Просмотр содержимого документа
«Разработка урока математики по теме "Прямоугольный параллелепипед", 5 класс УМК Математика. 5 класс. Мерзляк А.Г. Полонский В.Б. Якир М.С.»
15.01.20
Прямоугольный параллелепипед
Д/З: п. 22 учить
№ 598, № 600
Параллелепипед – слово греческого происхождения. Образовано путём слияния двух слов: «параллелос» - «параллельный, идущие рядом» и «эпидос» - плоскость.
Рисуем параллелепипед :
вершины
A
B
D
C
К
F
H
М
рёбра
ИЗМЕРЕНИЯ
B
A
длина
D
C
ширина
К
F
высота
H
М
грани
прямоугольники
Противолежащие
грани равны !
грани
A
B
D
C
К
F
H
М
Назовите буквы, которыми отмечены те геометрические тела, которые являются изображениями
прямоугольного параллелепипеда
И В Б Ж
развёртка
Какие из фигур
могут быть развёртками
прямоугольного параллелепипеда?
1
4
3
2
Геометрическая фигура
Вершины
Кол-во
Грани
Ребра
Прямоугольный параллелепипед имеет:
8
Вершины - точки
С 1
D 1
6
Грани - прямоугольники
12
Ребра - отрезки
А 1
В 1
Сколько всего вершин,
граней и ребер у параллелепипеда?
D
С
А
В
Геометрическая фигура
Вершины
Кол-во
точки
Грани
8
прямоугольники
Ребра
6
отрезки
12
Прямоугольный параллелепипед
имеет три измерения –
c высоту.
a длину,
b ширину
D 1
С 1
В 1
А 1
c
D
С
а
b
А
В
АВСDА 1 В 1 С 1 D 1 - пара ллеле пипед
У параллелепипеда:
+2 ac
S = 2 ab
+2 bc
Площадь поверхности:
S = 2( ab + ac + bc )
Длина ребер:
L = 4 a
+4 b
+4 c
c
L = 4( a + b + c )
b
a
Работа по учебнику
№ 599
КУБ:
Куб – это параллелепипед у которого все рёбра равны
Грани куба – это 6 одинаковых квадратов
Площадь поверхности куба:
S = 6 a 2
a
Длина ребер куба:
L = 12 a
a
a
Вычислить общую длину всех рёбер и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда, если его измерения 10см, 5см, 4см .
A
B
C
D
L =4 (10+5+4) =
5
К
F
4
М
H
10
S = 2 (10 5 + 10 4 + 5 4) =
Единица измерения объёма – куб со стороной 1
1
1
1
V = 1 ед 3
1 см
1 дм 3
1 см 3
1 мм 3
c
1 см 3
Объём
1 слой :
4 x 5 = 20 ( см 3 )
2 слой?
4 x 5 = 20 ( см 3 )
b
3 слой?
a
4 x 5 = 20 ( см 3 )
V= a b c
Всего:
4 x 5 x 3 = 60 ( см 3 )
Найти объём фигур
Проверь себя:
4) V=18
1) V=1
5) V=8
2) V=6
6) V=24
7) V=72
3) V=8
Из 8 одинаковых кубиков со стороной 1 см складывают прямоугольные параллелепипеды. Изобразите из кубиков все возможные варианты. Какой из параллелепипедов имеет наименьшую площадь?
2
S=24 см
2
S=24 см
2
S=34 см
Проверь себя:
4
1
2
1
2
8
1
2
2
2
S = (2 2) 6 = 24 см
2
S= (8 1) 4 + (1 1) 2 =34 см
2
S= (2 4) 2 + (1 4) 2 + ( 2 1) 2 = 28 см
Найти объём прямоугольного параллелепипеда, если его измерения 6см, 3см, 4см .
V = a b c ;
V = 6 3 4 = 72 ( см 3 )
Соотношения между единицами
измерения величин.
1 000 000 000
1000
1000
1000
дм 3
км 3
см 3
мм 3
м 3
:
:
:
:
1000
1 000 000 000
1000
1000
Выполним задания:
№ 1.
Используя формулу V = S осн. · h , найдите неизвестную величину:
1,3
1,2
6
S осн.(м 2 )
0,6
4
0,2
h (м)
4,8
0,26
3,6
V (м 3 )
№ 2.
Выразите в м 3 :
а) 2 дм 3 =
0,005 м 3
(2 : 1 000) м 3 =
б) 13 см 3 =
0,000016 м 3
(13 : 1 000 000) м 3 =
297 000 м 3
(297 · 1 000 000 000) м 3 =
в) 0,000297 км 3 =
Математический диктант
№ 1.
1 вариант
2 вариант
Используя формулу V = S осн. · h , найдите неизвестную величину:
18
6
19
7
S осн.(м 2 )
S осн.(м 2 )
0,4
0,3
4
4
h (м)
h (м)
5,4
0,52
5,6
0,42
V (м 3 )
V (м 3 )
№ 2.
Выразите в м 3 :
а) 5 дм 3 =
а) 4 дм 3 =
б) 16 см 3 =
б) 18 см 3 =
в) 0,000571 км 3 =
в) 0,000392 км 3 =
Проверка. Слайд для учителя.
1.
2 вариант
1 вариант
Используя формулу V = S осн. · h , найдите неизвестную величину:
1,3
1,4
6
18
7
19
S осн.(м 2 )
S осн.(м 2 )
0,9
0,4
4
0,3
4
h (м)
h (м)
0,8
72
76
5,6
0,52
5,4
0,42
V (м 3 )
V (м 3 )
2.
Слайд для учителя
Выразите в м 3 :
а) 5 дм 3 =
0,005 м 3
0,004 м 3
а) 4 дм 3 =
0,000018 м 3
б) 16 см 3 =
б) 18 см 3 =
0,000016 м 3
571 000 м 3
392 000 м 3
в) 0,000571 км 3 =
в) 0,000392 км 3 =
29
Работа по учебнику
№ 574