СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Лучший урок письма"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока на конкурс "Лучший урок письма"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Лучший урок письма"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Красный Ключ

Муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан









Методическая разработка

проведения урока написания письма

по теме:

«Россия – родина моя…».


Урок русского языка в 6 классе








Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ села Красный Ключ

Нуримановского района

Ахматдинова Елена Александровна


e-mail: [email protected]












2016




Цель урока:

  • Научить учащихся написанию письма по материалам собственного изучения истории и достопримечательностей Родины, родного края.

Задачи урока:

  • Обучающие: дать учащимся представление об истории возникновения письма, его структуре; формировать представление об эпистолярном жанре; систематизировать собранный материал; формировать навыки самоконтроля; провести речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочётов и грамматических ошибок; научить писать письмо.

  • Воспитывающие: способствовать возрождению российских традиций эпистолярного жанра; сконцентрировать внимание учащихся на ценностях родного языка; воспитывать самостоятельность, творческую активность, культуру написания личного письма; воспитывать чувство красоты, патриотизма и любви к Родине, родному краю.

  • Развивающие: развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи.

Оборудование урока:

    • Компьютерная презентация.

    • Компьютерные распечатки писем.

    • Карточки для словарной работы.

    • Фотографии с изображением достопримечательностей Нуримановского района.

    • Выставка книг и журналов:

      • Р.С. Исмагилов «Очерки по истории Нуримановского района».

      • Журнал «Нуримановский район Республика Башкортостан».

      • Сборник стихотворений «Моя Родина».




















Ход урока.


1. Организационный момент.


Чтение учителем эпиграфа к уроку. /Слайд №2/

Опять рассвет осенний на чужбине
Не золотом — печалью занялся.
В края родные мчится птичья стая,
Души моей частицу унося.

Сестрички-птицы, я б умчалась с вами,
Там дом родной, заветный мой причал.
Но не вольна: моя судьба — чужбина,
Мой листопад не золото — печаль.


Словами нашей землячки, писательницы, Халисы Мударисовны, – начинаем рассказ о нашем родном крае, расположенном в глубинке страны. Из множества таких маленьких разных уголков и состоит наша общая великая Родина – Россия. Она огромна и прекрасна.

У каждого из нас есть дорогие сердцу места, где мы родились, учимся и вступаем в жизнь. Это наша малая родина со своим особым обликом, со своей скромной и непритязательной красотой, которая всегда останется в нашей душе.

Мы живем в России, и для нас малой родиной является небольшое село Красный Ключ. Расположено оно в муниципальном районе Нуримановский Республики Башкортостан. В этом году исполняется 86 лет со дня его образования.

У нашего района богатая и интересная история. Она отражена в районном и школьном музеях, в подшивках районной газеты «Красный Ключ» и в книге Р.С.Исмагилова «Очерки по истории Нуримановского района».

2. Рассказ ученика «Характеристика Нуримановского района Республики Башкортостан». /Слайд №3/

Нуримановский район образован 20 августа 1930 года, находится на левобережье нижнего течения реки Караидель (Уфы). Назван именем известного революционера Башкортостана Б.Я. Нуриманова.
     Административный центр района — село Красная Горка, находящееся в 100 км. от столицы республики г.Уфы и в 50 км. от ближайшей железнодорожной станции Иглино.
     Район находится на левобережье нижнего течения реки Уфы, к северо-востоку от г.Уфы, граничит с Иглинским, Благовещенским и Караидельским районами Республики Башкортостан, на юго-востоке граничит с Челябинской областью. Площадь района составляет 2 634 кв.км.
     Северная часть территории района расположена на Уфимском плато, южная часть — на Прибельской увалисто-волнистой равнине. Район богат лесами из пихты, сосны, березы, липы, дуба и осины. Гидрографическую сеть образует река Уфа с притоками. Почвы: серые лесные, светло-серые, темно-серые лесные и дерновоподзолистые. Выявлены месторождения доломита, известняка, песчано-гравийной смеси, кирпичной глины.
     Гидрографическую сеть образуют река Караидель с притоками малых рек Юрюзань, Яман-Ялга, Шароварка, Симка, Ажахты, Салдыбаш с Сарвой и р.Бияз, Яналды. Памятниками природы объявлены озеро Упканкуль, где произрастает водяной орех 2 видов, Сарвинское озеро-родник, водоисточник"Кипун", карстовый источник "Красный Ключ". Район богат лесами из пихты, ели, сосны, березы, липы, дуба и осины.
     В районе 50 населенных пунктов. Население района - 22800 человек. Средняя плотность населения - около 9 человек на 1 кв.км.
     Экономика района имеет аграрно-лесопромышленный и лесохозяйственный характер. Площадь лесов составляет 205,5 тыс.га.
     С 1961 годана реке Караидель работает первенец гидроэнергетики Республики Башкортостан Павловская гидроэлектростанция.
     В 2001 году ЗАО "Башуралмонолит" на водоисточнике "Красный Ключ" восстановило плотину, сооруженную в начале 20 века, продолжает работу по строительству мини-ГЭС.
     В районе 35 общеобразовательных школ, в том числе 12 средних; музыкальная школа, лицей и профессиональное училище, 25 массовых библиотек, 33 клубных учреждения, центральная районная и 3 сельские участковые больницы. Издаётся газета «Красный Ключ».
     С 1997 года в пос. Павловка работает республиканская школа-интернат.

