Бархатова Людмила Павловна
учитель русского языка и литературы
МБОУ « Алмалинская СОШ».
Название предмета : литература
Класс: 9
УМК:
1.«Программа общеобразовательных учреждений. Литература». Под редакцией В.Я.Коровиной, М., Просвещение, 2009 год.
Учебник:
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература. 9 класс. В 2 частях, М., Просвещение 2014 год.
Методическая литература:
- Беленький Г.И.. Читаем, думаем, спорим. 9 класс. М.: Просвещение, 1996 год
- Беляева Н.В. , Еремина О.А. Уроки литературы в 9 классе. Методические советы. Книга для учителя. Просвещение, 2008 год
- Литература: Русская классика (избранные страницы). IX класс. Учебник-практикум для общеобразовательных учреждений. Под ред. Г. И. Беленького. – М., 1997.
- Коровина В.Я., Коровин В.И., Збарский И.С. Литература, 9 класс. Методические советы. М., Просвещение, 2003 год
Уровень обучения: базовый
Тема урока: «Значение «Слова о полку Игореве» для русской литературы».
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 3ч.
Место урока в системе уроков по теме: 3
Цель урока: связать прошлое с настоящим, прививая любовь к Отечеству, гордость за свою Родину.
Задачи урока:
учить анализировать художественный текст, самостоятельной поисковой работе по заданной теме;
прививать интерес к культуре Родины;
обучение монологической и диалогической речи,
подготовка к домашнему сочинению по изучаемому произведению.
Планируемые результаты: определить значение «Слова…» для русской литературы, подготовиться к домашнему сочинению
Тех.обеспечение урока: компьютерная презентация.
Содержание урока:
Словарная работа: патриотизм, честолюбие, междоусобица.
Содержание урока:
Подготовка: сообщения учащихся, чтение наизусть, выпуск газеты.
Ход урока:
I.ВЫЗОВ.
Контрольный письменный опрос. Слайд №2.
-Какие исторические события легли в основу «Слова»?
-Назовите автора «Слова».
-Кем и когда было найдено «Слово»?
-Что является политическим центром «Слова»?
-Что является лирическим центром «Слова»?
-Кто написал оперу «Князь Игорь»? Сколько лет создавалась опера?
-Какие художники оставили репродукции к «Слову»?
-Чьи переводы «Слова» вы знаете?
-С какой птицей сравнивает себя Ярославна?
-Кого автор «Слова» называет Гориславичем? Почему?
-Определите жанр «Слова».
-Какова идея «Слова»?
2.Сообщение темы, постановка целей.
3.Актуализация знаний.
Учитель: Русская литература возникла как чуткий отзвук на все, что могло волновать человека, и стала художественной памятью того, что кровью сердца вливается из прошлого в настоящее, что предостерегает судьбу отчизны от несчастий, что обеспечивало единство великой русской земли, ее самобытность и национальную независимость. Ранней и самой замечательной исторической песней было «Слово о полку Игореве», написанное неизвестным автором. Сегодняшний урок – наш последний разговор на эту тему, подготовка к сочинению по «Слову о полку Игореву».
4.Аналитическая беседа. Слайд №3.
1)Какое впечатление «Слово» произвело лично на вас? Что вас взяло за душу?
2)Но «Слово» - это лишь отголосок, отзвук той тревожной эпохи, а чем же интересен XII век, почему мы вновь и вновь обращаемся к нему? ( сообщение уч-ся о культуре XII века, учебник, страницы 35-36 + книга Д. С. Лихачева «Слово культуры его времени»)
3)Но, может быть, не стоит нам ворошить прошлое, тем более воспоминания совсем не о героическом походе русских витязей против половцев. Зачем мы вновь и вновь обращаемся назад, зачем нам память о прошлом?
4)А почему так глубок интерес к культуре Древней Руси? ( Память о прошлом, знание прошлого – это приобщение каждого гражданина к истории, к культуре, к делам и подвигам предков – ПРИРАСТАНИЕ К ОТЕЧЕСТВУ. Оттого изучение наследия русского народа – неотъемлемая часть проявления любви к своему народу. И совсем не странно, что интерес к Древней Руси и ее искусству, к ее прошлому очень велик, и не только в нашей стране, но и во всем мире. Достаточно сказать, что первые 20 томов Трудов отдела древнерусской литературы АН СССР (Пушкинский дом) переизданы за рубежом дважды – в США и ФРГ. Литературные памятники Древней Руси переводятся и издаются даже в Японии, Индии, Финляндии, Турции, Италии.)
