СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературы в 7 классе "Уметь любить человека"( по рассказу А.Платонова "Юшка")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы в 7 классе "Уметь любить человека"( по рассказу А.Платонова "Юшка")»



Методическая разработка урока литературы в 7 классе

с использованием технологии критического мышления



Тема урока «Уметь любить человека»

(по рассказу А.П. Платонова «Юшка»)




























Урок подготовила: учитель

русского языка и литературы Б.М.Сабанчиева










Урок – мастерская по рассказу А. П. Платонова «Юшка».( 1 СЛАЙД)

Тема урока: «Уметь любить человека»

Тип урока: мастерская ценностных ориентаций и творчества.

Форма организации познавательной деятельности: работа в проблемных группах.

Оборудование: музыка Джеймса Ласта, рабочие листы с заданиями, опорные слова, мультимедиапроектор, «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова.

Технологии:

- технология критического мышления;

- использование ИКТ;

-игровые технологии;

-здоровьесберегающие технологии;

- использование элементов проблемного обучения;

- использование элементов исследовательской работы на уроке.

Цели урока:

Обучающие: создать условия для осмысления общечеловеческих проблем, поднятых А. П. Платоновым в рассказе «Юшка». Помочь разобраться в главной идее рассказа – каждый человек неповторим, а потому и бесценен.

Развивающие: развивать креативные способности, монологическую речь, навыки выразительного чтения, умение подбирать материал, ассоциативное мышление, читательский интерес, умение работать в группе.

Воспитательные: воспитывать личность духовно-нравственную, толерантную, творческую, помочь ученикам раскрепоститься, раскрыть свои индивидуальные способности, почувствовать себя личностью, приобщить к радости сотрудничества.

Формируемые УУД:

Познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез.

Регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действия партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные – установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, способность к самооценке своих действий, поступков.


Оборудование и материалы к уроку: презентация, музыка Джеймса Ласта «Одинокий пастух», таблички с вопросами для каждой группы, колпачки :черные, красные, белые, желтые.

Цветок «Любовь» с лепесточками( 4 шт.),сердечки двусторонние для рефлексии, эпиграф к уроку для доски, пирамидальное письмо на каждого ученика, одежда Диогена(тога, фонарь и лавровый венок).




Эпиграф:

«Нам жизнь дана, чтобы любить…» Ф.И. Тютчев.

Ход урока          

Вступительное слово учителя:

-Давным-давно, еще в 4 веке до нашей эры жил древнегреческий философ Диоген Синопский, И вот как –то в полдень он вышел на людную площадь

( сценку разыграть. Диоген Синопский(5-4 века до н.э.), в тоге и лавровом венке с фонарем в руках заходит в кабинет и, разглядывая внимательно учеников, обходит их, а дети кидают реплики, слова автора- учитель произносит)


-Что ты ищешь, Диоген, днем с фонарем? - спрашивали его афиняне.

 -Я ищу человека, - отвечал он

-  Кого именно?

-Меня?

-А может меня?

-Или его?

                                            -Ищу человека, - повторял мудрец, вглядываясь в лица

своих сограждан, и продолжал свой путь по городской площади.


Учитель:-Как вы думаете, ребята, а кого же искал Диоген?

Ответы учеников:-Человека настоящего, доброго, милосердного, с чистым сердцем.

Учитель:-А какой он, настоящий человек?(2 СЛАЙД)

Ученики:

-Добрый

-милосердный

-любящий окружающих

 Учитель:      Обратите внимание, как связались слова – понятия между собой: продолжите (СЛАЙД 3)

«Если ты человек, ты должен (уметь любить);

«Чтобы уметь любить, ты должен быть (Человеком)

«Если ты умеешь любить, ты (Человек) (СЛАЙД 4)

Итак, ребята, тема нашего урока так и называется «Уметь любить человека» (СЛАЙД 5)

     

Учитель:

- Попробуйте теперь сами сформулировать цель нашего урока, на какие вопросы мы должны будем найти ответ?

- Что значит быть человеком?

- В чём сущность человека, его назначение?

- Что значит любить человека? (6 СЛАЙД)

Учитель:

-Ответы на поставленные вопросы мы попробуем найти в рассказе А.П.Платонова «Юшка», но для этого нам нужно будет всмотреться в каждую строчку этого произведения.

