СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыка в жизни человека.Песенность музыки русских композиторов.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока музыки»

УРОК МУЗЫКИ в 3 классе

Раздел 1 – «Россия – Родина моя»

Урок № 1

Слайд № 5


Тема урока: «Мелодия – душа музыки».


Цель урока: убедиться в том, что мелодия является основным свойством русской музыки.


Задачи урока:


  1. обогатить впечатления обучающихся о роли мелодии в русской музыки на примере произведений П.И.Чайковского;

  2. познакомить с понятиями: «лирика», «лирический образ», «лирические произведения»;

  3. учиться понимать замысел композитора, следить за развитием образа, определять построение музыки; вырабатывать умение эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным миром музыкальных образов;

  4. развивать творческие навыки обучающихся;

  5. вырабатывать умение эмоционально откликаться на музыку, размышлять о ней;

  6. воспитывать уважение к музыкальному наследию великих русских композиторов.


Оборудование:


  1. портрет П.И.Чайковского;

  2. нотная запись мелодии второй части Четвертой симфонии П.И.Чайковского;

  3. эпиграф к уроку: «Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь!» (П.И.Чайковский);

  4. электронная презентация к уроку;

  5. фонохрестоматия (запись второй части Четвертой симфонии П.И.Чайковского);

  6. видеозаписи: «П.И.Чайковский в Воткинске», «Четвертая симфония П.И.Чайковского, 2 часть»;

  7. фортепиано;

  8. учебники музыки, рабочие тетради, карточки;

  9. зрительный ряд: пейзажи И.Левитана, И.Шишкина;

  10. хрестоматия по музыке, методическая литература;

  11. магнитола «SONI»;

  12. компьютер, медиапроектор.


Планируемые результаты в соответствии с ФГОС второго поколения


Познакомить с понятиями: «лирика», «лирический образ», «лирическое произведение».

Закрепить понятия: «мелодия», «песенность», «симфония», «трехчастное построение музыки».


Предметные: развивать художественный вкус, интерес к музыкальному искусству; размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека; использовать полученные знания в различных видах деятельности.


Универсальные учебные действия


Личностные: развивать эмоциональную сферу обучающихся, проявлять чувство гордости и уважение за великое музыкальное наследие русских композиторов; развивать личностное осмысление постижения искусства, творческий потенциал.


Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения учебно-практических и познавательных задач; участвовать в обсуждении проблемных вопросов; ориентироваться на нотную запись; распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки; отличать песенность в музыке; выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.


Коммуникативные: уметь формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию; выполнять совместные действия; проявлять активность во взаимодействии.


Регулятивные: совместно определять цель урока; планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; контролировать и корректировать способы действия; оценивать уровень усвоения учебного материала.


Тип урока: урок введения в тему.


Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная, самостоятельная, работа с учебником, слушание, запоминание, с применением ИКТ, игровая.








Ход урока:

1. Организационный момент. Музыкальное приветствие.

Слушание: звучит фрагмент Первого концерта для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского, звучавший на одном из последних уроков во 2 классе.

Вопросы:

- Узнали ли вы эту музыку?

Слайд 6.

- Вот уже более 50 лет (с 1958 года) проходит Международный конкурс имени П.И.Чайковского, который собирает сотни молодых музыкантов различных национальностей. Концерт № 1 – своеобразная визитная карточка конкурса. Жизнеутверждающая сила этой музыки словно убеждает всех людей, что подлинное искусство вечно. Отличительной чертой музыки Чайковского является мелодизм. Борис Владимирович Асафьев, русский композитор, музыковед, так сказал о музыке Чайковского: «…что бы не написал Чайковский, будь то глубокая по замыслу симфония или опера,… концертное произведение или скромная музыка для пения или фортепиано, всюду всегда наличествует неизбывная задушевность, сердечное тепло, ласка, приветливость… Мелодии Чайковского – его почерк».

- П.И.Чайковский – великий русский композитор. Первые музыкальные впечатления Чайковского связаны с песнями, которые он слышал в детстве от матери, родственников и народных певцов. Вспоминая о детстве, композитор писал позже: «…Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой … русской народной музыки…». Именно песенность, мелодичность, распевность отличают русскую народную музыку.

Чайковский родился в г.Воткинске, где его отец, горный инженер, был директором завода.

- Просмотр фрагментов фильма «П.И.Чайковский в Воткинске».

- Подведем итог: Петр Ильич родился в г. Воткинске, с детства впитывал музыку народа этого региона. Его преподаватель по классу фортепиано М. М. Пальчикова-Логинова была крепостной крестьянкой из Уржумского уезда Вятской губернии, знавшей много народных песен. Именно она привила своему ученику любовь к фольклору. П. И. Чайковский опирался на интонационно-ладовые особенности народной музыки, часто «цитировал» их в своих сочинениях («Камаринская» из «Детского альбома», финалы Первой и Четвертой симфоний и др.). Характерными чертами русской народной музыки являются: песенность, мелодичность, певучесть, широта звучания, распевность. Творчество композитора Чайковского отличается мелодичностью.

Слайд 7

Определения:

Мелодия – это интонационно-осмысленное музыкальное построение.

Мелодия – основная мысль произведения, душа музыки.




2.Объявление темы урока, совместная постановка цели урока:

- Итак, тема нашего урока: «Мелодия – душа музыки». Цель нашего урока: убедиться в том, что мелодия является основным средством русской музыки.


