Урок №1
Тема урока: "Удивительный мир музыкальных образов»
Тип урока: урок введения в тему года (вводный), урок-размышление
Цель урока: формирование осознанного отношения к музыке, как к части жизни и внутреннего мира каждого человека, к миру образов.
Задачи:
Образовательные | Развивающие | Воспитательные |
учить осмысленно воспринимать музыкальные произведения (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке). формировать вокально-хоровые навыки | развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве. развивать музыкальное восприятие-мышление, музыкальные способности | воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях. воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру воспитывать слушательскую культуру |
Планируемые результаты:
Предметные | Метапредметные | Личностные |
развитие навыков пения -интонация, дыхание, артикуляция, интонационно и ритмически правильное, выразительное исполнение песни; умение воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание произведения | формирование понимания роли искусства в мире, связи музыки с окружающим миром; умение находить ассоциативные связи между музыкой и разными сторонами жизни людей. (анализ, сравнение, построение логической цепи рассуждений, синтез.) | |
Ход урока
1.Организационный этап. Приветствие, заполнение журнала; требования к уроку; настрой на уроки музыки - урок искусства.
2.Мотивация учебной деятельности учащихся. Часто ли вы встречаетесь с музыкой? Где? Музыка сопровождает нас всегда. Но часто звучит и просто фоном. Создано много хорошей, красивой музыки. Важно услышать ее и понять. Она откроет целый удивительный мир.
3.Актуализация знаний. Постановка темы и цели урока.
«Искусство есть средство беседы с людьми», - говорил М. Мусоргский,
Как понимаете слова? (музыка всегда о чем то рассказывает). Можно ли сравнить музыку с речью? Слушая музыкальное произведение, человек испытывает ощущения, подобные тем, которые возникают у него от умной, интересной, эмоциональной беседы.
«Октябрь» П. Чайковского. О чем рассказала музыка? Как? При помощи чего? (при помощи звуков.)
Как можно в речевой форме выразить эту музыку? Унылая пора, очей очарованье….С какой интонацией я читаю? Спокойно, грустно, неторопливо.
Интонация роднит музыкальную и разговорную речь!
Интонация- это воплощение образа в звуках, единство звука и смысла.
Из интонаций складывается мелодия, они взаимодействуют и так рождается музыкальный образ.
Тема урока.
О чем может рассказывать музыка? (примеры)
Звучит романс «Горные вершины» А.Варламова. О чем?
В художественных образах раскрываются различные грани духовного мира человека, его отношение к самым разным явлениям окружающей жизни. Погружаясь в образный строй произведения, мы волнуемся, грустим, радуемся… Не случайно философы говорят об искусстве как реальной силе, просветляющей всю человеческую жизнь.
Музыкальный образ – это живое обобщенное представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях.
4.Введение в тему года. На последующих уроках мы с вами будем знакомиться с удивительными образами вокальной и инструментальной музыки.
Вокальная – пение .Песня ,сейчас звучал романс- это небольшое вокальное произведение для голоса с инструментом. , опера, хоровое исполнение
Инструментальная- произведения для инструментов, оркестра, инструментального ансамбля.
5.Первичная проверка понимания.
Послушайте, к какой муз. относится произведение? Звучит Вокализ С. Рахманинова. Вокализ- песня без слов
Вокально-хоровая работа:
А. Ермолов «Новый день».
6. Домашнее задание. Задание на каждый урок- слушать музыку (запись в тетрадь); повторение материала урока , выучить термины. Слушать песню, учить 1 куплет
7. Подведение итогов. Рефлексия. Мы начали разговор о том, в чём сила музыки? Что узнали на уроке? Что запомнилось? понравилось? было непонятным? Рефлексия - метод "Острова". Вопросы учащимся по уроку. Выставление оценок.