Разработка урока математики во 2 классе («Школа России»)
по теме: «Длина ломаной. Нахождение длины замкнутой ломаной. Периметр».
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень) Универсальные познавательные учебные действия:
наблюдать математические отношения (часть-целое, больше-меньше) в окружающем мире;
распределять (классифицировать) объекты (числа, величины, геометрические фигуры, текстовые задачи в одно действие) на группы;
подбирать примеры, подтверждающие суждение, вывод, ответ.
Работа с информацией:
извлекать и использовать информацию, представленную в текстовой, графической (рисунок, схема, таблица) форме, заполнять таблицы;
устанавливать логику перебора вариантов для решения простейших комбинаторных задач; — дополнять модели (схемы, изображения) готовыми числовыми данными.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
комментировать ход вычислений; объяснять выбор величины, соответствующей ситуации измерения;
называть числа, величины, геометрические фигуры, обладающие заданным свойством.
Универсальные регулятивные учебные действия:
организовывать, участвовать, контролировать ход и результат парной работы с математическим материалом;
Совместная деятельность:
принимать правила совместной деятельности при работе в парах, группах, составленных учителем или самостоятельно;
участвовать в парной и групповой работе с математическим материалом: обсуждать цель деятельности, ход работы, комментировать свои действия, выслушивать мнения других участников, готовить презентацию (устное выступление) решения или ответа;
решать совместно математические задачи поискового и творческого характера (определять с помощью измерительных инструментов длину, выполнять прикидку и оценку результата действий, измерений);
совместно с учителем оценивать результаты выполнения общей работы.
Личностные результаты:
осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека;
развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их;
применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат;
работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности;
оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем
Универсальные познавательные учебные действия:
Базовые логические действия:
применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;
приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач.
Базовые исследовательские действия:
понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;
применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов)
Работа с информацией:
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;
представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст),
формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи
Универсальные коммуникативные учебные действия:
строить логическое рассуждение;
использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи;
формулировать ответ;
комментировать процесс вычисления, построения, решения;
объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии;
в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения;
создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида - описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи
Универсальные регулятивные учебные действия:
Самоорганизация:
планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;
выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения.
Самоконтроль:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно оценивать их;
выбирать и при необходимости корректировать способы действий;
находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок.
Самооценка:
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждении (формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе электронным);
Цель: знакомство с другим названием «суммы длин сторон» - периметром, с его нахождением и обозначением;
учить решать жизненные задачи с использованием новых знаний; развивать навыки счета, мышление
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ЦОРы |
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу. | «Долгожданный дан звонок. Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постараюсь всё понять, Многое хочу узнать» | | |
2. Актуализация знаний. | - Что вы видите? - Какие задания можно придумать с этими числами? | Фронтальная работа. -Числа ( назвать однозначные и двузначные; придумать примеры; в порядке убывания, возрастания поставить; сравнить числа и выражения; составить высказывания ложные и истинные; назвать числа в которых использованы цифры только один раз, несколько раз ; назвать самое маленькое число, самое большое…) | Слайд №2 48, 6, 8, 9, 54. |
3. Подготовка к изучению новой темы. | – Что изображено? - Как они называются? -Какие фигуры можем получить, соединив эти точки? - Какие ломаные можно получить? Прочтите. - Что можно про них сказать? - Какое задание можно придумать с этими ломанными? - Каким образом мы это сделаем? - Что произойдет, если мы соединим эти ломаные? - Получилась замкнутая ломаная – треугольник. - Если добавим еще одну точку Н и соединим ее, что у нас добавляется? - Какую фигуру получим если замкнем ломаную? | - Точки - Л, М, К. - Треугольники, отрезки, углы, ломаные. - КЛМ, МНК,… - Ломанные не замкнутые. - Найти длину ломаной. - Найдем длины длину каждого звена и сложим их. - Получим треугольник. - Звено МН и НК. - Квадрат. | |
