СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературы в 9 классе по теме: "Н.В. Гоголь "Мертвые души". Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока литературы в 9 классе по теме: "Н.В. Гоголь "Мертвые души". Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.  В  конце нашего урока мы вынесем такое решение по отношению к главному герою произведения Н.В.Гоголя «Мертвые души» господину Чичикову.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы в 9 классе по теме: "Н.В. Гоголь "Мертвые души". Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.»



Тема:

Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Общие цели:

Учащиеся смогут проанализировать образ Чичикова; сделать выводы о том, кем является Чичиков. Смогут определить свое отношение к герою. Сделают для себя выводы о том, каковы их жизненные цели и приоритеты.

Результаты обучения:

Учащиеся знают:

- биографию Чичикова, историю его похождений;

Понимают:

- каковы причины поступков героя;

- что оказало влияние на формирование личности Чичикова;

Анализируют текст поэмы «Мертвые души» (11 глава); делают выводы, доказывают свою точку зрения.


Активные приемы обучения

«Ассоциации», «Анализ текста», «Таблица», «Кластер»

Обеспечение урока: таблица, текст поэмы «Мёртвые души», иллюстративный  материал по теме урока, фрагменты кинофильма «Мёртвые души» 

Ход урока

Этот характер самый трудный.

Н.Г.Чернышевский


  1. Орг. Момент


2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

. - Догадайтесь: о ком идет речь

О! Это чрезвычайно приятнейший, образованнейший человек. Удостоил нас с душенькой Лизанькой своим посещением… Уж такое, право, доставил наслаждение…майский день…именины сердца…Да, случай доставил мне счастье, можно сказать, образцовое говорить с Павлом Ивановичем и наслаждаться приятным разговором.


1.Прием «Ассоциации»


- В книгах, как и в жизни, мы встречаемся с «хорошими» и «плохими» людьми. Прочитав художественное произведение, посмотрев фильм, мы примерно так же оцениваем героев, деля их, как правило, на два разряда – положительные и отрицательные.


- Сегодня в конце нашего урока мы вынесем такое решение по отношению к главному герою произведения Н.В.Гоголя «Мертвые души» господину Чичикову.

2. Предварительная работа в парах.

Разделите, пожалуйста, ваши листы для индивидуальной работы на 2 части и запишите, какими качествами, по вашему мнению, должен обладать положительный герой, а какими отрицательный (время работы – 3 минуты).

Положительный герой

Отрицательный герой


- Давайте послушаем, что же у нас получилось?

- Спасибо! Ваши размышления и выводы очень интересны. Они помогут вам ответить на вопрос, поставленный в теме нашего урока, какого?:


- Как вы думаете, почему я дала вам такое необычное задание? Как оно связано с сегодняшним героем?


  1. Сообщение темы урока. Целеполагание.

Оценивать характеристику, поступки героя,

3) Актуализация знаний


- С каким из высказываний о Чичикове вы бы согласились и почему?

В.Кожинов «Чичиков по-настоящему сильная личность…»

П.Вайль «Заурядность, серость Чичикова.. ограниченность – главная его черта. Маленький человек с маленькими страстями»

А.И.Герцен «Один деятельный человек – Чичиков, и тот ограниченный плут»

В.Г. Маранцман «Чичиков, отличаясь от помещиков, тоже мёртвая душа. Ему недоступна «блистающая радость жизни»

Чичиков – новый герой эпохи?


4) Первичное усвоение новых знаний


1. Составление кластера «Чичиков-новый герой эпохи» - (ассоциации)


2. Чем близки помещики, с которыми встречается Чичиков, и сам герой?


Заполнение таблицы (раздаточный материал)


- Итак, Чичиков, в понимании критиков «плут», «синтетический характер», «заурядность», «приобретатель» - и совсем противоположная точка зрения: «сильная личность».