-Слова стихотворения Федора Ивановича Тютчева созвучны теме нашего урока.(7 СЛАЙД)

Нам жизнь дана, чтобы любить,

 Любить без меры, без предела

И всем страдальцам посвятить

Свой разум, кровь свою и тело.(Табухов)


Нам жизнь дана, чтоб утешать

Униженных и оскорбленных

И согревать и насыщать

Увечных, слабых и бездомных.(Вороков)


Нам жизнь дана, чтоб до конца

Бороться с тьмой, бороться с ложью

И сеять  в братские сердца

одну святую правду Божью.(Алкашев)


А правда в том, чтобы любить,

любить без меры, без предела

И всем страдальцам посвятить

Свой разум, кровь свою и тело. (Енгоян)

1 этап урока «Индукция»

(процесс логического вывода при помощи перехода от частного к общему)

Задача: создание эмоционального настроя, мотивации дальнейшей деятельности.


Учитель:

-Сегодня мы в литературной мастерской. А значит, мы с вами мастера. И инструментами нашими будут СЛОВО и ТВОРЧЕСТВО.

Цель нашей мастерской: обратиться к рассказу А. П. Платонова «Юшка», осмыслить проблемы, которые поднимает автор в рассказе. Соотнести их с нашей сегодняшней жизнью. Учиться работать в группах. Раскрыть свои способности вы сможете в творческой работе, которая и будет итогом нашей мастерской.

Учитель

Ребята, давайте сначала проведем словарную работу. Была дана исследовательская работа: найти значение и этимологию некоторых слов из рассказа «Юшка». (СДАЙД 8)

ЗНАЧЕНИЕ ИМЕН ЮШКА, ЕФИМ .

СЛОВ :

БЛАЖЕННЫЙ, ЮРОДИВЫЙ(РАССКАЗ О ВАСИЛИЕ БЛАЖЕННОМ)

(АХАМИНОВ)Юшка – это не прозвище, как думают многие читатели, а уменьшительно-ласкательное имя, которое в Воронежской губернии образовалось от южнорусского варианта имени Ефим – Юхим. (СЛАЙДЫ 9, 10)

Но слово юшка в том же южнорусском диалекте означает жидкую еду наподобие супа, вообще жидкость и даже кровь. Таким образом, имя героя как бы говорящее.

(Оно намекает на способность героя приспособиться к жёсткому злому миру, как приспосабливается вода к форме сосуда. А может быть, имя – намёк на смерть героя, умершего от открывшегося кровотечения, очевидно, спровоцированного ударом в грудь.)

Это имя тоже говорящее. Ефим  – это благочестивый, благожелательный, священный. Оно очень подходит главному герою.


Выясним лексическое значение слов: юрод и блаженный. Зачитайте из домашней работы толкование этих слов. (СДАЙД 11)

  • Блаженный - 1.В высшей степени счастливый. 2. Не совсем нормальный.

3.То же, что святой

  • Блажной (просторечное) – взбалмошный, неуравновешенный, сумасбродный.

    • Это отрицательные черты характера, которые иногда присущи и вам, нужно постараться избавиться от них.

  • Юродивый - безумный, божевольный, от роду сумасшедший; народ считает юродивых Божьими людьми. (Из словаря В.И.Даля).

  • Юрод блаженный человек – аскет, обладавший, по мнению верующих, даром прорицания

Выступление ученика.(Арамисов) (СДАЙД 12)

Издавна на Руси было много блаженных. Люди, желавшие принять на себя подвиг юродства, раздавали свое имущество бедным и нищим и уходили из дома.

Таким был и Василий блаженный, живший во времена Ивана Грозного. Василий блаженный родился в крестьянской семье около 1564 года. Когда ему исполнилось 16 лет, он ушел из родного дома и от мастера, у которого обучался сапожному делу. Сам царь любил и почитал Василия блаженного, а когда блаженный умер, то нес его гроб до могилы. Подвиг юродства Василия блаженного продолжался 72 года. В народе его звали чудотворцем. Мощи блаженного были положены в Васильевском приделе Московского Покровского собора. Но собор этот более известен как собор Василия Блаженного. Великую память заслужил Василий блаженный.

2 этап урока « Социоконструкция».