5)Какие страницы (картины) «Слова» вас поразили больше всего? (затмение и воля Игоря, гибель его брата, плач Земли русской, его побег и радость Родины)
6)Давайте остановимся на двух немаловажных моментах «Слова…»: плен Игоря и плач Ярославны . слайд № 4
Сообщение ученика: ИГОРЬ (в крещении Георгий) СВЯТОСЛАВИЧ (03.04.1151-29.12.1202), великий черниговский князь. Сын великого черниговского князя Святослава Ольговича. Главный герой “Слова о полку Игореве”.
В 1180-98 княжил в Новгороде-Северском, в 1198-1202 владел Черниговским княжеством. Игорь был участником многих усобиц, воевал с половцами. В 1185 он вместе с тремя другими князьями совершил поход в глубь степей, намереваясь разгромить половецкие орды, обитавшие в Северном Причерноморье и Подонье, и вернуть утраченный город Тмутаракань на Таманском полуострове. Но войско Игоря потерпело поражение, а сам он попал в плен к половцам. Вернувшись на Русь, он с помощью великого киевского князя Святослава Всеволодовича пытался организовать отпор кочевникам.
Игорь сознавал гибельность для Руси феодальных усобиц. Находясь в плену, он с болью вспоминал, как сам разорял русские земли: “...много убийств и кровопролития совершил я в земле христианской... взял на щит город Глебов у Переяславля. Тогда немало зла приняли безвинные христиане, разлучаемые отец с детьми своими, брат с братом, друг с другом своим, жены с мужьями своими и дочери с матерями своими, а подруга с подругой своей. И все было сметено пленом и бывшей тогда скорбью. Живые мертвым завидовали, а мертвые радовались, ибо, как мученики, святым огнем от жизни этой приняли испытание. Старцы умерщвлялись, юноши же лютые и тяжелые раны принимали, мужей же отделяли одного от другого и рассекали на части. И то все сотворил я”.
Некоторые исследователи высказывали предположение, что Игорь является автором “Слова о полку Игореве”. О. М. Рапов.
Слушание арии Игоря.
а) заслушать арию Игоря « Ни сна, ни отдыха измученной душе… Мне ночь не шлет отрады и забвенья, Лишь прошлое я вновь переживаю Один в тиши ночей. И божье знаменья угрозу, И бранной славы пир веселый, Свою победу над врагом, И бранной славы горестный конец, Разгром, и рану, и мой плен. И гибель всех моих полков, Честно за Родину головы сложивших. Погибло все: и честь моя, и слава. Позором стал я земли родной. Смерть, постыдный плен – Вот удел отныне мой… А мысль, что все меня клеймят?
Припев: О, дайте, дайте мне свободу, Я свой позор сумею искусить. Спасу я честь свою и славу, Я РУСЬ ОТ НЕДРУГОВ СПАСУ.
7) Какие мысли не дают покоя князю? Как это отражено в музыке? Что он чувствует и как это показано? (музыкой, словами, сменой тональности и темпа музыки)
8) Почему Игорь так надеется, что чуткое сердце «голубки лады» поймет и простит его? О чем он сожалеет?
9) «И нет исхода мне! Ох, тяжко, тяжко мне! Тяжко сознанье бессилья моего!» - последние слова арии. Как вы их понимаете?( Именно Игорь, горя желанием вкусить Дону великого или «копие приломите конец поля Половецкого», прогнал благое время. И застонал Киев от горя, а Чернигов – от набегов.)
10)Отчего же нам все-таки жаль Игоря? Что в его арии трогает душу? Что главное в его монологе: дайте свободу, чтобы искупить личный позор?
Слайд №5.
11)Чтение «Плача Ярославны» в переводе Ивана Ивановича Козлова, поэта, переводчика, современника Пушкина. Литературным творчеством занялся после того, как ослеп в 1821 году. Его так же, как и Пушкина, привлекала красота и поэтичность «Слова». Перевод «Слова» (1825 год), а именно «Плача Ярославны» он посвятил княгине Зинаиде Александровне Волконской.
12) «Плач Ярославны…» А что такое «плач» на Руси (как жанр) и чем интересен плач самой Ярославны?
10)Вы слушали плач Ярославны в нескольких переводах. Что между ними общего? Есть ли различие? Плач Ярославны – это плач, горе только самой Ярославны?
( горе всех женщин земли русской, мужья и сыновья которых ушли на войну выполнять тяжкий, но почетный долг – защищать родину от супостата.)