Послушаем тех, у кого Чичиков скупал мёртвые души. (Учащиеся читают эти характеристики – работа с текстом)

Помещики о Чичикове:

Манилов с восторгом отзывается о Чичикове, Коробочка считает его плутом, Ноздрёв имеет несколько мнений: от шпиона до наполеона, Собакевич с уважением думает о Чичикове как о большом мошеннике, Плюшкин до глупости и жадности своей благодарен Чичикову)

А что говорят о нём чиновники?

Губернатор считает Чичикова благонамеренным человеком. Такого же мнения и остальные, в том числе и дамы города NN).


таким образом, Чичиков произвёл на всех приятное впечатление. Значит он – хороший человек!? Да. Но в представлении кого? В представлении тех, кого Герцен назвал «мёртвыми душами», а Гоголь – «небокоптителями».


5) Первичная проверка понимания


Вопрос? Что же сближает Чичикова с помещиками?

(Учащиеся работают в группах. Каждая группа – по одному помещику.)

Задание: заполнить таблицу «Сходство Павла Ивановича Чичикова с помещиками»

(Полученные записи):

Помещик и его отличительная черта

(написано в таблице)

Как эта черта проявляется в характере Чичикова


(учащиеся заполняют самостоятельно)

Манилов - «слащавость», приторность, неопределенность

Все жители губернского города признали Чичикова мужчиной приятным во всех отношениях. «Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек. Все чиновники были довольны приездом нового лица. Губернатор об нём изъяснился, что он благонамеренный человек; прокурор – что он дельный человек; жандармский полковник говорил, что он ученый человек; председатель палаты – что он знающий и почтенный человек; полицмейстер – что он почтенный и любезный человек… Даже сам Собакевич, который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны… сказал ей (жене): «…преприятный человек»

В маниловском духе он размечтался на вечеринке у полицмейстера, воображал себя херсонским помещиком.

Коробочка – мелочная скаредность

Знаменитая шкатулка Чичикова, в которой всё разложено с такой же старательной педантичностью, как в комоде Настасьи Петровны Коробочки. Хранит в мешочке деньги

Ноздрёв - самовлюблённость

Желание и умение всем нравиться; испытывать расположение к себе со стороны всех – вот потребность и необходимость для Чичикова: «Герой наш отвечал всем и каждому и чувствовал какую-то ловкость необыкновенную; раскланивался направо и налево; по обыкновению своему несколько набок; но совершенно свободно, так что очаровал всех…»

Собакевич - грубая прижимистость и цинизм

Даже Ноздрёв замечает, что в Чичикове нет «…никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич».

Плюшкин - собирание ненужных вещей и тщательное их хранение

Во время осмотра города NN «…оторвал прибитую к столбу афишу с тем, чтобы, пришедши домой, прочитать её хорошенько», а затем герой «…свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать всё, что ни попадалось».

ИТОГ:

Характер Чичикова многогранен, герой оказывается зеркалом того помещика, с которым встречается, потому что в нём есть те же качества, которые составляют основу характера помещиков.


Результаты работы. Вывод


Чичиков не заботится об общественном благе. С точки зрения нравственных критериев, таких, как забота об общественном благе, о справедливости, о ближнем, Чичиков ничем не лучше помещиков: вся его деятельность корыстна и противоречит высоким идеалам нравственности и человечности.

Таким образом, Чичиков является «собирателем» отрицательных черт всех помещиков.


6) Первичное закрепление


Какие качества отличают Чичикова от других героев произведения?


У Чичикова есть прошлое. В отличие от помещиков вся его жизнь проходит перед нами.

Проследим по тексту историю жизни Чичикова. (работа с текстом)

История Жизни Чичикова (Гл. 11)

Учитель: Итак, что отличает Чичикова от помещиков?

(Запись в тетрадях):

  1. Характер дан в развитии;

  2. Чичиков обладает энергией и волей;

  3. Чичиковым «не овладело скряжничество и скупость». «В нём не было привязанности собственно к деньгам ради денег. Не, не они двигали им: ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах…»

  4. У Чичикова есть цель, к которой он, преодолевая любые преграды, неустанно стремится.

