СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературного чтения по теме " Небольшие рассказы Л. Н. Толстого о детях"( послебукварный период)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 1 классе . Чтение небольших рассказов о детях. 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературного чтения по теме " Небольшие рассказы Л. Н. Толстого о детях"( послебукварный период)»

Урок литературного чтения в 1 классе Б

Учитель : Колычева В. С.



Тема

Небольшие рассказы Л. Н. Толстого о детях

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого, его произведениями, совершенствования навыков выразительного чтения, развития устной речи и логического мышления

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Читают самостоятельно рассказы Л. Толстого; определяют смысл поступка героев; придумывают свои рассказы на определенные жизненные ситуации

Личностные результаты

Соотносят поступки с моральными нормами; оценивают свои и чужие поступки

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания; логические – соотносят поступки героев со своими собственными.

Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Основное содержание темы, понятия и термины

Л. Н. Толстой. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка

Образовательные ресурсы

Портрет Л. Н. Толстого. Выставка книг Л. Н. Толстого

Ход урока

Этап урока
Методы и приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный

Словесный – слово учителя

1 мин

– Проверим готовность к уроку.

Всем-всем добрый день!

Я рада встрече с вами!

Надеюсь, сегодня вы порадуете меня.

- А с каким настроением вы пришли на урок?

Поприветствуйте друг друга.

- Здравствуй, друг!


- Как ты тут?


- Где ты был?


- Я скучал!

- Ты пришел!

- Хорошо!


Приветствовать учителя

Настраиваться на работу

( Жмут друг другу руки)

( Хлопают друг друга по плечу)

( Осторожно треплют за ухо)

( Складывают руки на груди)

( Разводят руки в стороны )

(Обнимаются)



Р: Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.

Постановка учебной задачи


III . Актуализация знаний. Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности.

1. Речевая разминка





Работа над стихотворением. ( Тексты лежат у детей на партах.)

Читает учитель:






Словесный – строят речевое высказывание







2. Словарная работа.






3. Звуко-буквенный анализ слова ДРУЖБА

Постановка темы урока









4. Работа с выставкой книг.



















5.Физкультминутка















2 мин















2мин



















5мин





















3мин



















1мин

- Ребята, выполняя задания, вы узнаете о чём будем говорить на уроке.

Работа со скороговоркой.

- Послушайте текст и скажите, к какому жанру он относится?

Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно. ( Текст на слайде)
Обижать друзей не нужно.  (Учитель читает громко, дети повторяют тихо)

-Что я сейчас прочитала? ( Скороговорку)

- Для чего нужны скороговорки?( отвечают)

- Как их нужно произносить? (Быстро, отчетливо)

- Ребята, какой звук повторяется в этой скороговорке? (звук Ж- согласный, твердый (непарный), звонкий (глухая пара – звук Ш).



Как начну конфеты есть,
У меня друзей не счесть.
А закончились конфеты
И друзей в помине нет.

За конфету каждый друг
Так и рвёт её из рук.
Ну, зачем мне дружба эта?
Я и сам люблю конфеты.

- Что мы сейчас прочитали? ( Стихотворение)

-Стихотворение тоже нужно читать быстро?

Задание: прочитать стихотворение выразительно, выделяя голосом выделенные слова. (Дети читают вполголоса).

- Можно ли таких друзей назвать настоящими?

Почему так считаете?

Выразительное чтение стихотворения (1-2 ученика).

- Что объединяет два этих произведения?

- Что для вас настоящая дружба?

- Посмотрите на доску и выберите лова, которые , по вашему мнению подходят для определения значения слова « дружба» . (слайд 3)

Дружба  это взаимопомощь, игра вместе, доверие, терпение, забота, защита.



А вот какое объяснение дается в словаре Ожегова.

Толковый словарь Ожегова: близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.


Друж-ба – [ д р у ж б а ] 2 сл., 6 б., 6 зв.

- Как думаете, о чем будем сегодня говорить на уроке? ( О дружбе)


Игра «Дешифровщик» ( Работа в парах)

- Зачеркните все буквы У и узнаете чьи произведения мы сегодня будем читать..

У у Л у ев уН уи уу ко ула уев уич Туу ол ууусу той. ( слайд 5)

(Лев Николаевич Толстой)



Правильно, сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством Льва Николаевича Толстого.

( слайд 6)


- Посмотрите на выставку книг.

На ней представлены книги Л. Н. Толстого.  

– Что общего у книг на нашей выставке?

– А чем они отличаются?

– Ребята, а что ещё вы заметили?

Авторы, которые хотят заинтересовать своего читателя, выносят на обложку самые яркие иллюстрации. Обычно книги с красочными картинками предназначены для детей.

– Посмотрите, ребята, есть ли у нас такие книги на выставке?

– А вот книги для взрослых картинок, как правило, не имеют. Найдите эти книги на нашей выставке.

– Какие рассказы Л. Н. Толстого вы читали и о чём они? («Правда всего дороже», где мальчик признался, что он разбил чашку. «Три калача и одна баранка», где автор высмеивает…… )

 Добрый день, мой милый друг (рукопожатие)

-Посмотри-ка ты вокруг (поворачиваем головы из стороны в сторону).

-Здесь есть ты (кладём правую руку на плечо соседа).

-Здесь есть я (кладём правую руку себе на грудь).

-Будем вместе (обе руки ладонями соединяем с руками соседа).

-Жить (хлопаем в ладоши)

-Дружить (соединяем руки ладонями).





Поддерживать учебный диалог


Слайд 1






Читать скороговорку




Слайд 2




Слушать других

Рассуждать о стихотворении








Работают в тетради и один ученик у доски





Различают книги, написанные для детей и взрослых.