Учитель: (СДАЙД 11)

-Работа в проблемных группах в нашей литературной мастерской с использованием приема

 «6 колпаков мудрости и критического мышления»:

1 колпак – белый: изложение фактов, описаний.

2 колпак– красный: эмоциональное восприятие текста.

3 колпак– черный: критическое, негативное, что есть в рассказе.

4 колпак – желтый : апологетический (обращает внимание на то, что есть положительного).

Учитель: Апологетический/АПОЛО́ГИЯ, -и, ж. (книжн.). Неумеренное, чрезмерное восхвалениезащита кого-чего-н.

(Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.)


5 колпак – синий: аналитический, поисковый.

6 колпак – зеленый: творческий.

Учитель:- Эти два последних колпака мы с вами, ребята, наденем , когда будем выполнять домашнее задание.

Мы с вами наденем мыслеварительные колпаки 4-х цветов. Какой колпак на себя наденем, такую мысль в ней и породим.



Инструкция учителя к групповой работе. (СДАЙД 13)

1 группа «Белые колпаки мудрости»(раздать каждому по одному)

Найдите в тексте фразы, характеризующие Юшку (Составьте портретную характеристику). Попробуйте охарактеризовать Юшку одним определением.


2 группа «Красные колпаки мудрости» (раздать каждому по одному)

Проанализируйте эпизод истязания Юшки детьми. Какие чувства вызвал эпизод?


3 группа «Черные колпаки мудрости» (раздать каждому по одному)

Найдите цитаты, характеризующие отношение взрослых к Юшке, и ответьте на вопрос: «Почему взрослые жестоки к Юшке?»


4 группа «Желтые колпаки мудрости» (раздать каждому по одному)

Отношение Юшки к людям. Почему Юшка не обижался на людей, как это его характеризует?


Ребята, у каждой группы есть свой лист с заданиями.

Задача: внимательно прочитать задания, обдумать, обсудить в группе и дать ответ от группы. Ответ обязательно подтверждайте текстом произведения! На выполнение этой работы даю вам 4 минуты.

Звучит тихо музыка (Джеймс Ласт «Одинокий пастух») (СДАЙД 14)

3 этап «Социализация».


Выступление групп.

Портретная характеристика Юшки. (СДАЙД 15)

Вопросы 1группе-«Белые колпаки»

Примерные ответы

1. Назовите настоящее имя героя.


2. Кто такой был Юшка?






3. Какая внешность была у Юшки?






4. В какой одежде он ходил?










5. Где Юшка жил и чем питался?







6. Как Юшка работал?













7. Охарактеризуйте Юшку одним определением.

1. Ефим Дмитриевич.


2. Юшка был «старый на вид человек. Работал подручным помощником у главного кузнеца. Он носил в кузницу воду, песок, уголь; раздувал мехом горн… делал всякую другую работу, которую надо было делать».

3. «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы». ( про то, что глаза-зеркало души, а душа у Юшки плакала-т.к.глаза всегда мокрые)

4. «..Одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженных искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой; зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые подшивал с осени и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару».

5. «Юшка жил на квартире у хозяина кузницы, на кухне. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар... У Юшки были свои: он их должен покупать на свое жалованье - 7 рублей и 60 копеек в месяц. Но Юшка чаю не пил и сахару не покупал, а пил воду...»

6. Он работал с утра до ночи. «Утром он шел в кузницу. А вечером шел обратно на ночлег. Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу, то старики и старухи подымались и говорили, что вон Юшка уж работать пошел, пора вставать, и будили молодых. А вечером, когда Юшка проходил на ночлег, то люди говорили, что пора ужинать и спать ложиться - вон Юшка уж спать пошел».



  • Слабый

  • Жалкий

  • Неказистый

  • Невзрачный

  • Тихий

  • Скромный

  • Незаметный

  • Кроткий

  • «Ветхий», т.е. такой, который должен вызывать сочувствие и сострадание у тех, кто находится рядом. А что же происходит на самом деле?


Вывод:

Сострадание - жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека».

Дети - Юшка(СДАЙД 16)

Вопросы 2 группе-«Красные колпаки»

Примерные ответы

1. Как относились к Юшке дети и подростки?







2. Как вёл себя Юшка?





3.А что делали дети?




4.Почему они бросали в него комья земли?









5.Почему Юшка не сердился на детей, а даже радовался?