Слайд 8

-Сегодня мы обратимся к Четвертой симфонии П.И.Чайковского.

-Что такое симфония?

Слайд 9

- Симфония – музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей (обычно из 4-ех), объединенных общим замыслом. Звучит в исполнении симфонического оркестра.

Обратите внимание на нотную запись мелодии второй части Четвертой симфонии Чайковского. Давайте споем главную мелодию.

- Как льется музыка? (Подчеркнуть: напевность, песенность, кантиленный характер, неторопливый темп, тихая динамика).

3. Слушание музыки Чайковского. (Перед слушанием задаем вопрос, какими чувствами наполнена музыка?).

- Музыка спокойная, задушевная, мечтательная, создает образ размышления, раздумья, воспоминания. (Определения характеристики музыки выписать на доске). Работа с карточками: мелодия – плавная ; лад – минор; регистр – средний; ритм – ровный; темп – неторопливый; звуковедение –связное; динамика – пиано).

- С чем можно сравнить развитие мелодии? (Ассоциативный ряд - плавные изгибы реки, тропинка, плывущие облака, легкий ветерок…). (Начертить рукой в воздухе линию мелодии). (Изобразительность в музыке).

- Какому музыкальному инструменту поручает композитор исполнение основной мелодии?

Слайд 10

- Этот инструмент - гобой.

- К какой группе инструментов (струнных или деревянных духовых) принадлежит тембр этого инструмента?

- Гобой принадлежит к группе деревянных духовых инструментов.

Слайд 11

4. Вводим понятия: «лирика», «лирический образ», «лирическое произведение».

Слайд 12

- Лирический – нежный, задушевный.

- Лирика в музыке, литературе, живописи это выражение внутреннего мира человека, его чувств, переживаний, настроений, особых состояний души.

- Какие произведения мы можем назвать лирическими?

- Лирическими произведениями называются произведения искусства, выражающие чувства человека, его душевные переживания.

- Какие образы возникают в воображении под впечатлением музыки Чайковского?

- Картины родной природы, образ человека – мечтательного, задумчивого, спокойного.

Слайд 13

- П.Чайковский о второй части Симфонии (из письма к Н.Ф. фон Мекк, 17 февраля 1878 г.): «…Вспомнилось многое. Были минуты радостные, когда молодая кровь кипела и жизнь удовлетворяла. Были и тяжелые моменты, незаменимые утраты. Все это уж где-то далеко. И грустно и как-то сладко погружаться в прошлое».

- Подведем итог: наши рассуждения и определения музыки совпали с описаниями композитора.

- Можно ли назвать этот образ лирическим?

- Да, образ лирический, так как музыка выражает внутреннее состояние души человека, его воспоминания, переживания. (Выразительность в музыке).


5. Повторное слушание музыки более продолжительного фрагмента второй части. (Перед слушанием задаем вопрос, меняется ли характер музыки? Если да, то сколько раз? Используем прием: «Мы – дирижеры». Ответ на вопрос можно обсудить в парах).

-Подводим итог: в музыке происходит развитие, так как мечтательный образ начала симфонии сменяется музыкой другого характера – более подвижной, с танцевальными интонациями и ритмами. Мажор меняется светлым минором. Т.о., построение музыки – трехчастное.


6. Работа с учебником. Зачитать слова Чайковского.

- О чем мечтал композитор, кому посвящал свои произведения?

- Подводим итог: свое творчество Чайковский посвятил человеку, его любви к Родине и русской природе, его стремлению к счастью. Обратимся к учебнику, ответим на вопрос на странице 7:

«Как ты понимаешь слова П.Чайковского: «Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь!»?


7. Домашнее задание: выполнить задание на странице 4 в рабочей тетради, отмечать мелодизм в услышанной музыке.

Слайд 14

8. Физкультминутка. (Докучная песенка с приплясом «Веники-помелики»). Дыхательная гимнастика. Распевание.


9. Разучивание песни «Все, что сердцу дорого» (слова М.Пляцковского, музыка Ю.Чичкова).

- Слушание, анализ песни.

- Разучивание с опорой на нотную запись (работа над кантиленой, пропеванием фраз, окончаний слов, двухголосием; отметить пунктирный ритм, интервалы, фермату).


Подведем итог: в песне красивая мелодия; песня рассказывает о любви к Родине, о красоте родной природы. Эту песню можно назвать лирической, так как в стихах и в музыке есть задушевность, мечтательность, щемящее чувство нежности и любви к Родине, ее природе. Имеется изобразительный момент – «песни соловья» (фермата). Мелодия – восходящая; звуковедение – плавное, отчетливое; ритм – пунктирный; динамика – от меццо-пиано до меццо-форте; лад – минорный; темп – спокойный.


10. Обобщение. (Обобщение делают дети).

- О чем узнали на уроке?

- Убедились в том, что мелодия является основным свойством русской музыки, познакомились с понятиями «лирика», «лирический образ», «лирическое произведение»; проследили за развитием лирического образа во второй части Четвертой симфонии П.И.Чайковского; определили трехчастное построение музыки; начали разучивание новой песни «Все, что сердцу дорого».

- Что понравилось на уроке?


11. Итог урока. (Рефлексия).

- Выставление отметок.

- Под какую музыку хотели бы выйти из класса?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!