3. Учитель: А что мы с вами знаем о своем родном селе Красный Ключ? (ученики рассказывают о селе).

Вопросы к классу: /Слайд №9/

  • Как вы понимаете выражение «Россия – родина моя»?

  • Какие ассоциации связаны у вас с этими словами?

  • Какие чувства вызывают у вас родные места?

  • Что нового вы узнали о своем родном крае?

Учитель: Всё сказанное вами правильно. Родина берет свое начало с родного края. Это очаг, начало всех начал. В нём важно поддерживать тепло, чтобы оно не стыло, а сохранилось в памяти и сердце на всю жизнь. Многие люди вспоминают свою малую родину с любовью и нежностью, трепетно вспоминают о родных людях, которые отдали им тепло своей души, научили жить и любить свой дом, свою родину и всё, что их окружает.

4. Учитель: Ребята, а давайте попробуем написать письмо о своем родном крае - России, где выразим свои сокровенные чувства и мысли. Ведь во время написания письма у человека есть возможность собраться с мыслями, обдумать каждое слово, красиво изложить его на бумаге. В отличие от реального общения здесь никто не требует от вас быстроты реакции, не торопит. Поэтому многие люди предпочитают даже очень серьезные дела решать письменно – например, признаваться в любви. Но для этого мы должны поближе познакомиться с эпистолярным жанром, узнать правила и культуру написания письма, открыть для себя историю письма.

Кому-то может показаться, что эпистолярный жанр /Слайд №10 / (письмо - это эпистолярный жанр речи, оно составляется и направляется адресату с целью сообщить ему что-либо, уведомить о чем-либо, поддержать с ним общение и т.д.), по мнению многих, выпадает из ритма современной жизни. Его давно заменили электронная почта и мобильная связь. Но оказывается, что почти каждый человек не отказался бы увидеть в своем почтовом ящике запечатанный конверт, увидеть свое имя в графе "получатель", волнующий незнакомый почерк, расплывчатый почтовый штемпель: быть может, культура написания писем не умерла совсем?

- Скажите, может ли монитор компьютера или дисплей мобильного телефона заменить написанное от руки послание?

- Мне кажется, письмо от руки несет в себе что-то более сокровенное, нежели письмо на мониторе, ведь один почерк человека говорит о многом.

Письма имеют большое значение в жизни людей. С помощью писем люди общаются на расстоянии, делятся своими мыслями и чувствами. Письма поддерживают в трудную минуту и помогают разделить радость в моменты счастья. Я думаю, что нет семьи, которая никогда не получала бы писем. А как же появилось письмо? Какая у него история?

Ответить на эти вопросы нам помогут ребята, которые специально для нашего урока нашли интересные факты о происхождении письма.

5. /Слайды № 11-13/ Сообщения учеников: Самые первые письма были «живые»: люди посылали гонцов с устным сообщением. Потом появились предметные письма, то есть с помощью предметов сообщались какие-то факты. Например, молодой человек, который посылал девушке шнур с шестью раковинами, хотел сказать: «Я чувствую к тебе симпатию». Предметное письмо сменило рисуночное. В нем вместо предметов для передачи информации использовались рисунки. Так, например, нарисованные лук и стрела символизировали войну. И только после создания письменности появилось словесное письмо, то есть информация.