  5. Качества героя, способствовавшие карьерному росту, а следовательно, обогащению (условно положительные :

  • умение предпринять что-нибудь в нужный момент, спланировать «дело»;

  • целеустремлённость;

  • умение вести «дела» (из разряда нечистых);

  • умение поддерживать разговор;

  • широта интересов;

  • знание человеческой психологии;

  • умение произвести хорошее впечатление;

  • типичная внешность делового благополучного человека;

  • приспособляемость;

  • умение выстоять «под ударами судьбы»


(Проблемный вопрос!): Итак, в Чичикове есть всё, что ведёт к карьерному росту, к обогащению. Если создать портрет Чичикова по этим характеристикам, то получится портрет интересного молодого человека. Почему же автор всё же называет Чичикова подлецом?


?? (учащиеся пробуют ответить)

Чтобы понять, почему автор так называет Чичикова, надо посмотреть, на что направлена вся его энергия, какова его цель в жизни, какие средства он использует для её достижения.

Единственная цель – деньги. Нет нравственных идеалов. Все средства для достижения цели хороши: спекуляция, угодничество, предательство, обман, взяточничество, казнокрадство, махинации (афера с мёртвыми душами).

Чичиковым движет одна страсть – приобретение. Может быть, желание иметь деньги не так уж и плохо. Но дело в том, что для Чичикова нравственные идеалы отсутствуют и он не гнушается, не брезгует никакими средствами.

Наряду с положительными качествами явно проступают отрицательные: (запись в тетрадях)

  • лицемерие;

  • безнравственность;

  • предательство;

  • угодничество;

  • подхалимство;

  • взяточничество;

  • способность пуститься на любые аферы


Можно ли назвать Чичикова «мёртвой душой»?


8) Рефлексия (подведение итогов занятия)


А теперь вернёмся к нашим вопросам в начале урока:

«Кто же такой Чичиков…» запишите высказывание того литературоведа, которое вам ближе».

Рефлексия.

- Поднимите руки те, кому сегодняшний урок помог лучше понять поэму Гоголя.

- Стала ли личность писателя вам ближе, понятнее или нет?

- Над какими нравственными, морально-этическими вопросами заставляет задуматься образ Чичикова?

- Зачем нужна человеку «живая» душа?

- Что важнее: материальное или духовное?

- К чему приводит отсутствие высоких моральных принципов и ориентиров?

11. Домашнее задание.

- Дома предлагаю вам поразмышлять над вопросом: «

. Кто же такой Чичиков? Синквейн «Чичиков-новый герой эпохи» - окончание работы.










Манилов: “Павел Иванович?! О! Это чрезвычайно приятнейший, образованнейший человек. Удостоил нас с душенькой Лизанькой своим посещением… Уж такое, право, доставил наслаждение…майский день…именины сердца…Да, случай доставил мне счастье, можно сказать, образцовое говорить с Павлом Ивановичем и наслаждаться приятным разговором.



Коробочка: “А! Тот приезжий-то? Купил он тогда мёртвые души у меня за 15 рублей. И птичьи перья тоже покупает. И много всего обещался накупить. И в казну сало тоже ставит, и потому, наверно, плут.



Ноздрёв: “Кто Чичиков? Да большой мошенник он. Если бы я был его начальником, то, ей-богу, повесил бы его на первом дереве. Ещё хотел, свинтус он такой, скотовод этакой, увезти губернаторскую дочку. Я сам взялся помогать ему в этом деле, ведь мы с ним большие друзья! Хотите знать, кто Чичиков?! Да фетюк он, одним словом, фетюк. Сейчас видно, что двуличный человек. Теперь я его хорошо знаю, такая, право, ракалия. Я думал было прежде, что он хоть сколько-нибудь порядочный человек, а он никакого не понимает обращения. С ним нельзя никак говорить, как с человеком близким. Никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич, такой подлец!!!”.



