СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературного чтения в 4 классе по теме "Д. Н. Мамин - Сибиряк. Приёмыш"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока в форме технологической карты предназначается в помощь учителю 4 класса при проведении урока литературного чтения (УМК "Школа России")

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературного чтения в 4 классе по теме "Д. Н. Мамин - Сибиряк. Приёмыш"»

МОУ - Лашманская основная общеобразовательная школа имени академика В. А. Канайкина










Технологическая карта

открытого урока литературного чтения

в 4 классе








Провела Кучерюк Ольга Яковлевна учитель начальных классов

1 квалификационной категории










2017 год

21 февраля 2017 год

Тип урока - обобщение и систематизация знаний

Тема: Д. Н. Мамин - Сибиряк «Приемыш»


Цель: создать условие для знакомства учащихся с произведением «Приемыш» Д. Н. Мамина – Сибиряка, учить приёмам работы с текстом;


Задачи:

- способствовать умению анализировать характер и поступки героев, развитию мотивации учения, совершенствованию навыков техники чтения, развитию речи, памяти, мышления, внимания, воображения;

- содействовать воспитанию любви к природе, бережному отношению к ней, умению дружить.


Оборудование: презентация, выставка рисунков, словарь Ожегова, карточки характеристики Тараса, Приёмыша, Соболько, карточки для домашней работы, «Листы самооценки», карточки для групповой и парной работы, учебник «Литературное чтение», 2 часть под редакцией Л.Климановой




Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведением
Д. Н. Мамина - Сибиряка «Приемыш»;

научатся: читать вслух бегло, осознанно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения

Метапредметные:

Познавательные: прогнозировать содержание раздела; замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах.

Регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока.

Коммуникативные: формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции

Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений





Сценарий урока

Этапы урока

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

Учитель обращается к детям:

Итак, друзья, внимание –

Прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!



Учитель создает эмоциональный настрой на урок:

Ты улыбкой, как солнышком, брызни

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

и ответную искру зажечь!

- Давайте, ребята, улыбнемся друг другу и всем гостям. Приятного всем дня.




Стоят возле своих парт, приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.


















II. Речевая разминка

Учитель предлагает прочитать чистоговорку, добавляя слова вместо точек, используя рифму

1. Чистоговорка. Слайд 2

Юг- юг- юг - улетели лебеди с севера на … юг

ух – ух – ух – и теряли лебеди белый-белый … пух

ит – ит – ит –то ли пух лебяжий в воздухе … блеститит

ит – ит – ит - то ли в окна наши белый снег … летит

(Чтение чистоговорки в медленном и быстром темпе; с удивлением, с восторгом, с вопросом)


Проговаривают предложения медленно, быстро, стараясь не допускать ошибок.

III. Мотивация учебной деятельности

1. Эмоциональный настрой.

- Сегодня наш урок посвящается важному, нужному качеству человека. Об этом качестве говорится в стихотворении:

(Учитель читает стихотворение.) Слайд 3

Слово это серьезное, главное, важное.

То, что значит оно, очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка, тепло и любовь.

В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь.

Это качество в сердце у многих живет

И о боли других позабыть не дает.

И оно поважней, чем лица красота

Догадались, что это? Сердец ДОБРОТА.

- О чём говорится в стихотворении? (О добром сердце)

- Что такое добро? ( Это все хорошее, красивое, счастливое. Например: мама, весна, солнце, счастье, доверие, правда, дружба, взаимопонимание, сопереживание)

2. Беседа.

- Подберите антоним к слову «доброта». (Зло).

-Что это такое? ( Нечто противоположное добру: дурное, плохое, зависть, вражда, беда, ненависть, зависть). Какого человека можно назвать добрым? (Это тот, кто любит людей, зверей, птиц и готов в трудную минуту прийти на помощь).

3. Постановка целей и задач.

- Сегодня продолжим работу над произведением «Приёмыш». Назовите автора произведения. Слайд 5. Он является примером добрых людей. Этот человек не мыслил жизнь без любви к природе, родине, отношений к животным. Прочитайте слова на доске: ЧЕЛОВЕК Слайд 4

ЖИВОТНЫЕ - ПРИРОДА

Почему они соединены? Что будем делать на сегодняшнем уроке?(Будем рассуждать, каким образом эти понятия связаны и в чём взаимосвязаны. Будем думать, высказывать своё мнение)

3.Актуализация знаний.

-Определите жанр произведения. (Рассказ).

-Признаки рассказа (Повествование, небольшой объём, герои, сюжет).

-Тема данного произведения (Взаимоотношение человека и природы).

-Главная мысль (Автор хотел донести читателю смысл связи животных и человека). -Какую проблему поднимает автор в произведении? (Проблему одиночества)

Физкультминутка. Слайд 6


Лебеди летят, крыльями машут.