Учитель: Мы видим, что письмо прошло очень большой путь, прежде чем стало таким, каким мы знаем его сейчас. Написать интересное письмо - настоящее искусство. В разговоре слова сопровождаются взглядом, голосом, жестом. А на листе бумаги перед нами просто фраза. Поэтому надо быть осторожным при выборе слов, ведь они могут не только порадовать человека, но испугать его, сделать глубоко несчастным. Чтобы наше письмо было правильным и понятным, давайте познакомимся с алгоритмом его написания.

6. /Слайд №14/ Любое письмо состоит из трех частей:

  1. Начало (Приветственное обращение к адресату).

  2. Основная часть (Личная информация, просьбы, предложения, пожелания).

  3. Конец (Слова прощания, возможные приветы родным).

В компьютерных распечатках, лежащих у вас на партах, представлены три колонки слов (Словарная работа) /Слайд №15/

  1. Здравствуйте…

  2. Привет…

  3. Уважаемый…

  4. Дорогой…

  5. Милый друг…

1. Хочу рассказать тебе о…

2. От всего сердца…

3. Большое спасибо…

4. Разрешите поздравить…

5. Очень прошу вас…

  1. С нетерпением жду ответа…

  2. Заранее благодарен…

  3. С уважением…

  4. До свидания…

Учитель: Прочитайте слова из первой колонки. Определите, к какой композиционной части письма относятся эти слова.

Учащиеся относят эти слова к первой композиционной части.

Учитель: Обратите внимание, что эти приветственные обращения имеют совершенно разную эмоциональную окраску. От чего зависит выбор обращения в письме?

Ответы учащихся.

Учитель: Письма бывают разные: дружественные, деловые, поздравительные. Выбор обращения зависит от того, к кому и с какой целью  мы обращаемся в своем письме: к близкому ли человеку, к приятелю, к учителю, к начальнику…

Дополните и запишите понравившееся вам обращение себе в тетрадь.

- Определите, к какой композиционной части относятся фразы из второй колонки.

Учащиеся относят эти фразы ко второй композиционной части.

Учитель: Дополните подходящую к вашему началу письма фразу и запишите ее.

Учащиеся проделывают эту работу.

Учитель: К какой композиционной части относятся слова и фразы из третьей колонки?

Учащиеся относят эти слова и фразы к третьей композиционной части.

Учитель: Закончите ваше письмо подходящей фразой из третьей колонки, предварительно закончив ее.

Учащиеся проделывают данную работу.

Учитель: Прочитайте получившееся у вас письмо.

Несколько учащихся зачитывают варианты своих писем.

  Учитель: А теперь давайте обратимся к конкретным примерам писем учеников нашей школы и выделим в них уже известные нам композиционные части. Для этого разделимся на группы. Группа №1 работает с первым письмом, группа №2 – со вторым. (На партах у учащихся представлены распечатки писем на тему: «Россия – родина моя…»).

Приложение к уроку.

Проверяются все два текста. Электронные текстовые варианты показываются на слайдах презентации. /Слайды № 16, 17/

7. Подведение итогов урока.

Учитель: Заканчивая наш урок, я хотела бы еще раз напомнить, что письмо - это один из древнейших видов общения. И именно через общение формируется человек целостный, интересующийся жизнью другого, способный сострадать и сочувствовать ближнему. Пишите письма, потому что в наш скоростной век им нет цены.

8. Задание на дом: написать письмо на тему: «Россия – родина моя…».

/Слайд №17/

  • Подумайте о том, кому вы напишете письмо о своём родном крае - России?

  • Какие обращения вы будете использовать?

  • Какие сокровенные мечты связывают вас с малой родиной?

  • Что вам больше всего дорого на Нуримановской земле?

  • Скучаете ли вы о родном селе, когда уезжаете куда-нибудь?















Приложение к уроку.



Текст № 1.

Привет, мой дорогой друг!

Жаль, что ты живешь далеко и мы не можем посидеть поговорить по душам. Поэтому я хотел бы рассказать тебе в этом письме о своей родине – России.

