СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Многообразие споровых растений"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока "Многообразие споровых растений" (урок обобщения пройденного материала)

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Многообразие споровых растений"»

  1. Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?


  1. Актуализация знаний.

– Скажите, ребята, что нас окружает? ...

– Как все это называется? (Окружающий мир, природа)

– Что можете сказать о природе? (Живая и неживая)

– По каким признакам мы относим предметы к живой природе?

Рождение; дыхание; питание; рост; движение; старение и умирание.

– Что необходимо для существования живой природы?

Свет, тепло, вода, воздух.

– Ученые делят всю живую природу на группы и называют их царствами.

Назовите их.

Царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии.

Какие царства мы с вами уже изучили? (грибы, бактерии, начали растения)


  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Мы продолжаем учить различные растения, их строение, особенности, разнообразие, места обитания, значение для людей и в природе.

И сегодня сделаем урок обобщения по нескольким группам растений: водоросли, лищайники, мхи, папоротники, хвощи, плауны. Наша задача разобраться чем схожи и чем отличаются растения этих групп.

Урок будет не простой, а целое путешествие. На столах лежит карта, там есть станции, но нет ни путей, ни направлений. В процессе урока мы с вами нарисуем их сами и поймем как в процессе эволюции развивались растения, усложнялась их организация и строение.


4) Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).


– В царстве растений ученые насчитывают около 500000 (пятисот тысяч) видов. Все эти виды растений в зависимости от их строения они объединили в классы или группы, давайте вспомним какие и решим для этого кроссворд:

Водоросли, лишайники, мхи, папоротники, хвощи, плауны. Так же есть 2 группы которые мы с вами изучим позже, на следующих уроках: хвойные, цветковые.

https://learningapps.org/display?v=pbnk4sf4n19

Давайте начнем наше путешествие, каждую группы будем характеризовать по одному плану и постепенно заполнять таблицу, чтобы провести сравнение между ними.


План:

1. Корень

2. Стебель

3. Листья

4. Способ размножения

5. Среда обитания

6. Представители

7. Значение

По какому принципу можно разделить растения, которые мы назвали на 2 большие группы (низшие и высщие). И по какому принципу? По принципу строения: наличия или отсутствия органов и тканей.



Водоросли

Лишайники

Мхи

Папоротники

Хвощи

Плауны

1. Корень (+/-)

- (есть ризоиды)

- (есть ризоиды)

- (есть ризоиды)

+

+

+

2. Стебель (+/-)

- (есть только таллом или слоевище)

-(есть только таллом или слоевище)

+

+

+

+

3. Листья (+/-)

-

-

+

+ (вайи)

+

+

4. Способ размножения (бесполое и половое)

Деление, спорами, частями слоевища

Частями слоевища, спорами

Спорами

Спорами (спорангии)

Спорами (спороносные колоски)

Спорами (спороносные колоски)

5. Среда обитания (водная, наземно-воздушная)

Водная

Наземно-воздушная (камни, древесина, влажные места)

Наземно-воздушная

(камни, древесина, влажные места)

Наземно-воздушная (леса, влажные места, болота)

Наземно-воздушная

(леса, влажные места, болота)

Наземно-воздушная

(леса, влажные места, болота)

6. Представители, классификация

Одноклеточные: хламидомонада

Многоклеточные: зеленые, бурые, красные

Кустистые (ягель, бородач), листоватые (пармелия, ксантория), накипные (бацидия)

Печеночные (риччия, маршанция) и листостебельные (кукушкин лен, сфагнум)

Щитовник, орляк

Хвощ полевой, болотный, луговой, лесной, большой

Плаун булавовидный

7. Значение (выписать буквы из списка)

АБВГЖИЛ

АВДЕ

АГЗЛ

АГЕК

АГКЛ

АБГК



Значение:


А. Употребление в пищу

Б. Использование в лакокрасочной промышленности

В. Использование в парфюмерной промышленности

Г. Использование в медицине

Д. Индикаторы чистоты воздуха

Е. Участие в почвообразовании

Ж. Выделение кислорода

З. Получение торфа для его дальнейшего использования

И. Изготовление клея, агар-агар, бумаги

К. Получение каменного угля и его дальнейшее использование

Л. Использование в хозяйственной деятельности



  1. Первая станция. Какая группа растений является наиболее примитивной, и относится к низшим растениям.


Без земли в воде росли

Да на солнце зеленели,

То, что рыбы съесть хотели,

То, что рыбы жадно ели-

Не трава, а (илсородов).


Вспомним строение и разнообразие водорослей, можете воспользоваться рисунками в тетрадях или посмотреть на слайд, заполните таблицу.


  1. Вторая станция: Лишайники. (картинка)


  1. Третья станция: Мхи. (текст) Эти растения очень неприхотливы. Они могут выдерживать большие морозы и сильное нагревание солнцем. При наступлении неблагоприятных условий (холода, сухости) они останавливаются в росте, но остаются живыми. Эти растения нередко образуют ковер во влажных местах.


  1. Четвертая станция: Папоротники. Определите группу растений по выделенным признакам.

____крупные листья вайи

____мелкие листья

____спорангии на листьях

____спороносные колоски

____побеги длинные стелющиеся

____побеги укороченные

____побеги членистые прямостоячие

____Корневище

____весенний спороносный побег.


  1. Пятая станция: Хвощи. Определить по видеофрагменту.


https://www.youtube.com/watch?v=3sjoqnH1C0A


  1. Шестая станция: Плауны. Собрать пазл на доске.