Прогнулись над водой, качнули головой.


Прямо и гордо умеют держаться,



Очень бесшумно на воду садятся.









Слушают стихотворение











Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свое мнение.

Подбирают синонимы к слову «добро»





Подбирают антонимы к слову «зло»





Называют Мамин – Сибиряк.







Высказывают предположения



Отвечают на поставленные вопросы, размышляют











Выполняют движения:

Плавно машут руками;

Прогибают спину назад;

Наклоняют голову вперёд-назад;

Приседают.




IV. Проверка домашнего задания

Для проверки домашнего задания учитель предлагает разноуровневые карточки.

Средний уровень – желтые листы. Тест.

1. Как называется озеро, на котором жили герои рассказа? 2.В какое время происходят описанные события? 3.Сколько лет жил старик на озере? 4. Как звали старика? 5. С кем он жил на озере? 6. Какое животное приютил старик? 7. Как звали собаку старика? 8. Как старик назвал лебедя? 9. Где старик запер лебедя? 10.Как сложилась дальнейшая судьба лебедя?

Достаточный уровень – зеленые листы. Лексическая работа. Соотнести слова с их значением.

Высокий уровень – синие карточки. Восстановить порядок событий в произведении.



Работают самостоятельно по карточкам

V. Повторное чтение и анализ литературного произведения

1. Аналитическая работа.

Перечислить героев произведения. Какие отношения сложились между героями? (Дружба человека с животными. Дружба собаки и птицы.)

2. Выборочное чтение.

- Как лебедь оказался у старого рыбака?

– Кто же такой дед Тарас?

– Какие отношения сложились между Соболько и Приёмышем?

– Что заметил Тарас, наблюдая за стаей лебедей и Приёмышем?

- Как изменился Тарас, когда улетел Приёмыш?

3. Работа в группах. Характеристика героев.

(Правила работы в группах. Каждая группа получает карточку со словами для характеристики).

Карточка 1 . Характеристика деда Тараса.

Карточка 2. Характеристика Соболько.

Карточка 3. Характеристика Приёмыша



4. Презентация результатов работы.

Тарас – умный, чуткий, добрый, понимающий, бескорыстный, весёлый, светлая душа, отзывчивый. Слайд 7



Соболько – умный, ласковый, добрый, преданный, благодарный. Слайд 8





Приёмыш – умный, вольный, благодарный, добрый, особенный, божья птица, гордая. Слайд 9



5.Сравнение Соболько и Приёмыша.

- О каких животных рассказывается в произведении? Как они относились друг к другу?

Чем отличаются? Что общего?

(Хоть они обитают в разной среде - земля, воздух – но одинаково нуждаются в заботе и любви, страдают от одиночества и тоски)

6. Работа в парах. Игра «Собери пословицу».

1 пара. В каждой разлуке всегда скрыта новая встреча.

2 пара. Не нужна соловью золотая клетка, а лучше зелёная ветка.

3 пара. Легко подружиться, тяжело разлучиться.

4 пара. Жизнь дана на добрые дела.

(Учитель предлагает объяснить смысл пословиц, подходят ли они к изучаемому произведению)



Перечисляют героев и отвечают на вопросы учителя







Выбирают в тексте ответы на вопросы и читают





Повторяют правила работы в группе.

Работают в группах.









Представители групп выходят к доске и зачитывают характеристики героев





















































Отвечают на вопросы.

Находят общие и отличительные черты





Работают в парах, собирая пословицы по слогам в таблице.







Пытаются объяснить смысл пословиц.

VI. Итоги урока и рефлексия

Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня работали? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Учитель предлагает оценить работу на уроке в «Листе самооценки».

– У вас на партах лежат бумажные белые лебеди. Напишите на них пожелания людям от имени лебедей и прикрепите на доску.


Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Продолжают фразы:

– Рассказ «Приемыш» вызвал у меня чувства… Слайд 10

– Рассказ помог понять…

– Для меня было сложным…

– Мне понравилось … Пишут пожелания и прикрепляют на доску.

VII. Домашнее задание

Объясняет дифференцированное домашнее задание. Слайд 11

1. Составить кроссворд по тексту.

2. Написать продолжение этой истории.

3. Подготовить сообщение о лебедях.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы, записывают в дневники.



Литература

1.Учебник «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть под редакцией Л. Климановой, 2013 г

2. Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс Автор: М. И. Байкова. Издательство: «ВАКО» Москва 2005 г.





Приложение 1. Тест. Проверка домашнего задания.


В какое время года происходили события, описываемые автором?


Зимой


Весной


Осенью


Как называется озеро?

Синее

Светлое

Грязное


Как звали старика?

Иван

Семён

Тарас


Сколько лет жил Тарас на озере?

10

40

5


С кем жил старик на озере?

