СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературы "Мотив одиночества в лирике Лермонтова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по мотивам одиночества в  лирике М.Ю. Лермонтова.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы "Мотив одиночества в лирике Лермонтова"»

Урок литературы в 6-м классе "Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова”.

МКОУ”Сагасидейбукская СОШ “ учитель русского языка и лит. Магомедова Д.К.

Цель урока: расширить представление о творчестве русского поэта, М.Ю. Лермонтова.

Задачи урока: дать понятие о мотиве в лирике; выявить мотив лермонтовских стихотворений; формировать навыки анализа поэтического текста (стихотворения «Тучи» “Утёс”, “Листок” «На севере диком»);  развивать у учащихся творческие способности, навыки выразительного чтения стихотворений; литературоведческий аппарат, аналитические способности, наблюдательность; воспитывать стремление к знаниям; прививать любовь к классической поэзии, ценностное отношение к своему культурному наследию.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебники, рабочие тетради по литературе.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение для усвоения материала.1 слайд

Сегодня на уроке мы с вами, ребята, познакомимся с жизнью и творчеством известного русского поэта 19 века М.Ю.Лермонтова. Вы видите, что поэт изображен в военной форме,( на плечо наброшена лохматая бурка, фоном виднеются горы Кавказа.) Но самое - главное- это лицо, печальное, напряженное, с тоской в глазах. Поэт обладал большими, карими глазами, сила которых до сих пор остается загадкой. Поэт прожил очень короткую, трагическую жизнь, но успел за эти немногие годы написать много прекрасных стихотворений .

Я не хочу, чтоб свет узнал

Мою таинственную повесть,

Как я любил, за что страдал,

Тому судья лишь бог да совесть..

2 слайд Родители

Род Лермонтовых ведет свое начало из Шотландии. Его потомок Тома Лермонт, автор романа в стихах «Тристан и Изольда». Один из этого рода- Юшко (Георг) с 1613г на царской службе в Москве, получил во владение земли за Костромой и положил начало русским Лермонтовым, предкам отца поэта. В ночь на 3 октября 1814 года в маленьком домике у Красных Ворот, в семье отставного капитана Юрия Лермонтова родился сын Михаил. Юрий Петрович, отставной пехотный капитан, из обедневшей дворянской семьи; мать, Мария Михайловна, урожденная Арсеньева (из рода Столыпиных) принадлежала к богатой и знатной семье. Отец Лермонтова был небогат и незнатен. Брак был, по тогдашним понятиям, неравным. В 1817 году умерла мать Лермонтова (в возрасте 21 года). Смутно помнил Лермонтов ласковые руки и слабый голосок матери, напевавшей ему грустную песню.

3 слайд Бабушка

Бабушка Лермонтова по материнской линии Елизавета Арсеньева нежно полюбила внука, но терпеть не могла отца его. На этой почве начались семейные распри. Семейные отношения с ее смертью еще более обострились. Отец должен был отказаться от сына, чтобы сохранить ему наследство: таково было требование бабушки. Лермонтов любил и бабушку и отца. Оставшись на попечении бабушки, благодарный ей за ее любовь к нему, он не мог, однако, не думать об отце. Бабушка очень любила внука, заботилась о нем, дала хорошее образование. Он владел английским, французским, немецким языками . Лермонтов играл на скрипке и рояле, флейте, пел, сочинял музыку на собственные стихи.

4 слайд Имение в Тарханах

Лермонтову не исполнилось и года, когда его перевезли из Москвы в Тарханы - в имение его бабушки. Здесь и прошло детство будущего поэта. Здесь он познал неброскую красоту среднерусской природы, приобщился к поэзии деревенского быта.

5 слайд Имение в Тарханах

Бабушка горячо любила внука и старалась сделать все, чтобы он не чувствовал себя сиротой. У него в Тарханах было несколько комнат в мезонине. В детской - изразцовая лежанка, обитые желтым шелком диванчик и кресла, стены тоже желтые, так что в солнечный день она светилась, как фонарик. Пол покрыт сукном - мальчик рисовал на нем цветными мелками. Первое время у него была нянька - дворовая женщина Марфа Максимовна Коновалова. Все ходили кругом да около Миши. Все должны были угождать ему, забавлять его. Зимой устраивалась гора, на ней катали Мишеля . Во всех играх Лермонтов - командир, неистощимый на выдумки.

6 слайд Сказочный и романтический мир

В детстве к маленькому Мише приходили крепостные крестьянки и рассказывали «сказки про волжских разбойников», и его воображение наполнялось чу­десами дикой храбрости и картинами мрачными... Картины природы оживали в воображении маленького Лермонтова и становились волшебными. "Когда я еще мал был, я любил смотреть на луну, на разновидные облака, которые в виде рыцарей со шлемами теснились вокруг нее», позднее писал Лермонтов. Идеальный — романтический и сказочный — мир, который жил в воображении юного Лермонтова, «отложился» впоследствии во многих его лирических созданиях.

