СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока математики в 5 классе "Сравнение десятичных дробей"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок "открытия" нового знания.  Цель: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению знаний о сравнении десятичных дробей.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока математики в 5 классе "Сравнение десятичных дробей"»

Тема урока: «Сравнение десятичных дробей»

Класс: 5

Учебник: Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. Математика 5 класс.


Формы организации учебной деятельности: фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, ИКТ.

Оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с индивидуальными заданиями, листы контроля.


Тип урока: Урок открытия нового знания


Цель: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению знаний о сравнении десятичных дробей

Задачи:

  1. Повторить сведения о десятичных дробях

  2. Формировать на уровне навыка способность к сравнению десятичных дробей и умение комментировать выполняемые операции, применяя правила.

  3. Оценить собственную деятельность на уроке

  4. Содействовать формированию УУД:

  1. Познавательных:

Научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий:, «десятичные дроби», «дробь меньше», «дробь больше», «дроби равны»; сравнивать десятичные дроби на числовой прямой.

  1. Коммуникативных и личностных:

Развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в пару со сверстником и строить продуктивное взаимодействие, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; воспитывать ответственность и аккуратность.

  1. Регулятивных:

Учиться обрабатывать информацию и выбирать правило для сравнения десятичных дробей; представлять информацию в виде алгоритма, выбирать способы сравнения десятичных дробей в зависимости от условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности

  3. Актуализация знаний

  4. Проблемное объяснение нового материала

  5. Первичное закрепление во внешней речи

  6. Самостоятельная работа с самопроверкой

  7. Включение нового знания в систему знаний и повторение

  8. Итог урока





ХОД УРОКА

I. Организационно-мотивационный этап

Здравствуйте, ребята. Я сказала «Здравствуйте» и пожелала вам здоровья. Давайте и вы друг другу пожелаете здоровья и успеха на уроке.

желаю (большой)

успеха (указательный)

большого (средний)

во всем (безымянный)

и везде (мизинец).

Здравствуй (вся ладонь).

II. Актуализация субъективного опыта по теме: “Десятичные дроби”.

- Ребята, давайте вспомним, какую тему мы с вами начали изучать?

(Десятичные дроби)

Давайте проверим домашнее задание. № 1166 (б), 1168

Проверка д/з по образцу (сигнальные карточки). Сигнальные карточки. Оценка в карте.

Впервые понятие десятичной дроби возникло в 15 веке. Его ввел выдающийся математик и астроном ал – Коши в работе «Ключ к арифметике» (1427 г). Его открытие в Европе стало известным только через 300 лет. Ал – Коши целую и дробную части писал в один ряд, хотя записывал разными чернилами, или ставил между ними вертикальную черту.

Ничего, не зная об открытии ал – Коши, десятичные дроби открыл второй раз, приблизительно через 150 лет, после него, фламандский ученый математик и инженер Симон Стевин в труде «Децималь» («Десятина») (1585 г). С. Стевин для отделения целой части от дробной ставил нуль в кружочке.

В России учение о десятичных дробях впервые выдал Леонтий Магницкий в своей «Арифметике» - первом российском учебнике математике. (1703 г)

Принятую в наше время запятую предложил немецкий астроном И. Кеплер (1571 – 1630).

Что мы знаем о десятичных дробях? (Какие дроби называются десятичными)

Что мы умеем? (Читать и записывать десятичные дроби)

Откройте тетради, запишите число, классная работа. Задание по рядам. Записать только ответы.

1 ряд: Блиц-опрос (заполнить пропуски):

  1. Обыкновенные дроби, в знаменателе которых стоят числа 10,100, 1000, и т. д., короче записываются без… (знаменателя).

  2. Целую часть от дробной части отделяет… (запятая).

  3. В десятичной дроби перед запятой записывают…( целую часть), а после запятой…(дробную часть).

  4. Если обыкновенная дробь правильная, то в десятичной записи перед запятой пишем цифру…(0).

  5. В десятичной дроби после запятой слева направо следуют разряды…(Десятые, Сотые, Тысячные, Десятитысячные, Стотысячные, Миллионные)

2 ряд: 1) Приписав справа нули, уравняйте число знаков после запятой в десятичных дробях: 1,8; 13,54 и 0,789. Прочитайте получившиеся дроби. Изменится ли при этом значение дроби?