С собакой

С курицей

С лисой


Как звали собаку?

Тузик

Соболько

Шарик


Какую птицу приютил Тарас?

Лебедя

Утку

Индюка


Как старик назвал птицу?

Прикормыш

Выкормыш

Приёмыш


Где Тарас запер птицу?

В сундуке

В ящике

В избушке


Для чего старик запер птицу?

Чтобы не улетел

Чтобы никто его не увидал

Чтобы не играл с собакой


Как сложилась дальнейшая судьба лебедя?

Остался жить с Тарасом

Улетел в лес

Улетел в тёплую сторону





Приложение 1. Лексическая работа. Проверка домашнего задания.



Протока

Суровая система воспитания, обучения

Доспехи

Небольшой залив в реке или озере с замедленным движением

Сайма

Боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоёма

Муштра

Всё живое, созданное Богом

Муштровать

В старину воинское снаряжение

Заводь

Калечить

Бобылем

Рыбацкая стоянка

Увечить

Торжественный обряд

Хиреет

Всё живое, созданное Богом В одиночестве

Божья тварь

Обучать, подвергая суровой системе воспитания

Церемония

Болеет, чахнет









Приложение 1. Проверка домашнего задания. Установить порядок событий в произведении.

… - «Когда этот «лучший друг» человека радостно взвизгнул, я понял, что он завидел хозяина…»

… - «Старик говорил необыкновенно любовно, как о близком человеке. Лебедь приковылял к самой избушке, и очевидно, выжидал какой-нибудь подачки».

… - «Действительно, стоило полюбоваться оригинальной картиной, лебедь стоял, раскрыв крылья. А Соболько с визгом и лаем нападал на него».

… - «Остались мы опять с Соболько одни …»

… - «Ну, а потом вижу, мой Приёмыш затосковал».



































Приложение 2. Карточки для групповой работы

1 группа. Характеристика Тараса. Подчеркнуть слова, характеризующие старика

умный светлая душа благодарный

старый ласковый Божья тварь

особенный царская чуткий

отзывчивый вольная лучший друг человека

утомлённый бобыль гуляка

дряхлый пёстрая жалкий

гордая бескорыстный князь князем

понимающий весёлый учёная

милосердный сирота преданный






Приложение 2. Карточки для групповой работы

3 группа. Характеристика Приёмыша. Подчеркнуть слова, характеризующие лебедя.

умный светлая душа благодарный

старый ласковый Божья тварь

особенный царская чуткий

отзывчивый вольная лучший друг человека

утомлённый бобыль гуляка

дряхлый пёстрая жалкий

гордая бескорыстный князь князем

понимающий весёлый учёная

милосердный сирота преданный












Приложение 2. Карточки для групповой работы



2 группа. Характеристика Соболько. Подчеркнуть слова, характеризующие собаку.

умный светлая душа благодарный

старый Божья тварь князь князем

особенный царская чуткий

отзывчивый вольная лучший друг человека

утомлённый бобыль гуляка

дряхлый пёстрая жалкий

гордая ласковый бескорыстный

понимающий весёлый учёная

милосердный сирота преданный












Приложение. 3 Пословицы. Карточки для парной работы.

1 группа

В каж

дой

раз

лу

Ке

на

кот

рая

ве

Всег

па

Встре

вая

сё

Да

де

ча

Но

та

скры



_____

______

______

_____

______





I


I

I


I


I

_____

______

_____



________________________________________________________________________________________________________________________________

2 группа

Не нуж

на

со

ло

Вью

КА,

клет

тая

ло

Зо

А луч

ше

зе

лё

Ная

та

ке

ра

ка

вет



_____

_______

______

______

______

_______

_______

______

______

I

I

_______

_______

_______

______




. ________

I



____________________________________________________________________________________________________________________________________________





3 группа

Лег

со

ро

ко

но

ко

по

дру

жить

Ся,

ся

ка

Ло

же

тя

Чить

лу

раз

ра

го



_____





I

_____

______

______

______

I .


_____

______

I

______

______

I



_____________________________________________________________________________________________________________

4 группа

Жизнь

да

На

от

гы

ко

су

на

доб

Ры

ри

жа

до

ух

Е

зе

пы

ба

ла

де



_________

________

_______





I

_______

________





I




. _________

I

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________





Лист самооценки



Фамилия, имя _________________________________________




1. На уроке я работал … 

активно

пассивно


2. Своей работой на уроке я …

доволен

недоволен


3. Урок для меня показался …

коротким

длинным


4. За урок я …

устал

не устал


5. Мое настроение …

стало лучше

стало хуже


6. Материал урока мне был …

понятен

полезен

интересен

непонятен

бесполезен

скучен


7. Домашнее задание мне кажется…

легким интересным

трудным неинтересным








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!