13) подведем итог:
-Повлияло ли «Слово о полку Игореве» на дальнейшее развитие литературы Руси? Есть ли связь между веком XII и XIX-XX? Слайд №6. (Автор «Слова…» использовал фольклорные мотивы. Русские писатели продолжили традицию использования фольклорных мотивов в своих произведениях : Пушкин в «Сказке о мертвой царевне… », обращениях Елисея к Ветру, Солнцу и Месяцу следует традиции древней Руси, Н.В.Гоголь в повести «Тарас Бульба» (плач матерей по своим детям и вдов по своим мужьям); так же многозначительно то, что к переводу «Слова» обращались многие русские поэты: Жуковский, Майков, Бальмонт, Заболоцкий, Рыленков, Я.Купала, Т. Шевченко, Ф. Глинка, И. Бунин, М. Волонин, В. Хлебников, А. Мей. По подсчетам К. И. Чуковского – 44 и 45 раз – и всякий раз по-другому. Каждая эпоха отражала свое, каждый переводчик тоже. Наши современники также не обошли «Слово» вниманием. Это и Андрей Чернов, и Игорь Шкляревский, и Д. С. Лихачев. Давайте напомним себе отрывок из переложения «Слова» нашего современника, читинца, Михаила Вишнякова, работавшего над переложением 15 лет (1972-1987 года). Он считает перевод «Слова» главной работой в своей жизни. Слайд №7
Зачитывается наизусть отрывок подготовленным учеником:
«Не начать ли, братья и друзья, о походе Игоревом Слово? Долго помнит Русская земля кровь и раны князя удалого. Поведем же горестный рассказ по уставу воинского стана, по былинам, что дошли до нас, а не вещим вымыслам Бояна… Были годы древнего Трояна. Были Ярослава времена. Помнит Русь полынные курганы да князей старинных имена. Русь была свободною землею: русым полем, красною зарею, темным дубом на семи ветрах, первым станом, первою золою на крутых днепровских берегах. Невеселая година, братья. Не воскреснуть Игоревой рати. Мертвые коней не оседлают – пыль копыт в свой след не оседает. Уж Обида, обостряя раны, Прилетела в светлый край Бояна. Возле моря синего, у Дона, видя толпы русского полона, заплескала ветром и грозой, залилась горючею слезой. Перестали главные князья охранять заставы и пределы. Потемнели небо и земля, и трава от горя поседела. Что ни день, то черный гул набата. Это брат идет войной на брата. Князь на князя наступает ежась: «То мое, - кричит, - И то мое же!» Малую обиду, как большую, Раздувают братья и бушуют. О себе лишь в гордости радеют. Половцы же скачут по уделам. Малой силой, быстрыми бросками Русь терзают острыми клыками.»
-Чем отличается перевод М. Вишнякова, нашего современника, от плача Ярославны, написанного Иваном Козловым, современником Пушкина? ( Ритм более быстрый, современный, создается впечатление, что речь идет о событиях недавних. Но идея остается та же – призыв к борьбе за свободу родины, боль за погибших…)
14)Но «Слово» звучит не только устно, оно повлияло на развитие ВСЕЙ культуры.
5.Рефлексия.
1)В чем главное значение «Слова»? - В ее идее: единение славян перед нашествием врага.
2)Эта мысль проходит через века и, самое главное, - она была высказана вовремя. И долго будут помнить русичи слова неизвестного автора: Слайд №8.
ОТ УСОБИЦ КНЯЖЬИХ – ГИБЕЛЬ РУСИ!
БРАТЬЯ СПОРЯТ – ТО МОЕ И ЭТО!
ЗЛОЙ РАЗДОР ИЗ МАЛЫХ СЛОВ ЗАВОДЯТ,
НА СЕБЯ КУЮТ КРАМОЛУ САМИ,
А НА РУСЬ С ПОБЕДАМИ ПРИХОДЯТ
ОТОВСЮДУ ВРАГИ ЛИХЫЕ.
3)Актуально ли это произведение сегодня?
4)Мальчики, наши защитники, мы живем в трудное время. Пусть же вас воодушевляет к подвигам и неизвестный поэт XII века.
Слайд №9.
Звучит отрывок «Слова» на древнерусском языке:
НЕ лепо ли ны бяшетъ, братие, начяти старыми словесы трудныхъ повестий о пълку Игореве, Игоря Святъславлича? Начати же ся тъй песни по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню! Боянъ бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы.
6.Домашнее задание.
Невозможно не любить свою Родину, о чем говорит нам поэт далекого XII века, не защищать ее. Поэтому ваше домашнее задание будет связанно с темой нашего сегодняшнего урока - написать сочинение
«Непреходящее значение «Слова о полку Игореве» или
«Каким я представляю себе автора «Слова».
«Как изменилась литература с появлением «Слова».
«Слово» - величайший памятник прошлого».
«Жизнь «Слова» в других видах искусства».