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где родился. Это его маленькая родина, она начинается на пороге твоего дома. А из множества таких небольших родных уголков и состоит наша общая Родина – Россия.

Необозримая ширь полей, развесистые белоствольные березы, разливы рек, степей необъятный простор, это и есть Россия! Ты смотришь в ясное голубое небо, идешь лесными тропинками, сидишь у прохладной речки, это – Россия! В России много красивых сел, деревень, городов и древних, и новых. Она огромна и прекрасна. Но самое главное богатство заключается в людях, трудолюбивых, гостеприимных, мужественных, героических, творческих и отзывчивых. В ней живут люди многих национальностей: русские, чуваши, татары, украинцы, армяне и т.д. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них, приходит на помощь, придает силы. Мы должны сохранить память о героях своей Родины, творить добро, приносить радость друг другу, жить дружно, чтобы наша страна была всегда сильной.

Мы любим Родину. Я люблю все наше: зимой скрипучий снег и мороз, осенью дожди и слякоть, летом знойную жару. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Мы – молодое поколение, и нам жить в стране, в которой мы родились или выросли. Нам не должно быть безразлично ее будущее.

Я надеюсь, что ты приедешь погостить к нам в Россию. С радостью приму тебя. Я с нетерпением жду твоего письма. Напиши, как поживаешь, все ли хорошо? Расскажи о своем родном крае.

С наилучшими пожеланиями, твой друг Тупицин Артем, ученик МБОУ СОШ с. Красный Ключ.



Текст № 2.


Здравствуй, мой дорогой друг!

Мы с тобой живем друг от друга на большом расстоянии. Ты – в одном уголке страны, а я – в другом. Но нас объединяет одна общая Родина – Россия. Что значит для тебя это слово? Все мы знаем, что такое Родина, но не каждый может это объяснить. Я хотела бы попытаться это сделать в своем письме.

Родина – это Мать, Отчизна, которую нужно любить, почитать и защищать. Если обратиться к словарю, то там можно найти определение этого понятия: «Родина – это Отечество, родная страна». Когда мы далеко от своей Родины, то по ней очень сильно скучаем. Тоскуем по стране, городу, маленькому селу, по двору, деревьям, которые каждый день видим из своего окна; скучаем, в конце концов, по той самой земле, по которой ступали ногой когда-то. Ведь Родина – это-природа-матушка.

Место, где я родилась и живу, есть маленькая родина. А называется оно – село Красный Ключ. Такие небольшие деревушки и составляют большую и могучую нашу страну – Россию. Она огромна и прекрасна. Россия, Русь — моя великая родина! Приехавшего впервые в Россию поражают бескрайние просторы, бесконечно тянущиеся поля и леса. Любое время года хорошо, но летом особенно волшебно кругом — сплошные травяные ковры, причем они постоянно меняются: ранней весной нежную зелень оживляют золотисто-желтые одуванчики, потом приходит черед розовой и белой кашки, васильков, ромашек, цветущего клевера, мать-и-мачехи — да разве все перечислишь, что можно встретить в лугах! А надо всей этой красотой заливаются жаворонки. Приятно идти полем в яркий солнечный день. На душе — праздник, а как иначе, когда кругом такое волшебство. Я не могу удержаться и сплетаю венок из полевых цветов. Я горжусь, что живу в России, среди этих лесов и полей, мне хочется, чтобы будущие поколения получили от нас ту же красоту родной природы. Для этого надо бесконечно любить свою землю, бережно относиться к ней, преумножая ее богатства.

Вот, дорогой друг, и подошло к концу мое письмо. Что еще сказать? Приезжай и сам убедись в правдивости моих слов. С уважением, учащаяся МБОУ СОШ Словоохотова Ангелина.







Использованная литература:


  1. Р.С. Исмагилов «Очерки по истории Нуримановского района Башкортостана», Уфа «Китап», 1998.

  2. Журнал «Нуримановский район Республика Башкортостан», издательство «Валькирия», 2014.

  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., Толковый словарь, 1994.

  4. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля.

  5. Интернет-ресурсы:

  • официальный сайт муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан: http:// mr-nuriman.ru

  • Всемирная свободная энциклопедия: http://ru.wikipedia.org/















9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!