Собакевич: “Чичиков - хороший человек.



Плюшкин: “Да, признаться сказать, мало проку я вижу в этом Чичикове: завёл пренеприличный обычай ездить в гости, а в хозяйстве-то упущения… да и лошадей корми сеном.







Губернатор: “Чичиков - благонамеренный человек”.

Прокурор: “Павел Иванович - дельный человек”.

Полицмейстер: “Он почтенный и любезный человек”.

Председатель палаты: “Знающий и почтенный человек”.

Дамы города NN: “Павел Иванович Чичиков?! Любезнейший и обходительнейший человек.










Этапы жизни

Описание

Детство

Не имел знатного происхождения, в семье не было материального достатка, всё было серо, уныло, болезненно – «вот бедная картина первоначального его детства…», «кисло-неприютное» детство.

Образование:

А) наказ отца


















Б) обретение собственного опыта

Получил образование в классах городского училища, куда его отвёз отец и дал следующее наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход, всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, кто побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде тебя первый выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Всё сделаешь, всё прошибешь на свете копейкой».



Сумел построить отношения с товарищами так, что они его угощали; сумел собрать денег, пристрастив их к собственной копейке. Для накопления денег использовал любые возможности:

  • слепил из воска снегиря, раскрасил его и продал;

  • накупил на рынке съестного и предлагал товарищам побогаче, когда те проголодались;

  • выдрессировал мышь и продал её;

  • был самым прилежным и дисциплинированным учеником, умеющим предупреждать любое желание учителя.


Служба

А) начало службы




Б) продолжение карьеры

Местечко досталось ему ничтожное, жалованья тридцать или сорок рублей в год…» Благодаря железной воле, умению себе во всём отказать, сохраняя при этом аккуратность, сумел выделиться среди таких же «невзрачных» служащих;


Для продвижения карьеры воспользовался проверенным способом – угождение начальнику, найдя его «слабое место» - дочь, которую «влюбил» в себя. С этого момента он стал «человеком заметным».

Поменял два-три места, «добрался до таможни».

Приобретение «мёртвых душ»

После того как Чичикова выгнали со службы в таможне, он пробует найти новое дело. «И в ожидании лучшего принужден был даже заняться званием поверенного»

Появление в губернском городе

Применяя практическую сметку, обходительность и изворотливость, Чичиков сумел очаровать губернский город. Умеет найти подход к каждому.





Этапы жизни

Описание

Детство

Не имел знатного происхождения, в семье не было материального достатка, всё было серо, уныло, болезненно – «вот бедная картина первоначального его детства…», «кисло-неприютное» детство.

Образование:

А) наказ отца


















Б) обретение собственного опыта

Получил образование в классах городского училища, куда его отвёз отец и дал следующее наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход, всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, кто побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде тебя первый выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Всё сделаешь, всё прошибешь на свете копейкой».



Сумел построить отношения с товарищами так, что они его угощали; сумел собрать денег, пристрастив их к собственной копейке. Для накопления денег использовал любые возможности:

  • слепил из воска снегиря, раскрасил его и продал;

  • накупил на рынке съестного и предлагал товарищам побогаче, когда те проголодались;

  • выдрессировал мышь и продал её;

  • был самым прилежным и дисциплинированным учеником, умеющим предупреждать любое желание учителя.


Служба

А) начало службы




Б) продолжение карьеры

Местечко досталось ему ничтожное, жалованья тридцать или сорок рублей в год…» Благодаря железной воле, умению себе во всём отказать, сохраняя при этом аккуратность, сумел выделиться среди таких же «невзрачных» служащих;


Для продвижения карьеры воспользовался проверенным способом – угождение начальнику, найдя его «слабое место» - дочь, которую «влюбил» в себя. С этого момента он стал «человеком заметным».

Поменял два-три места, «добрался до таможни».