5) Применение знаний и умений в новой ситуации.



6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.


Тест.


Вариант №1.


1.К низшим растениям относят:

А.Мхи. В.Мхи и водоросли.

Б.Водоросли. Г.Папоротники.

2.Для водорослей характерны следующие признаки:

А.Имеют листья и стебли. В.Размножаются семенами.

Б.Обитают в водоёмах и цветут. Г.Имеют слоевище и ризоиды.

3.Ризоиды – это:

А.Название растений.

Б.Вид корня.

В.Органоид клетки.

Г.Ветвистые клетки, при помощи которых водоросли прикрепляются к субстрату.

4.У кукушкина льна женские растения, в отличие от мужских имеют:

А.Сперматозоиды. В.Коробочки на длинных ножках.

Б.Яйцеклетки. Г.Листья.

5.Там, где растёт сфагнум:

А.Деревья развиваются хорошо. В.Деревья расти не могут.

Б.Деревья становятся угнетёнными. Г.Лес заболачивается.

6.Показателем повышенной кислотности почв на пашне служит распространение на этой территории:

А.Папоротника. В.Плауна.

Б.Хвоща. Г.Крапивы.

7.Залежи каменного угля образовались:

А.Из отмерших древовидных папоротников.

Б.Из отмерших частей мхов.

В.Из большого скопления остатков растительности.

Г.Из большого скопления отмерших водорослей.

8.Сходство с водорослями имеют мхи:

А.Риччия. В.Сфагнум.

Б.Маршанция. Г.Кукушкин лён.

9.Становятся редкими и нуждаются в охране:

А.Папоротник. В.Плаун.

Б.Хвощ. Г.Кукушкин лён.

10.Вставьте пропущенные слова.

Папоротник имеет подземные побеги -…,от них растут…, на нижней стороне которых находятся маленькие бугорки - …

11. Организмы, которые вместе с водорослями входят в состав лишайников:

А) мхи; Б) грибы; В) бактерии. Г) плауны

12. В составе лишайника водоросль получает от гриба:

А)воду и минеральные соли; Б)воду и углеводы;

В)кислород, воду и минеральные соли. Г) белки, жиры, углеводы

13. Какая часть лишайника имеет хлорофилл:

А) гриб Б) водоросль

В) грибница Г) и гриб и водоросль

14. Лишайники растут:

А) всюду, даже в Антарктиде Б) всюду, где чистый воздух

В) всюду, даже в пустыне Г) все ответы правильны.

15.Симбиоз – это совместное проживание организмов:

А) взаимополезное Б)полезное для одного

В )взаимовредное Г) вредное для одного


Вариант №2.

1.Водоросли – это:

А.Растения, обитающие в воде.

Б.одноклеточные растения, обитающие в воде.

В.Самые древние растения на Земле.

Г.Самые древние растения на Земле, тело которых одноклеточное или многоклеточное слоевище.

2.Хроматофор – это:

А.Название многоклеточной водоросли.

Б.Название пигмента.

В.Один крупный хлоропласт.

Г.Чашеобразная пластида в клетке водоросли.

3.Морской капустой называют:

А.Ламинарию. В.Ульву.

Б.Порфиру. Г.Филлофору.

4.Сфагнум в отличии от кукушкина льна:

А.Быстро всасывает и проводит воду.

Б. Не имеет ризоидов.

В.Размножается спорами.

Г.Не имеет стебля и листьев.

5.Торф – это:

А.Толща полуразложившихся растений. В.Тип болота.

Б.Название мхов. Г.Толща разложившихся папоротников.

6.Вайями называют:

А.Сильно рассечённые листья папоротника.

Б.Вид папоротника.

В.Корень папоротника.

Г.Подземные побеги.

7.Папоротники относятся к высшим споровым растениям, так как:

А.Широко расселились по Земле.

Б.Имеют корень.

В.Имеют корень, стебель, листья и размножаются спорами.

Г.Размножаются спорами.

8.Вставьте пропущенные слова.

Слоевище лишайников состоит из…и …,живущих в …

9.Становятся редкими и нуждаются в охране:

А.Папоротник. В.Плаун.

Б.Хвощ. Г.Кукушкин лён.

10.К низшим растениям относят:

А.Мхи. В.Мхи и водоросли.

Б.Водоросли. Г.Папоротники.

11.Лишайники – это организмы:

А) паразиты Б) хищники

В) симбионты Г) сапротрофы

12. В составе лишайника гриб получает от водоросли:

А) воду; Б) органические вещества;

В) минеральные соли. Г) неорганические вещества

13.Каких лишайников нет:

А) кустистых Б) древовидных

В) листоватых Г) накипных

13.Симбиоз – это совместное проживание организмов:

А) взаимополезное Б)полезное для одного

В )взаимовредное Г) вредное для одного

14. Какая часть лишайника имеет хлорофилл:

А) гриб Б) водоросль

В) грибница Г) и гриб и водоросль

15. Лишайники растут:

А) всюду, даже в Антарктиде Б) всюду, где чистый воздух

В) всюду, даже в пустыне Г) все ответы правильны.


7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

На столах у вас лежат смайлики, поставьте пожалуйста, рядом с той станцией на которой вам понравилось больше позитивный смайл, можете сделать это на каждой, если все было понятно и каждая станция показалась интересной, а там где не разобрались до конца можете указать вторым вопросительным смайлом. Об этом мы обязательно поговорим на следующем уроке и разберемся.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!