7 слайд Учеба и образование

В Москве, во время учения в Университетском благородном пансионе, Лермонтов очень радовался встречам с отцом, который приезжал на считанные дни два-три раза в год. Он дарил отцу свои рисунки и стихи и доволен был, что они переходят в столь любимые руки. В 1827 году бабушка повезла Мишу в Москву - она решила поместить его в Университетский благородный пансион, но прежде нанять ему учителей на год, чтобы он смог поступить сразу в четвертый класс. Почти каждую неделю бабушка устраивала детский бал. Вместе с семьей Мещериновых (соседи и дальние родственники) Лермонтов побывал в Большом театре на комической опере "Князь-невидимка". После этого затеяли у Мещериновых делать дома кукольный театр - театр марионеток. Миша лепил из воска головы, руки, ноги, а все остальное делалось из всякой мишуры, бумаги, бусин, палочек, тряпок. Бабушка делала все для единственного, обожаемого внука.

1 сентября 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в Московский университетский благородный пансион, одно из лучших учебных заведений России. Получает гуманитарное образование, которое пополняет самостоятельным чтением. В пансионе пишет стихи, очень рано осознав, что поэзия - его призвание. Осенью 1830 поступает в Московский университет на нравственно-политическое отделение, но ушел из университета в 1832г. В 1831 году умирает его отец. 4 ноября 1832 он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Два года, проведенные в обстановке казарменной муштры, были, по его словам, "страшными". По окончании Школы в 1834 произведен из юнкеров в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка, стоявшего в Царском Селе.

Кумиром поэта был Пушкин. Когда Пушкин погиб, Лермонтов написал резкое обвинительное стихотворение «Смерть поэта», 3 марта 1837 поэт был арестован по делу "о непозволительных стихах", за которое он был сослан на Кавказ.

8 слайд Кавказ

Лермонтов был довольно болезненным мальчиком и бабушка трижды возила его на Кавказ к Горячим водам. Маленький Лермонтов с нетерпением ждал этой поездки. Ожидания не обманули будущего поэта. На Горячих водах (так до 1830 года назывался Пятигорск) он наблюдал нравы кавказских жителей, их мужество и ловкость. В окрестностях Горячих вод Лермонтов присутствовал на празднике горцев, где слушал песни народного певца, смотрел на скачки, состязания в стрельбе. Здесь он впервые испытал чувство любви. Позднее, в 1830г., он запишет об этом в дневнике: "Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея десять лет от роду? Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тетушка, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет девяти. Я ее видел там. Я не помню, хороша она была или нет. Но ее образ и теперь еще хранится в голове моей". Впечатления от этих поездок остались у Лермонтова в памяти на всю жизнь, нашли отражение в раннем творчестве. "Кавказ", (1830); "Синие горы Кавказа, приветствую вас!", (1832). В 1837 году Лермонтов был переведен из гвардии в Нижегородский драгунский полк и 1 апреля отправился из Петербурга на Кавказ. Почти все, что создал Лермонтов в период между двумя ссылками, так или иначе связано с Кавказом.

9-10 слайд Лермонтов- художник

Уже в детстве проявились особенности таланта Лермонтова. Его образы почти всегда зрительные. Вот как он сам говорит об этом в автобиографических заметках: "Помню облако, которое небольшое, как бы оторванный клочок черного плаща, быстро неслось по небу: это так живо передо мною, как будто вижу.

Физминутка .

  1. Ученица: Я с болью прочитала о том, что поэта воспитывала бабушка Елизавета Арсеньева, потому что мама мальчика умерла, когда ему едва исполнилось два годика. Бабушка обвиняла в смерти своей единственной дочери отца будущего поэта и не разрешала им видеться. Я думаю, что Михаил втайне надеялся, что его отношения с отцом возобновятся.

  2. Ученик: А я запомнил такую деталь: Михаил Юрьевич получил прекрасное домашнее воспитание, знал французский и английский языки. Прекрасно лепил из воска, играл на скрипке, возился с теневым театром и чудесно рисовал! Это был очень талантливый человек, хотя совсем одинокий!

  3. Учитель: Да, одиночество стало основной темой творчества поэта. Давайте обратимся к тексту стихотворения и истории его создания, а затем прокомментируем ваши рисунки.