Приобретение «мёртвых душ»

После того как Чичикова выгнали со службы в таможне, он пробует найти новое дело. «И в ожидании лучшего принужден был даже заняться званием поверенного»

Появление в губернском городе

Применяя практическую сметку, обходительность и изворотливость, Чичиков сумел очаровать губернский город. Умеет найти подход к каждому.





Этапы жизни

Описание

Детство

Не имел знатного происхождения, в семье не было материального достатка, всё было серо, уныло, болезненно – «вот бедная картина первоначального его детства…», «кисло-неприютное» детство.

Образование:

А) наказ отца


















Б) обретение собственного опыта

Получил образование в классах городского училища, куда его отвёз отец и дал следующее наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход, всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, кто побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде тебя первый выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Всё сделаешь, всё прошибешь на свете копейкой».



Сумел построить отношения с товарищами так, что они его угощали; сумел собрать денег, пристрастив их к собственной копейке. Для накопления денег использовал любые возможности:

  • слепил из воска снегиря, раскрасил его и продал;

  • накупил на рынке съестного и предлагал товарищам побогаче, когда те проголодались;

  • выдрессировал мышь и продал её;

  • был самым прилежным и дисциплинированным учеником, умеющим предупреждать любое желание учителя.


Служба

А) начало службы




Б) продолжение карьеры

Местечко досталось ему ничтожное, жалованья тридцать или сорок рублей в год…» Благодаря железной воле, умению себе во всём отказать, сохраняя при этом аккуратность, сумел выделиться среди таких же «невзрачных» служащих;


Для продвижения карьеры воспользовался проверенным способом – угождение начальнику, найдя его «слабое место» - дочь, которую «влюбил» в себя. С этого момента он стал «человеком заметным».

Поменял два-три места, «добрался до таможни».

Приобретение «мёртвых душ»

После того как Чичикова выгнали со службы в таможне, он пробует найти новое дело. «И в ожидании лучшего принужден был даже заняться званием поверенного»

Появление в губернском городе

Применяя практическую сметку, обходительность и изворотливость, Чичиков сумел очаровать губернский город. Умеет найти подход к каждому.





Этапы жизни

Описание

Детство

Не имел знатного происхождения, в семье не было материального достатка, всё было серо, уныло, болезненно – «вот бедная картина первоначального его детства…», «кисло-неприютное» детство.

Образование:

А) наказ отца


















Б) обретение собственного опыта

Получил образование в классах городского училища, куда его отвёз отец и дал следующее наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход, всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, кто побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде тебя первый выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Всё сделаешь, всё прошибешь на свете копейкой».



Сумел построить отношения с товарищами так, что они его угощали; сумел собрать денег, пристрастив их к собственной копейке. Для накопления денег использовал любые возможности:

  • слепил из воска снегиря, раскрасил его и продал;

  • накупил на рынке съестного и предлагал товарищам побогаче, когда те проголодались;

  • выдрессировал мышь и продал её;

  • был самым прилежным и дисциплинированным учеником, умеющим предупреждать любое желание учителя.


Служба

А) начало службы




Б) продолжение карьеры

Местечко досталось ему ничтожное, жалованья тридцать или сорок рублей в год…» Благодаря железной воле, умению себе во всём отказать, сохраняя при этом аккуратность, сумел выделиться среди таких же «невзрачных» служащих;


Для продвижения карьеры воспользовался проверенным способом – угождение начальнику, найдя его «слабое место» - дочь, которую «влюбил» в себя. С этого момента он стал «человеком заметным».

Поменял два-три места, «добрался до таможни».

Приобретение «мёртвых душ»

После того как Чичикова выгнали со службы в таможне, он пробует найти новое дело. «И в ожидании лучшего принужден был даже заняться званием поверенного»

Появление в губернском городе

Применяя практическую сметку, обходительность и изворотливость, Чичиков сумел очаровать губернский город. Умеет найти подход к каждому.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!