Разработка урока
Предмет: русская литература
Класс: 10-ый
Учитель: Ульянова В.А.
КГУ «Общеобразовательная школа №25» г.Сатпаев
Тема «Драматургия А.П.Чехова. Пьеса «Вишневый сад»
Цель: Показать учащимся особенности драматургии А.П.Чехова, художественное своеобразие пьесы «Вишневый сад»
Ожидаемый результат: Учащиеся познакомятся с историей создания пьесы, с ее жанровым своеобразием, проведут фрагментарный анализ текста.
Критерии успеха:
Ученик А – Ученики научатся выделять лейтмотив в произведении, будут давать оценку происходящему в пьесе с точки зрения представителей нового и старого мира.
Ученик В – ученики будут развивать навык анализа одного явления с разных позиций
Ученик С – учащиеся научатся находить комическое в пьесе
Ключевые идеи/подход: Использование модулей «Обучение талантливых и одаренных учеников», «Обучение критическому мышлению», «Новые подходы в преподавании и обучении. Диалоговое обучение», «Оценивание для обучения и оценивание обучения», «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников», создание коллаборативной среды
Ход урока:
1. Организационный момент. Постановка и цели и мотивации учения. Психологический настрой учащихся на эффективную работу.
Работа с текстом: «Чувствую, что теперь нужно писать не так, не о том, а как-то иначе, о чем-то другом, для кого-то другого, строго и честного» (из письма М.Горького о Чехове)
Вопросы к классу:
О каком творческом этапе А.П.Чехова идет речь?
О ком сказал А.П.Чехов: «Для кого-то другого, строго и честного»?
Отвечая на данный вопрос, учащиеся определяют, что речь идет о создании драматических произведений, о конце 1890-ых годов, когда в настроении и восприятии жизни Чехова происходит перелом. Ученики предполагают и обосновывают свой ответ, что более честные и строгие – это зрители в театре, которые видят игру актеров и верят им.
Сообщение темы урока
Учащиеся записывают тему урока в тетради.
2. Сообщение учащегося (опережающее задание). Ученик предлагает одноклассникам подготовленное сообщение по теме «Особенности драматургии А.П.Чехова. История создания пьесы».
Учащиеся внимательно слушают, при необходимости делают пометки/записи в тетради, в паре готовят вопросы разного уровня сложности выступающему. После выполнения работы ученики оценивают работу в паре и выставляют себе самооценку (можно использовать «Лестницу успеха»)
В помощь учителю. Замысел пьесы относится к началу 1901 года. В 1902 году формировался сюжет, а с конца февраля до октября 1903 года пьеса писалась (прерывалась из-за болезни). Автобиографичность произведения: дед писателя был крепостным, а отец открыл свое дело; за неуплату долгов дому Чехова грозила продажа с аукциона (дом выкупил служащий Г.Селиванов, который несколько лет жил в этом доме и считался длугом Чехова); после продажи дома А.П.Чехов получил свободу и независимости, как Аня в пьесе после продажи имения. В основу пьесы легла мысль об общественно-историческом развитии России во второй половине 19-начала 20 веков.Смена хозяев вишневого сада является своеобразным символом этого процесса.
3. Работа с текстом по группам (текст читается в группах, обсуждается и предлагается свой вариант заключительного предложения).
Текст. Судьба барского поместья сюжетно организует пьесу, но в ней нет развития действия в привычном понимании. Автора занимает не столько сама смена хозяев вишневого сада, сколько нечто другое – с его точки зрения, куда более существенное, более важное. Предстоящая продажа имения за долги, связанные с этим жизненные перипетии, являются для него лишь поводом для объяснения событий и обстоятельств иного рода. Не конфликты старых и новых владельцевв вишневого сада интересуют Чехова – ему хочется рассказать... (учащиеся на постерах дописывают предложение).
В помощь учителю. Ему хочется рассказать о столкновении прошлого и настоящего России, о зарождении ее будущего в этом процессе.