2) Как записать короче дроби:

2,5000; 3,02000; 20,010.

3 ряд: Сравните натуральные числа

99 и 1111; 544 и 534, 556 и 559; 4366 и 7366;

Ученики каждого ряда рассказывают другим о выполнении задания, отвечают на возникшие вопросы.

Сигнальные карточки. Количество баллов в картах.

Как сравнить натуральные числа с одинаковым количеством цифр?

(Числа с одинаковым количеством цифр сравнивают поразрядно, начиная со старшего разряда.).

Можно представить, что одноименные разряды «соревнуются», чьё разрядное слагаемое больше: единица с единицами, десятки с десятками и т.д.

Подведём итог. Что мы повторили в процессе актуализации? (как записываются десятичные дроби, «секрет» десятичных дробей, правило сравнения натуральных чисел). Значит, всё это нам пригодится для изучения нового материала.

III. Постановка учебной задачи.

Перед вами результаты бега на коньках. На какой дорожке был показан третий результат?

Номер дорожки

I

II

III

IV

V

VI

Результат, с

30,17

27,31

28,93

28,5

27,8

24,32


Предположения. Где возникли затруднения? Чего мы ещё не знаем? (Для ответа на этот вопрос нужно научиться сравнивать десятичные дроби.)

IV. Этап целеполагания. Мотивация учебной деятельности. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

Какая тема нашего урока? (Сравнение десятичных дробей). Запишем в тетради.

Что нужно для того, чтобы сравнивать дроби? (Знать правило и уметь его применять)

Какую задачу мы поставим на уроке? (Научиться сравнивать десятичные дроби)

Где мы можем узнать правило? (Вывести самим или прочитать в учебнике)

№ 1. Сравните 7,56 и 2,97

Обсуждение. Объясните, как вы действовали. Сделайте вывод.

№ 2. Сравните 2,55 и 2,43

Обсуждение. Объясните, как вы действовали. Сделайте вывод.

№ 3. Сравните 7,5 и 7,55

Обсуждение. Объясните, как вы действовали. Сделайте вывод.

Сравним наше правило с правилом в учебнике. Стр. 185


Возвращаемся к заданию с таблицей. По какой дорожке показан третий результат?

Оцените свою работу.

Физминутка


V. Первичное закрепление.

№ 1175 (1,2,3) с проговариванием правила вслух


VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

№ 1175 (4,5,6) с проговариванием правила про себя

При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила.

Итог: сигнальные карточки. Самооценка

№ 1176 (1 вариант в порядке возрастания, 2 вариант в порядке убывания), работа в парах

Проверка. Взаимооценка работы.


VII.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Работа в группах.

1 группа. Перед вами результаты заездов в санном спорте среди мужчин.

Страна

Австрия

Россия

Германия

Италия

Латвия

Германия

Результат, с

52,16

51,852

51,764

51,994

52,133

52,095

1) Расставьте результаты от 1 места до 6

2) Назовите место россиянина

2 группа. Перед вами результаты соревнований по фристайлу (могул, мужчины)

Страна

Канада

Россия

Канада

Казахстан

США

Канада

Кол-во баллов

24,71

24,34

26,31

24,75

22,16

23,35

1) Расставьте результаты от 1 места до 6

2) Назовите место россиянина.

3 группа. Перед вами результаты соревнований в шорт-треке (мужчины 1500 м).

Страна

Корея

Канада

Китай

Россия

Китай

США

Результат, с

16,466

14,985

15,626

15,062

15,055

15,624

1) Расставьте результаты от 1 места до 6

2) Назовите место россиянина.

Оценка группы.


VIII. Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Вопросы:

• Какую задачу ставили?

• Удалось решить поставленную задачу?

• Каким способом?

• Какие получили результаты?

• Что нужно сделать ещё?

• Где можно применить новые знания?

А теперь подсчитайте общее количество баллов. Отметки за урок.


IX. Домашнее задание

№ 1200, 1206, придумать задачу на сравнение дробей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!