СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературы в 9 классе по теме "Значение "Слова..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

третий урок по теме

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы в 9 классе по теме "Значение "Слова..."»

Бархатова Людмила Павловна

учитель русского языка и литературы

МБОУ « Алмалинская СОШ».



Название предмета : литература

Класс: 9

УМК:

  1. 1.«Программа общеобразовательных учреждений. Литература». Под редакцией В.Я.Коровиной, М., Просвещение, 2009 год.

  2. Учебник:

  3. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература. 9 класс. В 2 частях, М., Просвещение 2014 год.

  4. Методическая литература:

  5. - Беленький Г.И.. Читаем, думаем, спорим. 9 класс. М.: Просвещение, 1996 год

  6. - Беляева Н.В. , Еремина О.А. Уроки литературы в 9 классе. Методические советы. Книга для учителя. Просвещение, 2008 год

  7. - Литература: Русская классика (избранные страницы). IX класс. Учебник-практикум для общеобразовательных учреждений. Под ред. Г. И. Беленького. – М., 1997.
    - Коровина В.Я., Коровин В.И., Збарский И.С. Литература, 9 класс. Методические советы. М., Просвещение, 2003 год





Уровень обучения: базовый

Тема урока: «Значение «Слова о полку Игореве» для русской литературы».

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 3ч.

Место урока в системе уроков по теме: 3

Цель урока: связать прошлое с настоящим, прививая любовь к Отечеству, гордость за свою Родину.

Задачи урока:

  • учить анализировать художественный текст, самостоятельной поисковой работе по заданной теме;

  • прививать интерес к культуре Родины;

  • обучение монологической и диалогической речи,

  • подготовка к домашнему сочинению по изучаемому произведению.




Планируемые результаты: определить значение «Слова…» для русской литературы, подготовиться к домашнему сочинению

Тех.обеспечение урока: компьютерная презентация.

Содержание урока:

Словарная работа: патриотизм, честолюбие, междоусобица.

Содержание урока:

Подготовка: сообщения учащихся, чтение наизусть, выпуск газеты.

Ход урока:

I.ВЫЗОВ.

Контрольный письменный опрос. Слайд №2.

-Какие исторические события легли в основу «Слова»?

-Назовите автора «Слова».

-Кем и когда было найдено «Слово»?

-Что является политическим центром «Слова»?

-Что является лирическим центром «Слова»?

-Кто написал оперу «Князь Игорь»? Сколько лет создавалась опера?

-Какие художники оставили репродукции к «Слову»?

-Чьи переводы «Слова» вы знаете?

-С какой птицей сравнивает себя Ярославна?

-Кого автор «Слова» называет Гориславичем? Почему?

-Определите жанр «Слова».

-Какова идея «Слова»?

2.Сообщение темы, постановка целей.

3.Актуализация знаний.

Учитель: Русская литература возникла как чуткий отзвук на все, что могло волновать человека, и стала художественной памятью того, что кровью сердца вливается из прошлого в настоящее, что предостерегает судьбу отчизны от несчастий, что обеспечивало единство великой русской земли, ее самобытность и национальную независимость. Ранней и самой замечательной исторической песней было «Слово о полку Игореве», написанное неизвестным автором. Сегодняшний урок – наш последний разговор на эту тему, подготовка к сочинению по «Слову о полку Игореву».

4.Аналитическая беседа. Слайд №3.

1)Какое впечатление «Слово» произвело лично на вас? Что вас взяло за душу?

2)Но «Слово» - это лишь отголосок, отзвук той тревожной эпохи, а чем же интересен XII век, почему мы вновь и вновь обращаемся к нему? ( сообщение уч-ся о культуре XII века, учебник, страницы 35-36 + книга Д. С. Лихачева «Слово культуры его времени»)

3)Но, может быть, не стоит нам ворошить прошлое, тем более воспоминания совсем не о героическом походе русских витязей против половцев. Зачем мы вновь и вновь обращаемся назад, зачем нам память о прошлом?

4)А почему так глубок интерес к культуре Древней Руси? ( Память о прошлом, знание прошлого – это приобщение каждого гражданина к истории, к культуре, к делам и подвигам предков – ПРИРАСТАНИЕ К ОТЕЧЕСТВУ. Оттого изучение наследия русского народа – неотъемлемая часть проявления любви к своему народу. И совсем не странно, что интерес к Древней Руси и ее искусству, к ее прошлому очень велик, и не только в нашей стране, но и во всем мире. Достаточно сказать, что первые 20 томов Трудов отдела древнерусской литературы АН СССР (Пушкинский дом) переизданы за рубежом дважды – в США и ФРГ. Литературные памятники Древней Руси переводятся и издаются даже в Японии, Индии, Финляндии, Турции, Италии.)