Отличают книги, написанные для детей.









П: формулировать ответы и выводы












К: слушать и понимать речь других












Р:понимать, что такое цели изучения раздела и где в учебнике они зафиксированы










Р: принимать и сохранять учебную задачу









К: слушать и понимать речь других


IV. Усвоение новых знаний и способов групповой деятельности.


























2. Работа с учебником, с. 92.


5 мин
































8 мин















1мин

1. Жизнь и творчество Л. Н. Толстого. Рассказ о жизни и творчестве

Л. Н. Толстого  (рассказывают ученики)

 - Книги великого русского писателя Л.Н. Толстого уже более ста лет с огромным интересом читают люди по всей Земле. Он был очень образованным человеком. Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828, в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии. Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо помнил ее. Отец Толстого был добродушным человеком, любил читать, охотиться. Рано умер. Воспитанием детей занималась дальняя родственница.

(Слайд 1,2,3,4)

Лев Николаевич Толстой всю свою жизнь провел в поселке Ясная поляна. Он очень любил родные места, любил гулять по лесу. В Ясной поляне им были написаны рассказы для детей. Поселившись в Ясной Поляне, он организовал более 20 школ для детей из бедных семей. (Слайд 5,6,7)

Л.Н. Толстой очень много писал произведений на нравственные темы. Его произведения помогают понять, как поступать можно, а как нельзя. У Л.Н. Толстого есть много интересных и поучительных рассказов и басен для детей, которые рекомендую вам прочитать. Он написал «Азбуку» и четыре «Русские книги для чтения». (Слайд 8,9)

А) Отгадайте загадку и узнаете о ком будем читать рассказ.

1) Помогаю человеку

Груз вожу, а с ним телегу,

Ветра бегаю быстрей,

Кто же я, скажи скорей! (Конь)

- А мы сейчас прочитаем рассказ о коне, но не настоящем, а игрушечном.

Б) Чтение рассказа учителем.

Все ли слова в рассказе понятны вам?

В) Чтение текста учащимися по цепочке .

Г) Беседа по содержанию.

- У кого был конь?

- Что произошло между Петей и Мишей?

- Кто решил их спор?

- Почему мама отобрала коня?

- Как могли бы играть мальчики?

Что бы вы им посоветовали?

- А с вами происходили такие ситуации?

- Что хотел нам сказать автор этим рассказом?

Какова главная мысль рассказа?


Физкультминутка для глаз.



Поддерживать учебный диалог


Воспринимать информацию


















Читать рассказы

Обдумывать поведение мальчика

Искать смысл рассказа



Искать ответ на вопрос












К: слушать и понимать речь других











К: знать ранее изученные правила








К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции.







П: анализируют объекты




Л:ЗОЖ

Решение частных задач

Словесный – отвечают на вопросы

Практический –изучение произведения

Словесный

– ответы на вопросы



Наглядный – рассматривают картинки

Словесный – отвечают на вопросы


10 мин































Д). Чтение рассказа «Помню я была мала…» (учащиеся читают про себя)

- О ком этот рассказ?

- Почему так решили?

Прочитайте первое предложение.

- Какая сумка получилась у девочки?

- Почему девочка гордилась своей работой?

- Эта девочка была очень мала, но какой ей хотелось быть? (Девочка хотела быть трудолюбивой)

- Ребята , как думаете , подходит этот рассказ к теме нашего урока?

- Почему? (Этот рассказ о желании быть самостоятельной и трудолюбивой)

- А какие произведения о дружбе вы читали ?


1. Обобщающая беседа.

- О каком писателе мы говорили на уроке?

- Что вы о нём узнали?

- Ребята, вы прочитали два рассказа о детях. Поступки и поведение, какое вам больше понравилось?

– Как вы думаете, какими хотел видеть детей Л. Н. Толстой?

– Чему же учат нас произведения Толстого?

Мне бы хотелось закончить урок словами одного мудреца: “В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы, исключить из жизни дружбу - это все равно, что лишить мир солнечного света”.

– А теперь давайте вернёмся к тому, что мы хотели узнать на уроке.

- Обо всём узнали?




Читать рассказ







Делиться собственным мнением







Поддерживать учебный диалог





Делиться своими мыслями





Обдумывать личный смысл учения



П: формулировать ответы и выводы


П: осмысленно читают текст



К: аргументировать свое мнение



П: осознанно строить ответ в устной форме

К: учитывать мнения своих одноклассников


К: аргументировать собственное мнение
П: строить речевые высказывания в устной форме.

Рефлексия

По содержанию

Словесный – ответы на вопросы

2 мин

Давайте поиграем в интересную игру. Называется она «Снежная королева». Вы помните эту сказку?

- У нее есть продолжение. Кай и Герда выросли и сделали волшебные очки, через которые можно разглядеть все то хорошее, что есть в каждом человеке. Давайте «примерим эти очки» и посмотрим внимательно друг на друга. Постарайтесь увидеть в своих одноклассниках как можно больше хорошего и рассказать об этом. Я начну первой ( даю образец описания). Кто желает примерить волшебные очки? ( По желанию дети «надевают волшебные очки» , 2-3 человека)

Дружба – это солнечный свет, солнце греет всю планету, а человека может согреть одно приятное, доброе слово, улыбка, с которой может начаться дружба. Ребята, повернитесь друг к другу, улыбнитесь, похвалите друг друга за отличную работу, взаимопомощь.

Спасибо за урок!



Подводить итоги урока


Р: осуществляют итоговый








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!