СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока «Местоимение как часть речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: ознакомление с ролью местоимений в нашей речи, своеобразием                          личных местоимений.                                                Развивать умения распознавать их в тексте, правильно употреблять                         местоимения, развивать память, каллиграфический навык письма,                         обогащать словарный запас.

                      Воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес к русскому языку.

Оборудование: учебник «Русский язык 4 класс» Канакиной, компьютерное оборудование.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока «Местоимение как часть речи»»




Урок русского языка в 4 классе


«Местоимение как часть речи»


















Подготовила: Фризен Ю.Н.

Учитель начальных классов

МКОУ Ульяновская ООШ







Цели урока: ознакомление с ролью местоимений в нашей речи, своеобразием

личных местоимений.

Развивать умения распознавать их в тексте, правильно употреблять

местоимения, развивать память, каллиграфический навык письма,

обогащать словарный запас.


Воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес к русскому языку.


Оборудование: учебник «Русский язык 4 класс» Канакиной, линейки, простые

карандаши, компьютерное оборудование.


Ход урока


I. Организация внимания учащихся.

Прозвенел звонок. Внимание! Проверь, Дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?


Настрой. Сегодня, ребята, у нас новая тема, вы познакомитесь с новой частью речи, но я думаю, что вы преодолеете все трудности и вас всё получится.


II. Актуализация ранее изученного.

- Откройте тетради ,запишите число.

Словарная работа

- На дом вам было задано повторить словарные слова. Перед тем как вы будете их писать, я прочитаю стихотворение.

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг прогрызли мышки.

От слов начала откусили

Из книжки в норку утащили.

( на доске словарные слова)

…ректор …рога … лезо

… зал …зета … локо

…лендарь …тина … локо

… ризонт …шина …тро

( он, мой) (она, моя) ( оно, моё)

- Давайте вместе восстановим слова

( фронтально повторяем зашифрованные слова)

- Теперь правильно их напишите в 3 столбика как и у меня.

( проверка орфографическим чтением)

- Ребята, скажите, а по каким признакам я сгруппировала слова.

- Как вы узнали?

п/о подставили слова он, мой, она, моя.

( пишу под столбиками эти слова)

- Слова он, она – это слова какой части речи?

п/о местоимение


3 . Самоопределение к деятельности

Скажите ребята, чем вы любите заниматься вместе? ( Ответы детей)

А вот я знаю одного ученика, который очень любит смотреть кино .Послушайте об этом стихотворение А. Л. Барто. .

Заранее, заранее

Всё было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой придёт

Мой старший брат,

Он мне расскажет

Всё подряд, Он объяснит мне, Что к чему.

А я большая!

Я пойму.

И вот он начал

Свой рассказ:

- Они ползут,

А он им – раз!

А тут как раз

Она ползла,

А он как даст ему

Со зла!

Они- ей- раз!

Она им- раз!

Но тут как раз

Её он спас,

Он был с ней

Заодно…

Ух, сильное кино!

Нет, видно, я ещё мала:

Я ничего не поняла .

- Почему девочка ничего не поняла?

( Брат не называл имена героев , а заменял их местоимениями.)

- С какими местоимениями вы уже знакомы? ( С личными)

- Сформулируйте задачи урока.

( Вспомнить , что такое местоимение, каковы особенности личных местоимений, научиться распознавать личные местоимения)


III. Изучение нового материала

1.Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительной, необычной частью речи – местоимением.


2. Объяснение нового материала.

- Прочитайте название этой части речи в учебнике на с. 52.

- Как вы думаете, почему она носит такое название?


- В русском языке много местоимений. Сегодня мы познакомимся с местоимениями, заменяющими существительные. Это самая распространённая группа местоимений и называются они – личные местоимения. Их всего 8 . Эта великолепная восьмёрка перед вами.

( вешаю плакат)

1 –е л. 2 – е л. 3 – е л.

Ед.ч. я ты он она оно

Мн.ч. мы вы они


- Давайте хором прочитаем местоимения.

- Личные местоимения – это местоимения – существительные. Личными они называются потому, что указывают на лица, которые участвуют в речи.

Местоимения я, мы – местоимения 1-го лица, указывают на говорящего. Ты, вы – местоимения 2 – го лица. Они указывают на собеседника, то есть на того, с кем говорят. Он, она, оно – местоимения 3 –го лица, указывают на того, о ком говорят, или на то, о чём говорят.

- Как вы думаете, почему эти местоимения написаны в 2 строчки?

- Да, местоимения бывают единственного и множественного числа. Местоимения я, ты, он. Она, оно – местоимения единственного числа. Местоимения мы, вы, они – местоимения множественного числа.