6.Любили ли Юшку дети на самом деле?


7.А почему дети не умеют любить человека?

1. «Увидев тихо бредущего старого Юшку, дети переставали играть на улице и бежали за Юшкой и кричали:

Вон Юшка идет! Вон Юшка! Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку».



2. Он не обижался на детей и даже не закрывал своего лица.


3.Они снова бросали в него комья земли, толкали, ударяли его.


4.Потому что он был не такой, как все взрослые, которые погнались бы за ними с хворостиной. Потому что детям нужно было,

«чтоб он отозвался им злом и развеселил их», потому что им было скучно.

        

5.«Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви и поэтому терзают его».


6.Нет.


7. Их никто не учил любить. И с Юшкой они обращались так потому, что взрослые относились к нему жестоко. Они и детям говорили: «Вот ты будешь такой же, как Юшка! Вырастешь и будешь ходить летом босой, а зимой в худых валенках, и все тебя будут мучить, и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду!»


Дети—Юшка

  • «…ветки, камешки, сор …бросали в Юшку»

  • «…удивлялись, что живой, а не серчает…»

  • «…хотели, чтобы отозвался злом и развеселил их…»

  • «…радовались, что можно делать, что хочешь…»

Вывод: Отнюдь не злоба, не ненависть к Юшке движут детьми. Дети ждут естественной реакции в подобной ситуации («как все большие делают») - зла в ответ на зло. Зло для детей – источник радости и веселья, игра; им хочется, чтобы Юшка «отозвался им злобой и развеселил их». К тому же дети повторяют поступки взрослых…

Физминутка( 17)

  • Закройте глаза, поднимите руки вверх, потянитесь к солнышку, почувствуйте тепло

  • Улыбнитесь, представьте, что это ЛЮБОВЬ

  • Возьмите ее, прижмите к сердцу

  • Пусть она поселится там навсегда, ребята

  • Расслабьтесь, откройте глаза.

  • Любите все живое вокруг, ребята. Любите и берегите друг друга!


Взрослые – Юшка(СДАЙД 18)

Вопросы к 3 группе-«Черные колпаки»

Примерные ответы

1.Как относились взрослые к Юшке?








2.Почему люди мучили Юшку, «потешались над ним и терзали его?»



3.Почему Юшка так кротко переносил все побои и никогда не возражал своим мучителям?


4. Любил ли его народ?














5.Был ли прав взрослый человек, называя Юшку юродом? Чем похож Юшка на юродивых?









1.Взрослые относились к Юшке еще хуже, чем дети. Если детские сердца были наполнены злом, то сердца взрослых - лютой яростью. Лютая ярость - это гнев, причиняющий мучения.



2.Взрослые мучили и били Юшку потому, что считали, что он виноват в том, что им плохо. Они вымещали на Юшке свое горе и обиду.

3.Он был уверен, что народ его любит. «Он меня без понятия любит», - говорил Юшка.


4.Нет. Люди «не разрешали ему ходить улицей и тело калечили». Потому что Юшка был не такой, как все. Он был незлобный, терпеливый, кроткий. Людей раздражало, что он не был похож на них. «Да что ты такой блажной, непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное? Ты живи просто и ясно, как я живу, а тайно ничего не думай! Говори, будешь жить, как надо? - говорил взрослый человек Юшке. Взрослый же человек называл Юшку «животное такое», «Божье чучело», «юрод негодный».


5.Выступление подготовленного ученика.

У Юшки, как и у юродивых, была некрасивая внешность, старая одежда и изношенная обувь. Он с кротостью сносил издевательства над собой и так же любил тех, кто над ним издевался. И он так же отказывал себе в еде и одежде. Он отказывал себе в еде и одежде для того, чтобы его приемная дочь могла учиться и пить чай с сахаром.

Вывод: Какие ассоциации вызывает у вас образ Юшки?

Ассоциации с Нагорной проповедью Иисуса Христа (на доску прикрепляются слова из

(СДАЙД 19) « Евангелия от Матфея»): «…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благодарите ненавидящих вас и молитесь за обижающих и гонящих вас».

Юшка - воплощенное добро.

Юшка – люди(СДАЙД 20)

Вопросы 4 группе-«Желтые колпаки»

Примерные ответы

1. Почему осерчал Юшка?Подберите синонимы к слову «осерчал».Почему ни один из этих синонимов не подходит?








