СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока музыки "Мир русской песни" 5 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: понять, какие стороны жизни отражала русская народная песня Задачи урока: 1. эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания; 2. воспитание культуры мышления и речи обучающихся; 3. формирование вокально-хоровых умений обучающихся. Предметные компетенции • дать представление о жанрах в музыке (народная песня, авторская песня) • развивать умение слушать вокальную музыку (сольное, хоровое пение) • способствовать развитию понимания смежных видов искусства (музыка, литература, живопись) • знакомство с творчеством русских художников (И. Шишкин, В. Поленов, И. Левитан) • определить роль средств музыкальной выразительности в создании музыкального образа (мелодия – характер, легато, распевы; звуковая изобразительность аккомпанемента – колокольные звоны) • дать представление о музыкальной культуре русского народа • способствовать совершенствованию вокально – хоровой грамотности Информационная компетенция • формирование навыка свободной манеры высказывания через нахождение главных идей в текстовом материале учебника «Музыка» • научить соотносить музыкальный материал с живописным и литературным примерами • создавать условия для выражения понимания музыкального образа посредством создания музыкального рисунка Социальная компетенция • воспитывать толерантное отношение к мнению других людей (выполнение домашнего задания – интервью) • развивать письменную культуру в процессе изложения своих мыслей о музыке (Дневник музыкальных наблюдений, С.8) Коммуникативная компетенция • развивать диалогическую и монологическую речь Личностная компетенция • создать условия для творческой самореализации на уроке и во внеурочное время • направить на построение самостоятельного маршрута общения с искусством УМК: «Музыка. 5 класс»: по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак Музыкальные инструменты: аккордеон, фортепиано Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран ИКТ: Презентация «Мир русской песни» 2. Опыт творческой самореализации обучающихся в процессе изучения народной культуры

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока музыки "Мир русской песни" 5 класс»




Урок музыки в 5 классе:

Тема урока: «Мир русской музыки»


















Хамуева Екатерина Владимировна


Слайд1 - 2

Цель урока: понять, какие стороны жизни отражала русская народная песня

Задачи урока: 1. эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;

2. воспитание культуры мышления и речи обучающихся;

3. формирование вокально-хоровых умений обучающихся.


Предметные компетенции

  • дать представление о жанрах в музыке (народная песня, авторская песня)

  • развивать умение слушать вокальную музыку (сольное, хоровое пение)

  • способствовать развитию понимания смежных видов искусства (музыка, литература, живопись)

  • знакомство с творчеством русских художников (И. Шишкин, В. Поленов, И. Левитан)

  • определить роль средств музыкальной выразительности в создании музыкального образа (мелодия – характер, легато, распевы; звуковая изобразительность аккомпанемента – колокольные звоны)

  • дать представление о музыкальной культуре русского народа

  • способствовать совершенствованию вокально – хоровой грамотности


Информационная компетенция

  • формирование навыка свободной манеры высказывания через нахождение главных идей в текстовом материале учебника «Музыка»

  • научить соотносить музыкальный материал с живописным и литературным примерами

  • создавать условия для выражения понимания музыкального образа посредством создания музыкального рисунка


Социальная компетенция

  • воспитывать толерантное отношение к мнению других людей (выполнение домашнего задания – интервью)

  • развивать письменную культуру в процессе изложения своих мыслей о музыке (Дневник музыкальных наблюдений, С.8)


Коммуникативная компетенция

  • развивать диалогическую и монологическую речь


Личностная компетенция

  • создать условия для творческой самореализации на уроке и во внеурочное время

  • направить на построение самостоятельного маршрута общения с искусством


УМК: «Музыка. 5 класс»: по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Музыкальные инструменты: аккордеон, фортепиано

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран


ИКТ: Презентация «Мир русской песни»

2. Опыт творческой самореализации обучающихся в процессе изучения народной культуры

Слайд 3

Учитель: Исполнение песни В. Баснера «С чего начинается Родина?» настроит нас на изучение темы «Мир русской музыки».

(Учебник «Музыка», С. 56)



Учитель: Хорошая песня – это целый мир, который рассказывает о жизни, о людях, о добрых чувствах.


Учитель: Что всегда отражала русская народная песня? (Найдите ответ в учебнике «Музыка», С. 58)

Ученик: Русская песня всегда отражала окружающую жизнь, природу России, её пейзажи.

Учитель: Что вбирает в себя выражение: «Мир русской песни»?

Ученик: Мир русской песни – это поля и степи, дубы и берёзы, весь просторный русский пейзаж.

Учитель: Какие слова посвятил песне русский поэт XIX века Иван Суриков.

(Учитель предварительно определяет трёх учеников для выразительного чтения стихотворения).


Учитель: Составьте рассказ по иллюстрации на странице 58 учебника «Музыка».

Из вашего рассуждения мы должны узнать: «Как называется живописный сюжет и кто его автор?», «Что изобразил художник ?», «Если бы вы были композитором, какую мелодию бы сочинили?»

Ученики представляют свои литературные опыты.

Слайд 4


Слайд 5


Учитель: Живёт русская народная песня, которая так и называется «Среди долины ровныя».

(Учитель исполняет два куплета песни)

Запись в тетради:

РНП «Среди долины ровныя»





Учитель: Какие стороны жизни отражала народная песня? (В поиске ответа вам поможет наш учебник «Музыка»)

Ученик: Народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей прошлого, рассказывала об их праздниках и буднях.