  4. Ученица: В 1840 году, когда были написаны эти замечательные строки, поэт поссорился с известным во Франции сыном посла и стал поневоле участником дуэли, которые были запрещены. М.Ю. Лермонтову из-за этого следовало покинуть северную столицу и отправиться на Северный Кавказ под пули горцев. Так с грустными мыслями об отъезде в кругу единомышленников родились эти знаменитые поэтические строчки. Сам автор, читая, плакал. Так горько и одиноко было на его сердце!

  5. Ученик: А я читал другие сведения о рождении этих стихов. Вы знаете, я тоже, как и Лермонтов, люблю рассматривать облака. Они всегда меняют свои причудливые формы. Ещё ребёнком Михаил Юрьевич смотрел в небо, наблюдая за тучами. Облака напоминали ему себя. Такие же пушистые, как стада овец на пастбище, такие же свободные в любое время года: и летом, и зимой, и весной, и осенью... Тучи, которым невозможно ничего запретить и как-то помешать...

  6. Учитель: Спасибо за ваш исследовательский материал, ребята. Однако каковы бы ни были ваши находки в создании чудесных на весь мир строк, ясно одно: лирический герой стихотворения действительно сравнивает себя с вечными скитальцами-тучами. А ведь этот образ для русской литературы не нов! Кто остановит тучи? Вот вы, ребята, смогли бы? Зададимся вопросом, а кто же такой странник? Есть ли у него настоящие друзья-единомышленники? Как ещё мы называем людей, не похожих на нас?

  7. Учитель: Автор пользуется в стихотворении специальными оборотами речи. Они называются риторическими обращениями. Такие вопросы никогда не требуют ответа. Запомните это, ребята! Автор хочет заставить нас, читателей, поразмышлять вместе с ним о жизни, о судьбе...А какие приёмы вы ещё можете назвать?

  8. Ученица: Я заметила, что тучи сами по себе, они вольные, и делают, что хотят. Лирический герой поэта мучается. Его тревожит то, что он должен уезжать «с милого севера в сторону южную» А у туч нет родины, поэтому их никто ниоткуда не прогонит.

  9. Учитель: Верно, это и есть изгнание, когда против своей воли приходится покидать близких и родных тебе людей. Тучам такие «страсти» не знакомы! Ребята, а в каких стихотворных строчках вы почувствовали противопоставление? Между чем и чем?

  10. Ответы учеников: Это родина и изгнание, родной край и несвобода.

  11. Учитель: Продолжим нашу дискуссию в группах. Назовите те выразительные средства, которые вы обнаружили в стихотворении «Тучи». Для этого поработайте в группах, выберите лидера, который сможет ответить на мой вопрос.

  12. Ответы детей: 1 группа: Эпитеты — «зависть тайная », « клевета ядовитая», « злоба открытая », « лазурная степь», « милый север», «жемчужная цепь».

  13. Учитель: Молодцы! Подумайте, с кем автор сравнивает себя? Можем ли мы сказать, что лирический герой - это сам автор? Докажите это текстом, аргументируйте свой ответ.

  14. Ученица: Думаю, автор и лирический герой – одно целое. Он размышляет о причинах, которые заставляют его подчиниться воле общества: неужели друзья могут стать злыми завистниками? Тогда в чём же смысл дружбы, ведь дружба проверяется как раз в беде и несчастье! Объект сравнения - тучи. Они счастливее поэта, потому что свободны сами выбирать свой путь! Мне очень понравилось это стихотворение! (Чтение стихотворения)

  15. Учитель:

  16. В далёкие годы детства тучи "преследовали" юношу. Они, как и молодой поэт, странствовали по миру, ища поддержки, опоры, верной дружбы. Тучи эти сопровождали автора и в последние месяцы перед дуэлью с Мартыновым, который поверил клевете и лживому обществу. Бывший товарищ предпочёл лишить жизни человека, имя которого теперь знает весь мир!

Михаил Лермонтов никогда не занимался литературными переводами, хотя в совершенстве владел несколькими иностранными языками. Поэт считал, что у него достаточно собственный мыслей и поэтических образов, чтобы заимствовать их у иностранцев. Тем не менее, зимой 1941 года, незадолго до трагической гибели, он записал в собственный дневник несколько версий перевода стихотворения из Лирического цикла Генриха Гейне, которое сегодня известно под названием На севере диком стоит одиноко. Почему же Лермонтов поступился своими принципами и все же сделал исключение для этого произведения?

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растёт.



1. На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна. (“На севере диком)

2. Но остался мокрый след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко. (“Утёс”)

3. Один и без цели по свету ношуся давно я… (“Листок”)

3. Работа со словом.