5)Какие страницы (картины) «Слова» вас поразили больше всего? (затмение и воля Игоря, гибель его брата, плач Земли русской, его побег и радость Родины)

6)Давайте остановимся на двух немаловажных моментах «Слова…»: плен Игоря и плач Ярославны . слайд № 4

Сообщение ученика: ИГОРЬ (в крещении Георгий) СВЯТОСЛАВИЧ (03.04.1151-29.12.1202), великий черниговский князь. Сын великого черниговского князя Святослава Ольговича. Главный герой “Слова о полку Игореве”.

В 1180-98 княжил в Новгороде-Северском, в 1198-1202 владел Черниговским княжеством. Игорь был участником многих усобиц, воевал с половцами. В 1185 он вместе с тремя другими князьями совершил поход в глубь степей, намереваясь разгромить половецкие орды, обитавшие в Северном Причерноморье и Подонье, и вернуть утраченный город Тмутаракань на Таманском полуострове. Но войско Игоря потерпело поражение, а сам он попал в плен к половцам. Вернувшись на Русь, он с помощью великого киевского князя Святослава Всеволодовича пытался организовать отпор кочевникам.

Игорь сознавал гибельность для Руси феодальных усобиц. Находясь в плену, он с болью вспоминал, как сам разорял русские земли: “...много убийств и кровопролития совершил я в земле христианской... взял на щит город Глебов у Переяславля. Тогда немало зла приняли безвинные христиане, разлучаемые отец с детьми своими, брат с братом, друг с другом своим, жены с мужьями своими и дочери с матерями своими, а подруга с подругой своей. И все было сметено пленом и бывшей тогда скорбью. Живые мертвым завидовали, а мертвые радовались, ибо, как мученики, святым огнем от жизни этой приняли испытание. Старцы умерщвлялись, юноши же лютые и тяжелые раны принимали, мужей же отделяли одного от другого и рассекали на части. И то все сотворил я”.

Некоторые исследователи высказывали предположение, что Игорь является автором “Слова о полку Игореве”. О. М. Рапов.

Слушание арии Игоря.

а) заслушать арию Игоря « Ни сна, ни отдыха измученной душе… Мне ночь не шлет отрады и забвенья, Лишь прошлое я вновь переживаю Один в тиши ночей. И божье знаменья угрозу, И бранной славы пир веселый, Свою победу над врагом, И бранной славы горестный конец, Разгром, и рану, и мой плен. И гибель всех моих полков, Честно за Родину головы сложивших. Погибло все: и честь моя, и слава. Позором стал я земли родной. Смерть, постыдный плен – Вот удел отныне мой… А мысль, что все меня клеймят?

Припев: О, дайте, дайте мне свободу, Я свой позор сумею искусить. Спасу я честь свою и славу, Я РУСЬ ОТ НЕДРУГОВ СПАСУ.

7) Какие мысли не дают покоя князю? Как это отражено в музыке? Что он чувствует и как это показано? (музыкой, словами, сменой тональности и темпа музыки)

8) Почему Игорь так надеется, что чуткое сердце «голубки лады» поймет и простит его? О чем он сожалеет?

9) «И нет исхода мне! Ох, тяжко, тяжко мне! Тяжко сознанье бессилья моего!» - последние слова арии. Как вы их понимаете?( Именно Игорь, горя желанием вкусить Дону великого или «копие приломите конец поля Половецкого», прогнал благое время. И застонал Киев от горя, а Чернигов – от набегов.)

10)Отчего же нам все-таки жаль Игоря? Что в его арии трогает душу? Что главное в его монологе: дайте свободу, чтобы искупить личный позор?

Слайд №5.

11)Чтение «Плача Ярославны» в переводе Ивана Ивановича Козлова, поэта, переводчика, современника Пушкина. Литературным творчеством занялся после того, как ослеп в 1821 году. Его так же, как и Пушкина, привлекала красота и поэтичность «Слова». Перевод «Слова» (1825 год), а именно «Плача Ярославны» он посвятил княгине Зинаиде Александровне Волконской.

12) «Плач Ярославны…» А что такое «плач» на Руси (как жанр) и чем интересен плач самой Ярославны?

10)Вы слушали плач Ярославны в нескольких переводах. Что между ними общего? Есть ли различие? Плач Ярославны – это плач, горе только самой Ярославны?
( горе всех женщин земли русской, мужья и сыновья которых ушли на войну выполнять тяжкий, но почетный долг – защищать родину от супостата.)