Запись в тетради по музыке:

РНП «Ах, ты, степь широкая…»


Учитель: Познакомимся с нотной записью народной песни «Ах, ты, степь широкая…» Обратите внимание на распевы (на один слог приходится несколько нот: слоги «-ро», «-доль», «-на», «-ма», «-тушь», «-воль»), на легато – слитное исполнение нескольких нот).

(Учитель исполняет песню.)

Слайд 6


Учитель: Как вы думаете, что общего между русской народной песней «Ах, ты, степь широкая…» и живописным сюжетом В.Д. Поленова «Монастырь над рекой». (В вашем ответе – «помощь учебника» и ваши размышления)

Слайд 7



Ученик: Мелодия песни нетороплива как бескрайняя широкая степь, степь раздольная.

Ученик: Мелодия величава как православные монастыри.

Ученик: Вдалеке - бескрайние широкие просторы.

Ученик: Монастырь звучит колокольным звоном над Волгой – матушкой.


Слушание: хоровое исполнение

РНП «Ах, ты, степь широкая…»,

CD № 1, фрагмент № 10


Музыкальное рисование в тетради по музыке.

Учитель: Иногда народные песни основывались на авторских стихотворениях, близких по характеру словам народных песен. Одно из таких стихотворений – «Вечерний звон» - стало основой известной песни. Его автор И.Козлов. [4, 60]

(Чтение стихотворения всем классом)


Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он

О юных днях в краю родном,

Где я любил, где отчий дом,

И как я, с ним навек простясь,

Там слушал звон в последний раз.

Слайд 8

Запись в тетради по музыке:

«Вечерний звон». Стихи И. Козлова


Учитель: Познакомимся с нотной записью № 12, Песня «Вечерний звон».

(Учитель играет аккомпанемент).

Какие звоны изображает аккомпанемент песни?

Ученик: колокольные звоны


Учитель: Какие образы, звучащие в музыке «Вечернего звона», близки русской душе?

В вашем ответе вам будут помощниками текст учебника «Музыка» и иллюстрация И.Левитана «Вечерний звон». [4, 61]

Слайд 9

Ученик: Облик деревянной Руси с её церквами, колокольным звоном до́рог и близок русской душе. Вечерний звон был частью родного края, он навевал воспоминания о юных днях, мечтах, надеждах.







Слушание:

РНП «Ах, ты, степь широкая…»,

CD № 1, фрагмент № 10


Музыкальное рисование в тетради по музыке.


Учитель: Есть ли общее в песнях «Ах, ты, степь широкая…» и «Вечерний звон»? В чём оно проявляется? (Читаем вопрос № 2 в учебнике «Музыка»)

Ученик: Облик родины, с её широкими степями, реками, колокольным звоном.

Ученик: Звучит душа России с её любовью к Богу, давшую миру богатую культуру колокольного звона.


2. Учитель: Какие стороны жизни отражала русская народная песня?

Слайд 10

Запись в тетради по музыке:

Вывод:

Русская народная песня отражала:

Ученик: природу России, её пейзажи

Ученик: быт, чувства и переживания людей

Ученик: будни и праздники народа

Домашнее задание:

(Дневник музыкальных наблюдений, С.8)

К выполнению данного задания (ответы на вопросы: «Какие песни ты полюбил ещё в детстве? Кто тебе их пел?») обращались во время изучения темы «Песня – верный спутник человека».

Слайд 11

Расширим вопрос: Какие народные песни ты полюбил ещё в детстве? Кто тебе их пел?

(Записать свои размышления, взять интервью в своей семье)

Слайд 12

3. Вокально – хоровая деятельность на уроке

С. 38 «Уж ты зимушка – зима» - разучивание

С. 34 «Если другом стала песня»

С. 37 Песня гардемаринов


Слайд 13







Источники:


1. Алеев В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.- 6-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2008.- С. 53


2. В.В. Алеев О роли учебника на уроках музыки // Искусство и образование. Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. № 5 (55).-М.: 2008.- С.71


3. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Дмитрий Иванов.- М.: Чистые пруды, 2007,-С.8.- (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып.6 (12)).


4. Науменко Т.И., Музыка. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений /Т.И. Науменко, В.В. Алеев.- 7 – е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2006.- 190


5. Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Музыка. 5 кл. Фонохрестоматия.-М.: Дрофа, 2009, 2CD


6. Науменко Т.И., Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 5 кл.: пособие для общеобразоват. Учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.- М.: Дрофа, 2010


7. Т.Н. Науменко, В.В. Алеев Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя.- М.: Дрофа


8. О. Локтева Дизайн интерьера через призму искусства XX века // Искусство № 14 (446), 15-31 июля 2010. Учебно – методическая газета для учителей МХК, Музыки, ИЗО. Издательский Дом «Первое Сентября».- М. 2010.- С.4


9. Русские народные песни. Мелодии и тексты: М:, Издательство «Музыка»: 1987.- С. 25

10. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех.- М.: Издательство «Первое сентября», 2000.- С.482


11.Способин И.В. Элементарная теория музыки: Учебник для музыкальных училищ.-7-е изд.-М. Музыка, 1979.- С. 27


12. С. Старобинский Урок музыки с книгой в руках // Музыкальное воспитание в школе. Выпуск 13 (составитель О.А. Апраксина) Издательство «Музыка».- М.: 1978,-С. 96


13. Шелонцев В.А., Шелонцева Л.Н. Реализация компетентностного подхода в обучении: Учебное пособие. Омск: БОУ «РИАЦ».-2009.-С. 4; 5

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!