I. Организационный момент | Учитель обращается к детям: Итак, друзья, внимание – Прозвенел звонок. Садитесь поудобнее – Начнем скорей урок!
Учитель создает эмоциональный настрой на урок: Ты улыбкой, как солнышком, брызни Выходя поутру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться и ответную искру зажечь! - Давайте, ребята, улыбнемся друг другу и всем гостям. Приятного всем дня. |
Стоят возле своих парт, приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.
|
II. Речевая разминка | Учитель предлагает прочитать чистоговорку, добавляя слова вместо точек, используя рифму 1. Чистоговорка. Слайд 2 Юг- юг- юг - улетели лебеди с севера на … юг ух – ух – ух – и теряли лебеди белый-белый … пух ит – ит – ит –то ли пух лебяжий в воздухе … блеститит ит – ит – ит - то ли в окна наши белый снег … летит (Чтение чистоговорки в медленном и быстром темпе; с удивлением, с восторгом, с вопросом) | Проговаривают предложения медленно, быстро, стараясь не допускать ошибок. |
III. Мотивация учебной деятельности | 1. Эмоциональный настрой. - Сегодня наш урок посвящается важному, нужному качеству человека. Об этом качестве говорится в стихотворении: (Учитель читает стихотворение.) Слайд 3 Слово это серьезное, главное, важное. То, что значит оно, очень нужно для каждого. В нем забота и ласка, тепло и любовь. В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь. Это качество в сердце у многих живет И о боли других позабыть не дает. И оно поважней, чем лица красота Догадались, что это? Сердец ДОБРОТА. - О чём говорится в стихотворении? (О добром сердце) - Что такое добро? ( Это все хорошее, красивое, счастливое. Например: мама, весна, солнце, счастье, доверие, правда, дружба, взаимопонимание, сопереживание) 2. Беседа. - Подберите антоним к слову «доброта». (Зло). -Что это такое? ( Нечто противоположное добру: дурное, плохое, зависть, вражда, беда, ненависть, зависть). Какого человека можно назвать добрым? (Это тот, кто любит людей, зверей, птиц и готов в трудную минуту прийти на помощь). 3. Постановка целей и задач. - Сегодня продолжим работу над произведением «Приёмыш». Назовите автора произведения. Слайд 5. Он является примером добрых людей. Этот человек не мыслил жизнь без любви к природе, родине, отношений к животным. Прочитайте слова на доске: ЧЕЛОВЕК Слайд 4 ЖИВОТНЫЕ - ПРИРОДА Почему они соединены? Что будем делать на сегодняшнем уроке?(Будем рассуждать, каким образом эти понятия связаны и в чём взаимосвязаны. Будем думать, высказывать своё мнение) 3.Актуализация знаний. -Определите жанр произведения. (Рассказ). -Признаки рассказа (Повествование, небольшой объём, герои, сюжет). -Тема данного произведения (Взаимоотношение человека и природы). -Главная мысль (Автор хотел донести читателю смысл связи животных и человека). -Какую проблему поднимает автор в произведении? (Проблему одиночества) Физкультминутка. Слайд 6 Лебеди летят, крыльями машут. Прогнулись над водой, качнули головой. Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся. |
Слушают стихотворение
Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свое мнение. Подбирают синонимы к слову «добро»
Подбирают антонимы к слову «зло»
Называют Мамин – Сибиряк.
Высказывают предположения
Отвечают на поставленные вопросы, размышляют
Выполняют движения: Плавно машут руками; Прогибают спину назад; Наклоняют голову вперёд-назад; Приседают.
|
V. Повторное чтение и анализ литературного произведения | 1. Аналитическая работа. Перечислить героев произведения. Какие отношения сложились между героями? (Дружба человека с животными. Дружба собаки и птицы.) 2. Выборочное чтение. - Как лебедь оказался у старого рыбака? – Кто же такой дед Тарас? – Какие отношения сложились между Соболько и Приёмышем? – Что заметил Тарас, наблюдая за стаей лебедей и Приёмышем? - Как изменился Тарас, когда улетел Приёмыш? 3. Работа в группах. Характеристика героев. (Правила работы в группах. Каждая группа получает карточку со словами для характеристики). Карточка 1 . Характеристика деда Тараса. Карточка 2. Характеристика Соболько. Карточка 3. Характеристика Приёмыша
4. Презентация результатов работы. Тарас – умный, чуткий, добрый, понимающий, бескорыстный, весёлый, светлая душа, отзывчивый. Слайд 7
Соболько – умный, ласковый, добрый, преданный, благодарный. Слайд 8
Приёмыш – умный, вольный, благодарный, добрый, особенный, божья птица, гордая. Слайд 9
5.Сравнение Соболько и Приёмыша. - О каких животных рассказывается в произведении? Как они относились друг к другу? – Чем отличаются? Что общего? (Хоть они обитают в разной среде - земля, воздух – но одинаково нуждаются в заботе и любви, страдают от одиночества и тоски) 6. Работа в парах. Игра «Собери пословицу». 1 пара. В каждой разлуке всегда скрыта новая встреча. 2 пара. Не нужна соловью золотая клетка, а лучше зелёная ветка. 3 пара. Легко подружиться, тяжело разлучиться. 4 пара. Жизнь дана на добрые дела. (Учитель предлагает объяснить смысл пословиц, подходят ли они к изучаемому произведению) |
Перечисляют героев и отвечают на вопросы учителя
Выбирают в тексте ответы на вопросы и читают
Повторяют правила работы в группе. Работают в группах.
Представители групп выходят к доске и зачитывают характеристики героев
Отвечают на вопросы. Находят общие и отличительные черты
Работают в парах, собирая пословицы по слогам в таблице.
Пытаются объяснить смысл пословиц. |
VI. Итоги урока и рефлексия | Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня работали? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? - Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Учитель предлагает оценить работу на уроке в «Листе самооценки». – У вас на партах лежат бумажные белые лебеди. Напишите на них пожелания людям от имени лебедей и прикрепите на доску. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Продолжают фразы: – Рассказ «Приемыш» вызвал у меня чувства… Слайд 10 – Рассказ помог понять… – Для меня было сложным… – Мне понравилось … Пишут пожелания и прикрепляют на доску. |