2.Что отвечает Юшка на слова «весёлого прохожего»?(прочитать диалог «веселого прохожего» и Юшки)


3.Как вы понимаете слова Юшки?

4.А.Платонов пишет: «Без Юшки жить людям стало хуже». Почему?




5.Неужели только в этом предназначение Юшки, предназначение Добра? Ведь у Юшки была какая-то тайна.Стали бы когда-нибудь уважать Юшку, если бы он не умер от удара веселого человека?






1.Подберите синонимы:

  • Рассердился

  • Разозлился

  • Разгневался

  • Возмутился

  • Вознегодовал

«Осерчал» - это по-детски, как любящий дедушка на внука…

2. «Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя…А по надобности все равны».

3.Все имеют право на жизнь. Она дана нам свыше, и никто не имеет право отнять ее.

4.Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство».Таким образом, Зло, сталкиваясь с Добром, «гасилось» им.

5.Наверное, стали бы, потому что он вырастил хорошую дочь. Она и внешне была похожа на Юшку: «Девушка на вид была тщедушна и невелика ростом, но мягкое чистое лицо ее было столь нежно и кротко, а большие серые глаза глядели так грустно. Словно они готовы были вот-вот наполниться слезами».

Когда Юшка уходил из города, люди думали, что «в дальней деревне живет Юшкина любимая дочь, такая же незлобная и лишняя людям, как и отец». Но оказалось, что она стала самым необходимым человеком в городе. «Девушка-врач осталась навсегда в нашем городе. Она стала работать в больнице для чахоточных, она ходила по домам, где были туберкулезные больные, и ни с кого не брала платы за свой труд. Теперь она сама уже состарилась, однако по-прежнему весь день она лечит и утешает больных людей, не утомляясь облегчать страдание и отдалять смерть от ослабевших. И все ее знают в городе, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью».

Она лечила людей и любила их, так же, как Юшка. Но Юшку она любила «всем теплом и светом своего сердца». С ней в городе стало лучше. И с Юшкой в городе тоже было лучше, потому что когда он умер, «.. .вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними...» Люди не понимали, что надо жить любя Друг друга, как любили друг друга Юшка и его приемная дочь - «больше всего на свете и всем теплом и светом своего сердца...»


 Вывод:

Кто пришел проститься с Юшкой?

(Все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку и потешался над ним, и мучил его при жизни).

Ребята, проститься, значит, попросить прощения, простить себя?

(Суффикс –ся – возвратный, он показывает, что действие направлено на себя. Я думаю, люди пришли «проститься» – простить себя, попросить прощения у Юшки за себя).

В финале рассказа Юшка обретает и любовь, и уважение. Вспоминают, например, его имя.

Добро, к сожалению, не всегда побеждает в жизни. Но Добро, Любовь не иссякают после смерти человека. Добро прорастает и дает свои плоды. Юшка живет в докторше. (СДАЙД 21)

На доску вывешиваются слова из «Евангелия от Матфея»:

«Так всякое добро приносит и плоды добрые»

Вот, оказывается, в чем был смысл жизни для Юшки.

Жизнь Юшки – это пример служения людям и любви к ним.

«Афиширование»

Составление синквейна. (СДАЙД 22)

Юшка.
Зрячее сердце.
Сочувствовать, сопереживать, помогать.
Больно одному - больно всем.
Любовь
(воплощенное добро).

Юшка

Добрый, всепрощающий.

Помогает, прощает, любит.

Своим добром побеждает зло.

Добро(Любовь).

Учитель: (СДАЙД 23)

-Что же хотел сказать своим рассказом А. П. Платонов?  

Надо любить людей «всем теплом и светом своего сердца», «Любить людей всем теплом и светом своего сердца» - вот вывод, напрашивающийся после прочтения и разбора рассказа.

- Как бы вы поступили, если бы в жизни вам встретился такой, как Юшка?

- Что нужно делать, чтобы Добра и Любви в мире было больше?

(СДАЙД 24) Учитель: Считаете ли вы, что проблема человечности и любви к ближнему актуальна в наши дна? Если да, попробуйте доказать. (В мире много зла: идёт война на Украине, гибнут люди, не всегда человек бережно обращается с природой, обижает животных, слабых, …но всё же, я считаю, что хорошего в жизни больше).


