главного героя оперы, выражающий его разнообразные черты.

Слайд 17. Ария хана Кончака. II д

Учитель. Давайте вспомним, каков основной сюжет данной оперы?

Ученики. Противопоставление образов русского народа и половцев.

Учитель. В какой еще опере мы встречали аналогичный конфликт? («Иван Сусанин» Глинки).

Слушание Ария Кончака.

-  Как же А.П. Бородин охарактеризует главного врага князя - хана Кончака?

Ученики. В арии ощущается воинственность, властность.

Учитель. Обратите внимание на сопровождение, какова его роль ?

Ученики. На первый план выступает изобразительные моменты в оркестровой партии, воссоздающие эпизод скачки.

В следующем разделе хан проявляет искреннее уважение к Игорю. В мелодии появляются интонации, близкие восточным лирическим напевам. Учитель. Какие качества в этом разделе мы находим у хана Кончака, какие средства музыкальной выразительности нам в этом помогают? Обратите внимание на ритм, тембр.

Ученики. Вкрадчивость, горделивость, упрямость движений Кончака, звучащей в исполнении барабанчика.

В заключительном разделе в музыкальной характеристике хана проступают воинственные черты своенравного и жестокого предводителя кочевой орды. Образ Кончака Бородин показал разносторонне: смелым, сильным, порой великодушным. В нем сочетаются различные признаки: жестокость и великодушие, хитрость и благородство

Учитель. Образ князя Игоря тоже разносторонне представлен.

- Как вы думаете, зачем композитор представляет этих героев такими разными?

Ученики. Кончак и Игорь представлены в опере как достойные противники.

Учитель. Кто еще из композиторов представлял в своей опере два противоборствующих лагеря с такой же многогранностью и симпатией к иноземной культуре? (Глинка «Иван Сусанин»)

Учитель. Мы слушали музыкальную характеристику князя Игоря и хана Кончака, они находятся в разных лагерях, они противники, и соответственно их характеристики контрастны.

Исполнение: «Крылатые качели» Е.Крылатов распевание, упражнение «Расскажите про покупки»,работа над песней, разучивание .

Закрепление:

Вывод: Раскрывая тему нашего урока, мы создали два мужских музыкальных портрета и выяснили, что А.П. Бородин в опере представляет образы разнообразные и многогранные. В основе каждого музыкального образа лежит интонация или комплекс интонаций, соответствующий данному образу, и именно из них и вырастает индивидуальный музыкальный портрет героя.

Итог урока.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!