- Личные местоимения изменяются по падежам , при этом изменяется не только окончание. Но всё слово.


- А когда вместо слова ты необходимо употребить вы?

п/о местоимения 2 – го лица очень дружны. Они заменяют друг друга в обращении к человеку старше тебя по возрасту, в обращении к незнакомому человеку мы используем вместо местоимения ты местоимение вы. Это форма вежливого обращения. Вы употребляют также в обращении к нескольким людям.


- Ребята, посмотрите на доску, здесь есть для вас задание. Посмотрите, здесь написаны два предложения. В этих предложения есть недочёт.

Очень давно человек приручил диких животных. Человек заставил их служить себе.

п/ о да, в этих предложениях повторяется слово человек.

- Давайте его заменим. Каким местоимением?

- Запишем эти предложения, уже изменёнными нами.

( отдаю письмо ученику, он комментирует)


4. Работа в тестом

- Ребята, посмотрите на доску. Я написала текст и сейчас его прочитаю, а вы подумайте, о ком идёт речь?

(текст написан на доске)

Мама принесла его домой однажды вечером. Это создание было ещё совсем крохотное. Замёрзший и перепуганный он дико озирался по сторонам, и время от времени начинал громко плакать. Лишь к полуночи, выпив тёплого молока и, видимо, вконец, выбившись из сил, малыш заснул прямо на полу у тёплого камина.

- О ком говорится в тексте?

- Видите, сколько у вас мнений

- а почему у вас не было однозначного ответа?

п/о в этом тексте не было слова, которое называет предмет, о котором идёт речь в тексте, а есть местоимение, которое не называет предмет, а только на него указывает.

-Мы хорошо поработали, давайте отдохнем и сделаем физминутку.

Физминутка.

5. Работа по учебнику. Упражнения в определении местоимений.

- Откройте учебники на с. 52. Найдите упр. 108.

- Прочитайте стихотворение.

-Что вы себе представили читая строки? Какой частью речи являются выделенные слова? Называют ли они конкретное лицо? А на кого они могут указывать?

( даём характеристику я – 1 е лицо. ед. число ты – 2 – е лицо, ед.число)


Упр. 109 с. 52

- Назовите личные местоимения


7. Закрепление изученного материала.

1.)Работа по учебнику .

Упр 110 учебника с. 52

– Прочитайте первое предложение

-Назовите личное местоимение, которое в нем употреблено.

-Вместо какого слова оно употреблено?

( Он - сом)

– Прочитайте второе предложение.

-Назовите личное местоимение, которое в нем употреблено, Вместо какого слова оно употреблено? ( Она - ящерица)

- С какой целью в загадках используют местоимения?

Выполните письменно второе задание к упражнению.


2.)Задание на интерактивной доске Слайд 5.

Внимательно рассмотрите рассыпанные буквы:

р о з е к о к у н ь о

к о о г з о ё р л о д

м м а е л д и в е н д а ь

Используя их, отгадайте загадки:

Только этот водоём, для него родимый дом.

Кого куда-то запустили, ущерб огромный допустили?

Какой кустарник каждый день кому- то посещать не лень?

Справка: озеро, окунь, козёл, огород, малина, медведь.

Слова- отгадки замените подходящими по смыслу местоимениями..

Запишите отгадки и местоимения , которые их заменяют.

( Озеро- оно, козёл – он, малина- она )


8. Рефлексия

Графический диктант (+,-)

( Один обучающийся у доски)

1..Местоимение- часть речи.

2. Здесь написаны только местоимения: мы, он, ох, она, они, ты.

3.Он- местоимение.

4.Местоимение не называют предмет и не указывают на него.

5.Личные местоимения заменяют имена существительные.

Проверка с доски

- Поднимите руку кто выполнил правильно

-Поднимите руку кто допустил одну ошибку.

- Кто не справился с заданием?

Оцените свою работу на уроке смайликами.



V. Подведение итогов урока.


-Что нового узнали на уроке?

- Что запомнилось, понравилось?

- Испытывали ли вы трудности? В чём?

- Назовите местоимения, о которых говорили на уроке?

- Как называются эти местоимения?

- Почему это удивительная, необычная часть речи?

- Какого лица бывают местоимения?

-Каким членом предложения бывают местоимения?


И в заключении я прочитаю стихотворение. Оно подведёт итог того, о чём мы говорили на уроке. Такими словами могло сказать о себе местоимение, если оно было бы у нас в гостях.

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменю имена!


(Выставление оценок за работу на уроке)


3.)Самостоятельная работа

Работа по карточкам . (Разноуровневые задания)


1 уровень


Задание: При написании предложений одинаковые существительные заменяйте подходящими по смыслу местоимениями. Раскройте скобки. Вставьте пропущенные буквы.