Заключительное слово учителя: (СДАЙД 25)

 - У вас на столах цветочки, я им дала такое имя «Любовь»

 Давайте на лепестках подпишем, в чем проявляется любовь.

(Милосердие, забота, участие, доброта,  внимание, жалость, сочувствие, сострадание, жертвенность)

Рефлексия.

Если вам понравился урок, вы узнали что-то новое и ценное для себя, поднимите красное сердце.

Если же наоборот-белое.


Выставление отметок


Домашнее задание: (СДАЙД 26)

Выполните задание (письменно):

1. «Пирамидальное письмо» (по рассказу «Юшка»).

« Пирамидальное письмо».

1.О чём этот рассказ? (1 слово).

2.Характер рассказа. (2 прилагательных).

3.Место и время действия (3-4 слова).

4. Главные события в рассказе (5-6слов).

5. Главные герои, какие они? (7-8 слов).

6.Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец рассказа? (8-9 слов).

7.О чём этот рассказ?(1 предложение).

8. Ваше мнение (10-12слов).


(СДАЙД 27) Завершить наш урок я хотела бы формулой жизни по А.Платонову

(стихотворение Елены Туррка) Учитель и ученики вместе:

Ученики задают вопросы, учитель-отвечает.

Благодарить?


Благодарить...


За боль?


За боль еще важнее!


Простить обидчика?


Простить...


Он слаб и в страхе. Ты сильнее.


Принять скорбящего?


Принять его все скорби и тревоги...


Поднять упавшего?


Поднять...Он твой собрат. Один из многих.


Благословить?
Благословить...
И проклинающих?


Их тоже...


Любить жестокий мир?


Любить...
Его спасти ЛЮБОВЬ лишь может...


Мне хотелось бы, чтобы эта формула жизни стала и вашей!

Дорожите друг другом, помогайте друг другу












« Пирамидальное письмо».

1.О чём этот рассказ? (1 слово).

2.Характер рассказа. (2 прилагательных).

3.Место и время действия (3-4 слова).

4. Главные события в рассказе (5-6слов).

5. Главные герои, какие они? (7-8 слов).

6.Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец рассказа? (8-9 слов).

7.О чём этот рассказ?(1 предложение).

8. Ваше мнение (10-12слов).




























Юшка – это не прозвище, как думают многие читатели, а уменьшительно-ласкательное имя, которое в Воронежской губернии образовалось от южнорусского варианта имени Ефим – Юхим.

Но слово юшка в том же южнорусском диалекте означает жидкую еду наподобие супа, вообще жидкость и даже кровь. Таким образом, имя героя как бы говорящее.

Оно намекает на способность героя приспособиться к жёсткому злому миру, как приспосабливается вода к форме сосуда. А может быть, имя – намёк на смерть героя, умершего от открывшегося кровотечения, очевидно, спровоцированного ударом в грудь.

А полное имя его мы узнаём лишь в конце рассказа из уст его приёмной дочери - Ефим Дмитриевич. Это имя тоже говорящее. Ефим  – это благочестивый, благожелательный, священный. Оно очень подходит главному герою


  • Блаженный - 1.В высшей степени счастливый.

2. Не совсем нормальный.

3.То же, что святой

  • Блажной (просторечное) – взбалмошный, неуравновешенный, сумасбродный.

    • Это отрицательные черты характера, которые иногда присущи и вам, нужно постараться избавиться от них.

  • Юродивый - безумный, божевольный, от роду сумасшедший; народ считает юродивых Божьими людьми. (Из словаря В.И.Даля).

  • Юрод блаженный человек – аскет, обладавший, по мнению верующих, даром прорицания


Выступление ученика.

Юрод - юродивый, блаженный... Издавна на Руси было много блаженных. Люди, желавшие принять на себя подвиг юродства, раздавали свое имущество бедным и нищим и уходили из дома.