13) подведем итог:

-Повлияло ли «Слово о полку Игореве» на дальнейшее развитие литературы Руси? Есть ли связь между веком XII и XIX-XX? Слайд №6. (Автор «Слова…» использовал фольклорные мотивы. Русские писатели продолжили традицию использования фольклорных мотивов в своих произведениях : Пушкин в «Сказке о мертвой царевне… », обращениях Елисея к Ветру, Солнцу и Месяцу следует традиции древней Руси, Н.В.Гоголь в повести «Тарас Бульба» (плач матерей по своим детям и вдов по своим мужьям); так же многозначительно то, что к переводу «Слова» обращались многие русские поэты: Жуковский, Майков, Бальмонт, Заболоцкий, Рыленков, Я.Купала, Т. Шевченко, Ф. Глинка, И. Бунин, М. Волонин, В. Хлебников, А. Мей. По подсчетам К. И. Чуковского – 44 и 45 раз – и всякий раз по-другому. Каждая эпоха отражала свое, каждый переводчик тоже. Наши современники также не обошли «Слово» вниманием. Это и Андрей Чернов, и Игорь Шкляревский, и Д. С. Лихачев. Давайте напомним себе отрывок из переложения «Слова» нашего современника, читинца, Михаила Вишнякова, работавшего над переложением 15 лет (1972-1987 года). Он считает перевод «Слова» главной работой в своей жизни. Слайд №7

Зачитывается наизусть отрывок подготовленным учеником:

«Не начать ли, братья и друзья, о походе Игоревом Слово? Долго помнит Русская земля кровь и раны князя удалого. Поведем же горестный рассказ по уставу воинского стана, по былинам, что дошли до нас, а не вещим вымыслам Бояна… Были годы древнего Трояна. Были Ярослава времена. Помнит Русь полынные курганы да князей старинных имена. Русь была свободною землею: русым полем, красною зарею, темным дубом на семи ветрах, первым станом, первою золою на крутых днепровских берегах. Невеселая година, братья. Не воскреснуть Игоревой рати. Мертвые коней не оседлают – пыль копыт в свой след не оседает. Уж Обида, обостряя раны, Прилетела в светлый край Бояна. Возле моря синего, у Дона, видя толпы русского полона, заплескала ветром и грозой, залилась горючею слезой. Перестали главные князья охранять заставы и пределы. Потемнели небо и земля, и трава от горя поседела. Что ни день, то черный гул набата. Это брат идет войной на брата. Князь на князя наступает ежась: «То мое, - кричит, - И то мое же!» Малую обиду, как большую, Раздувают братья и бушуют. О себе лишь в гордости радеют. Половцы же скачут по уделам. Малой силой, быстрыми бросками Русь терзают острыми клыками.»

-Чем отличается перевод М. Вишнякова, нашего современника, от плача Ярославны, написанного Иваном Козловым, современником Пушкина? ( Ритм более быстрый, современный, создается впечатление, что речь идет о событиях недавних. Но идея остается та же – призыв к борьбе за свободу родины, боль за погибших…)

14)Но «Слово» звучит не только устно, оно повлияло на развитие ВСЕЙ культуры.

5.Рефлексия.

1)В чем главное значение «Слова»? - В ее идее: единение славян перед нашествием врага.

2)Эта мысль проходит через века и, самое главное, - она была высказана вовремя. И долго будут помнить русичи слова неизвестного автора: Слайд №8.

ОТ УСОБИЦ КНЯЖЬИХ – ГИБЕЛЬ РУСИ!

БРАТЬЯ СПОРЯТ – ТО МОЕ И ЭТО!

ЗЛОЙ РАЗДОР ИЗ МАЛЫХ СЛОВ ЗАВОДЯТ,

НА СЕБЯ КУЮТ КРАМОЛУ САМИ,

А НА РУСЬ С ПОБЕДАМИ ПРИХОДЯТ

ОТОВСЮДУ ВРАГИ ЛИХЫЕ.

3)Актуально ли это произведение сегодня?

4)Мальчики, наши защитники, мы живем в трудное время. Пусть же вас воодушевляет к подвигам и неизвестный поэт XII века.

Слайд №9.

Звучит отрывок «Слова» на древнерусском языке:

НЕ лепо ли ны бяшетъ, братие, начяти старыми словесы трудныхъ повестий о пълку Игореве, Игоря Святъславлича? Начати же ся тъй песни по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню! Боянъ бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы.

6.Домашнее задание.

Невозможно не любить свою Родину, о чем говорит нам поэт далекого XII века, не защищать ее. Поэтому ваше домашнее задание будет связанно с темой нашего сегодняшнего урока - написать сочинение

«Непреходящее значение «Слова о полку Игореве» или

«Каким я представляю себе автора «Слова».

«Как изменилась литература с появлением «Слова».

«Слово» - величайший памятник прошлого».

«Жизнь «Слова» в других видах искусства».










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!