4. Работа над темой урока. | 1 задание по группам – проблема урока. - Как справились? Слушаем представителей группы. -Как вы узнали сколько вам потребуется материала для работы? | Работа в группах 1 группа. Сколько потребуется тесьмы обшить салфетку квадратной формы со стороной 20 см? 2 группа. Сколько нужно купить потолочного плинтуса для квадратной комнаты с длиной стены 5 м? 3 группа. Сколько понадобится рейки для изготовления рамки для фото квадратной формы со стороной 10 см.? (дети объясняют пути решения поставленных задач) | |
| 2 задание по группам- название темы урока. -Какие слова у вас получились? Сложите из них название нашей темы урока - Что мы сейчас узнали, сложив эти слова? - Почему стоит тире и многоточие? Как вы думаете? | 1. группа. Решите примеры, найдите закономерность и составьте слово: 10 +5 – у 10 – 6 – с 20+ 20 - м 54 – 4 – а 27- 7 - м (сумма) 2. группа. Решите примеры, найдите закономерность, составьте слово: 8 + 8 – л 30 + 0 - н 15 – 7 – д 29 – 9 - и (длин) 3. группа. Решите примеры, составьте слово: 7 + 7 – о; 46 – 6 – н ; 4 + 5 – т; 22 + 0 – о; 13 – 6 – с; 40 + 10 - р (сторон) « Сумма длин сторон» - Узнали название темы урока. - Есть еще одно более короткое название , чем «сумма длин сторон». | Приложение 1. Слайд № 3 и 4 Сумма длин сторон -…. |
Целеполагание. | Планирование своей деятельности. - Чему мы должны научиться на уроке? - Чем мы сейчас занимались? | - Знать, что такое сумма длин сторон; научиться находить ее и обозначать. - Планировали свою деятельность | Слайд №5 |
Физминутка | Зарядка для глаз. Повторение характеристик геометрических фигур. Конэрс - Вы видите в углах комнаты 4 карточки: «Параллелограмм», «Квадрат», «Ромб», «Прямоугольник» - Я называю характеристики фигуры, вы находите ее название на карточке и встаете под ним. - Четырехугольник с попарно равными сторонами. - Отвечает самый высокий. - Четырехугольник с попарно равными сторонами и прямыми углами. - Четырехугольник с одинаковыми длинами сторон и прямыми углами. - Четырехугольник с одинаковыми длинами сторон. | (Дети могут встать под двумя карточками. Обоснуют свой выбор) - Параллелограмм, прямоугольник. -Прямоугольник… - Квадрат … - Квадрат и ромб. | |
Продолжение работы над новой темой. | Знакомство с названием суммы длин сторон «периметром» и его обозначением (Р) - Что – то не так? У вас затруднения? - Следовательно….( нам нужно узнать что она обозначает и затем выполнить задание) - Где мы можем узнать новое, получить информацию? - Сегодня вы сможете найти нужную информацию на ваших желтых листочках с заданиями, если внимательно их изучите. Постарайтесь запомнить. - Кто нашел? Прочитайте нам. - В каких единицах измеряется? - Теперь нам достаточно знаний, что бы выполнить задание? | Работа в парах Найдите Р прямоугольника со сторонами 60см. и 40 см? Найдите Р ломаной, если ее звенья имеют длину - 2 см, 10 см, 6 см? Начертите квадрат со стороной 4 см и прямоугольник со сторонами 2 см и 4 см. Найдите их периметр. - Не знаем, что обозначает буква Р? Что такое периметр? - В учебнике, друг от друга, в интернете и т.д. - см, дм, м т. д. | Приложение 2. Приложение 3. Слайд №6 Сумма длин сторон называется – периметр, и обозначается буквой Р (ПЭ). |
5. Закрепление нового материала. | - Проверим выполнение заданий, взаимопроверка, обменяемся работами с соседней парой. - Сделаем вывод: только у квадрата можно определить Р? - В каких единицах измеряется? | Продолжение работы в парах. Выполнение заданий. - Нет, у любой замкнутой фигуры со сторонами- звеньями. - см, дм, м | Слайд №7 |
6. Повторение пройденного материала. Отработка вычислительных навыков | - Для нахождения Р нам необходимо знать… - Сейчас мы займемся отработкой навыка вычислений. | - Как находится Р, длины сторон, какими единицами обозначается, уметь проводить вычисления. Работа по учебнику. Взаимопроверка. | |
7. Подведение итога урока. Рефлексия. | - Что нового мы узнали на уроке? - Как записываем периметр и в каких единицах измеряется? - Достигли мы цели урока? - Для чего нам нужно знать и уметь находить периметр? Вспомните начало урока… - Оцените свою работу на уроке. - Выберите из предложенных изречений то, которое больше всего подходит для оценки вашего состояния в конце урока и хлопните в ладоши после моего прочтения его: - Каша в голове. - Все по полочкам. - Ни бум- бум. | - Да. - Применять в жизни при ремонте дома, пошиве одежды и ее элементов в строительстве… | Слайд №8 Слайд № 10 |
8. Домашнее задание. | Задание выполняем на выбор: Выполнение карточек на ОП Учи. ру Выполнение заданий из учебника с ... СПАСИБО ЗА УРОК! | | Слайд №11. |
.
Приложение 1.
1 группа. Задание №1. Сколько потребуется тесьмы обшить салфетку квадратной формы со стороной 20 см? |
Задание №2. Решите примеры, составьте слово: 10 +5 – у; 10 – 6 – с ; 20+ 20 - м; 54 – 4 – а; 27- 7 – м; |
2 группа. Задание №1. Сколько потребуется тесьмы обшить салфетку квадратной формы со стороной 20 см? |
Задание №2 Решите примеры, составьте слово: 8 + 8 – л; 30 + 0 - н; 15 – 7 – д; 29 – 9 – и; |
3 группа. Задание №1. Сколько понадобится рейки для изготовления рамки для фото квадратной формы со стороной 10 см.? |
Задание №2. Решите примеры, составьте слово: 7 + 7 – о; 46 – 6 – н ; 4 + 5 – т; 22 + 0 – о; 13 – 6 – с; 40 + 10 – р; |
Приложение 2
Задания в парах.
Найдите Р ломаной, если ее звенья имеют длину - 2 м, 10 м, 6 м? |
Приложение 3.
Сумма длин всех сторон многоугольника- это периметр. Периметр обозначается большой латинской буквой- Р. |