. В ( Аа) фрике есть птич…ка, которая умеет н…х…дить гн…зда диких пчёл. Птич…ку з..вут м…доуказчиком

. Ч…й нельзя считать тр…вой. Ч..й делается ( из) лист…ев ч…йного дер…ва

Мангуст ловко истребляет змей. Мангуста специально держат ( в ) тех местах, где змеи з…п…лзают ( в) д…ма.


2 уровень

Задание: В каждой паре предложений одно обозначает причину какого либо явления, а другое является следствием этой причины . Определите, в какой роли выступает каждое предложение, и напишитеих в следующем порядке: причина- следствие. При написании предложений одинаковые существительные заменяйте подходящими по смыслу местоимениями. Раскройте скобки. Вставьте пропущенные буквы.

Птич…ку з..вут м…доуказчиком. В ( Аа) фрике есть птич…ка, которая умеет н…х…дить гн…зда диких пчёл.

Ч..й делается ( из) лист…ев ч…йного дер…ва. Ч…й нельзя считать тр…вой.

Мангуста специально держат ( в ) тех местах, где змеи з…п…лзают ( в) д…ма. Мангуст ловко истребляет змей.

3 уровень

Задание . Прочитайте текст . используя материал для справок, добавьте в указанные абзацы последние предложения . По смыслу они должны быть следствием того, о чём говорится в предыдущих предложениях. Напишите. Вставьте нужные буквы. На какие группы вы можете разделить пропущенные орфограммы?


Сотни тысяч лет назад, з(а,о)долго до п(о,а)явления ч(е,и)л(о,авека на З(е,и)мле, в ( а,о) кеанах уже плавали рыбы. В то время они были самыми высокоразвитыми с(а,о)зданиями.

Обычно у рыбы удл(и,е)ненная и суживающаяся к хвосту форма.____________________. Кроме одного вида рыб. Все остальные дышат при пом(а,о)щи жабр. Рыба з( о,а) глатывает ртом воду, которая пр(а,о) ходит через жабры.и выл (е,и) вается через сп(е,и)циальное (о,а)тверстие._______________. Кровь у рыб холодная. __________________. Рыбы имеют тёмную (а,о)краскусверху,и светлую снизу.

:_________________-.


Справка:

Они тоже чувствительны к боли.

В воде содержится кислород, и он через жабры попадает в кровь рыбы.

Это помогает им защищаться от своих врагов. Которые, глядя сверху, видят тёмный свет.; а снизу кажется, что это светлая поверхность воды.

Она способствует передвижению рыб в воде.



9.Подведение итогов урок а.

– Что нового узнали сегодня на уроке?

- Какое задание было интересно выполнять?

- Что показалось вам трудным?

Наш урок подходит к концу. Вы очень хорошо поработали. Давайте ещё раз повторим всё, что мы узнали о местоимении. – С какой частью речи познакомились на уроке? (Местоимение).
–  Дайте определение местоимению.
–  С какой группой местоимений работали?(Личные).
–  С какими признаками местоимений встретились? (Лицо, число).
–  Назовите местоимения 1 лица (2 лица, 3 лица).
– Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков. Для чего существуют местоимения в речи? (Ответы детей).
Они создают нам речевое удобство, так как экономят время. Они – как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.


10 Дом. задание.

С. 53 упр 111


1 группа: Замени выделенные существительные местоимениями

По небу плыли серые тучи. Тучи цеплялись за верхушки старых сосен и сеяли на землю холодный мелкий дождь.

Угрюмо шумел бор. Ещё угрюмей шумело озеро. Озеро накатывало на отлогий берег волну за волной. Волны набегали на влажный песок. Волны оставляли после себя грязную пену, щепки и поломанные стебли увядшего камыша.



2 группа: Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение.

Знаете ли ......., что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. …… очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. ……. придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. …… имеет полезный и приятный на вкус.



3 группа: Замени, где нужно существительные местоимениями.

Мама! Ласковая и добрая. Мама всегда заботится о нас. Маша любит свою маму. Маша хочет быть похожей на неё.



4 группа: Замени, где необходимо, имена существительные местоимениями

Юра идёт на каток. Юра катается на коньках. Нина любит лыжный спорт. Нина участвует в лыжной эстафете. На небе появилось облако. Облако закрыло солнце.



5 группа: Замени, где необходимо, имена существительные местоимениями

Света сегодня дежурная в классе. Света пришла в школу пораньше. Чуть позже пришёл Дима. Дима будет поливать цветы. Дежурные навели порядок в классе. Дежурные приготовились к уроку.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!