- Найдите однокоренные слова в приведённых строках. (Одиноко, одинокий, один, одиночество)

- Каким чувством пронизаны стихотворения поэта? (Чувством одиночества)

- Каково значение существительного одиночество? (Когда человек один, его никто не понимает, он чувствует себя лишним среди людей, ненужным или непонятым толпой, изгнанным или странствующим, ищущим свободы)

Слайд:

Один         чувство, которое испытывает  человек, ощущая себя лишним среди других людей; о

Одинок     когда рядом нет тех, с кем можно поделиться самым сокровенным.

В одиночестве    

Одиночество    

Одинокий    

4. Работа с эпиграфом.

И скучно, и грустно, и некому руку подать.
В минуту душевной невзгоды…

М.Ю.Лермонтов

- Эти строки М.Ю. Лермонтов написал в одном из своих произведений. О чём они говорят? (Об одиночестве)

5. Работа по теории литературы + проверка домашнего задания.

- Чувством одиночества пронизаны многие произведения М.Ю.Лермонтова. Такой

устойчивый образ в литературоведении называется мотив. (Мотив – это ведущая идея стихотворения или поэзии)

- Одиночество в поэзии выражает умонастроение поэта. Ни у кого из русских поэтов этот мотив не вырастал в такой всеобъемлющий образ, как у Лермонтова. Какие поэтические образы помогают создать это чувство в приведённых строчках стихотворений? (Сосна на голой вершине; листок, оторванный бурей, утёс).

6. Формулируется тема урока.

- Сегодня у нас заключительный урок по творчеству М.Ю.Лермонтова. Мы поговорим о произведениях поэта, ещё раз вспомним, что нам уже известно о нём и, возможно, откроем для себя ещё что-то новое. Тема нашего урока - “Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова”

7. Работа с поэтическими произведениями.

- Почему же одиноки лермонтовские герои? В чём причина их одиночества? Попробуем разобраться вместе.

1) Прослушивание аудиозаписи стихотворения “Утёс”.

2) Анализ.

- Что почувствовали, когда слушали стихотворение?

- О чём оно? (О неразделённой любви и непрочности человеческих связей вообще)

- Какие центральные образы вы увидели в произведении? (Тучка и Утёс)

- Какие качества они олицетворяют? (По ходу анализа составляется схема)

- Похожи они или совсем разные? (Разные)

- Что определяет их различие? (Две противоположные стихии; невозможность соединения; одиночество утёса)

- Какой художественный приём использует поэт? (Антитеза)

- Какие выразительные средства углубляют мотив одиночества? Найдите их в стихотворении.

3) Выразительное чтение стихотворения “Листок” (Читает заранее подготовленный учащийся)

4) Анализ стихотворения.

- О чём это произведение? Какие слова являются снова ведущими? (О бесприютности и одиночестве гонимого ветром листка)

- Как построено стихотворение? Каким приёмом снова воспользовался поэт? (Антитеза – листок и чинара)

- Как показаны бесприютность и одиночество листка? Какие слова помогают увидеть это. (Родимый, гонимый, докатился)

- Почему чинара не хочет приютить странника?

- Какой основной мотив стихотворения?

- С какими стихотворениями связаны стихи “Утёс” и “Листок”? “Тучки небесные”, “На севере диком”)

8. Выводы.

- Почему именно мотив одиночества преобладает в произведениях Лермонтова? Вспомните биографию Лермонтова.

- Как вы понимаете значение слова исповедь? Подберите однокоренные слова. (Учащиеся дают ответы: исповедать, исповедаться, исповедальный, то есть, рассказать о том, о чём не всем расскажешь, о самом сокровенном, о том, что у человека в душе)

- Можно ли стихотворения поэта назвать исповедью! (Да)

- Как всякий настоящий поэт, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедался в своих произведениях, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его и как поэта, и как человека.

10. Заключительное слово

На протяжении всей жизни Лермонтова преследовало непреодолимое чувство одиночества. Ранняя смерть матери, трагедии в личной жизни – всё это оставило неизгладимый след в душе поэта. Кроме того, Лермонтов был поэтом-романтиком, а в романтизме мотив одиночества является одним из главных. Неудивительно, что тема одиночества в творчестве Лермонтова считается одной из основных. Её грустный мотив проходит почти через все его произведения.

…Везде один природы сын, 
Не знал он друга меж людей:
Так бури ток сухой листок
Мчит жертвой посреди степей!

Домашнее задание (совмещает в себе элементы творческой и поисковой работы).

1) Прочитайте дома другие стихи М.Ю.Лермонтова, выберите те, где бы ведущим мотивом был мотив одиночества. Нарисуйте иллюстрации к стихотворению «Листок» и на этом же листе напишите отрывок из текста стихотворения.

2) Подготовьте выразительное чтение наизусть одного из стихотворений, прочитанных сегодня на уроке. (На выбор)

3)Проиллюстрировать стихотворение «Листок».




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!