Таким был и Василий блаженный, живший во времена Ивана Грозного. Василий блаженный родился в крестьянской семье около 1564 года. Когда ему исполнилось 16 лет, он ушел из родного дома и от мастера, у которого обучался сапожному делу. Стал жить на московских площадях и улицах. Зимой и летом ходил он нагим и притворялся лишенным дара речи. Сам царь любил и почитал Василия блаженного, а когда блаженный умер, то нес его гроб до могилы. Подвиг юродства Василия блаженного продолжался 72 года. В народе его звали чудотворцем. Мощи блаженного были положены в Васильевском приделе Московского Покровского собора. Но собор этот более известен как собор Василия Блаженного. Великую память заслужил Василий блаженный.


Портретная характеристика ЮШКИ


Вопросы 1группе-«Белые колпаки»

Примерные ответы

1. Назовите настоящее имя героя.


2. Кто такой был Юшка?






3. Какая внешность была у Юшки?






4. В какой одежде он ходил?










5. Где Юшка жил и чем питался?







6. Как Юшка работал?













7. Охарактеризуйте Юшку одним определением.

Вывод:

Сострадание - жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека».


Дети - Юшка

Вопросы 2 группе-«Красные колпаки»

Примерные ответы

1. Как относились к Юшке дети и подростки?






2. Как вёл себя Юшка?





3.А что делали дети?




4.Почему они бросали в него комья земли?









5.Почему Юшка не сердился на детей, а даже радовался?




6.Любили ли Юшку дети на самом деле?


7.А почему дети не умеют любить человека?


Дети—Юшка

Вывод: Отнюдь не злоба, не ненависть к Юшке движут детьми. Дети ждут естественной реакции в подобной ситуации («как все большие делают») - зла в ответ на зло. Зло для детей – источник радости и веселья, игра; им хочется, чтобы Юшка «отозвался им злобой и развеселил их». К тому же дети повторяют поступки взрослых…











Взрослые – Юшка

Вопросы к 3 группе-«Черные колпаки»

Примерные ответы

1.Как относились взрослые к Юшке?








2.Почему люди мучили Юшку, «потешались над ним и терзали его?»



3.Почему Юшка так кротко переносил все побои и никогда не возражал своим мучителям?


4. Любил ли его народ?














5.Был ли прав взрослый человек, называя Юшку юродом? Чем похож Юшка на юродивых?









.

Вывод: Какие ассоциации вызывает у вас образ Юшки?

Ассоциации с Нагорной проповедью Иисуса Христа (на доску прикрепляются слова из

« Евангелия от Матфея»): «…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благодарите ненавидящих вас и молитесь за обижающих и гонящих вас».

Юшка - воплощенное добро.




Юшка – люди

Вопросы 4 группе-«Желтые колпаки»

Примерные ответы

1. Почему осерчал Юшка? Подберите синонимы к слову «осерчал».Почему ни один из этих синонимов не подходит?








2.Что отвечает Юшка на слова «весёлого прохожего»?(прочитать диалог «веселого прохожего» и Юшки)


3.Как вы понимаете слова Юшки?

4.А.Платонов пишет: «Без Юшки жить людям стало хуже». Почему?




5.Неужели только в этом предназначение Юшки, предназначение Добра? Ведь у Юшки была какая-то тайна.Стали бы когда-нибудь уважать Юшку, если бы он не умер от удара веселого человека?







 Вывод:

Кто пришел проститься с Юшкой?

(Все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку и потешался над ним, и мучил его при жизни).

Ребята, проститься, значит, попросить прощения, простить себя?

(Суффикс –ся – возвратный, он показывает, что действие направлено на себя. Я думаю, люди пришли «проститься» – простить себя, попросить прощения у Юшки за себя).

В финале рассказа Юшка обретает и любовь, и уважение. Вспоминают, например, его имя.

Добро, к сожалению, не всегда побеждает в жизни. Но Добро, Любовь не иссякают после смерти человека. Добро прорастает и дает свои плоды. Юшка живет в докторше.

«Так всякое добро приносит и плоды добрые»

Вот, оказывается, в чем был смысл жизни для Юшки.

Жизнь Юшки – это пример служения людям и любви к ним.



Нам не дано предугадать,
 Как наше слово отзовется,-
 И нам сочувствие дается,
 Как нам дается благодать…
Ф.И.Тютчев





«…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благодарите ненавидящих вас и молитесь за обижающих и гонящих вас». (Из Нагорной проповеди Иисуса Христа)







«Так всякое добро приносит и плоды добрые»

«Евангелие от Матфея»









Верю я, придёт пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Б.Пастернак















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!