Каждая группа презентует свое завершение предложения, затем правильный варинт записывается учащимися в тетради. Учащиеся оценивают работу каждой группы по предварительно озвученным критериям.
4. Слово учителя о жанровом своеобразии пьесы:
- Литературоведы определяют «Вишневый сад» как лирическую комедию. Сам А.П.Чехов писал: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс».
Работа в парах сменного состава:
- Что давало автору основание определить так жанр произведения?
В помощь учителю. Имеются комедийные персонажи (Шарлотта, Епиходов, Яша, Дуняша), комедийные положения. Чехов вкладывает в слово «комедия» такое драматическое призведение, в котором критически оцениваются общественные нравы, воспроизводится дух эпохи, отражаются закономерности жизни, времени. В общем жизнеутверждающем тоне «Вишневого сада» отразились новые настроения эпохи, поэтому автор не разрешал называть свое произведение драмой.
Фарс – комедия легкого содержания с чисто внешними комическими приемами.
Пары учащихся (выборочно) представляют свои ответы на вопрос, аргументируют их, оценивают свою работу.
5. Работа с текстом пьесы «Вишневый сад». Учитель организует работу всех учащихся по вопросам.
1. В название «Вишневый сад» писатель внес одновременно конретное и обобщенно-поэтическое содержание.
- Расскройте их
( характерная принадлежность дворянской усадьбы и олицетворение России, ее богатства, красоты, поэзии).
2. – Что является лейтмотивом пьемы?
(Мотив продажи, гибели вишневого сада. Лейтмотив – ведущий мотив, господствующий образ, настроение, иногда художественная деталь, повторяющаяся в произведении)
Вишневый сад все время находится в центре внимания, то он описывается вблизи из окна детской ( 1-ое действие), то вдалеке (2-ое действие). О нем говорят все герои, но для каждого сад имеет свое значение.
6. Работа по группам (деление по группам происходит во время урока при помощи карточек с именами героев пьесы). Задание для групп: изобразить на постере, что говорят о вишневом саде герои, какие стороны его видят.
Группа №1 – Фирс
Группа №2 –Раневская, Гаев
Группа №3 – Лопахин
Группа №4 – Петя Трофимов, Аня
В помощь учителю.
Фирс – воплощение барского расцвета, богатства. В его воспоминаниях о той поре, когда вишневый сад давал доходы («Денег было!»), знали способы, как мариновать, сушить, варить вишню, чувствуется рабское сожаление об утрате барского благополучия.
Раневская и Гаев – олицетворение прошлого, предмет дворянской гордости («и в энциклопедическом словаре упоминается про этот сад»), напоминание об ушедшей молодости, утраченном беззаботном счастье («О, мой милый, мой бедный, прекрасный сад!»).
Лопахин – для него в саду «замечательно... только то, что он очень большой», что в умелых руках может приносить большой доход. Тоже вызывает воспоминания о прошлом: здесь дед и отец его были рабами. С садом связаны планы на будущее, он предмет его гордости, олицетворения его силы – «Вишневый сад теперь мой!»
Петя Трофимов и Аня – для студента вишневый сад – воплощение крепостного уклада жизни, он не разрешает себе любоваться красотой сада, без сожаления расстается с ним. Внушает эти же мысли Ане. Трофимов – «Вся Россия – наш сад!», Аня – «Мы посадим новый сад!».
Спикеры каждой группы презентуют постеры, учащиеся оценивают работу каждой группы по критериям: грамотность изложения, наличие примеров, четкость и конкретность
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учащимся предлагается заполнить рефлексивные листы, ответив на следующие вопросы:
8. Домашнее задание
Группа №1 – подготовить темы сочинения по пьесе «Вишневый сад»
Группа №2 – подготовить вопросы по 1,2 действиям
Группа №3 - подготовить вопросы по 3,4 действиям
Группа №4 – ответить на вопрос: В чем двойственность образа Пети Трофимова?